Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов
«02» сентября 2014 года Дело №А64-2762/2014
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи О.А.Подольской,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Пенкиной Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Тамбов
к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тамбовской области, г. Тамбов
Администрации Тамбовской области, г.Тамбов
Третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов
Администрация города Котовска Тамбовской области, г.Котовск Тамбовской области;
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
при участии в заседании:
от истца – ФИО2, доверенность от 28.04.2014г.;
от ответчиков:
от Администрации Тамбовской области – ФИО3, доверенность от 10.02.2014г. №8;
от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области – не явились, извещены надлежащим образом;
от Администрации города Котовска Тамбовской области: ФИО4, представитель по доверенности от 09.01.2014 №4
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Тамбов обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Тамбовской области, г.Тамбов и Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г.Тамбов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадь 2 260 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленный фонд, адрес: Россия, <...>, равной его рыночной стоимости, а именно 583 279 руб.
Определением арбитражного суда от 06.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г.Тамбов, Муниципальное образование город Котовск в лице Администрации города Котовска Тамбовской области, г.Котовск Тамбовской области и Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тамбовской области, г. Тамбов, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, отзывы не представили.
Представитель истца поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Тамбовской области заявленные исковые требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Администрации города Котовска Тамбовской области заявленные исковые требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд находит иск подлежащим удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Тамбов на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2 260 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленный фонд, адрес: Россия, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68 АА 583798 от 19.09.2006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2006 сделана запись регистрации №68-68-06/004/2006-482.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2 260 кв.м. составила 4040244,67 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадь 2 260 кв.м., значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению земельного налога, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился к независимому оценщику ИП ФИО5 для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Согласно отчету об оценке №26 от 27.03.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2 260 кв.м.составляет 583 279 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость данных земельных участков не соответствует рыночной стоимости, ИП ФИО1 в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, рыночная стоимость определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти утверждают средний уровень кадастровой стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, кадастровая оценка земель проводится с учетом данного земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п. 5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с 2.2.1 Методических указаний (Приказ от 15.02.2007г. № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов») расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.7 Методических указаний).
Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Тамбов на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2 260 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленный фонд, адрес: Россия, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68 АА 583798 от 19.09.2006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.09.2006 сделана запись регистрации №68-68-06/004/2006-482.
В соответствии с законодательством была проведена государственная кадастровая оценка указанных земельных участков для установления их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2 260 кв.м. составляет 4040244,67 руб.
Процедура установления кадастровой стоимости данного земельного участка принадлежащего истцу, соответствовала действующему законодательству.
Результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области».
Законодательством установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, которые включают в себя в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон») и отдельные законодательные акты в Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О).
Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 статьи 66 Земельного кодекса в новой редакции в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Метод массовой оценки земель, не исключает в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости. При осуществлении кадастровой оценке земель подлежат не конкретные земельные участки как объекты недвижимости, а массивы земель, классифицированные по целевому назначению и виду их функционального использования, в связи с чем, не могут не быть учтены индивидуальные особенности земельных участков, и как следствие возникают ситуации значительного превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость земельного участка в силу статей 389-394 Налогового кодекса Российской Федерации является составляющей формулы расчета земельного налога за конкретный земельный участок на период налогообложения.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Поскольку заявленное требование, по существу, имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость (а не оспаривание действий этого органа), то такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Истцом представлен отчет об оценке №26 от 27.03.2014, составленный оценщиком ИП ФИО5, которым установлена рыночная стоимость указанного земельного участка.
Истец обратился в Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного Федерального округа», которое подготовило экспертное заключение № 68/070414/01 от 07 апреля 2014 года на отчет об оценке №26 от 27 марта 2014 года, в котором сделан вывод, что отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с вышеназванным экспертным заключением итоговая величина стоимости объекта с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, расположенного по адресу: <...>, составляет 583279 руб.
Истец считает, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть равной рыночной стоимости.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости является нарушением его прав как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истецобратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования заявлены истцом обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме, с учетом уточнений. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. (ред. от 03.12.2011г.), действовавшей на момент подачи иска, «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающей, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дело принято к рассмотрению Арбитражным судом Тамбовской области.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, и, в соответствии с Земельным Кодексом РФ и Налоговым Кодексом РФ, обязан платить земельный налог.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316.
В силу п.9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 кадастровая оценка земель проводится с учетом данного земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п.5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п.2.2.1 Методических указаний (Приказ от 15.02.2007г. № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов») расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п. 2.2.7 Методических указаний).
Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Сама процедура установления кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего истцу, соответствует действующему законодательству.
Результаты кадастровой оценки земель промышленности в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 19.11.2010г. №1394 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области». Срок действия указанного Постановления установлен с 01.01.2011г.
