392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
01 июня 2020 г. Дело №А64-455/2020
Резолютивная часть решения объявлена «28» мая 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме «01» июня 2020 года
Судья Арбитражного суда Тамбовской области Чекмарёв А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Иванковой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело №А64-455/2020 по заявлению
Акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>), г.Тамбов
к Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области (ОГРН:<***>, ИНН:<***>), г.Тамбов
о признании ненормативного правового акта недействительным
третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области (392036, <...>, ОГРН:<***>, ИНН:<***>)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 19.11.2019 №ВК-0405/8595;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 13.01.2020 №01-34/29;
от третьего лица: ФИО3, доверенность от 09.01.2020 №3
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Тамбов» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
признать недействительным Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2020 год» в части пунктов 1 и 2 Заключения, подготовленное Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области;
обязать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Газпром газораспределение Тамбов» путем внесения изменений в пункты 1, 2 Заключения, с последующим внесением изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы;
взыскать с Управление по регулированию тарифов Тамбовской области расходы по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 03.02.2020 дело принято к производству, в качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
В судебном заседании 25.02.2020 представитель АО «Газпром газораспределение Тамбов», в порядке ст.49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении исковых требований. Рассмотрев заявленное ходатайство, уточнение заявленных требований принято судом, с учетом мнения сторон, не возражающих против уточнения заявленных требований, в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании 28.05.2020 представитель АО «Газпром газораспределение Тамбов», в порядке ст.49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении исковых требований, и просит суд:
«1. Признать недействительным Протокол заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 № 53 в части:
- пункта 3.4 Протокола,
- пунктов 1, 2 «Заключения об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу).
- Приложения №1 («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») к «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу).
2. Обязать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Газпром газораспределение Тамбов» путем внесения изменений в пункты 1, 2 Приложения №1 «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу) с целью последующего внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы»:
- установить величину выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» за 2018 г. с учетом индексов-дефляторов в сумме 32 862 тыс. руб.;
- направить в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области (Третьему лицу) информацию о величине выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования в размере 74 558 тыс. руб. для внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы.
3. Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу АО «Газпром газораспределение Тамбов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.».
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд, с учетом мнения сторон, не возражающих против уточнения заявленных требований, в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) считает его подлежащим удовлетворению. Уточнение заявленных требований принято судом.
В судебном заседании 28.05.2020 представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением суда от 03.02.2020 стороны поставлены в известность о том, что если в предварительном судебном заседании присутствующие лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть заседание в первой инстанции.
С учетом изложенного, при отсутствии возражения сторон, присутствующих в деле, суд, руководствуясь ч.4 ст.137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. На основании ст.153 АПК РФ арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон суд установил следующее.
АО «Газпром газораспределение Тамбов» обратилось в адрес Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – Управление) с заявлением от 18.09.2019 №ДП-0105/6590 и обосновывающими материалами по установлению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2020 год.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области подготовлено Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2020 год», включая Приложение 1 к Заключению «Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.» (далее для указанного Заключения и приложения 1 в Заключению суд обобщенно использует формулировку – Заключение).
Указанное заключение рассмотрено на заседании правления Управления 30.10.2019, о чем вынесено решение правления Управления при наличии кворума, в присутствии представителей Общества (протокол заседания правления Управления №53). Указанное решение оформлено приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №92-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год».
Акционерное общество «Газпром газораспределение Тамбов» не согласившись с отраженными в Заключении величиной выпадающих доходов Общества за 2018 год, величиной выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела заявителем дополнены и уточнены заявленные требования.
Согласно уточненным требованиям заявитель просит суд:
1. Признать недействительным Протокол заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 № 53 в части:
- пункта 3.4 Протокола,
- пунктов 1, 2 «Заключения об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу).
- Приложения №1 («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») к «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу).
