Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«27» января 2021 г. Дело № А64-4201/2020
Резолютивная часть решения объявлена «20» января 2021 г.
Полный текст решения изготовлен «27» января 2021 г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Прохоровской,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Управления сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ИП ФИО1 КФХ ФИО2, Тамбовская область, Гавриловский район (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании 377 959,95 руб.
при участии в судебном заседании
от истца – ФИО3, доверенность №86 от 18.11.2019, диплом;
от ответчика – ФИО4, доверенность от 29.09.2020, диплом.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, обратилось в суд с исковым заявлением к ИП ФИО1 КФХ ФИО2, Тамбовская область, Гавриловский район, с требованием о взыскании денежных средств гранта в размере 374 750 руб., из которых: 341 022,50 руб. - средства федерального бюджета и 33 727,50 руб. - средства бюджета области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб., из которых: в доход федерального бюджета - 2 921,05 руб., в доход бюджета Тамбовской области - 288,90 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.07.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования; лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец в судебном заседании иск поддержал, представил дополнительные пояснения по делу.
Ответчик заявленные исковые требования отклонил, поддержал возражения, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд выяснил, что постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы», в рамках которой в целях поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на территории области реализуются мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ.
В соответствии с указанной Программой, а также на основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Тамбовской области от 21.12.2017 №187-З «О бюджете Тамбовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 01.02.2017 №75 (далее - Правила), между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и ИП главой КФХ ФИО2 (Начинающий фермер) заключено соглашение №48 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку начинающего фермера от 13.09.2018.
По условиям указанного соглашения Управление обязалось предоставить Начинающему фермеру путем перечисления на его расчетный счет грант в размере 1 500 000,00 руб., а Начинающий фермер обязался принять указанные денежные средства и использовать их для реализации проекта по развитию своего КФХ в соответствии с целями, условиями и порядком, установленными Правилами и настоящим соглашением (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 3.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с Правилами:
- на цели, указанные в разделе I соглашения;
- при прохождении конкурсного отбора в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора КФХ на предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 21.04.2017 №368;
- при соблюдении иных условий, предусмотренных Правилами.
Перечисление гранта осуществляется на счет начинающего фермера, открытый в российской кредитной организации, в порядке и в сроки, установленные Правилами (пункт 3.2 соглашения).
Порядок взаимодействия сторон, их права и обязанности установлены в разделе IV соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения Управление среди прочего обязалось:
обеспечить перечисление средств гранта на счет начинающего фермера в сроки, установленные Правилами (подпункт 4.1.1 соглашения);
устанавливать показатели результативности в соответствии с приложением № 2 к соглашению и осуществлять оценку их достижения на основании отчета о достижении значений показателей результативности в соответствии с приложением № 4 к соглашению (подпункт 4.1.2 соглашения);
осуществлять контроль за соблюдением Начинающим фермером целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных Правилами и соглашением, путем проведения плановых и внеплановых проверок на основании: отчетов о расходах Начинающего фермера, источником финансового обеспечения которого является грант; документов, представленных получателем по запросу Управления в соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения; иных документов (подпункт 4.1.3 соглашения).
Согласно подпункту 4.1.4 соглашения в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения начинающим фермером порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных Начинающим фермером в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, Управление обязано направить Начинающему фермеру требование об обеспечении возврата средств гранта в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с подпунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4 соглашения Управление вправе:
- запрашивать у Начинающего фермера документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей, условий предоставления гранта, в том числе: документы, подтверждающие целевое использование средств гранта, в соответствии с приложением № 5 к соглашению; документы об использовании и распоряжении имуществом, включенным в План расходов; отчеты в соответствии с приложением №4 к соглашению; письменные объяснения; иные документы;
- для проведения проверок формировать рабочую группу в соответствии с приказом Управления;
- по результатам проверки направлять Начинающему фермеру предписания, обязательные для выполнения.
