ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-3716/16 от 28.10.2016 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

резолютивная часть решения объявлена 28.10.2016 г.

полный текст решения изготовлен 03.11.2016 г.

г. Тамбов

03 ноября 2016 г. Дело №А64-3716/2016

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  акционерного общества «Вагонреммаш» в лице Тамбовского вагоноремонтного завода акционерного общества «Вагонреммаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов

о признании недействительным решения № 66 от 27.05.2016г. в части

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 нач. юрид. сектора, доверенность № ВРМ-31/16 от 16.02.2016г., ФИО2 представитель, доверенность ВРМ-120/16 от 10.10.2016г.

от ответчика- ФИО3 представитель, доверенность от 06.10.2015г. № 36, ФИО4 доверенность от 29.09.2015г.

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Вагонреммаш» в лице Тамбовского вагоноремонтного завода Акционерного общества «Вагонреммаш» ( далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения № 66 от 27.05.2016г. в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 673 307,30 руб., в части начисления пени по состоянию на 27.05.2016 в размере 791 288,82руб., уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (на страховую часть пенсии) в размере 2 796 694,16руб., уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 569 842,33руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета- т.5 л.д.1-5.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

  В судебном заседании 26.10.16 объявлялся перерыв до 28.10.2016г. до 11 час. 00 мин. с вынесением протокольного определения. 28.10.2016г. судебное заседание было продолжено.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

Акционерное общество «Вагонреммаш» (далее – Общество) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

По результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 составлен Акт № 72 от 20.04.2016, на основании которого 27.05.2016 принято Решение № 66 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным Решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа в сумме 673 307,30 руб.; обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 3 366 536,49 руб., в том числе на страховую часть – 2 236 962,74 руб., на накопительную часть – 239 242,74 руб., по дополнительному тарифу в сумме 320 488,68 , по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 569842,33 руб. ; начислены пени в сумме 791288,82 руб.; кроме того, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проверки Фондом установлено, что обществом не включены в базу для начисления страховых взносов суммы компенсационных выплат работникам, работа которых носит разъездной характер, Всего сумма заниженной базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование по данному эпизоду составила 11 354 000 руб. 56 коп., в том числе: за 2013 год – 5 632 000 руб., за 2014 год – 4 816 000 руб., за 2015 год – 906 000 руб. Данное нарушение повлекло неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 3046047,81 руб., в том числе за 2013г. – 1 495 385, 81 руб., за 2014г.- 1 305 136 руб., за 2015г. – 245 526 руб. ( расчет страховых взносов по годам, в разрезе по фондам – т. 5 л.д. 146). За неуплату в установленный срок данных сумм страховых взносов Фондом начислены пени в размере 234 655,24 руб. - на страховую часть, 70 863,21 руб.- на накопительную часть, ,136 591,27 руб. – в ФФОМС ( т. 5 л.д.138-140) . Также страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 609209,56 руб. ( т. 5 л.д.136).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

На основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В пункте 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.

Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат.

Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

Согласно статье 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Суд установил, что Положением «О порядке направления работников в служебные поездки» утвержденного 18.04.2011 г. №140 установлены основные правила направления работников завода, имеющих разъездной характер работы, в служебные поездки. Разделом 5 данного Положения устанавливается порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками- т. 1 л.д.42-45.

Согласно п. 5.1 Положения работникам, указанным в п. 1.2 Положения, выплачиваются компенсационные средства в размере 2000 руб. за каждый день служебной поездки без подтверждения фактических расходов соответствующими документами, за исключением тех служебных поездок, срок которых не превышает одни сутки.

Приложением №1 к Положению «О порядке направления работников в служебные поездки», от 25.03.2011 г. утвержден перечень должностей (профессий) работников, работа которых носит разъездной характер. В указанный перечень в течении проверяемого периода входили экспедитор, водитель автомобиля, комплектовщик изделий и инструмента, грузчик- т. 1 л.д.46.

Приказом от 13.08.2014 г. №321 введено в действие новое Положение о служебных поездках, нормы которого аналогичны ранее действующему- т. 1 л.д.53-56.

