ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-4275/10 от 27.09.2010 АС Тамбовской области



Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

29 сентября 2010г. Дело №А64- 4275/2010

Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2010г.

Полный текст решения изготовлен 29.09.2010г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе

судьи Л.И.ПАРФЕНОВОЙ

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым О.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Наш дом», г. Мичуринск

к ИФНС России по г. Мичуринску, г. Мичуринск

о признании незаконным решения

при участии в заседании

от заявителя – ФИО1, доверенность №8 от 16.08.2010г., ФИО2, юрисконсульт, доверенность №7 от 27.04.2010г.

от заинтересованного лица – ФИО3, начальник правового отдела, доверенность от 07.04.2010г. №02-03/02897; ФИО4, главный специалист-эксперт, доверенность от 07.09.2010г. №02-03/07217; ФИО5, главный госналогинспектор, доверенность от 07.04.2010г. № 02-03/02900

Общество с ограниченной ответственностью «Наш дом» (далее ООО, общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Мичуринску (далее ИФНС) №28 от 01.06.2010г. о привлечении общества к налоговой ответственности.

ИФНС заявленное требование не признало по основаниям, изложенным в отзыве №02-03/06834 от 19.08.2010г.

При рассмотрении дела, судом было установлено:

ИФНС провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций за период с 23.10.2007г. по 31.12.2008г.; налога на имущество за период с 23.10.2007г. по 31.12.2008г.; налога на добавленную стоимость за период с 23.10.2007г. по30.09.2009г.; налога на доходы физических лиц за период с 23.10.2007г. по 30.09.2009г.; единого социального налога за период с 23.10.2007г. по 31.12.2008г.; а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, акт №21 от 27.04.2010г.

Заместитель начальника ИФНС, рассмотрев акт выездной налоговой проверки, 01.06.2010г. принял решение №28 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно данному решению общество привлечено к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС к штрафу в сумме 1362711руб.; обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 6938565руб. и пени в сумме 876210руб., а также пени по НДФЛ в сумме 251руб.

Решением УФНС России по Тамбовской области №11-11/71 от 15.07.2010г. оставлено без изменений решение ИФНС №28 от 01.06.2010г.

Обществом оспаривается решение за исключением начисления пени по НДФЛ в сумме 251руб.

Согласно оспариваемому решению доначисление налога на добавленную стоимость, пени и штрафа произошло в результате следующего нарушения:

ООО «Наш дом» в проверяемом периоде как управляющая компания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» осуществляло капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

На банковский счет общества поступило за 2008г. 53883259руб., в т.ч. за счет средств фонда – 39293100руб., средств регионального бюджета – 9337800руб., средств местного бюджета – 4168500руб. и средств собственников жилья (долевое финансирование)- 1083859руб.; за 9 месяцев 2009г. поступило 48267010руб., в т.ч. средств фонда – 43926500руб., средств регионального бюджета – 1529100руб., средств местного бюджета – 1629100руб., средств собственников жилья – 1182310руб.

В соответствие с реестрами документов по выполненным работам, актами о приемке выполненных работ, локальными сметными расчетами, в нарушение п.1 ст. 146, п.1 и 2 ст. 153, п.1 ст. 154, п.1 , 2 и 4 ст. 166 НК РФ обществом не включена в налоговую базу в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость выручка от работ в сумме 82202461руб. по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов по мере выполнения работ, в т.ч.

3 квартал 2008г. в сумме 19860181руб.

4 квартал 20087г. в сумме 28045330руб.

1 квартал 2009г. в сумме 1997949руб.

2 квартал 2009г. в сумме 2146715руб.

3 квартал 2009г. в сумме 30152286руб.,

что, соответственно, повлекло за собой неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 14796443руб.

В книги покупок были включены счета-фактуры на выполненные подрядными организациями работы по капитальному ремонту, но в налоговые декларации налоговые вычеты по данным счетам-фактурам не отражены. В результате налогоплательщиком не полностью использовано право на налоговые вычеты в сумме 7859533руб.

