Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2014г.
Решение в полном объеме изготовлено 01 июля 2014г.
г. Тамбов
«01» июля 2014 года Дело №А64-344/2014
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО «ФИО3 МПМК» (ОГРН <***>, ИНН <***>) р.п. Дмитриевка к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 9 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Мичуринск
третье лицо: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ « ФКП Росреестра» по Тамбовской области г. Тамбов о возврате излишне взысканных налогов, пени, штрафов в размере 2386563,78руб.
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 представитель, доверенность от 15.10.2013г.
от ответчика- ФИО2 –гл.специалист-эксперт, доверенность № 0303/00036 от 09.01.2014
от третьего лица: - не явился, извещен надлежащим образом ,ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
УСТАНОВИЛ:
ОАО «ФИО3 МПМК» (далее общество , заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тамбовской области об обязании вернуть излишне взысканный земельный налог за 2009г. за земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101015:5, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, ул.Колхозная ,д.3, , в размере 1 031 890 руб., пени, взысканные за неуплату сумм земельного налога за 2009г. в размере 206 364 ,57 руб., штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 206 512,60 руб., штрафные санкции по ст.119 НК РФ в размере 310 114,80 руб. ( с учетом уточнений от 09.06.2014г.- заявление от 09.06.14 ,протокол судебного заседания от 09.06.2014г. ). По мнению представителя общества налоговым органом неправильно произведен расчет сумм земельного налога за 2009г. в сумме 1 801 768 руб. в отношении названного земельного участка , исходя из кадастровой стоимости в размере 120 117 837,84руб. По мнению общества расчет должен быть сделан исходя надлежащей кадастровой стоимости в размере 51 325 208,22 руб. В качестве обоснования своей позиции заявитель указал на то обстоятельство, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области, утвержденная постановлением Администрации Тамбовской области № 1311 от 30.11.2007г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» и введенная в действие с 01.01.2009г., является ненадлежаще установленной и не может применяться при исчислении и уплаты земельного налога за 2009г. Надлежащая кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была утверждена только постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2009г. № 188. Данное постановление может применятся налогоплательщиком только с 01.01.2010г.
Указанная позиция нашла свое отражение нашли свое отражение при рассмотрении дела №А64-4254/2012.
В связи с чем при выездной проверке налоговый орган неправильно применил названную кадастровую стоимость для расчета сумм земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2009г., соответственно неправомерно начислил на данную неуплату суммы пени и штрафные санкции
В связи с чем сумма земельного налога, пени и штрафы в общем в размере 1 754 881 руб. является излишне взысканными и подлежат возврату налогоплательщику.
Заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву на заявление.
Определением суда от 03 марта 2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области.
Третье лицо обосновало свою позицию, в материалы дела представил ответ на запрос суда, в котором указало, что в связи с постановлением администрации Тамбовской области № 1311 от 30.11.2007г. «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» 01.01.2009 в сведения государственного кадастра недвижимости внесены следующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101015:5 удельный показатель кадастровой стоимости -1772.12 руб./ кв.м., кадастровая стоимость-120117837.84руб., пояснило, что соответствующие сведения были переданы в налоговый орган, в течение 2009года кадастровая стоимость данного земельного участка не изменялась. В 2008г. кадастровая стоимость названного земельного участка составляла 51 325 208,22 руб.
Представитель третьего лица в данное судебное заседание не явилось ,о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст.156 АПК РФ, учитывая мнение представителей сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
ОАО «ФИО3 МПМК» на праве постоянного бессрочного пользования на землю принадлежал земельный участок, расположенный по адресу : <...>, с кадастровым номером 68:11:1101015:5 свидетельство на праве собственности на землю, бессрочного пользования землей №47 от 18.12.1992г. площадью 67 782кв.м.
Данный земельный участок подлежит признанию в качестве объекта налогообложения.
Налоговым органом в отношении Общества была проведена выездная проверка, в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период 2008, 2008, 2010г.
