ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-3111/18 от 22.10.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

29 октября 2018 года Дело №А64-3111/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 22 октября 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме: 29 октября 2018 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Митиной Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Зверевой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации города Тамбова Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.08.2005 г., 392036, <...>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 22.03.2012 г.)

о взыскании убытков в размере 64 952 543 руб.

третье лицо: Жилищный комитет администрации города Тамбова

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 17.09.2018,

от ответчика: ФИО2, доверенность от 21.02.2018,

от третьего лица: не явились, извещены,

установил:

Администрация города Тамбова Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 23.08.2005 г., 392036, <...>) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Капитал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 22.03.2012 г.) о взыскании убытков в размере 64 952 543,00 руб.

Определением от 26.04.2018 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.

Определением суда от 23.05.2018 дело назначено к судебному разбирательству на 16.07.2018, в порядке ст.51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жилищный комитет администрации города Тамбова (392000, <...>).

В судебном заседании 22.10.2018 представитель истца поддержал исковые требования, представил дополнения к исковому заявлению, приобщены судом к материалам дела.

Представитель ответчика исковые требования не признает, пояснил свою позицию, представил дополнительную письменную позицию, приобщена судом к материалам дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, Жилищный комитет администрации города Тамбова, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.

Как следует из материалов дела, 19.07.2013 между администрацией города Тамбова Тамбовской области (администрация) и обществом с ограниченной ответственностью «Капитал» (застройщик) заключен договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Максима Горького, Карла Маркса, Комсомольской, Базарной, в Ленинском административном районе города Тамбова, площадью 8,6 га.

Предметом указанного договора является обязанность застройщика в установленный договором срок своими силами и за свой счет или с привлечением других лиц или средств других лиц выполнить обязательства, предусмотренные договором, а администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств застройщиком.

Основанием для заключения договора является постановление администрации города Тамбова от 03.08.2012 №6225 «О развитии части застроенной территории в границах улиц М. Горького, Карла Маркса, Комсомольской, Базарной» (с изменениями, внесенными постановлениями от 27.03.2013, от 02.04.2013 №2867).

25.12.2015 дополнительным соглашением №1 срок действия договора продлен до 31.12.2017.

В соответствии с пунктом 3.4.3 договора застройщик обязан создать либо приобрести за свой счет и далее передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в границах муниципального образования городской округ – город Тамбов для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, расположенных на застроенной территории в многоквартирных домах.

Однако застройщиком обязательства, предусмотренные пунктом 3.4.3 договора, не исполнены.

Во избежание нештатных ситуаций, а также с целью предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, администрацией города Тамбова Тамбовской области были осуществлены мероприятия по отселению жителей из жилых домов в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 №443 «Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 года» (с изменениями, внесенными постановлениями от 21.02.2014 №46, от 11.02.2014 №160, от 15.05.2014 №530).

На вышеуказанные мероприятия администрацией были затрачены денежные средства в размере 64 952 543,00 руб.

10.11.2016 на основании протокола заседания постоянно действующей рабочей группы по реализации муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007-2020 годы на ООО «Капитал» была возложена обязанность предоставить в комитет градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области план-график по расселению граждан из жилых домов в рамках заключенного договора о развитии застроенной территории в срок до 01.02.2017.

27.12.2016 администрацией в адрес ООО «Капитал» было направлено на рассмотрение и подписание дополнительное соглашение о компенсации затрат по договору путем передачи администрации благоустроенных жилых помещений, отвечающих требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Однако данные обязательства ООО «Капитал» выполнены не были.

16.02.2017 администрацией в адрес ООО «Капитал» было направлено письмо о необходимости подписания ранее направленного дополнительного соглашения, согласно которому, ООО «Капитал» необходимо представить в комитет градостроительства график передачи благоустроенных жилых помещений в течение 10 рабочих дней.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, 02.03.2017 администрацией в адрес ООО «Капитал» была направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность и с уведомлением о расторжении договора в силу ст. 450.1 ГК РФ, ввиду неисполнения застройщиком обязательств, указанных в п. 3.4.3 договора. Вместе с тем, претензионное письмо осталось без удовлетворения.