2. Обязать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Газпром газораспределение Тамбов» путем внесения изменений в пункты 1, 2 Приложения №1 «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу) с целью последующего внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы»:
- установить величину выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» за 2018 г. с учетом индексов-дефляторов в сумме 32 862 тыс. руб.;
- направить в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области (Третьему лицу) информацию о величине выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования в размере 74 558 тыс. руб. для внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы.
3. Взыскать с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу АО «Газпром газораспределение Тамбов» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
1. Оценивая требования заявителя в части признания недействительным Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 № 53 (в том числе, в части пункта 3.4 Протокола), суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения №1021).
В соответствии со ст.17 Закона о газоснабжении и постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 №335 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждают специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, (далее - спецнадбавки).
В силу статьи 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (далее - плата за техприсоединение).
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Основными положениями №1021), и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (приказом ФАС России от 16.08.2018 №1151/18 «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».
Согласно части 2 статьи 23.2 Закона о газоснабжении и пункта 8 Основных положений №1021 размер платы за техприсоединение устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, и не оспаривается сторонами, что Управление по регулированию тарифов Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов).
Статус Управления определен постановлением главы администрации области от 06.11.2012 №110 «Об утверждении Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области» (далее - Положение об управлении).
Функция по установлению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, закреплена абзацем восьмым подпункта 3.1.4 Положения об управлении.
Согласно подпунктам 3.1.15 и 3.1.15.2 Управление вносит на рассмотрение администрации области проект постановления администрации области об установлении размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования утвержденных программ газификации области.
В соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.07.2012 №03/147 «О правлении управления по регулированию тарифов области» правление Управления является коллегиальным органом управления по регулированию тарифов Тамбовской области, образованным в целях определения основных направлений деятельности управления и принятия соответствующих решений, отнесенных к его ведению.
Персональный состав и порядок работы правления утвержден указанным приказом управления.
Решения регулирующего органа об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям принимаются на заседании правления Управления (пункты 21 и 22 Основных положений № 1021, подпункт 5.7 Положения об управлении).
При этом, в соответствии с пунктами 22-24 Порядка деятельности правления Управления определено, в ходе заседания Правления осуществляется ведение протокола, с кратким изложением хода заседания правления, результатами голосования и принятыми решениями.
В протоколе заседания правления указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования в соответствии с основами ценообразования и иные сведения в соответствии с правилами государственного регулирования цен (тарифов), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией. Также, в протоколе заседания правления отражается информация о результатах независимой экспертизы и (или) общественного обсуждения проекта решения коллегиального органа (проекта нормативного правового акта), рекомендации Межотраслевого совета, особое мнение представителя Межотраслевого совета по рассматриваемому вопросу (при наличии).
Протокол заседания правления подписывается председательствующим на заседании должностным лицом Управления, членами коллегиального органа и секретарем правления.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что протокол заседания правления Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №53, несмотря на то, что Порядком деятельности правления Управления определен как документ процедурного характера, вместе с тем обладает признаками решения органа, осуществляющего публичные полномочия, каковым является управление по регулированию тарифов Тамбовской области, поскольку содержит, в том числе, основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования в соответствии с основами ценообразования и иные сведения в соответствии с правилами государственного регулирования цен (тарифов), а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией. В протоколе заседания правления также отражается информация о результатах независимой экспертизы и (или) общественного обсуждения проекта решения коллегиального органа (проекта нормативного правового акта), рекомендации Межотраслевого совета, особое мнение представителя Межотраслевого совета по рассматриваемому вопросу (при наличии).
Протокол заседания правления подписывается председательствующим на заседании должностным лицом Управления, членами коллегиального органа и секретарем правления.
Указанные факты, по мнению суда, позволяют рассматривать протокол заседания правления Управления как решение органа, осуществляющего публичные полномочия, а, следовательно, как документ который подлежит обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ, несмотря на прямую норму пункта 25 Порядка деятельности правления Управления, устанавливающую, что решения правления оформляются в виде приказов Управления, принимаемых по вопросам, отнесенным действующим законодательством.