Проверкой было установлено, что общество в 2009г. в отношении названного земельного участка не производило исчисление и уплату сумм земельного налога, налоговые декларации по данному земельному участку в указанные периоды времени за 2008г.-2010г. представлены не были.
Основанием для неисчисления сумм земельного налога в отношении названного земельного участка явился договор аренды земельного участка от 03.04.2008г.№ 120, в связи с чем общество не считало себя плательщиком земельного налога в отношении названного земельного участка.
Налоговый орган в процессе проверки пришел к выводу, что договор аренды № 120 от 03.04.2008г. является незаключенным, не может свидетельствовать о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком, в связи с чем отсутствуют основания , дающие право обществу не признавать себя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101015:5.
Как указал налоговый орган, согласно запроса от 19.05.2011г. № 01-20/568 направленного Администрацией Никифоровского района в ФГУ «ЗКП» по Тамбовской области получен ответ о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:11:11011015:5 по состоянию на 01.01.08, 01.01.2009г,01.01.2009г.
Кадастровая стоимость но состоянию на 01.01.2008 спорного земельного участка составляла – 502 264,62 руб., по состоянию на 01.01.200г.- 120 117 837,84 руб. , по состоянию на 01.01.2010г. – 6 604 778,08 руб.
В связи с неуплатой сумм земельного налога за проверяемые периоды времени обществу был доначислен земельный налог в отношении названного земельного участка за 2008г. в размере 7 534 руб., за 2009г. в размере 1 801 768 руб., за 2011г. в размере 99 070 руб.
За несвоевременную уплату сумм земельного налога за 2008-2010г., в том числе по второму земельному участку, обществу начислены пени в общем размере 326 840 руб.
За несвоевременное представление налоговых деклараций за 2008г. – 2010г. общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в размере 553 706 руб. , за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы по с п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 381 809 руб.
Также в процессе проверки была установлена неуплата единого налога при применении УСН в размере 263 126 руб., НДФЛ в размере 148 204 руб.
На основании ст. 75 НК РФ обществу начислены пени за неуплату единого налога в размере 11 982 руб., НДФЛ в размере 10 5999 руб., штрафные санкции по п.1 ст. 122 НКРФ за неуплату единого налога в размере 52 625 руб., по ст. 123 НК РФ в размере 53 791 руб.
Решением № 67 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций за 2008г. – 2010г. В виде штрафа в размере 553 706 руб. , за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой в виде штрафа в размере базы по с п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 381 809 руб., по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого налога в виде штрафа в размере 52 625 руб., за неправомерное неполное неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 53 791 руб., ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 450 руб.
Обществу также предложено уплатить земельный налог в размере 1 909 045 руб. за 2008-2009г., единый налог в размере 263 126 руб., НДФЛ в размере 148 204 руб., пени в общем размере 349 421 руб., в том числе за неуплату сумм земельного налога в размере 326 840 руб.
Таким образом, основанием для начисления земельного налога за 2009 года явилось решение Межрайонной ИФНС России №6 по Тамбовской области (в настоящее время правопреемником является Межрайонная ИФНС России №9 по Тамбовской области) от 28.12.2011 № 67 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение №67), принятое по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
He согласившись с решением Межрайонной ИФНС России №6 по Тамбовской области №67 от 28.12.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Общество обжаловало его в Управлении ФНС России по Тамбовской области.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управления ФНС России по Тамбовской области вынесено Решение №05-10/11 от 22 февраля 2012 года, которым решение №67 утверждено в полном объеме, а жалоба налог налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Требованием № 265 об уплате налога, пени, штрафа обществу по состоянию на 29.02.2012г. обществу предложено уплатить налоги в общем размере 2 320 375 руб., в том числе земельный налог в общем размере 1 909 045 руб., пени в общем размере 349 421 руб.. в том числе пени по земельному налогу в размере 326 840 руб., штрафные санкции в общем размере 1 042 481 руб., в том числе по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций за 2008г. – 2010г. в виде штрафа в размере 553 706 руб. , за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой в виде штрафа в размере базы по с п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 381 809 руб. (всего штрафы 935 515 руб.)