Полагая, что администрация города Тамбова Тамбовской области понесла убытки, возникшие в связи с неисполнением ООО «Капитал» своих обязательств по договору о развитии застроенной территории от 19.07.2013, и расселением граждан из жилых домов за счет бюджетных средств на общую сумму 64 952 543,00 руб., администрация города Тамбова обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (п. 1 ст. 11 ГК РФ). Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

В силу частей 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).

Абзацем первым пункта 1 статьи 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ (абзац первый пункта 2 статьи 393 ГК РФ).

Согласно статье 15 ГК РФ и в соответствии с действующей судебной практикой по ее истолкованию, возмещение убытков является мерой ответственности компенсационного характера, которая направлена на восстановление правового и имущественного положения потерпевшего лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2013 № 16674/12).

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вред может быть возмещен путем компенсации причиненных убытков (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из этого для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков за неисполнение обязательства необходимо установление наличия между сторонами обязательств, то есть отношений, в которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).

Необходимыми условиями ответственности за нарушение обязательства являются: факт противоправного поведения должника, то есть нарушения им обязательства; наступление негативных последствий у кредитора в виде понесенных убытков, их размер; наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением должника и убытками кредитора.

В соответствии с разъяснениями в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Как следует из материалов дела, между администрацией города Тамбова Тамбовской области (администрация) и обществом с ограниченной ответственностью «Капитал» (застройщик) заключен договор от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Максима Горького, Карла Маркса, Комсомольской, Базарной, в Ленинском административном районе города Тамбова, площадью 8,6 га.

Договор от 19.07.2013 заключен с ООО «Капитал» как с победителем аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории на основании протокола от 02.07.2013 №5/1-зт-13/1.

Согласно предмету договора застройщик обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет или с привлечением других лиц или средств других лиц, выполнить обязательства в соответствии с пунктом 3.4 настоящего договора, а администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктом 3.2 настоящего договора.

Цена на право заключения договора устанавливается по результатам аукциона и составляет 14 170 000,00 руб. (п. 2.1 договора).

По договору администрация приняла на себя обязательства:

- принять решение о подготовке проекта планировки части застроенной территории, включая проект межевания части застроенной территории в течение 14 рабочих дней с момента поступления заявления (п. 3.2.1 договора);

- утвердить проект планировки части застроенной территории, включая проект межевания части застроенной территории, в течение 4,5 месяца с момента получения документации по планировке территории (п. 3.2.2 договора);

- подготовить задание на выполнение работ, связанных с подготовкой проекта планировки части застроенной территории. Включая проект межевания части застроенной территории, в течение 5 дней со дня окончания срока направления предложений физических и юридических лиц (п. 3.2.3 договора);

- в рамках реализации областной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 №377, от 26.01.2012 №63, произвести снос аварийных многоквартирных домов №34, 42, 44, 46, 48 по ул. М. Горького, №87 по ул. Базарной, №47, 49 по ул. Комсомольской, №45/114 по ул. Комсомольской/Карла Маркса в срок до 30.12.2015 (п. 3.2.4 договора);

- после выполнения застройщиком обязательств, предусмотренных пунктами 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.4, 3.4.9 договора, предоставить ему земельный участок без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах территории, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам, в течение месяца на основании заявления (п. 3.4.5 договора).

В числе обязательств застройщика по договору:

- подготовить и представить на утверждение проект планировки части застроенной территории, включая проект межевания части застроенной территории (п. 3.4.2 договора);

- создать либо приобрести за свой счет и далее передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в границах муниципального образования городской округ – город Тамбов для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, расположенных на застроенной территории в многоквартирных домах №36, 44, 46, 46-а, 50, 50-б, 58, 60, 62 по ул. М. Горького, №73, 79 по ул. Комсомольской, №120, 122 по ул. Карла Маркса, №2, 3, 4, 9, 12, 19 по пр. Сакко и Ванцетти в срок до 30.12.2015 (п. 3.4.3 договора).