Законодательством установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, которые включают в себя в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на календарную дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Федерального Закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 22.07.2010г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон ») и отдельные законодательные акты в Российской Федерации), действовавшей на момент подачи иска.
Метод массовой оценки земель, не исключает в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости. При осуществлении кадастровой оценке земель подлежат не конкретные земельные участки как объекты недвижимости, а массивы земель, классифицированные по целевому назначению и виду их функционального использования, в связи с чем, не могут не быть учтены индивидуальные особенности земельных участков, и как следствие возникают ситуации значительного превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Поскольку кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, ее установление в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени.
Федеральным законом от 22.07.2010г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010г. - глава III.1).
В силу п. 1 ст. 5 Федерального Закона № 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой, не завершились в указанный срок.
Соответственно, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального Закона № 167-ФЗ, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Истцом произведена оценка земельных участков по состоянию на 01.01.2013г.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).
В данном случае заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Поскольку в основе требований истца лежит существенное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, при рассмотрении спора подлежит исследованию вопрос о соответствии кадастровой стоимости, определенной органом кадастрового учета, рыночной стоимости этого земельного участка.
Согласно проведенной ИП ФИО5 оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002 по состоянию на 01.01.2013 года составляет 583279 рублей, что подтверждается отчетом №26 от 27 марта 2014г.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» также предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Для установления соответствия указанного отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности была проведена его экспертиза в Некоммерческом партнерстве саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа».
Согласно выводам экспертного заключения Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» № 68/070414/01 от 07 апреля 2014 года на отчет об оценке №26 от 27 марта 2014г., данный отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Предметом настоящего иска является определение рыночной стоимости земельного участка и установление ее в качестве кадастровой.
В данном случае рыночная стоимость земельного участка установлена ИП ФИО5 в отчете №26 от 27 марта 2014г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года составляет 583279 рублей и подтверждена экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» № 68/070414/01 от 07 апреля 2014 года.
Ответчиками, третьими лицами ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено, Отчет №26 от 27 марта 2014г. и экспертиза отчета № 68/070414/01 от 07 апреля 2014 года сторонами по делу не оспариваются.
На основании ст.ст. 67, 68 АПК РФ суд принимает Отчет и экспертное заключение допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами для определения рыночной стоимости земельного участка и установления рыночной стоимости в качестве кадастровой.
Рыночная стоимость земельного участка определена экспертом сравнительным методом (метод сравнения продаж). Данный метод выбран экспертом как наиболее реализуемый.
Доказательств несоответствия данного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Из представленной экспертизы следует, что земельный участок был оценен методом сравнения продаж. В целях определения стоимости спорного земельного участка названным методом были выбраны аналоги объекта оценки, собрана необходимая информация по каждому отобранному объекту, произведена корректировка цен сопоставимых объектов в соответствии с имеющимися различиями между ними и оцениваемым объектом. Произведен расчет корректировки на категорию земель, на площадь земельного участка.
Согласно п. 7 ФСО N 1 подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией.
В силу п.14 ФСО N 1 сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В соответствии с п. 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен: а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения, по каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения, выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком, оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения; б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения, при внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными, шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому; в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам, оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
Согласно п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Экспертом обоснован отказ от использования затратного и доходного подхода:
- поскольку для определения рыночной стоимости земельных участков не существует методик, полностью относящихся к затратному подходу, есть методики, в которых используются элементы затратного подхода, принято решение отказаться от определения рыночной стоимости объектов оценки в рамках затратного подхода;
- доходный подход не применим в виду отсутствия данных о рынке аренды земельных участков, а также ввиду отсутствия данных об улучшениях на земельных, участках и сведениях об расходах и доходах на них.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Между тем, представленное экспертное заключение содержит обоснования сделанного экспертом вывода об определении рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, с учетом положений статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта надлежащими доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент подачи иска, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, а также позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011г. и № 10761/11 от 25.06.2013г., суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/93 от 11.03.2010 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», пунктом 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 №473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.
В этой связи доводы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, признаны судом несостоятельными.
До 01.01.2013г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценке и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 ФЗ № 135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ», реализовывал орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Федеральным законом порядке документов (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Согласно п. 2, 4 Указа Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 положения).
В связи с этим суд полагает правомерным привлечение в качестве ответчиков по данному делу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Администрация Тамбовской области, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области.
В силу требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
Решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, является основанием для внесения изменений в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 68:25:0000031:0002.
Расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000031:0002, площадью 2260 кв.м., расположенного по адресу: <...> размере его рыночной стоимости, а именно, в сумме 583279 руб.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.