Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«10» марта 2021 г. Дело № А64-2741/2019
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Игнатенко В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.
рассмотрел дело № А64-2741/2019 по заявлению
Акционерного общества «Транснефть-Дружба» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Брянск
к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Мичуринск
о признании недействительными решений от 27.09.2018г. № 154, 61
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 31.01.2019 г. № 76;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 03.03.2020 № 05-12/03010, ФИО3, представитель по доверенности от 26.10.2020 № 05-12/13311; ФИО4, представитель по доверенности от 28.08.2020 № 05-12/0545.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Транснефть-Дружба» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тамбовской области № 154, 61 от 27.09.2018г.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении с учетом пояснений от 19.02.2021.
Представители ответчика, предъявленные требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Акционерное общество «Транснефть – Дружба» (сокращенное наименование – АО «Транснефть – Дружба») включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером <***>.
В качестве основного вида деятельности АО «Транснефть – Дружба» в ЕГРЮЛ указано транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
В своей деятельности Общество использует магистральные нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в том числе, недвижимые объекты: магистральные нефтепроводы, а также смонтированную на них запорную арматуру, которая, в свою очередь, отнесена Обществом к «движимому» имуществу, в частности: задвижки клиновые, задвижки шиберные, насосы нефтяные горизонтальные подпорные, электрохимзащита и др.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ местом нахождения общества является адрес: <...>.
Общество имеет обособленное подразделение на территории Тамбовской области- Филиал МИЧУРИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТРАНСНЕФТЬ -ДРУЖБА"(МРУ АО "ТРАНСНЕФТЬ - ДРУЖБА" ИНН <***> КПП 682702001), зарегистрированное по адресу: 393760, <...> б., которое с 30.04.1999 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области.
Общество представило в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тамбовской области уточненные налоговые декларации с корректировкой № 4 по налогу на имущество организаций за 2014 год (дата представления – 29.12.2017, сумма налога к уплате 71825029 руб.) и за 2015 год (дата представления – 26.12.2017, сумма налога к уплате 116438198 руб.).
По результатам камеральных налоговых проверок указанных деклараций инспекцией составлены акты камеральных проверок соответственно от 09.04.2018 №№ 884, 885.
В актах проверок налогового органа содержатся выводы о занижении обществом в перечисленных налоговых и отчетных периодах налоговой базы по налогу на имущество организаций, которое привело к занижению подлежащих уплате сумм налога на имущество в размерах: за 2014г. - 2599760 руб., за 2015 г. – 4568915 руб.
По итогам рассмотрения материалов проверок и представленных налогоплательщиком возражений на акты камеральных проверок Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области вынесены решения от 27.09.2018 №№ 61, 154 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми АО «Транснефть – Дружба» были доначислены суммы налога на имущество организаций за 2014 г. в размере 2599760 руб., за 2015 г. – 4568915 руб.
Соответствующие суммы отражены налоговым органом в карточке расчетов с бюджетом, налогоплательщику предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Полагая, что решения инспекции № 61, 154 от 27.09.2018 не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение № 05-09/2/71 от 24.12.2018, которым оспариваемое решения оставлены без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области №№ 61, 154 от 27.09.2018 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на следующее:
- спорное оборудование по своей природе соответствует признакам движимого имущества, было установлено в 2013 – 2015 годах, приобреталось по отдельным гражданско-правовым договорам и обоснованно учитывается обществом в качестве отдельных объектов основных средств. Спорное оборудование является самостоятельным объектом гражданских прав, оно не относится к недвижимости, может быть демонтировано и перемещено. Также оно может быть отчуждено и приобретено по отдельным договорам вне связи с судьбой самого объекта недвижимости в виде магистрального трубопровода. Наличие технологической связи между оборудованием, являющимся движимым имуществом, и самим сооружением не является основанием для отнесения оборудования к недвижимому имуществу и включения спорного оборудования в объект налогообложения по налогу на имущество организаций;
- часть основных средств не входит в Перечень имущества, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, и не является неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода, а именно: котел трехходовой стальной водогрейный, система вентиляции.
В оспариваемых решениях инспекция перечисленные выше основные средства указывает отдельно «по коду Вид имущества 3», соответственно данное имущество не относится к магистральному трубопроводу, в отличие от имущества «по коду Вид имущества 6», к которому ранее применялась пониженная налоговая ставка как технологической части магистрального трубопровода. Указанные основные средства не являются неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода также в силу своего назначения.
Налоговый орган считает оспариваемые решения законными и обоснованными по мотивам, изложены в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление, в обоснование возражений ссылается на то, что налогоплательщик необоснованно переквалифицировал часть имущества из категории недвижимого в категорию движимого, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на имущество. Общество ошибочно исключило из объекта налогообложения спорное оборудование, являющееся неотъемлемой технологической частью объекта недвижимости в виде магистрального трубопровода, то есть составной частью этого сооружения. Следовательно, стоимость такого оборудования должна была учитываться налогоплательщиком при исчислении налога в составе стоимости указанного объекта недвижимости, подлежащего обложению налогом на имущество организаций.
Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, при этом суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно данным ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности АО «Транснефть – Дружба» является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Как следует из материалов дела, что для этих целей общество использует магистральные трубопроводы (нефтепровод, нефтепродуктопровод) и соответствующее оборудование, которые числятся у него на балансе.
При этом в бухгалтерском учете магистральные трубопроводы обществом отражаются в качестве недвижимого имущества.
При подаче уточненных налоговых деклараций № 4 по налогу на имущество за 2014 и 2015 г. Обществопри определении налоговой базы и исчислении сумм налога на имущество организаций переквалифицировало часть объектов основных средств в качестве объектов движимого имущества, что повлекло за собой уменьшение остаточной стоимости недвижимого имущества
Согласно представленным налогоплательщиком документам в целях исчисления налога на имущество общество отнесло к движимому имуществу ряд основных средств (далее – спорное оборудование, объекты): задвижка шиберная/клиновая (500; 700; 800; 1000, 1200), задвижка, постоянный переезд через линейную часть, система ЭХЗ, приемно-раздаточное устройство ПРУ, электрохимзащита, подпорный насосный агрегат Д-1, насосный агрегат откачки утечек Д-1, система электроснабжения,КТП 6/0,4кВ 63 КВА-У1 Д-1, система охранного освещения КИТСО, насос НМ, система электроснабжения участка, временная камера СОД для н/п с условным проходом,временная камераСОД,электродвигатель синхронный, шкаф переходной 6 кВ, вантуз нефтепровода (1020; 1220), вантуз, регулятор возбуждения синхронного электродвигателя 6300 кВт, система телемеханики, система автоматики очистных сооружений (по коду Вид имущества - 6), а также система вентиляции котельной, котел трехходовой стальной водогрейный 5 мВт с горелками жидкотопливными модулируемыми (по коду Вид имущества - 3).
Линейная часть магистрального нефтепровода, на котором было установлено в 2013– 2015 годах спорное оборудование, была введена в эксплуатацию в период с 1962 по 1993 годы, что подтверждается Планом приватизации государственного предприятия - Производственное объединение магистральных нефтепроводов «Дружба», утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 11.03.1994 № 492-р.
Факт принятия перечисленного выше спорного оборудования на учет в состав основных средств в 2013-2015 годах подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в редакции, действовавшей в рассматриваемые периоды, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождались от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (пункт 11 статьи 381 Кодекса) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (пункт 3 статьи 380 названного Кодекса).
Кроме того, с 01.01.2013 в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса (в редакции, действующей в налоговых периодах в 2013 - 2014 годы.) не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
Согласно пункту 25 статьи 381 Кодекса (в редакции, действующей с 2015 года) освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.
В силу приведенных норм Кодекса объекты движимого имущества, принятые организацией с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, освобождались от налогообложения в рассматриваемые периоды.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В силу пункта 1 статьи 134 ГК РФ, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 2 статьи 133 ГК РФ замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.
Следовательно, приведенные положения ГК РФ допускают существование объекта недвижимого имущества в качестве неделимой вещи, которая может включать в себя составные части.
В соответствии с пунктами 3.18, 3.19 ГОСТ Р 55435-2013 "Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения" линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) - составная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода), состоящая из трубопроводов (включая запорную и иную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия), установок электрохимической защиты от коррозии, вдольтрассовых линий электропередач, сооружений технологической связи и иных устройств и сооружений, предназначенная для транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Магистральный нефтепровод (нефтепродуктопровод) - единый производственно-технологический комплекс, состоящий из трубопроводов и связанных с ними перекачивающих станций, других технологических объектов, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечивающий транспортировку, приемку, сдачу нефти (нефтепродуктов), соответствующих требованиям нормативных документов, от пунктов приема до пунктов сдачи потребителям или перевалку на другой вид транспорта.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 57385-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Тепловая изоляция труб и соединительных деталей трубопроводов" линейная часть магистрального трубопровода - это комплекс объектов магистрального трубопровода, включающий в себя трубопроводы, в том числе переходы через естественные и искусственные препятствия, запорную и иную арматуру, установки электрохимической защиты от коррозии, вдоль трассовые линии электропередач, сооружения технологической связи, иные устройства и сооружения, обеспечивающие его безопасную и надежную эксплуатацию, и предназначенный для перекачки нефти/нефтепродуктов между площадочными объектами магистрального трубопровода.
Из положений ГОСТа Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТа 9698-86 "Задвижки. Основные параметры" следует, что запорная арматура - это вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды. К запорной арматуре относятся задвижки, в том числе шиберные и клиновые.
Пунктом 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, предусмотрено, что в состав трубопроводов входят, в том числе:
трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;
головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;
компрессорные и газораспределительные станции и т.д.
Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" установлен аналогичный перечень имущества, входящего в состав магистрального трубопровода.