Заявитель производил компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых носит разъездной или экспедиционный характер.

Проанализировав содержание локальных нормативных актов общества, регулирующих порядок предоставления компенсаций работникам, работа которых носит разъездной и экспедиционный характер, суд считает, что по своему характеру данные выплаты направлены на возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием работников вне места их постоянного жительства, то есть, в силу положений статьи 168.1 Трудового кодекса они могут быть отнесены к суточным.

Таким образом, общество производило компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании трудового договора и локального нормативного акта. Спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат водителей-экспедиторов, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и трудовым договором и производятся вне зависимости от трудового результата.

Общество располагает подтверждающими документами для начисления компенсационных выплат, каковыми являются докладные записки, приказы о направлении работников в служебные поездки, маршрутные листы служебных поездок, путевые листы, служебные поручения.

Исследовав представленные в дело документы, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем данные суммы не подлежат обложению страховыми взносами.

В связи с чем , суд приходит к выводу. что доначисление страховых взносов в сумме 3046047,81 руб., в том числе за 2013г. – 1 495 385, 81 руб., за 2014г.- 1 305136 руб., за 2015г. – 245526 руб. ; пени в размере 234 655,24 руб. - на страховую часть, 70 863,21 руб.- на накопительную часть, ,136 591,27 руб. – в ФФОМС, привлечение к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 609209,56 руб. является необоснованным. Оспариваемое решение в указанной части подлежит признанию недействительным.

Также в ходе проверки правильности исчисления дополнительных тарифов страховых взносов Фондом было установлено, что Тамбовский ВРЗ ОАО «ВРМ» не включило в базу для начисления дополнительных тарифов страховых взносов сумму 10 835 415,07 руб., в том числе: в 2013r. -3 437 245,82 руб.; в 2014г. -3 649 811,24 руб.; в 2015г.-3 748 358,01 руб. Данные суммы были выплачены ряду работников кузнечно-прессового цеха (список работников с указанием должностей и кодом профессий по спискам №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей дающих право на : пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в приложении №2.) с которыми заключены трудовые договора на выполнение работ: транспортировщика (код профессии 1110200а-19217 -4чел.); эмалировщика (код профессии 2150700а-19942 – 1 чел.), резчика металла на ножницах и прессах (код профессии 2150200а-17914 -4чел.); штамповщика (код профессии 2040300а-19700 – 3 чел.); резчика на пилах, ножовках и станках (код профессии 2191200а-17928 .). Данные профессии указаны в списках №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и целей дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и соответственно относятся к профессиям указанным в пп.1-18 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, (с 01.01.2015г. в п.1-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ). По результатам проведенной аттестации рабочих мест (приказ о проведении аттестации №258 от 18.07.2011г.) рабочие места данных работников были признаны вредными с с присвоением класса вредности: транспортировщики-3,1; резчики металла на ножницах и прессах-3,2; резчик их ножовках и станках-3,2; эмалировщик-3,1; штамповщики-3,2.

В связи с чем, Фонд пришел к выводу, что на выплаты указанных работников должны начисляться страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с положениями частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ. Указанное нарушение повлекло не уплату взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 320488,68 руб. в том числе: за 2013г.-90450,96 руб.; за 2014г. - 119226,91 руб.: за 2015г. - 110810,83 руб. ( подробный расчет приобщен к материалам дела – т. 5 л.д. 127-132. Суммы пени составили 60 865,63 руб. сумма штрафа в соответствии с п.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ - 64 097,74 руб. ( т. 5 л.д.133-135). Общество возражает против данных доводов , мотивируя тем, что согласно имеющейся на заводе документации по технологическому процессу , рабочие имеющие профессии, указанные в акте проверки, заняты на работах, отличных от работ, указанных в списках. Так, эмалировщик ЦПВ в штатном расписании завода значится «Эмалировщик» код 19942. В списке №2 профессия называется «Эмалировщики, занятые нанесением на горячие изделия эмалей пульверизатором» код 2150700а-19942. В рассматриваемом случае эмалировщик цеха подготовки вагонов наносит эмалевое покрытие на поверхность охлажденного изделия (операция 010 Технологического процесса 068.02000.14067). Поэтому эмалировщик цеха подготовки вагонов не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в карте аттестации рабочего места №548 в строке 040 (6) и трудовом договоре работника сделана соответствующая запись.