При этом, суд полагает, что само по себе признание либо непризнание оспариваемого Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №53 недействительным не повлечет автоматического признания недействительным, а как следствие, отмены вышеназванных нормативных правовых актов ввиду следующего.
Признание недействительным Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №53 в части пункта 3.4 Протокола не повлечет за собой восстановления прав заявителя, поскольку спор между сторонами возник из правоотношений по ценообразованию в сфере газоснабжения, при этом, результатом данных правоотношений по ценообразованию являются принятые нормативные правовые акты, а именно приказ управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №92-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год», постановление администрации Тамбовской области от 6 февраля 2020 г. №87 «Об установлении размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» для финансирования перечня объектов газификации Тамбовской области на 2020 год».
Кроме того, действуют Перечень объектов газификации Тамбовской области на 2020 год, установленный постановлением администрации Тамбовской области от 06.02.2020 №87 (в части размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов»), Программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017 - 2021 годы, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 13.06.2017 №557 (в части включения величины компенсации выпадающих доходов Общества).
Таким образом, учитывая, что признание нормативных правовых актов недействительными осуществляется исключительно в порядке особой процедуры, само по себе удовлетворение требований заявителя о признании недействительным Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №53 не повлечет автоматического признания недействительным, либо отмены вышеназванных нормативных правовых актов.
Оспаривание нормативных правовых актов является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и осуществляется посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
Суд при этом учитывается позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. по делу №4-КА19-18, в соответствии с которой, «решение коллегиального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, отраженное в протоколе заседания названного органа и решение данного органа, принятое по установленной форме, взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, что свидетельствует о невозможности рассмотрения протокола как самостоятельного решения».
Таким образом, на основании изложенного и исходя из характера требований заявителя, в случае несогласия с величиной выпадающих доходов Общества за 2018 год, величиной выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования имеется возможность оспаривания в установленном процессуальном порядке, как нормативных правовых актов приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №92-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год», постановления администрации Тамбовской области от 06.02.2020 №87, утвердившего Перечень объектов газификации Тамбовской области на 2020 год, постановления администрации Тамбовской области от 13.06.2017 №557, утвердившего Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017 - 2021 годы.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации рассмотрение заявления о признании такого нормативного правового акта недействующим не отнесено ни к компетенции арбитражных судов.
Как следует из разъяснений Верховного суда Российской Федерации, данных в пункте 1 постановление Пленума №50, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
В пункте 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 №6-П разъяснено, что из статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), устанавливающими принцип равенства всех перед законом и судом, право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, следует, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в этом вопросе.
Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публичноправовых и частноправовых интересов. Приведенные правовые позиции выражены в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях от 16 марта 1998 года №9-П, от 17 ноября 2005 года №11-П, от 26 декабря 2005 года №14-П, от 20 февраля 2006 года №1-П, от 25 марта 2008 года №6-П, от 19 июля 2011 года №17-П и от 1 марта 2012 года №5-П.
При рассматриваемых обстоятельствах, суд, применяя положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявителем выбран неверный способ защиты своего права, которое он полагает нарушенным. Вместе с тем, согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, потерпевшая сторона самостоятельно избирает способ защиты своих прав.
Кроме того, суд располагает сведениями, что Общество в настоящее время оспаривает в Тамбовском областном суде в порядке административного судопроизводства (административное дело об оспаривании нормативного правового акта) приказ управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №92-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (определение Тамбовского областного суда от 03.03.2020 по делу №За-362/2020).
Таким образом, заявитель доподлинно зная о возможности выбора надлежащего способа защиты, направленного на восстановление его нарушенных прав, избрал альтернативный способ защиты права, который, при этом, не влечет восстановления его нарушенных прав и достижение материально-правового интереса.