Кроме того, во втором квартале 2009г. общество завысило на 1655руб. сумму налогового вычета: в декларации вычеты заявлены в сумме 331002руб., согласно книге покупок – 329347руб.

Данные нарушения повлекли за собой доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 6938565руб., в т.ч.

За 3 квартал 2008г. – 1809410руб.

За 4 квартал 2008г. – 2329746руб.

за 1 квартал 2009г. – 192033руб.

за 2 квартал 2009г. – 388064руб.

за 3 квартал 2009г. – 2219312руб., пени в общей сумме 876210 руб. и штраф в сумме 1362711руб.

Общество оспаривает решение ИФНС по следующим основаниям:

- в соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ №185-ФЗ от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» направляемые для проведения капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, либо собственников помещений в многоквартирных домах могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта. Денежные средства, полученные управляющей организацией на проведение капитального ремонта в полном объеме перечисляются подрядным организациям, что и было сделано обществом. Работы по капитальному ремонту выполнены в полном объеме, денежные средства потрачены по целевому назначению, что подтверждается актами приемки выполненных работ, а также актом проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области от 09.03.2010г. (л.д. 74-86 т.12).

- бюджетные субсидии не связаны с оплатой коммунальных услуг, поэтому положения пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ к ним не применяются и НДС на них не начисляется. Бюджетные субсидии в налогооблагаемую базу не включаются. Заложить прибыль в плату за капитальный ремонт общество не может, так как основанием для ее начисления является сметный расчет, поэтому все поступления в счет ремонта направляются на оплату работ субподрядных организаций.

- бюджетные средства, полученные заявителем, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с п..2 ст. 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджетов в качестве субсидий.

- в НК РФ с 01.01.2010г. в ст. 149 введены две льготы: от НДС освобождается реализация коммунальных услуг (пп.29 п.3 ст. 149 НК РФ) и не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества (пп.30 п.3 ст. 149 НК РФ). В соответствии с ч.3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

ИФНС в своем отзыве считает, что независимо от того, кто оплачивает работы по капитальному ремонту, управляющая организация выполняет их для собственников помещений в многоквартирном доме. Государственные органы, выделяющие бюджетные средства, не являются заказчиками или потребителями работ по капитальному ремонту. Поскольку проведение капитального ремонта многоквартирных домов – работа, реализуемая управляющей компанией собственникам помещений, значит стоимость этих работ в рассматриваемом случае подлежит обложению НДС в рамках требований главы 21 НК РФ, действующей до 01.01.2010г. Федеральный закон от 28.11.2009г. №287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 НК РФ» не предусматривает, что имеет обратную силу норма статьи 149 НК РФ об освобождении от обложения НДС операций по реализации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых управляющими организациями при условии приобретении указанных работ у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих данные работы, вступившая в силу с 01.01.2010г.

Оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ООО «Наш дом» является управляющей компанией.

Основными видами деятельности заявителя, согласно его Уставу, являются:

-организация финансирования содержания, эксплуатации, развития комплекса жилых домов, в том числе прием платежей, оплата услуг подрядным организациям, оформление документов для получения субсидий, дотаций, привлечение кредитов и займов;

- деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда;

- деятельность по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда;

- деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда, земельных участков;

- деятельность по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда;

Как установлено налоговой проверкой заявитель фактически осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда, деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В соответствии с ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья или жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Закон №185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Реализация указанных целей достигается фондом путем представления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок (п.2 ст.4 Закона №185-ФЗ).

Статьей 18 Закона №185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта РФ и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда.

Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом РФ и муниципальным образованием.

В силу п.6 ст.20 Закона №185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

Администрацией Тамбовской области 23.04.2008г. приняты постановление №511 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований для обеспечения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета» (аналогичное постановление принято 24.03.2009г. за №308) и постановление №333 от 18.03.2008г. «Об утверждении областной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2008г.».