Пункт 3.4.3 договора также содержит информацию о жилых помещениях, находящихся в частной и муниципальной собственности с указанием адреса жилого помещения, площади жилого помещения, количества проживающих человек.

Передачу жилых помещений в муниципальную собственность оформить отдельными договорами.

Количество, площадь, номенклатура подлежащих передаче в муниципальную собственность жилых помещений определяется дополнительным соглашением, заключаемым в рамках реализации договора о развитии части застроенной территории.

- приобрести права на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности в жилых домах, расположенных в границах застроенной территории, №36, 38, 40, 46-а, 50, 50-а, 50-б, 52, 54, 56, 56-а, 58, 60, 62 по ул. М. Горького, №64/89 по ул. М. Горького/Базарной, №85, 83, 81 по ул. Базарной, №85, 83, 81, 79, 77 75, 73, 71, 69, 67, 65, 63, 63-а, 61, 59, 57, 55, 53, 51, 49-а, по ул. Комсомольской, №116, 118, 120, 122 по ул. Карла Маркса, №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 19, 20, 22 по пр. Сакко и Ванцетти, №79/89 по ул. Базарной/Комсомольской, №87 по ул. Комсомольской, в срок до 30.12.2015, в соответствии с гражданским законодательством (п. 3.4.5 договора);

- приобрести права на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд – жилые дома, нежилые здания и строения №36, 38, 40, 46-а, 50, 50-а, 50-б, 52, 54, 56, 56-а, 58, 60, 62, по ул. М. Горького, №64/89 по ул. М. Горького/Базарной, №85, 83, 81 по ул. Базарной, №87, 85, 83, 81, 79, 77, 75, 73, 71, 69, 67, 65, 63, 63-а, 61, 59, 57, 55, 53, 51, 49-а по ул. Комсомольской, №116, 118, 120, 122 по ул. Карла Маркса, №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 19, 20, 22 по пр. Сакко и Ванцетти, №79/89 по ул. Базарной/Комсомольской (п. 3.4.7 договора).

Дополнительным соглашением от 25.12.2015 №1 срок действия договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории продлен до 31.12.2017.

Правовые основы заключения договора развития застроенных территорий определены положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период заключения договора от 19.07.2013) развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции (ч. 6 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ).

По договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса (ч. 1, 2 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ).

Существенными условиями договора являются:

1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;

2) цена права на заключение договора;

3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов;

4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства;

7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

10) срок договора;

11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

В соответствии с частью 8 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 3 настоящей статьи, и иных обязательств, если они являются существенными условиями договора и подлежат выполнению после предоставления земельных участков в соответствии с частью 8 статьи 46.1 настоящего Кодекса и пунктом 9 части 3 настоящей статьи, права на соответствующие земельные участки могут быть прекращены в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика пояснил, что в соответствии с условиями договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, застройщик исполнил следующие обязательства:

- оплатил цену договора;

- подготовил и представил на утверждение проект планировки и проект межевания части застроенной территории, которые были утверждены постановлением администрации г. Тамбова от 27.08.2014 №7248;

- заключил и оплатил договор на выполнение кадастровых работ;

- приобрел право собственности на земельные участки и объекты капитального строительства по адресам в <...> и Ванцетти, д. 3, М. Горького, д. 38;

- выполнил установку ограждения на части выкупленной территории;

- провел работу по выкупу жилых помещений в границах территории, подлежащей развитию.

Направленный 27.12.2016 в адрес общества комитетом градостроительства администрации г. Тамбова проект дополнительного соглашения к договору от 19.07.2013 не был подписан ООО «Капитал», поскольку проект соглашения предусматривал обязанность общества передать администрации г. Тамбов благоустроенные жилые помещения (однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные), рыночной стоимостью не менее 39 992 080,00 руб. в счет расселения, произведенного истцом, при этом, затраты на указанную сумму не были документально подтверждены и обоснованны.

Письменные обращения ООО «Капитал» от 13.01.2017, от 27.02.2017 в адрес истца о продлении срока действия договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории остались без удовлетворения. В ходе переписки 01.03.2017, 02.03.2017 администрация г. Тамбова проинформировала общество о расторжении договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории в одностороннем порядке, в связи с неисполнением застройщиком обязательств, указанных в п. 3.4.3 договора.