Доводы заявителя о том, что «в случае, если требования Общества будут удовлетворены судом и оспариваемый ненормативный правовой акт (Протокол №53 в обжалуемой части) будет признан недействительным, то приведенный в указанном акте расчет выпадающих доходов Общества за 2018 год также будет считаться недействительным», доводы о том, что «величины выпадающих доходов установлены исключительно для общества, а оспариваемый пункт 3.4. Протокола и Приложение к нему приняты исключительно в целях реализации установленного Основными положениями порядка компенсации выпадающих доходов Общества, как газораспределительной организации», что «признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным (Протокола №53 в обжалуемой части) с последующим пересчетом выпадающих доходов Общества и внесением соответствующими органами изменений в Программу газификации на 2017-2012 гг. восстановит нарушенные права и законные интересы Общества» судом отклоняются как необоснованные по вышеизложенным обстоятельствам.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая избранный заявителем способ защиты, который не ведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, суд приходит выводу о том, что требования заявителя о признании недействительным пункта 3.4. Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №53 заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
С учетом данного вывода судом так же отклоняются как необоснованные и не подлежащие удовлетворению требования заявителя об обязании Управления по регулированию тарифов Тамбовской области направить в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области (Третьему лицу) информацию о величине выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования в размере 74 558 тыс. руб. для внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы.
2. Оценивая требования заявителя в части признания недействительным пунктов 1, 2 «Заключения об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу), Приложения №1 («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») к «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год», обязании Управления по регулированию тарифов Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Газпром газораспределение Тамбов» путем внесения изменений в пункты 1, 2 Приложения №1 «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу) с целью последующего внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы»: установить величину выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» за 2018 г. с учетом индексов-дефляторов в сумме 32 862 тыс. руб.; направить в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области (Третьему лицу) информацию о величине выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования в размере 74 558 тыс. руб. для внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статей 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что под ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя.
Как уже указывалось судом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения №1021).
В силу статьи 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (далее - плата за техприсоединение). Размер платы за техприсоединение регулируется в порядке, установленном Основными положениями №1021, и в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно части 2 статьи 23.2 Закона о газоснабжении и пункта 8 Основных положений №1021 размер платы за техприсоединение устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов).
Статус Управления определен постановлением главы администрации области от 06.11.2012 №110 «Об утверждении Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области» (далее - Положение об управлении).
Функция по установлению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, закреплена абзацем восьмым подпункта 3.1.4 Положения об управлении.
Согласно подпунктам 3.1.15 и 3.1.15.2 Управление вносит на рассмотрение администрации области проект постановления администрации области об установлении размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования утвержденных программ газификации области.
Судом установлено, что в порядке пунктов 16 и 17 Основных положений №1021 Общество обратилось в Управление с заявлением от 18.09.2019 №ДП-0105/6590 и обосновывающими материалами по установлению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на 2020 год.
Управлением по итогам рассмотрения предложений Общества и в соответствии с требованиями пункта 19 Основных положений № 1021 было подготовлено Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктом 19 Основных положений №1021 для предварительного рассмотрения представленных Обществом предложений и подготовки решения об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Управлением принят приказ от 03.10.2019 №03/224 «О назначении уполномоченного лица и проведении экспертизы по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год». Данным приказом из числа членов правления Управления было назначено ответственное лицо и сформирована экспертная группа из числа гражданских служащих Управления.
По результатам рассмотрения предложений Общества экспертной группой было подготовлено Заключение о плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, которое рассмотрено на заседании правления Управления 30.10.2019 (протокол заседания правления №53), при наличии кворума, в присутствии представителей Общества.
Решение об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям принимаются на заседании правления Управления (пункты 21 и 22 Основных положений №1021, подпункт 5.7 Положения об управлении).
Персональный состав и порядок работы правления утвержден приказом управления от 20.07.2012 № 03/147 «О правлении управления по регулированию тарифов области».
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что подготовленное Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на 2020 год», включая Приложение 1 к Заключению «Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.» рассмотрено в установленном порядке на заседании правления Управления 30.10.2019, о чем вынесено решение правления Управления при наличии кворума, в присутствии представителей Общества (протокол заседания правления №53).