Платежным поручением № 511 от 21.03.2012г. на сумму 1 485 000 руб., № 514 от 27.03.2012г. на сумму 424 045 руб., № 510 от 19.03.2012г. на сумму 99070 руб., общество оплатило земельный налог за 2008-2010г.г. в общем размере 2 008 115 руб.
Платежным поручением № 515 от 27.03.2012г. на сумму 326 840 руб. общество оплатило пени земельного налога за 2008-2010г.г. в общем размере 326 840 руб.
Платежным поручением № 518 от 27.03.2012г. на сумму 290 000 руб., поручением № 519 от 27.03.2012г. на сумму 645 515 руб. общество оплатило штрафы по земельного налога за 2008-2010г.г. в общем размере 935515 руб.
Заявлением от 1912.2012 истец просил налоговый орган вернуть переплату земельного налога в размере 1 715 549.50 руб.
Решением №1062 от 10.10.2012 налоговый орган отказал мотивировав отказ тем, что сумма переплаты не подтверждается карточкой расчетов с бюджетом, возврат может быть произведён, только если решение по выездной проверке будет признано недействительным.
Повторно заявлением от 12.11.2013 истец просил налоговый орган вернуть 2 386 563.78 руб. излишне уплаченных налогов, штрафов пени, в том числе:
- переплата земельного налога за 2009 г.-1 446 057 руб.;
- переплата пени – 268 769 руб.;
- переплата штрафа по ст. 119 НК РФ – 403 191 руб.;
- переплата штрафа по ст. 112 НК РФ – 268 546 руб.;
Так же истец просил начислить проценты на излишне взысканные суммы.
Общество посчитало, что Постановление Администрации Тамбовской области № 1311 в редакции Постановления № 188 от 26.02.2009г. , надлежащим образом установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю земельного участка, может быть применено при исчислении земельного налога не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. А именно с 01.01.2010г. По мнению предпринимателя, земельный налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Администрации Тамбовской области от 29.07.2003г. № 584. Поскольку заявитель посчитал, что применение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.07 № 1311 незаконно, сумма земельного налога считается
излишне уплаченной и подлежит возврату, в связи с чем суммы пени и штрафы должны быть исчислены исходя из фактической налоговой обязанности налогоплательщика.
Письмом от 09.12.2013 №09-22/18649 налоговый орган отказал в возврате , сославшись на то, что кадастровая стоимость земельного участка была отражена в акте проверки и решении на основании сведений, представленных Федеральным государственным учреждением “Земельная кадастровая палата” по Тамбовской области в письме от 25.05.2011. При этом налоговый орган указал, что , по его мнению, истец должен обжаловать решение налоговой инспекции от 28.12.2011 №67.
Не согласившись с данными доводами налогового органа , общество обратилось в арбитражный суд с требовании об обязании произвести возврат излишне взысканного земельного налога за 2009г. за земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101015:5, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, ул.Колхозная ,д.3, , в размере 1 031 890 руб., пени, взысканные за неуплату сумм земельного налога за 2009г. в размере 206 364 ,57 руб., штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 206 512,60 руб., штрафные санкции по ст.119 НК РФ в размере 310 114,80 руб. ( с учетом уточнений от 09.06.2014г.- заявление от 09.06.14 ,протокол судебного заседания от 09.06.2014г. ). Общество полагает, что заявляет надлежащий способ защиты нарушенного права, так как в силу позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2006 г. №8689/06 требования налогоплательщика о возврате налога, излишне взысканного во исполнение ненормативного акта налогового органа , не требует предшествующего признания недействительным (отмены) данного ненормативного акта судом или вышестоящим налоговым органом Кроме того, как следует из постановления Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010. Г № 17413/09, норма п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый органа взыскал с него суммы налогов, сборов, пеней и штрафа излишне, т.е. незаконно.