Резчик металла на ножницах и прессах КПЦ в штатном расписании завода указано «Резчик металла на ножницах и прессах» код 17914. В списке №2 профессия называется «Резчики металла на ножницах и прессах, занятые на резке горячего металла» код 2150200а-17914. В Постановлении кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» в разделе 2 «Кузнечно-прессовое производство» с кодом 2150200а-17914 внесена профессия «Резчики металла на ножницах и прессах, занятые на резке горячего металла». В рассматриваемом случае резчик металла на ножницах и прессах КПЦ выполняет работы по резке листового металла в холодном состоянии на ножницах гильотинных кривошипных листовых модель НА3121 (операции 010, 050, 070 Технологического процесса 068.01000.08353, операции 015, 045, 090 Технологического процесса 068.01000.14085), предназначенных для резки листового металла в холодном состоянии. Поэтому резчик металла на ножницах и прессах КПЦ не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в карте аттестации рабочего места №1651а в строке 040 (6) и трудовых договорах работников сделана соответствующая запись.

Транспортировщик КПЦ  в штатном расписании завода значится как «Транспортировщик» код 19217). В списке №1 профессия называется «Транспортировщики, занятые на отвозке (подаче, относке) горячего металла» код 1110200а-19217. В Постановлении кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» в разделе 2 «Кузнечно-прессовое производство» с кодом 111  0200а-19217 внесена профессия «Транспортировщики, занятые на отвозке (подаче, относке) горячего металла». Транспортировщик КПЦ выполняет работы по транспортировке материала и деталей в холодном состоянии (операции 005, 015, 040 Технологического процесса 068.01000.08353, операции 010, 030, 040 Технологического процесса 068.01000.14085). Операции по подаче заготовок в горячем состоянии выполняют кузнецы-штамповщики (операция 015, 020 Технологического процесса 068.01000.09372 и операции 015, 020, 030, 035 Технологического процесса 068.01000.09358). Поэтому транспортировщик КПЦ не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в карте аттестации рабочего места № 1607а в строке 040 (6) и трудовых договорах работников сделана соответствующая запись.

В отношении штамповщика КПЦ представитель общество пояснил суду, что в Постановлении кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» в разделе 3 «Производство калиброванного металла» с кодом 2040300а-19700 внесена профессия «Штамповщики, занятые на холодной штамповке». Кузнечно-прессовый цех завода не занимается изготовлением калиброванного металла, штамповщик КПЦ выполняет работы по изготовлению деталей пассажирских вагонов (операция 020, 050, 120 Технологического процесса 068.01000.14085, операция 020, 025, 030, 100 технологического процесса 068.01000.08353). Поэтому транспортировщик КПЦ не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в карте аттестации рабочего места № 1607а в строке 040 (6) и трудовых договорах работников сделана соответствующая запись.

Оценив представленные в дело материалы по данному эпизоду, суд руководствовался следующим:

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015 г. - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), с 1 января 2013 года применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время подлежат применению Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Пунктом 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления с 01.01.2014 в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливался приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2009 году общество в соответствии с указанным выше Порядком проведения аттестации привлекло ЗАО «Клинский институт условий и охраны труда «ОЛС-Комплект» для проведения аттестации рабочих мест, в том числе рабочих мест по специальностям транспортировщик (код профессии 19217 ); эмалировщик (код профессии 19942), резчик металла на ножницах и прессах (код профессии 17914 ); штамповщика (код профессии 19700 ); резчик на пилах, ножовках и станках (код профессии 17928 .).

По результатам указанной аттестации установлено, что право на досрочную пенсию у лиц, работающих на вышеперечисленных должностях, не возникает, В 041 строке карт аттестации рабочих мест указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.