Полученное 02.03.2017 обществом письмо администрации г. Тамбова содержало требования об оплате иной суммы задолженности - в размере 64 952 543,00 руб.

На основании пункта 1 части 9 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 3 и пунктом 4 части 4 настоящей статьи, в том числе в случае неисполнения обязательства о создании или приобретении, а также о передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, расположенных на застроенной территории.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что договор от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, не был расторгнут администрацией города в одностороннем порядке, а прекратил свое действие в связи с истечением срока действия. Данное обстоятельство подтверждено сторонами и не оспаривалось.

Представитель ответчика полагает заявленное истцом требование о выплате задолженности в размере 64 952 543,00 руб. необоснованным и непредусмотренным условиями договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, указывает, что расселение граждан осуществлено не в рамках заключенного договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, а в ходе исполнения областной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилья.

Представитель ответчика утверждает, что расселение граждан из аварийного жилья произведено истцом без согласования и без предварительного уведомления ответчика, размер затрат на проведенные мероприятия документально не обоснован. Действия администрации г. Тамбова по самостоятельному расселению граждан, по мнению ответчика, свидетельствуют об одностороннем изменении истцом существенных условий договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, что является недопустимым.

Одновременно ответчик указывает, что земельный участок для строительства в границах территории, предусмотренной договором от 19.07.2013, администрацией г. Тамбова ООО «Капитал» не передан; согласно письму комитета градостроительства администрации г. Тамбова от 11.04.2017 №62, направленному в адрес ответчика, генеральным планом города в границах улиц, застройка которых была определена договором от 19.07.2013, предусмотрено строительство общеобразовательной школы.

В ходе судебного разбирательства представитель истца подтвердил проведение мероприятий администрацией г. Тамбова по расселению граждан из аварийного жилья в рамках действующих в различные периоды областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области.

По мнению представителя истца, цена права на заключение договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории – 14 170 000,00 руб. не включала в себя затраты администрации г. Тамбова на расселение граждан из аварийных домов. Таким образом, администрацией г. Тамбова в бюджет городского округа не получены неналоговые доходы. Истец полагает, что бюджет города Тамбова понес убытки, поскольку развитие застроенных территорий предполагает расселение граждан из аварийного жилья и снос ветхих домов за счет средств застройщика, а не за счет бюджетных средств.

Выслушав доводы сторон, оценив представленные по делу доказательства, суд полагает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, который, в свою очередь, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 №1743-р.

В числе мероприятий, предусмотренных распоряжением от 26.09.2013 №1743-р, -утверждение региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.; формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению.

В целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрены условия предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ средства Фонда предоставляются на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на безвозвратной и безвозмездной основе.

Условиями предоставления Фондом финансовой поддержки является, в числе прочего, наличие утвержденной региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п. 11 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ).

С учетом вышеуказанных нормативных правовых актов в Тамбовской области утверждались и исполнялись областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные постановлениями администрации Тамбовской области, а именно:

- от 29.04.2013 №443 «Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013 год и до 01 сентября 2017 г.»;

- от 15.04.2011 №377 «Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011 – 2012 годы»;

- от 01.07.2010 №785 «Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2010 год».

В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья должна содержать объем долевого финансирования за счет средств областного и местного бюджета и (или) внебюджетных средств.

Вместе с тем, какие-либо изменения в вышеуказанные программы в части финансирования приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет внебюджетных средств - средств ООО «Капитал», в связи с заключенным договором от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, не вносились. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Таким образом, финансирование мероприятий программ осуществлялось за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, а также средств местного бюджета – бюджета г. Тамбова.

Определением суда от 10.10.2018 истцу предлагалось представить доказательства несения убытков, сведения о суммах и источниках денежных средств, за счет которых расселялись граждане из аварийного жилья, в том числе сведения о суммах денежных средств муниципального образования.