Налоговый орган указал, что основанием для исчисления земельного налога за 2009г. является решение № 67 от 28.12.2010г., которое было утверждено вышестоящим налоговым органом в полном объеме и обществом не обжаловалось.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2006 N 11074/05 указал, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые пери Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящим! тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджета
Налоговый орган полагает, что представленные суду платежные документы сами по себе не свидетельствуют о наличии переплаты - зачислении за счет Общества сумм налога в бюджет в мере, превышающем его налоговые обязательства.
Переплата в карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу у Общества отсутствует.
В соответствии со ст.79 НК РФ обязательным условием для принятия решения о возврате также является факт излишнего взыскания налога пеней, штрафа при отсутствии установленной обязанности по их уплате.
Относительно позиции Общества о возможности подавать иск в суд о возврате (возмещении) сумм налогов, когда эти суммы были взысканы налоговым органом по результатам налоговой проверки, минуя предварительное обжалование результатов налоговой проверки. Инспекция считает что, рекомендации Пленум ВАС РФ, изложенные в Постановлении от 30.07.2013 N 57 в данном случае не дают судам оснований для проверки правомерности н обжалованного налогоплательщиком решения о привлечении к ответственности. Инспекция указывает на невозможность Общества подавать иск в суд о возврате (возмещении) сумм налогов, пени, штрафа когда эти суммы были взысканы Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки, минуя предварительное обжалование результатов налоговой проверки, при этом ставиться перед судом вопрос как о необоснованности начисления самих сумм налога, пеней, штрафа, а также подвергать законности все последующие действия Инспекции.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 138 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ) с 1 января 2014 г. любые ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суде только после их предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Однако при подаче 27.01.2014 искового заявления в арбитражный суд ОАО «ФИО3 МПМК» требования об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по обжалованию решения Инспекции об отказе возврате излишне уплаченного земельного налога за 2009 год 1446057 руб. и уплаченных по данному налогу суммы пени 268769,78 руб. и штрафных санкций 671737 руб. не соблюдены.
В соответствии с вышеизложенным налоговый органа посчитал, что земельный налог за' 2009 г. исчислен правомерно и не подлежит возврату.
Считая , что земельный налог за 2009г. в отношении спорного земельного участка взыскан налоговым органом в излишнем размере, о данном обстоятельство, общество фактически узнало только в 2013г. оно обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что надлежащая кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была утверждена только постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2009 г. № 188. Принятое администрацией Тамбовской области Постановление № 188 от 26.02.2009 г. об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков, в силу требований ст. 5 Налогового кодекса РФ, могло применяться налогоплательщиками только с 01 января 2010 г., то есть с начала нового налогового периода. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС № 2081/11 от 26.07.2011 г, № 2647/11 от 26.07.2011 г., Постановлении Президиума ВАС РФ № 4453/10 от 21.09.2010 г., Постановлении Президиума ВАС РФ № 11279/08 от 10.02.2009 г. Следовательно, при расчете налога на землю за 2009г. подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 29.07.2003 г. № 584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области».
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела основанием для отказа в возврате земельного налога в размере в размере 1031 890 руб. 9 исходя из уточненных требований заявителя), пени и штрафа .послужил вывод налогового органа о том. что земельный налог за 2009г. определен им правомерно на основании решения, принятого по результатам проведенной выездной проверки, взыскан с налогоплательщика в установленном порядке, переплата отсутствует, кадастровая стоимость земельного участка для расчета земельного налога определена правомерно на основании Постановления от 30.11.2007 №1311 « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов» с 01.01.2009 года, в редакции постановления администрации Тамбовской области №188 от 29.02.2009.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 3 чт. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ).
В силу п. 1,2 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 НК РФ.
Из статьи 394 НК РФ следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Согласно п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Буквальное толкование смысла приведенных статей главы 31 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что необходимым условием для исчисления земельного налога налогоплательщиками является информация о кадастровой стоимости земельного участка, выступающего объектом налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2009 году (далее – ЗК РФ) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» в редакции, действовавшей в 2009 году (далее – Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет (пункты 2, 3 Правил).
