ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-4890/13 от 23.10.2013 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть решения объявлена 23.10.13

решение в полном объеме изготовлено 28.10.13

28 октября 2013г. Дело №А64-4890/2013

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной,

рассмотрев в судебном заседании дело

  по заявлению ООО «Торговый дом «Мадонна» (ОГРН <***>), г. Тамбов

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (ОГРН <***>), г. Тамбов

о признании незаконным решения ИФНС России по г. Тамбову № 2476 от 05.07.2013г. об отказе в государственной регистрации

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность б/н от 20.08.2013г.

от ответчика – ФИО2, специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность № 05-24/029698 от 27.12.2012г.;

  УСТАНОВИЛ:

ООО «Торговый дом Мадонна» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Тамбову №2476 от 05.07.2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредоставления определенных ФЗ от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. Общество считает спорное решение незаконным и необоснованным. Так согласно спорному Решению Обществом при подаче заявления о государственной регистрации в связи с его ликвидацией по форме Р16001 не соблюден порядок ликвидации юридического лица в связи с не предоставлением ранее промежуточного ликвидационного баланса и уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Между тем обязанность по уведомлению регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общество выполнило в полном объеме, что подтверждается распиской в получении документов, выданной ИФНС России по г. Тамбову. Таким образом, вывод регистрирующего органа о не предоставлении в ИФНС России по г. Тамбову Обществом промежуточного ликвидационного баланса и уведомления Р15003 не соответствует действительности.

В дальнейшем 18.07.2013 года Общество представило в ИФНС России по г. Тамбову следующие документы: Заявление о ликвидации Р16001; Ликвидационный баланс; Протокол об утверждении ликвидационного баланса; Документ об уплате государственной пошлины; Заявление; Справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; Документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган ПФ РФ. Т.е. обязанность по предоставлению необходимых документов в связи с ликвидацией Общество исполнило в полном объеме. В соответствии с ч.4 ст.9 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом при вынесении обжалуемого решения было нарушено право Общества на добровольную ликвидацию, установленное ч.1 ст.57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года №14-ФЗ и ч.2 ст.61 ГК РФ.

При этом согласно судебной практике незаконный отказ регистрирующего органа во внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с подачей уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, не является основанием для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2012 г. N Ф09-10801/12 по делу N А76-4151/2012).

Относительно доводов налогового органа о том, что в результате расхождения арифметических данных промежуточного баланса актив не равен пассиву баланса по состоянию на 31.12.12 и по состоянию на 31.12.11 возражает. Анализ бухгалтерского баланса общества за 2012г. и промежуточного ликвидационного баланса полностью совпадают. Бухгалтерский баланс общества за 2012г. был представлен в налоговый орган 22.08.13 и о каких-либо ошибках обществу не было указано.

Кроме того, анализ п.4.1 Закона № 129-ФЗ показывает, что представление промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса имеет уведомительное значение и наличие незначительных арифметических ошибок в бухгалтерской отчетности не может являться предметом проверки налоговым органом при осуществлении регистрационных действий. Обществом не получено ни одного требования кредитора, в том числе со стороны государственных и муниципальных органов. Кредиторской задолженности и задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам общество на момент составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не имело, а также не имеет и до настоящего времени.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву на заявление. Налоговый орган указывает, что по результатам анализа данных промежуточного баланса установлены факты недостоверного отражения данных бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.12 по статьям баланса « нераспределенная прибыль ( непокрытый убыток)» 18.06.13 инспекцией повторно получены документы для внесения в ЕРГЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 в отношении ООО « ТД « Мадонна». По результатам анализа представленных документов инспекцией установлено, что актив промежуточного баланса не равен пассиву баланса. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода налогового органа о том, что представленный баланс недостоверно отражает данные бухгалтерского баланса. В связи с чем данные обстоятельства явились основанием для оставления представленных документов без рассмотрения. Поскольку сведения о публикации ликвидационного баланса по форме Р15003 в ЕГРЮЛ отсутствовали, то порядок ликвидации обществом нарушен. Кроме того, Инспекция указывает на наличие задолженности кредиторской ООО «Торговый дом «Мадонна» перед ЗАО « Финаудит» размере 28 658,57 руб. В связи с чем полагает, что заявителем грубо нарушена ст. 63 ГК РФ в связи с наличием у организации на момент подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации, неисполненных гражданских обязательств.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Из материалов дела видно и установлено судом , что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.1993 Администрацией Октябрьского района г. Тамбова.