Кроме того, проанализировав документацию по технологическому процессу, суд полагает обоснованным довод страхователя о том, что рабочие имеющие профессии, указанные в акте проверки, заняты на работах, отличных от работ, указанных в списках.

Указанный аргумент страхователя заслуживает внимания.

Например, в штатном расписании в цехе по подготовке вагонов значится - эмалировщик цеха подготовки вагонов- код 19942. В списке №2 профессия называется «Эмалировщики, занятые нанесением на горячие изделия эмалей пульверизатором» код 2150700а-19942. В рассматриваемом случае эмалировщик цеха подготовки вагонов наносит эмалевое покрытие на поверхность охлажденного изделия (операция 010 Технологического процесса 068.02000.14067). Поэтому эмалировщик цеха подготовки вагонов не имеет права на льготное пенсионное обеспечение, о чем в карте аттестации рабочего места №548 в строке 040 (6) и трудовом договоре работника сделана соответствующая запись.

В ином случае, например, машинист крана, занятый на горячих участках работ, и наименование должности и условия труда полностью совпадают с данными в списке №2. Профессия называется «машинисты кранов (крановщик), занятые на горячих участках работ» код 1110400а-13790. В карте аттестации рабочего места сделана ссылка на код в списке профессии, должности, и также отражено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судом установлено, что согласно картам аттестации рабочих мест, действительно рабочее место было аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом – 3.1. или 3.2.

Однако суд полагает, что выплаты работникам, которые хоть и заняты на работах с тяжелыми условиями труда, но которые не являются субъектами для досрочного выхода на пенсию, не подлежат обложению дополнительными тарифами, предусмотренными частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, поскольку работники по данным профессиям не были заняты на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), страховые взносы по дополнительному тарифу начислению не подлежали.

Принимая во внимание тот факт, что работники занимающие указанные должности не обладали правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, фактически по своим трудовым обязанностям и представленной документации по технологическому процессу , рабочие имеющие профессии, указанные в акте проверки, заняты на работах, отличных от работ, указанных в списках, суд полагает. что у общества отсутствовали основания для уплаты в отношении выплат указанным лицам страховых взносов по дополнительному тарифу.

Суд отклоняет доводы Управления о том, что обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с приведенными нормами Федерального закона № 212-ФЗ возлагается на страхователя независимо от того, включаются ли соответствующие периоды работы в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на получение пенсии по правилам п.п. 2 пункта 1 статьи ФЗ № 173-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3).

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14).

Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом. Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии

обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П и от 22 марта 2007 года № 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.

В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции и по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии, соответственно, по мнению суда, страхователь обязан производить исчисление страховых взносов по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право на досрочное получении пенсии. В связи с чем решение Управления в указанной части не соответствует требованиям закона и подлежит признанию недействительным.

Поскольку пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов и установления судом отсутствия у Общества оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат, произведенных в пользу лиц, занимающих спорные должности, начисление пени на суммы доначисленных Управлением страховых взносов является необоснованным.

Ответственность по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Поскольку совершение Обществом соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение Общества к ответственности по указанной статье в виде штрафа также является неправомерным.

В связи с чем доначисление взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 320 488,68 руб. в том числе: за 2013г.-90450,96 руб.; за 2014г. - 119226,91 руб.: за 2015г. - 110810,83 руб., пени в сумме 60 865,63 руб. , штрафа в соответствии с п.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ - 64 097,74 руб. является незаконным.

При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса.
  Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

На основании ст. 110 АПК РФ суд относит судебные расходы по настоящему делу на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №66 от 27.05.2016 г. в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 ФЗ № 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 673 307,30 руб., в части начисления пени по состоянию на 27.05.2016 в размере 791 288,82руб., уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (на страховую часть пенсии) в размере 2 796 694,16руб., уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 569 842,33руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области г. Тамбов в пользу Акционерного общества «Вагонреммаш» в лице Тамбовского вагоноремонтного завода Акционерного общества «Вагонреммаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://tambov.arbitr.ru.

Судья Е.В. Малина