В свою очередь, согласно пунктам 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4 соглашения Начинающий фермер должен обеспечить выполнение условий предоставления гранта и соглашения в полном объеме, в том числе:
- использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет в соответствии с Планом расходов (приложение №1 к Соглашению);
- обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных Планом расходов, в полном объеме;
- использовать грант исключительно в соответствии с Планом расходов. Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной от установленной в Плане расходов, при этом сэкономленные средства подлежат направлению на иные мероприятия Плана расходов и (или) бизнес-плана - в соответствии с пунктами 4.3.5 и (или) 4.3.8 настоящего соглашения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с соглашением, Правилами и законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
В пункте 6.2 соглашения установлено, что последнее вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует в течение пяти лет.
Денежные средства в общем размере 1500000,00 руб. перечислены ответчику платежным поручением от 26.09.2018 №731238. Ответчик получение денежных средств в указанном размере не отрицает.
Согласно пункту 4.3.1 соглашения и в соответствии с Планом расходов, являющимся приложением №1 к соглашению, Начинающий фермер обязан обеспечить выполнение условий предоставления гранта и приобрести:
саженцы яблони 1-летка на подвое 62-396 сорт Лобо, Спартан, Вишневое в количестве 5 500 ед., стоимостью 687,50 тыс. руб., планируемый срок оплаты - декабрь 2018 года;
трактор в количестве 1 ед., общей стоимостью 175,00 тыс. руб., планируемый срок оплаты - декабрь 2018 года;
столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 ед. стоимостью 336,00 тыс. руб., планируемый срок – май 2019 года;
столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 ед. стоимостью 76,80 тыс. руб., планируемый срок – май 2019 года;
столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 ед. стоимостью 4,10 тыс. руб., планируемый срок – май 2019 года;
капельное орошение в количестве 1 ед. стоимостью 388,14 тыс. руб., планируемый срок – май 2019 года.
В течение 30 календарных дней с момента осуществления операции по расходованию средств (части средств) гранта, а также собственных средств, достаточных для обеспечения уровня софинансирования затрат, Начинающий фермер предоставляет в Управление копии документов и реестр представленных документов, подтверждающих их целевое использование в разрезе целевых статей расходов в соответствии с приложением №5 к соглашению (пункт 4.3.17 соглашения).
Как указано истцом, во исполнение данного требования ответчиком в Управление были представлены следующие документы: договор поставки от 27.04.2019 №11, приходный кассовый ордер от 27.04.2019 №1, счет – фактура от 27.04.2019 №1
В целях проведения проверки исполнения обязательств по соглашениям, заключенным Управлением сельского хозяйства области с участниками подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, 27.11.2019 комиссией (созданной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 27.11.2019 №165) проведен осмотр хозяйства ИП ФИО1 КФХ ФИО2, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ и увеличению объема реализуемой продукции ягодоводства.
По результатам осмотра выявлено, что на земельном участке, предназначенном для закладки сада, заложены саженцы в количестве 5500 шт. Также для осмотра представлено: 1) трактор МТЗ, 2) капельное орошение. При этом комиссией установлено, что столбы шпалерные с сечением 7 х 7,5 см. и 9 х 9,5 см и столбы крепежные с сечением 7 х 7,5 см. не представлены. Со слов представителя ФИО4 столбы находятся в ЛИУ №7, на территорию которой на момент проверки попасть не представилось возможным. ИП ФИО1 КФХ ФИО2 на момент проверки отсутствовал. Акт составлен в присутствии работников Контрольно Счетной палаты – аудитора ФИО5, главного инспектора ФИО6
Изложенные обстоятельства отражены в акте осмотра от 27.11.2019.