Во исполнение указанного Закона постановлением Администрации г. Мичуринска №1071 от 04.06.2008г. утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий для проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации –Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного и местного бюджетов, согласно которому субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Получателями субсидий является в числе других и ООО «Наш дом».

Судом установлено и подтверждается материалами дела получение заявителем субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.

Факты того, что перечисленные обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы заявителем по целевому назначению, обществом выполнены все условия заключенных с распорядителем субсидий договоров, подтверждаются актом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области от 09.03.2010г. (л.д. 74-86 т. 12), и инспекцией не оспариваются. Но инспекция полагает, что п.2 ст. 154 НК РФ в рассматриваемом случае не применим, а оплата услуг, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, не является льготой граждан и не предусмотрена действующим в спорный период налоговым законодательством.

Доводы налогового органа судом не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставленных бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товариществ собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуются оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

На граждан и организации возлагается в силу п.1 ст. 153 ЖК РФ обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений (п.7 ст. 156 ЖК РФ).

Согласно п.2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Пунктом 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части шестой настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют:

- статьи 156, 158, 159 ЖК РФ, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи,

-статья 20 Закона №185-ФЗ, определяющая размер участия собственников жилых помещений в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5 % от общей стоимости ремонта,

-а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Тамбовской области и г. Мичуринска, определяющие порядок участия в финансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Средства бюджета выделялись заявителю в качестве компенсации его расходов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по льготным ценам.

При таких обстоятельствах налоговая база должна определяться в соответствии с п.2 ст. 154 НК РФ.

Судом признается правомерным начисление инспекцией НДС за 2 квартал 2009г. в сумме 1655руб. по причине уменьшения налогового вычета из-за не подтверждения вычета первичными бухгалтерскими документами (в налоговой декларации вычет заявлен в сумме 331002руб, а по книге покупок и в соответствии с первичными бухгалтерским документами вычет составил 329347руб).

Ссылка заявителя на неправильный арифметический подсчет им вычетов в книге продаж только объясняет причину уменьшенного им НДС к уплате в бюджет.

В соответствии с ст. 75 НК РФ за неуплату налога начисляется на эту недоимку пеня в размере и порядке установленном этой статьей.

В соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога влечет за собой начисление штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Как установлено оспариваемым решением (л.д. 19 т.1) у заявителя имеется переплата на дату 20.07.09г., на 20.08.09г., на 21.09.09г. в сумме 193161ру., 134281руб., 15402руб. соответственно.

Следовательно, при отсутствии недоимки пени и штраф не начисляются.

Довод заявителя о применении ч.3 ст. 5 НК РФ судом не принимается. Данный довод основан на неверном толковании права.

Начисление заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 6936910руб., пени в сумме 876210руб. и штрафа в сумме 1362711руб. произведены налоговым органом не в соответствии с действующим законодательством, нарушают законные права и интересы общества и поэтому заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.

Судебные расходы в соответствии с ст. 101, 110 АПК РФ возложить на ИФНС России по г. Мичуринску. Определением по делу от 27.07.2010г. заявителю была представлена отсрочка по уплате госпошлины по заявлению и ходатайству о принятии обеспечительных мер до принятия решения по существу рассматриваемого спора. До принятия решения по существу рассматриваемого спора заявителем уплачена в бюджет госпошлина по заявлению в сумме 2000руб. и по ходатайству об обеспечительных мерах в сумме 2000руб. (л.д. 119-120 т.1). Заявитель по настоящему делу понес расходы по уплате госпошлины в сумме 4000руб. Госпошлина поступила в бюджет и расходы в сумме 4000руб. подлежат взысканию с ИФНС России по г. Мичуринску.

Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

суд решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Решение ИФНС России по г. Мичуринску от 01.06.2010г. №28 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признать недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 6936910руб., пени в сумме 876210руб., штрафа в сумме 1362711руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ИФНС России по г. Мичуринску (<...>) в пользу ООО «Наш дом» (ИНН <***>, <...>) расходы по госпошлине в сумме 4000руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в 19 арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.И.Парфенова