Пунктами 1, 10 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра), а земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости по установленной налоговой ставке.
С учетом изложенного, правильное определение кадастровой стоимости земли (удельных показателей для ее определения) непосредственно влияет на формирование налоговых обязанностей налогоплательщиком по уплате земельного налога.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
При этом до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков», в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 – в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре», до 1 марта текущего года, с 01.03.2008 – в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 «Об установлении земельного налога на территории города Тамбова» (далее - решение от 09.11.2005 № 74), опубликованным в газете «Наш город Тамбов», № 48(219), 14.11.2005.
Пунктом 10 указанного Решения установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года; органы администрации города Тамбова проводят разъяснительную работу среди плательщиков земельного налога.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 № 810 в решение от 09.11.2005г. № 74 были внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области в порядке, установленном Правилами от 08.04.2000 № 316, была проведена и утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 29.07.2003 № 584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области» (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 № 1130 и от 26.04.2007 № 435).
Впоследствии постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области», опубликованным в газете «Тамбовская жизнь» №№ 27-39 18.01.2008, были утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, как установлено судом, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) о соответствии работ по оценке и их результатов обязательным методическим указаниям, предусмотренного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», вследствие чего удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены.
По результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом указанных замечаний администрацией Тамбовской области было принято постановление от 26.02.2009 № 188 «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» (далее – постановление от 26.02.2009 № 188), опубликованное в газете «Тамбовская жизнь №№ 57-69 28.02.2009.
Следовательно, утверждение и опубликование удельных показателей кадастровой стоимости земли в Тамбовской области в порядке, установленном действующим законодательством, было произведено в Тамбовской области лишь постановлением от 26.02.2009 № 188.
Указанное обстоятельство было установлено также Тамбовским управлением Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении дела № 20/02, Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 23.11.2011 по делу № А64-8042/09, Верховным Судом Российской Федерации в определении от 01.12.2010 № 13-Г10-11 и не опровергнуто налоговым органом.
Таким образом, до момента принятия и опубликования постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 № 188, которым, с учетом согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, внесены изменения в постановление от 30.11.2007 № 1311, в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, что свидетельствует о невозможности применения в целях исчисления земельного налога существовавших до указанного момента удельных показателей стоимости земли.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101015:5 поставлен на государственный кадастровый учет 21.01.2003 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 14.01.2003 №11/03-23, постановления главы Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области от 25.03.2002 №74, договора аренды от 25.03.2002 №31, свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного администрацией р.п. Дмитриевка от 18.12.1992 №3, плана земельного участка от 16.05.2002 года.
Из указанных документов следует, что ОАО «ФИО3 МПМК» предоставляется в аренду земельный участок площадью 67782 кв.м., расположенный по ул. Колхозная, 3, р.п. Дмитриевка, для производственной деятельности, категория - земли поселений.
Судом установлено, что при постановке на государственный кадастровый учет была допущена техническая ошибка в части указания разрешенного использования указанного земельного участка, вместо использования «для производственной деятельности» было указано использование «для ведения личного подсобного хозяйства». Соответственно, при оценочной описи земельных участков на от 10.01.2006 №68:11:1101015 в отношении данного земельного участка содержались сведения о кадастровой стоимости, определенной для вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», при этом удельный показатель кадастровой стоимости составил - 7.41 руб/кв.м, а кадастровая стоимость - 502 264,62 руб.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2008г. кадастровая стоимость названного земельного участка составляла – 502 264,62 руб.
12.02.2008 Филиалом была выявлена исправлена техническая ошибка в сведениях о Земельном участке, вид разрешенного использования изменился с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для производственной деятельности».
12.02.2008 филиалом ФГБУ « Федеральная кадастровая палата» был произведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка, применен удельный показатель кадастровой стоимости - 757,21 руб/кв.м, в связи с чем кадастровая стоимость данного земельного участка составила - 51 325208,22 руб.