Сославшись на результаты проведенной проверки и фактическое отсутствие части перечисленного в Плане расходов имущества (а именно: столбов шпалерных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц; столбов шпалерных с сечением 9 х 9,5 см. в количестве 120 единиц; столбов крепежных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица) письмом от 27.02.2020 №01-51/10 Управление сельского хозяйства Тамбовской области сообщило предпринимателю о нарушении условий соглашения и Правил, и известило о необходимости возврата в добровольном порядке в установленный срок суммы гранта в размере 374 750,00 руб. Данное письмо направлено в адрес ответчика и получено последним 26.03.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на копии письма.
Поскольку ответчик обязательство по возврату суммы гранта в размере 374 750,00 руб. не исполнил, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Кроме того, истец в порядке ст. 395 ГК РФ начислил и просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб. за период с 28.04.2020 по 23.06.2020.
Ответчик считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 28.07.2020 №1, мотивируя тем, что о проведении в отношении него проверки 27.11.2019 надлежащим образом уведомлен не был, в связи с чем при ее проведении не присутствовал. Как пояснил ответчик, представить в момент проверки спорное имущество (столбы шпалерные и крепежные) не представлялось возможным по техническим причинам, а именно из-за его громоздкости и погодных условий (зимний период времени), однако данные столбы в наличии имелись. При этом, ответчик указал, что после ознакомления с результатами проверки неоднократно предлагал Управлению провести повторную проверку и осмотреть имеющееся имущество.
В процессе рассмотрения настоящего дела во исполнение определения арбитражного суда от 30.09.2020 комиссией по проведению проверки, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 14.02.2020 №19, в присутствии представителя ответчика 06.10.2020 повторно проведен осмотр хозяйства ИП ФИО1 КФХ ФИО2, расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ и увеличению объема реализуемой продукции садоводства.
По результатам осмотра хозяйства (на территории сада) были обнаружены столбы шпалерные сечением 7 х 7,5 см. и длинной 3 м. в количестве 1485 шт. и столбы крепежные сечением 7 х 7,5 см. длиной 1 м. в количестве 5 шт. Столбы сложены на земле. Однако, поскольку на территории сада ведется совместная деятельность ФИО7, ФИО8 и ФИО2, комиссия пришла к выводу о невозможности установления принадлежность определенного количества столбов ФИО2
В ходе осмотра представитель ФИО2 пояснил, что остальные столбы находятся в Сельскохозяйственной компании «Русь». На территории данного хозяйства комиссией были обнаружены столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м. в количестве 1000 шт. Однако установить принадлежность ФИО2 определенного количества данных столбов комиссии также не представилось возможным.
Указанные обстоятельства отражены в акте осмотра от 06.10.2020, составленного по результатам его проведения. Данный акт приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, заслушав пояснения сторон, суд находит исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае обязательства сторон установлены соглашением №48 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку начинающего фермера от 13.09.2018.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом, условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 78 БК РФ).
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В Информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса РФ.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г.».
В целях реализации указанной программы постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 №1443 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, согласно которой гранты и (или) помощь носят целевой характер.
Указанным нормативным правовым актом также предусмотрено, что контроль за движением и целевым расходованием средств участников подпрограммы на основании предоставляемых отчетов осуществляет управление сельского хозяйства области. В случае нецелевого использования гранта часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», постановления администрации области от 21.11.2012 №1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области» разработаны Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденные Постановлением Администрации Тамбовской области от 01.02.2017 №75 (далее – Правила №75).
Данные Правила №75 устанавливают цели, порядок, условия предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на грантовую поддержку начинающих фермеров на реализацию проектов по созданию и развитию на сельской территории крестьянских (фермерских) хозяйств и создание новых постоянных рабочих мест на сельских территориях.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на реализацию на территории области мероприятий по предоставлению гранта на поддержку начинающих фермеров является управление сельского хозяйства области.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил №75 и положением об Управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Администрации Тамбовской области от 03.06.2013 № 174, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет функции уполномоченного органа по использованию средств федерального бюджета, а также осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета области, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций
Являясь главным распорядителем бюджетных средств, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет, в том числе функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий.