Во исполнение определения суда истцом в материалы дела представлена справка комитета градостроительства администрации г. Тамбова от 19.10.2018, согласно которой, всего на приобретение квартир в муниципальную собственность по муниципальным контрактам в рамках областных адресных программ расселения граждан из аварийного жилья, начиная с 2012 года по 2016 год, было затрачено 263 756 490,00 руб., из них средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства составили - 112 195 450,19 руб., средства областного бюджета – 65 403 246,77 руб., дополнительные средства области – 84 640 433,50 руб., средства городского бюджета - 1 517 359,54 руб.

При этом, с учетом цены иска - 64 952 543,00 руб., точная сумма средств бюджета г. Тамбова, потраченных на приобретение квартир в муниципальную собственность для расселения граждан из аварийного жилья, расположенного в границах территории, предусмотренных договором от 19.07.2013., истцом не определена.

Согласно представленным в материалы дела документам (муниципальным контрактам, платежным поручениям), квартиры, общая стоимость которых предъявлена к возмещению в качестве убытков ответчику, приобретались администрацией г. Тамбова в муниципальную собственность в рамках реализации областных адресных программ расселения граждан из аварийного жилья.

Как установлено судом и подтверждено истцом в ходе судебного разбирательства, ряд квартир, стоимость которых включена в расчет исковых требований, предназначенных для расселения граждан из аварийных домов, расположенных в границах территории, предусмотренной договором от 19.07.2013, приобретены в муниципальную собственность в 2012 году, а также в первом полугодии 2013 года; ряд квартир - приняты в муниципальную собственность из государственной собственности Тамбовской области и переданы гражданам, переселяемым из аварийного жилья, по договору социального найма, в 2009-2010 годах, то есть до даты заключения договора с ответчиком.

Вместе с тем, договор от 19.07.2013 о развитии застроенной территории,не содержит положений о том, что условия договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии обязательств ООО «Капитал» по передаче в муниципальную собственность жилых помещений взамен жилых помещений, ранее предоставленных администрацией города гражданам, переселенным из аварийного жилья, в период до заключения договора с ответчиком.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 03.03.2016 №309-ЭС16-1328.

В соответствии с частью 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1, 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, суд полагает, что затраты, понесенные администрацией г. Тамбова на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений c последующим предоставлением их гражданам, переселяемым из аварийного жилья, по договорам социального найма, в порядке ст. 57 ЖК РФ, либо на основании договоров мены с собственниками квартир, расположенных в аварийном жилом фонде, не могут возлагаться на ООО «Капитал», поскольку осуществлены вне рамок договора от 19.07.2013 о развитии застроенной территории.

Пунктом 3.1.3 договора от 19.07.2013 предусмотрено право администрации г. Тамбова требовать в судебном порядке исполнения обязательств застройщика. Вместе с тем, истец указанным правом не воспользовался. В то же время, земельный участок, в границах территории, предусмотренной договором от 19.07.2013, ООО «Капитал» не передан, строительство в соответствии с утвержденным проектом планировки части застроенной территории, ответчиком не осуществлялось.

Как уже было отмечено выше, заявитель по настоящему спору, требующий взыскания убытков с ответчика, должен доказать противоправность поведения ответчика, факт возникновения убытков, а также причинно-следственную связь между поведением ответчика и наступившими негативными последствиями на стороне администрации города.

Вместе с тем, расходы, произведенные истцом при указанных фактических обстоятельствах, не являются прямым следствием неисполнения ответчиком взятых на себя обязательств по договору от 19.07.2013 о развитии застроенной территории, в связи с чем, понесенные затраты не подлежат возмещению в виде убытков.

Администрация г. Тамбова, включив аварийные дома в программу переселения из аварийного жилья, и не предусмотрев внебюджетных источников финансирования программы, была обязана исполнить публичные обязательства по расселению граждан независимо от исполнения ответчиком обязательств по договору от 19.07.2013 о развитии застроенной территории.

Таким образом, отсутствует совокупность условий для применения такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.

Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ).

Суд находит исследованные и установленные по делу обстоятельства достаточными для разрешения дела по существу.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Ю.Н. Митина