Указанное решение в соответствии с требованиями пункта 25 Порядка деятельности правления Управления оформлено в виде приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 №92-п «Об установлении размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год», являющегося нормативным правовым актом, принятым компетентным государственным органом, регулирующим общественные отношения между газораспределительной организацией и потребителями в сфере государственного регулирования путем установления экономически обоснованной платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассчитано на неоднократное применение неопределенным кругом лиц в течение определенного периода, опубликовано в установленном порядке.
Таким образом, Заключение о плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства о ценообразовании в сфере газоснабжения, в пределах полномочий регулирующего органа и в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пп.2 ч.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В ненормативном правовом акте должно содержаться индивидуально-правовое требование, носящее индивидуальное предписание, адресованное конкретному лицу (лицам) и направленное на порождение конкретных прав и обязанностей у конкретного круга лиц. Также требования должны носить властно-обязывающий характер.
Принимая во внимание необходимость реального обеспечения права каждого на судебную защиту, наличие признаков правоприменительного акта, затрагивающего права заявителя, подлежит установлению его содержание, а также с учетом фактических последствий принятия (бездействия по принятию) соответствующих властных мер, наступающих для обратившегося в суд хозяйствующего субъекта.
В пункте 4.2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 года №6-П разъяснено, что под ненормативными правовыми актами имеются в виду акты индивидуальные, направленные на конкретное правоотношение, характеризующиеся индивидуально-распорядительным воздействием на общественные отношения.
Следовательно, под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понимается акт, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу перечисленных выше норм права, к ненормативным правовым актам, незаконным решениям и действиям (бездействиям) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, которые могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся не любые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, а лишь те индивидуально-определенные акты либо адресованные конкретному лицу действия, которые содержат властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, и обеспеченные мерами государственного принуждения.
По своему характеру и содержанию указанное Заключение не является актом, принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, само по себе не влечет для него каких-либо правовых последствий, его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения, соответственно, данный документ сам по себе не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемое Обществом «Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу), Приложение 1 к Заключению («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») является самостоятельным, необходимым документом, разработка которого предусматривается разделом V «Порядок рассмотрения материалов, представляемых для установления (изменения) цен (тарифов)» Основных положений №1021.
Данное Заключение (и приложение к нему) является документом для его дальнейшего рассмотрения в порядке, установленном законодательством о тарифном регулировании в сфере газоснабжения, с целью принятия нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов в области газоснабжения, при этом, само по себе, без принятых нормативных правовых актов, не порождает и не может порождать прав и обязанностей для каких-либо субъектов, включая заявителя, поскольку не является конечным актом нормотворческой процедуры в сфере установления тарифов, равно как и не является безусловным основанием для утверждения указанных в данных документах тарифных величин в предлагаемых размерах.
Таким образом, суд приходит выводу о том, что Заключение об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год (включая приложение к нему) не является ненормативным правовым актом (действием), подлежащим обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в судах.
В связи с изложенным, суд, в части заявленных требований о признании недействительным пунктов 1, 2 «Заключения об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу), Приложения №1 («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») к «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год», считает необходимым прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным Протокола заседания правления управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.10.2019 № 53 в части пункта 3.4 Протокола, обязании Управления по регулированию тарифов Тамбовской области направить в Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области информацию о величине выпадающих доходов Общества от технологического присоединения газоиспользующего оборудования в размере 74 558 тыс. руб. для внесения изменений в Программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Тамбовской области на 2017-2021 годы, взыскании с Управления по регулированию тарифов Тамбовской области в пользу АО «Газпром газораспределение Тамбов» расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.» отказать.
2. Производство по делу в части требований Акционерного общество «Газпром газораспределение Тамбов» о признании недействительным пунктов 1, 2 «Заключения об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» (Приложение 1 к Протоколу), Приложения №1 («Расчет выпадающих доходов АО «Газпром газораспределение Тамбов» от деятельности по технологическому присоединению на 2020 г.») к «Заключению об обоснованности предложений по установлению размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Тамбов» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2020 год» прекратить.
3. Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
4. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>, в месячный срок со дня его вынесения через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья А.В.Чекмарёв