Согласно пункту 3.12 Правил №75 средства гранта должны быть израсходованы начинающим фермером в течение 18 месяцев со дня их поступления на его лицевой счет, открытый в УФК по Тамбовской области, на цели, указанные в плане расходов.
Обязательная проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля (пункт 5.1. Правил №75).
Согласно пункту 5.5. Правил №75 гранты носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами.
В случае нецелевого использования начинающим фермером бюджетных средств часть гранта, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в бюджет области в соответствии с пунктом 3.3 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае целью предоставления Управлением денежных средств в виде гранта являлось финансирование создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как установлено судом, 13.09.2018 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и ИП глава КФХ ФИО2 было заключено соглашение №48, в соответствии с пунктом 4.3.1 которого предприниматель обязался использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на ее счет в соответствии с Планом расходов. При этом согласно Плану расходов в мае 2018 года предприниматель среди прочего должен был приобрести:
столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 ед. стоимостью 336,00 тыс. руб., из которых 302 400,00 руб. – средства гранта;
столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 ед. стоимостью 76,80 тыс. руб., из которых 69 120,00 руб. – средства гранта;
столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 ед. стоимостью 4,10 тыс. руб., из которых 3230,00 руб. – средства гранта.
В качестве доказательств приобретения указанного имущества и целевого использования полученных денежных средств ИП главой КФХ ФИО2 представлено:
- договор поставки от 27.04.2019 №11, заключенный с сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим снабженческо-сбытовым кооперативом «Русь» (предмет договора: столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц стоимостью 336 000,00 руб., столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 120 единиц стоимостью 76 800,00 руб., столбы крепежные в количестве 41 единица стоимостью 4100,00 руб.);
- счет-фактура (УПД) от 27.04.2019 №1 на сумму 416 900,00 руб.;
- приходный кассовый ордер от 27.04.2019 №1 на сумму 416 900,00 руб. с квитанцией к указанному ордеру от 27.04.2019;
В силу ч. 1 ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Доказательствами подтверждения передачи товарно-материальных ценностей согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н, является документ (накладная, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи и др.), содержащий дату его составления, наименование организации-поставщика, содержание и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, а также подписи уполномоченных лиц, передавших и принявших имущество.
В силу Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», товарная накладная должна содержать наименование, адрес, телефон, факс и банковские реквизиты грузоотправителя, грузополучателя, поставщика, плательщика; сведения о транспортной накладной (ее номере и дате); должности и подписи лиц, разрешивших отпуск груза и фактически отпустивших груз (с расшифровкой их Ф.И.О.), заверенные печатью организации; номер и дату доверенности, на основании которой груз принят к перевозке от грузоотправителя, а также информацию о том, кем и кому (организация, должность лица, его Ф.И.О.) эта доверенность выдана; подпись и должность лица, принявшего груз по доверенности, расшифровку подписи; должность и подпись лица, выступающего от имени грузополучателя о получении груза, с расшифровкой Ф.И.О., заверенные печатью организации.
Представленный универсальный передаточный акт (счет – фактура) от 27.04.2019 №1 по договору от 27.04.2019 №11 является надлежащим доказательством подтверждения передачи товарно-материальных ценностей ответчику.
Представленные платежные документы подтверждают факт оплаты ответчиком приобретенных материальных ценностей.
Истцом заявлений о фальсификации представленных ответчиком доказательств не заявлено.