Таким образом, актом от 12.02.2008г. определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 51 325 208,22 руб.( т.1 л.д.121-122)
С 01.01.2009 по 01.01.2010 в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка с связи с актуализацией кадастровой стоимости населенных пунктов Тамбовской области, утвержденных Постановлением 1311 в редакции, действующей на 01.01.2009, удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка составил - 1772,12 руб/кв.м, в связи с чем кадастровая стоимость – 120 117 837, 84 руб. Удельный показатель был определен в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007г. № 1311 в редакции Постановления от 26.02.2009 № 188 «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» ( т.1 л.д.123-124)
С 01.01.2010 по 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила – 306 41530,92 руб., рассчитана исходя из удельного показателя КС - 452.06 руб/кв.м, удельный показатель применен в соответствии с Постановлением 1311 в редакции Постановления от 24.11.2009 № 11394 «О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» ( т.1 л.д. 125-127).
С 01.01.2014 по настоящее время кадастровая стоимость данного земельного участка составила 605 284 648,18 руб. , рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере - 892.99 руб/кв.м. Данные сведения о кадастровой стоимости содержатся по результатам актуализации кадастровой стоимости населенных пунктов Тамбовской области, утвержденных Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 №1276.
.
Налоговым органом в период с июля по декабрь 2011г. в отношении Общества была проведена выездная проверка, в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период 2008, 2008, 2010г.
Проверкой было установлено, что общество в 2009г. в отношении названного земельного участка не производило исчислении и уплату сумм земельного налога, налоговые декларации по данному земельному участку в указанные периоды времени за 2008г.-2010г. представлены не были.
Основанием для неисчисления сумм земельного налога в отношении названного земельного участка явился договор аренды земельного участка от 03.04.2008г.№ 120, в связи с чем общество не считало себя плательщиком земельного налога в отношении названного земельного участка.
Налоговый орган в процессе проверки пришел к выводу, что договор аренды № 120 от 03.04.2008г. является незаключенным, не может свидетельствовать о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком, в связи с чем отсутствуют основания , дающие право обществу не признавать себя плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101015:5.
Как указал налоговый орган, согласно запроса от 19.05.2011г. № 01-20/568 направленного Администрацией Никифоровского района в ФГУ «ЗКП» по Тамбовской области получен ответ о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:11:11011015:5 по состоянию на 01.01.08, 01.01.2009г,01.01.2009г.
Кадастровая стоимость но состоянию на 01.01.2008 спорного земельного участка составляла – 502 264,62 руб., по состоянию на 01.01.200г.- 120 117 837,84 руб. , по состоянию на 01.01.2010г. – 6 604 778,08 руб.
В связи с неуплатой сумм земельного налога за проверяемые периоды времени обществу был доначислен земельный налог в отношении названного земельного участка за 2008г. в размере 7 534 руб., за 2009г. в размере 1 801 768 руб., за 2010г. в размере 99 070 руб.
За несвоевременную уплату сумм земельного налога за 2008-2010г. обществу начислены пени в общем размере 326 840 руб.
За несвоевременное представление налоговых деклараций за 2008г. – 2010г. общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в размере 553 706 руб. , за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы по с п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 381 809 руб.
Из указанных выше обстоятельств следует, что при доначислении обществу сумм земельного налога за 2009г. в отношении спорного земельного участка налоговый органа руководствовался данными Администрации Никифоровского района , полученными от ФГУ «ЗКП» .