15 февраля 2013 года на внеочередном общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью Торговый дом « Мадонна» принято решение о добровольной ликвидации общества, ликвидатором общества назначен ФИО3

В журнале "Вестник государственной регистрации" от 27.02.2012 N 8 (417) опубликовано извещение о ликвидации общества. Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения по адресу: 392014, <...>

26 февраля 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о формировании ликвидационной комиссии общества и назначении ликвидатора.

При этом решением от 17.04.2013 N 16-24/43 налоговый орган назначил проведение выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2010 по 25.02.2013.

Инспекция 27.05.2013 составила акт выездной налоговой проверки N 16-24/31, согласно которому установлена неуплата (неполная уплата) НДС в размере 29 916 341 руб.и неперечисление НДФЛ в размере 70 300 руб.

Акт проверки был получен обществом04.06.2013г.

30.05.2013 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (протокол № 2 внеочередного собрания от 30.05.13) , который представлен в инспекцию 18.06.2013- т.1 л.д.84-89.

Согласно указанному балансу у общества имеется дебиторская задолженность в размере 234 тыс. рублей, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 224 тыс. руб.

Уведомлением № 16-24/1590 от 27.05.13 инспекция уведомила общество о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки 28.06.2013, которое было получено обществом 05.06.13.

18.06.2013г. общество направило в налоговый орган уведомление от 18.06.2013 формы Р15003, протокол, промежуточный ликвидационный баланс, что подтверждается распиской в получении документов от 18.06.13 – т.1 л.д.11.

Таким образом, общество известило налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

25 июня 2013г. налоговый орган принял уведомление об оставлении документов, представленных 18.06.13 за № 2307 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица без рассмотрения- т.1 л.д.105. В данном уведомлении в качестве основания для оставления документов без рассмотрения указано на определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрирующему органу совершать регистрационные действия. При этом, судом установлено, что указанное уведомление было направлено в адрес общества только 25.06.13, и доказательств получения его обществом по состоянию на 27.06.13 ( сдачу полного пакета документов на ликвидацию), материалы дела не содержат- т. 2 л.д.110-111.

Общество пояснило , что о данном уведомлении оно узнало только в процессе рассмотрения настоящего дела.

27.06.13 обществом утвержден ликвидационный баланс.

Ликвидатор 28.06.2013 обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса, утвержденного 27.06.2013 на собрании акционеров общества, протокола от 27.06.13, документа об оплате госпошлины, заявления, а также справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, документа, подтверждающего представление сведений в территориальный органа ПФ РФ- т. 1 л.д.12.

Решением от 05.07.2013 инспекция отказала обществу в государственной регистрации его ликвидации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов. В качестве обоснования отказа налоговый органа указал, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 ( п. 6) В п.6 заявления заявитель подтверждает, что им соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. Данное утверждение не верно. В соответствии с порядком, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.63 часть первая), учредителям общества необходимо провести комплекс мер по ликвидации и в регистрирующий орган своевременно представить необходимые документы. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен быть утвержден учредителями юридического лица. В регистрирующий орган при этом представляется форма Р15003, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439, промежуточный ликвидационный баланс и подтверждение о публикации в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения о предоставлении ликвидатором ООО Торговый дом "Мадонна" промежуточного ликвидационного баланса и формы Р15003 в ЕГРЮЛ отсутствуют. Следовательно, порядок ликвидации юридического лица не соблюден.

В связи с чем обществу было отказано в ликвидации на основании непредставления определенных ст. 20 Закона необходимых документов- т.1 л.д.13.

Решением от 26.07.2013 налоговой орган привлек общество к налоговой ответственности в виде 408 579 рублей штрафа, заявителю предложено уплатить 1 891 071 рублей недоимки по НДС , перечислить суммы удержанных, но не перечисленных НДФЛ в размере 70 3000 руб.. и 254 835 рубля пеней.