Согласно пункту 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, магистральный трубопровод - это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый сложный производственно-технологический комплекс, включающий в себя собственно трубопровод, линейные части, а также сооружения и оборудование, необходимые для его эксплуатации и являющиеся его неотъемлемой технологической частью. Назначение спорного оборудования - обеспечение функционирования и безопасности магистрального трубопровода. Объекты имущества, установленные на магистральном трубопроводе, образуют с магистральным трубопроводом единую функционально связанную систему, и, соответственно, не могут рассматриваться в отрыве от единого недвижимого комплекса - магистрального трубопровода.
При этом с учетом положений статей 130, 133 ГК Российской Федерации и приведенных правовых норм магистральный трубопровод прочно связан с землей, является объектом недвижимого имущества и по своей природе неделимой вещью, которая включает в себя необходимые для ее функционирования и обслуживания составные части.
Поэтому возможная замена при необходимости некоторых составных частей другими составными частями, само по себе не влечет изменение существенных свойств рассматриваемой вещи в виде магистрального трубопровода и не приводит к появлению иной вещи.
Кроме того, в силу Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере; нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера; налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункты 1 и 2 статьи 56).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, то есть исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21.03.1997 N 5-П и от 28.03.2000 N 5-П; определения от 19.11.2015 N 2552-О, от 29.03.2016 N 85-О, от 19.07.2016 N 1458-О и др.).
До 01.01.2013 на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождались от налогообложения организации - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Таким образом, в тот период основанием для получения права на применение льготы являлось наличие у налогоплательщика в качестве основного средства магистрального трубопровода и оборудования, являющегося его неотъемлемой технологической частью. Соответственно, это право законодатель связывал с функциональным назначением и технологической принадлежностью указанных объектов в их совокупности.
С 01.01.2013 в законодательство о налогах и сборах внесены изменения, указанная налоговая льгота отменена, в том числе, в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды).
Следовательно, магистральные трубопроводы, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, начиная с 2013 года облагаются налогом на имущество по пониженным ставкам, нежели налоговая ставка, предусмотренная п.1 ст. 380 НК РФ.
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень № 504).
Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, именуемые далее – ОКОФ.
Перечень № 504 классифицирует имущество по категориям, указанным в 5 разделах с учетом вида использования в предпринимательской деятельности, в нем указаны конкретные виды имущества, относящегося к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, и являющегося их неотъемлемой технологической частью, с определенными в нем кодами ОКОФ.
С учетом изложенного, в рассматриваемые периоды правила подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Кодекса об освобождении принятого на учет с 01.01.2013 в состав основных средств движимого имущества могут применяться налогоплательщиками, владеющими имуществом в виде магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, только в отношении движимого имущества, которое не входит в Перечень № 504.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорные объекты основных средств, относящиеся к предмету настоящего дела, за исключением объектов: система вентиляции котельной, котел трехходовой стальной водогрейный 5 мВт с горелками жидкотопливными модулируемыми, присутствуют с указанием кодов ОКОФ в Перечне № 504. Следовательно, это имущество относится к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, и является их неотъемлемой технологической частью, его нельзя рассматривать в отрыве от функционирующего трубопровода, поскольку данные объекты отвечают за обеспечение эксплуатации и безопасность магистрального трубопровода.
Поскольку магистральные трубопроводы являются объектами недвижимости и учитываются в таком качестве самим налогоплательщиком в бухгалтерском учете, суд приходит к выводу об отсутствии у общества оснований для квалификации спорного оборудования, включенного в Перечень № 504, в качестве движимого имущества, которое может быть освобождено от налогообложения по мотиву применения положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374 и пункта 25 статьи 381 Кодекса.
Ссылки общества на экспертные заключения в подтверждение его доводов о природе движимых вещей, возможности их замены и самостоятельного участия в гражданском обороте, отклоняются судом, поскольку экспертизы проведены по вопросам, не имеющим значения для разрешения данного спора, и не опровергают классификацию спорного оборудования в соответствии с Перечнем № 504 в качестве имущества, служащего неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода, который является объектом недвижимости.
С учетом изложенного, суд принимает довод заявителя о правомерности освобождения объектов основных средств: система вентиляции котельной, котел трехходовой стальной водогрейный 5 мВт с горелками жидкотопливными модулируемыми, не включенных в Перечень № 504, от налогообложения применительно к подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 281 НК РФ. Решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области от 27.09.2018 № 61 и № 154 подлежат признанию недействительными в части доначисления налога на имущество соответственно в размере 158878 руб. и 400057 руб., приходящегося на данные объекты. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины, понесенные заявителем, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области № 154 от 27.09.2018г. в части доначисления налога на имущество в размере 400057 руб.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области № 61 от 27.09.2018г. в части доначисления налога на имущество в размере 158878 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Транснефть-Дружба» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение. Адрес для корреспонденции: 392020, <...>. При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья В.А. Игнатенко