Указанные данные были подтверждены третьим лицом, в процессе рассмотрения настоящего дела. Таким образом, при доначислении заявителю суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:11:11011015:5 налоговый орган руководствовался данными о кадастровой стоимости в размере 120 117 837, 84 руб. которые были утверждены Постановлением 1311 в редакции, Постановления от 26.02.2009 № 188 «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» ( т.1 л.д.123-124)
Данными изменениями был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости 1772,12 руб./кв.м, в связи с чем кадастровая стоимость составила 120 117 837, 84 руб. (1772,12 x 67782 кв.м.) Удельный показатель был определен в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007г. № 1311 в редакции Постановления от 26.02.2009 № 188 «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» ( т.1 л.д.123-124)
При этом, судом установлено, что Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007г. № 1311 в редакции Постановления от 26.02.2009 № 188 «О внесении изменений в приложения №№ 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» не могло применяться в расчетах данной кадастровой стоимости в период 2009г.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 № 2-П, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие, что предполагает особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В указанной связи, как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О, поскольку акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой оценки земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового Кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В частности, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового Кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, учитывая, что постановление от 30.11.2007 № 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 № 188, надлежащим образом установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, оно вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового Кодекса, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год.
Оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 5 НК РФ, для придания названному постановлению обратной силы, судом не установлено.
С учетом изложенного, у налогоплательщика не имелось оснований для исчисления земельного налога с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной в текущем налоговом периоде – 2009 году.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 № 2081/11 и № 2647/11, от 21.09.2010 № 4453/10, от 10.02.2009 № 11279/08.
Следовательно, у налогового органа не имелось оснований для исчисления земельного налога, подлежащего уплате за налоговый период 2009 год, с применением удельных показателей стоимости земли, при установлении и опубликовании которых не соблюден законодательно определенный порядок оценки земли. Также и у налогового органа не имелось оснований для определения налоговых обязанностей налогоплательщика с применением этих показателей оценки земли.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговым органом при расчете земельного налога в сумме 1801 768 руб. данное разъяснение не применено, сведения о нормативной цене земли суду не представлены, доначисление земельного налога с применением удельных показателей стоимости земли, установленных с нарушением установленного порядка, не обосновано.
Иных законно установленных показателей для исчисления земельного налога за 2009 год налоговым органом при принятии оспариваемого налогоплательщиком решения применено не было.
Учитывая, что окончательно результаты оценки были утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков лишь в феврале 2009 года, следовательно постановление от 30.11.2007 № 1311 подлежит применению лишь со следующего налогового периода по правилам статьи 5 Налогового кодекса.
В связи с чем расчет земельного налога в размере 1 801 768 руб. составляет больший размер земельного налога, чем тот который бы подлежал уплате, .
Обществом в процессе рассмотрения дела был сделан расчет сумм земельного налога, подлежащих уплате за 2009г., исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 51 325 208,22 руб. по состоянию на 2008г.
В связи с чем сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на основании данной кадастровой стоимости должна составить 769 878 руб. (51325 208,22 руб. x 1,5%).
Исходя из фактически установленного вида разрешенного использования данного земельного участка, пояснений третьего лица, данных в процессе рассмотрения дела, суд считает возможным принять данный расчет.
В связи с чем сумма излишне начисленного и взысканного с общества земельного налога за 2009г. составила 1 031 890 руб. ( 1801 768 руб. – 769 878 руб.).
Излишне уплаченной является сумма налога, внесенная налогоплательщиком бюджет сверх суммы, подлежащей уплате в соответствии с налоговыми обязательствами по данному налогу за конкретный период, а также уплата налоговых платежей отсутствии на то правовых оснований(Постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 № 8395/11).
В данном случае в рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено, что фактический размер налоговых обязательств общества по уплате земельного налога за 2009г. составил 769 878 руб. Между тем , за спорный период времени заявителем было уплачено 1 801 768 руб. , что на 1 031 890 руб. превышает сумму налога, подлежащую уплате за данный налоговый период. Общество в судебном порядке предприняло меры по установлению к его фактической обязанности, установив факт его переплаты и размер излишне уплаченной суммы налога, подлежащей возврату из бюджета.
Довод инспекции о том. что при указанном способе защиты нарушенного права необходим досудебный порядок урегулирования спора судом отклоняется, поскольку в данном случае общество не заявляло о признании незаконными действий налогового органа по отказу в осуществлении возврата, а заявило иск о возврате излишне взысканных сумм налог, пени и штрафов..