Полагая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, оценив представленные в дело материалы, заслушав доводы и возражения представителей сторон, руководствовался следующим:

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В пунктах 1 и 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Из материалов дела видно, что на общем собрании участников общества принято решение о ликвидации общества, назначен ликвидатор; инспекция уведомлена о ликвидации юридического лица, поскольку общество представило в инспекцию соответствующие документы. Сообщение о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".

Судом установлено, что в установленный срок до 27.04.13 никто из кредиторов, в том числе налоговый орган, не заявил требования в качестве кредитора общества в отношении какой-либо имеющейся у последнего задолженности. Доказательств обращения к ликвидатору общества с заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 Кодекса, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что основным мотивом отказа в государственной регистрации явился вывод налогового органа о непредставлении обществом промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 , и отсутствия в ЕГРЮЛ сведений об этом.

При этом материалы дела подтверждают , что 18.06.2013г. общество направило в налоговый орган уведомление от 18.06.2013 формы Р15003, протокол, промежуточный ликвидационный баланс, что подтверждается распиской в получении документов от 18.06.13 – т.1 л.д.11.

В процессе рассмотрения дела инспекция пояснила, что 20.05.2013г. регистрирующим органом ИФНС России по г. Тамбову получены документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 в отношении ООО «Торговый дом «Мадонна» ОГРН <***>. По результатам анализа данных промежуточного баланса установлены факты недостоверного отражения данных бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2012 г. (представленного в ИФНС России по г. Тамбову 29.03.2013 г.) по следующим статьям баланса «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а именно : стр. 1370 на отчетную дату по данным баланса за 2012 г. - 4787 тыс. руб. (по данным промежуточного баланса - 5186 тыс. руб.); стр. 1370 на 31.12.2012 предшествующего года по данным баланса за 2012 г. – 228 тыс. руб. (по данным промежуточного баланса - 399 тыс. руб.)

18.06.2013 г. ИФНС России по г.Тамбову повторно получены документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, Р15003, в отношении ООО «Торговый дом «Мадонна». По результатам анализа данных промежуточного баланса налоговым органом снова установлены факты недостоверного отражения данных бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2012,г. и 31.12.2011 г. (представленного в ИФНС России по г.

Тамбову 29.03.2013 г.) по следующим строкам баланса: - стр. 1300 «Итого по разделу III» по данным промежуточного баланса за 2012 г. на отчетную дату 31.12.2012- 5176 тыс. руб., на 31.12.2011 г. - 389 тыс. руб. Итого Актив Баланса по стр. 1600 по данным промежуточного баланса за 2012 г. на отчетную дату 31.12.2012г. - 8719 тыс. руб., на 31.12.2011 г. - 17925 тыс. руб.

Итого Пассив Баланса по стр.1700 по данным промежуточного баланса за 2012 г. на отчетную дату 31.12.2012 г. - 8719 тыс. руб., на 31.12.2011 г. 17925 тыс. руб.

Согласно арифметическим данным промежуточного баланса стр. 1700 по состоянию на 31.12.2012 г. по стр.1300 «Итого по разделу III» (-4777 тыс. руб.)+стр. 1300 «Итого по разделу IV» (2475 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V»( 11420 тыс. руб.) сумма итого -9118 тыс.руб. Из анализа арифметических данных промежуточного баланса стр. 1700 по состоянию на 31.12.2011 г,. по стр. 1300 «Итого по разделу III» (238 тыс. руб.)+стр.1300 «Итого по разделу IV» (3788 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V» (14526 тыс. руб.) сумма итого -18552 тыс.руб. В связи с чем налоговый орган сделал вывод, что актив промежуточного баланса не равен пассиву баланса. В связи с установлением фактов недостоверного отражения данных бухгалтерского учета в промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 31.12.12., инспекция сделала вывод, что данный баланс не отражает действующего имущественного положения ликвидируемого юридического лица.

В связи с чем, 25 июня 2013г. налоговый орган принял уведомление об оставлении документов, представленных 18.06.13 за № 2307 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица без рассмотрения- т.1 л.д.105. В данном уведомлении в качестве основания для оставления документов без рассмотрения указано на определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрирующему органу совершать регистрационные действия.