Фактическое наличие приобретенных материальных ценностей подтверждено представленным в материалы дела актом осмотра хозяйства от 06.10.2020, согласно которому при осмотре хозяйства ИП ФИО1 КФХ ФИО2, расположенного по адресу: <...>, на территории сада комиссией были обнаружены столбы шпалерные сечением 7 х 7,5 см. и длинной 3 м. в количестве 1485 шт. и столбы крепежные сечением 7 х 7,5 см. длиной 1 м. в количестве 5 шт. На территории СППССК «Русь» были обнаружены столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м. в количестве 1000 шт.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м были приобретены (куплены и оплачены) ИП ФИО1 КФХ ФИО2 по договору поставки от 27.04.2019 №11 у СППССК «Русь», однако из-за своей громоздкости оставались на хранении на территории данной организации.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела пояснениям ИП ФИО9, осуществляющего производство бетонных изделий, к производимым бетонным столбам применяются разные названия в зависимости от целевого использования («свайные столбы» в случае использования в качестве свай, «заборные столбы» - в качестве забора, «шпалерные или крепежные, или якорные – для сада), однако, наименование все же единое – «бетонный столб», изготовление столбов определенной длины и сечения производится по желанию заказчика.
В судебном заседании ответчик, со ссылкой на пояснения производителя бетонных столбов ИП ФИО9, пояснил, что столбы шпалерные служат для поддерживания стволов и веток яблоневых деревьев, преимущественно карликовых сортов, путем натягивания оцинкованной металлической проволоки между ними, к которой привязываются стволы и ветви деревьев. Длина столбов составляет 3 метра. Различия между столбами шпалерными сечением 7 х 7,5 см. и столбами шпалерными сечением 9 х 9,5 см. только в диаметре сечения, что существенно влияет на нагрузку, а остальные свойства, форма и назначение одинаково. Соответственно, чем больше сечение столба, тем большую нагрузку он выдерживает, в связи с чем, по мнению ответчика, применять столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. вместо столбов шпалерных сечением 7 х 7,5 см. более надежно.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 13015-2012 «Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения» не содержит классификации видов бетонных столбов, содержит лишь указание на соответствие бетона определенным требованиям исходя из целевого назначения строительного изделия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела документы подтверждают факт приобретения спорных материальных ценностей и их фактическое наличие.
Довод истца, что все указанные в акте осмотра от 06.10.2020 столбы принадлежали иным лицам, документально не подтвержден и опровергается представленными ответчиком доказательствами. Истцом не представлено доказательств, что в силу применимого бюджетного законодательства и заключенного соглашения ответчик был обязан хранить приобретенные на средства гранта материальные ценности в каком – либо определенном месте.
Довод истца о необходимости деления обнаруженного в ходе проверки имущества (столбов шпалерных и столбов крепежных) (согласно Плану расходов по соглашению от 13.09.2018 №48) между ФИО7, ФИО8 и ФИО10, судом отклоняется, поскольку факт принадлежности имущества подтверждается не фактом совместного ведения хозяйства, а документами подтверждающими факт приобретения и постановки на учет товарно-материальных ценностей.
Статьями 8 и 9 АПК РФ установлено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч.1 ст. 8, ч.1 ст. 9 АПК РФ.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ч.3 ст. 9 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств принадлежности осмотренных столбов иным лицам, в ходе осмотра детализация принадлежности столбов различным лицам не производилась.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении Верховного суда от 18.01.2018 №305-ЭС17 – 13822, позиция покупателя, по сути, состояла в отрицании всех доводов поставщика и представленных им доказательств. По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Однако, такая обязанность не является безграничной. Если сторона в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а вторая сторона с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение ни сторону дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.
Ответчиком в материалы дела представлены документы подтверждающие факт приобретения спорных материальных ценностей и их фактическое наличие, истцом опровергающих данный факт доказательств не представлено. Произведенный 06.10.2020 в ходе рассмотрения дела осмотр хозяйства ответчика подтвердил наличие, а не отсутствие в необходимом количестве столбов по гранту, обязательство по приобретению которых возлагалось на ответчика.
Поскольку истцом в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие нецелевое расходование ответчиком средств гранта в размере 374 750,00 руб., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их взыскания, как и начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание отсутствие оснований для взыскания с предпринимателя средств гранта в размере 374 750,00 руб. и начисленных в порядке ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 209,95 руб., арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч.1ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно с пп. 1.1 п.1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...> через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья А.В. Захаров