Судом в процессе рассмотрении дела было предложено налоговому органу представить соответствующий расчет сумм пени и налоговых санкций, которые подлежали бы начислению по результатам проведенной выездной проверки, учитывая доначисление земельного налога в отношении спорного земельного участка только в размере 769 878 руб.
Согласно представленному расчету сумм пени, с учетом всех установленных в процессе проверки неполной уплаты земельного налога и в отношении иных земельных участков, суммы пени за период с 30.04.2008г. по 27.03.2012г. составили 167 157,48 руб.
Поскольку с общества по результатам выездной проверки были взысканы пени в общем размере 326 840 руб., а следовало начислить 167 157,48 руб., излишне взысканные пени составляют 159 683 руб. (326 840 руб. – 167 157,48 руб.) .
Общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм земельного налога в виде штрафа в размере 381 809 руб. Согласно представленного расчета штрафные санкции с учетом неуплаты земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2009г. в размере 769 878 руб. , должны составить за 2008-2010г. 175 431 руб. Разница составила 206 378 руб.
Данная сумма получается также и при следующем расчете :
1 801 768 руб. x 30 % = 60 353 руб., это штраф именно за неуплату земельного налога по спорному земельного участку, тогда как следовало начислить штраф в размере 153 976 руб. (769 878 руб. %). Разница составила 206 378 руб.
Общество также было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций за 2008-2010г.г.т по земельному налогу в виде штрафа в размере 553 706 руб. Согласно представленного расчета штрафные санкции с учетом неуплаты земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2009г. в размере 769 878 руб. , должны составить за 2008-2010г. 244140 руб. Разница составила 309 566 руб.
У сторон отсутствуют разногласия относительно размера указанных сумм .
Таким образом, фактически излишне взысканными с общества являются : земельный налог за 2009г. в размере 1 031 890 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2009г. в размере 159 683 руб., штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2009г. в размере 206 378 руб., штраф по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2009г. в размере 309 566 руб.
Статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение 10-ти дней со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет Реализация предусмотренного статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации права на возврат излишне взысканных пеней не ставится в зависимость от предварительного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа об их начислении.
Данная позиция отражена в постановлении президиума ВАС РФ от 05.12.2006 № 8689/06
Общество с учетом уточнений просило возвратить : земельный налог за 2009г. за земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101015:5, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, ул.Колхозная ,д.3, , в размере 1 031 890 руб., пени, взысканные за неуплату сумм земельного налога за 2009г. в размере 206 364 ,57 руб., штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 206 512,60 руб., штрафные санкции по ст.119 НК РФ в размере 310 114,80 руб.
Учитывая установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, требования общества подлежат удовлетворению в части обязания Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 9 по Тамбовской области произвести возврат ОАО «ФИО3 МПМК» излишне взысканных налогов, пени, штрафов в общем размере 1 707 517 руб., в том числе земельный налог за 2009г. в размере 1 031 890 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2009г. в размере 159 683 руб., штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2009г. в размере 206 378 руб., штраф по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2009г. в размере 309 566 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Судебные расходы в виде уплаченной заявителем госпошлины в размере 200 руб. отнести на ответчика (ст. 101, 110 АПК РФ
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 9 по Тамбовской области произвести возврат ОАО «ФИО3 МПМК» излишне взысканных налогов, пени, штрафов в общем размере 1 707 517 руб., в том числе земельный налог за 2009г. в размере 1 031 890 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2009г. в размере 159 683 руб., штраф по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2009г. в размере 206 378 руб., штраф по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2009г. в размере 309 566 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу ОАО « ФИО3 МПМК» (ОГРН <***>, ИНН <***>) , <...> , государственную пошлину в сумме 30075 руб.
Возвратить ОАО «ФИО3 МПМК» (ОГРН <***>, ИНН <***>) , <...> , излишне уплаченную госпошлину в размере 5337 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.
При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья Е. В. Малина