Общество считает, что необоснованный отказ в регистрации промежуточного ликвидационного баланса повлек за собой незаконный и необоснованный отказ в регистрации юридического лица, поскольку промежуточный ликвидационный баланс был представлен, данные промежуточного ликвидационного баланса полностью соответствуют данным бухгалтерского баланса за 2012г., расхождений в активе и пассиве баланса не допущено, некорректное заполнения срок не повлекло искажение бухгалтерской отчетности. Уведомления об оставлении документов без рассмотрения общество не получало на дату сдачи полного пакета документов на ликвидацию

Суд, оценив представленный в материалы дела промежуточный ликвидационный баланс от 30.05.13, бухгалтерский баланс за 2012г., бухгалтерский баланс общества за 2011г., пришел к выводу, что налоговым органом при рассмотрении настоящего дела не доказано недостоверность сведений, указанных в промежуточном ликвидационном балансе.

30.05.2013 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (протокол № 2 внеочередного собрания от 30.05.13) , который представлен в инспекцию 18.06.2013- т.1 л.д.84-89.

Согласно указанному промежуточному балансу у общества на отчетную дату имеется дебиторская задолженность в размере 234 тыс. рублей, баланс по «активу» -234 тыс. руб. , Данные « Пассив» : Уставной капитал – 10- тыс. руб., нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 224 тыс. руб., итого баланс по «пассиву» - 234 тыс. руб.

По данным на 31.12.12 «Актив баланса» составил итого – 8719 тыс. руб. По активу и заполнению строк у инспекции нет замечаний. ,

Относительно пассива по состоянию на 31.12.12 инспекция указала, что по строке 1310 « уставной капитал» отражено 10 тыс. руб., по строке 1370 нераспределенная прибыль (убыток) – 4787 тыс. руб. (убытка). При этом итого по разделу 1300 – сумма составила 5176 тыс. руб. Между тем, арифметическое сложение данных сумм дает значение показателя равного 4777 тыс. руб., в связи с чем баланс стр. 1700 по состоянию на 31.12.2012 г. по стр.1300 «Итого по разделу III» (-4777 тыс. руб.)+стр. 1300 «Итого по разделу IV» (2475 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V»( 11420 тыс. руб.) сумма итого -9118 тыс.руб. В связи с чем налоговый орган сделал вывод , что итого актив баланса – 8719 тыс. руб., не соответствует пассиву- 9118 тыс. руб.- т. 1 л.д.84-89.

Относительно данных « пассива» по состоянию на 31.12.11 инспекция указала, что по строке 1310 « уставной капитал» отражено 10 тыс. руб., по строке 1370 нераспределенная прибыль (убыток) – 288 тыс. руб. (убытка). При этом итого по разделу 1300 – сумма составила 389 тыс. руб. Между тем, арифметическое сложение данных сумм дает значение показателя равного 238 тыс. руб., в связи с чем стр. 1700 по состоянию на 31.12.2011 г,. по стр. 1300 «Итого по разделу III» (238 тыс. руб.)+стр.1300 «Итого по разделу IV» (3788 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V» (14526 тыс. руб.) сумма итого -18552 тыс.руб. Заявителем между тем указано17 925 тыс. руб. В связи с чем налоговый орган сделал вывод, что актив промежуточного баланса не равен пассиву баланса по состоянию на 31.12.12 и по состоянию на 31.12.11.- т1 л.д.84-89.

Заявитель не отрицает того, что строка 1370 была заполнена некорректно, но если учитывать расшифровку отдельных показателей бухгалтерского баланса ( т. 1 л.д. 89) по строке 13701 по данным на 31.12.12 и на 31.12.11 , то итоговое значение строки «1300» в размере 5176 тыс. руб. и в размере 389 тыс. руб. полностью подтверждено.

Так -4787 тыс. руб. (убыток) + - 399 тыс. руб. (убыток на 31.12.11) + 10 тыс. руб., равно 5176 тыс. руб. В связи с чем дальнейшее арифметическое сложение сумм дает значение показателя равного 8719 тыс. руб. : стр. 1300 «Итого по разделу III» (5176 тыс. руб.)+стр.1300 «Итого по разделу IV» (2475 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V» (11420 тыс. руб.) , всего 8719 тыс.руб. В связи с чем пассив по состоянию на 31.12.12 соответствует активу по состоянию. На 31.12.12 – 8719 тыс. руб.

Аналогичная ситуация складывается и по показателям на 31.12.11.

по строке 1310 « уставной капитал» отражено 10 тыс. руб., по строке 1370 нераспределенная прибыль (убыток) – 228 тыс. руб. - - 627 тыс. руб. (убытка) + 228 тыс. руб. +10 тыс. руб.. При этом итого по разделу 1300 – сумма составила 389 тыс. руб. , в связи с чем «Итого по разделу III» (389 тыс. руб.)+стр.1300 «Итого по разделу IV» (3788 тыс.руб.) +стр. 1500 «Итого по разделу V» (14526 тыс. руб.) сумма итого -17924 тыс.руб.

Таким образом актив промежуточного баланса равен пассиву баланса по состоянию на 31.12.12 и по состоянию на 31.12.11.- т1 л.д.84-89. Суд отмечает, что данные отраженные в промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 31.12.12 и по состоянию на 31.12.11 полностью соответствуют данным отчетности на 2012г. ( бухгалтерского баланса за 2012г.), который сдан в налоговый орган 20.03.13 ( т.1 л.д.51-68).

Указанные ошибки в заполнении строки 1370 не повлекли недействительность самого промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, суд отмечает, что по данным промежуточного ликвидационного баланса у ликвидируемого юридического лица имеется дебиторская задолженность в размере 234 тыс. рублей, баланс по «активу» -234 тыс. руб. , Данные « Пассив» : Уставной капитал – 10- тыс. руб., нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 224 тыс. руб., итого баланс по «пассиву» - 234 тыс. руб.

Доказательств наличия кредиторов и непогашенной задолженности перед бюджетом по состоянию на 30.05.13, 18.06.13, 28.06.13 материалы дела не содержат. Подтверждением указанного обстоятельства служат справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и, штрафов № 38764 по состоянию на 30.05.13, № 38763 по состоянию на 27.06.13, № 38762 по состоянию на 18.06.13- т. 2 л.д.60-62.

В связи с чем у налогового орган отсутствовали законные основания считать промежуточный ликвидационный баланс не поданным.

Ссылка инспекции о наличии у ООО « Торговый дом «Мадонна» кредиторской задолженности перед ЗАО « НТ-Аудит» судом отклоняются. Доказательства обращения ЗАО «НТ-Финаудит» к заявителю с требованием о погашении кредиторской задолженности в срок до 27.04.13 в материалах дела отсутствуют. В арбитражный суд с соответствующим заявлением данное общество обратилось 14.08.13 (дело А64-5489/2013). Определением от 14.10.13 производство по данному делу было прекращено по п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом ЗАО « НТ-Финаудит» от заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона.

Как установлено судом, общество на государственную регистрацию ликвидации представило полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Промежуточный ликвидационный баланс также был представлен обществом в налоговый орган, проверен налоговым органом, и отсутствие уведомления в ЕГРЮЛ о сдаче указанного промежуточного ликвидационного баланса по причине оставления данных документов без рассмотрения не свидетельствует о законности оспариваемого решения налогового органа.

Суд отклоняет довод инспекции о том, что отраженные в промежуточном ликвидационном балансе сведения является недостоверные, доказательств наличия у общества задолженности не представлено. Установленные впоследствие налоговым органом в процессе выездной налоговой проверки нарушения обществом законодательства о налогах и сборах, не свидетельствуют о наличии у общества на дату представления необходимых для регистрации ликвидации документов, задолженности перед бюджетом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Налоговая проверка завершается составлением акта, однако обязанность по уплате сумм налогов, пеней и штрафов либо взыскание сумм, начисленных по этой проверке, возможно только после вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов этой проверки.

Суд отмечает, что на дату отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией инспекция не располагала вступившим в законную силу решением по итогам проведенной налоговой проверки. При таких обстоятельствах у налогового органа на дату вынесения оспариваемого решения не имелось доказательств наличия у налогоплательщика задолженности.

Таким образом, на момент представления обществом заявления о государственной регистрации (28.06.2012) ему не могло быть известно о претензиях налогового органа, доказательства наличия задолженности общества перед бюджетом в материалах дела отсутствуют. Суд отмечает, что обществом представлены соответствующие доказательства , свидетельствующие об отсутствие задолженности перед бюджетом. А именно : справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и, штрафов № 38764 по состоянию на 30.05.13, № 38763 по состоянию на 27.06.13, № 38762 по состоянию на 18.06.13. Согласно данным документам общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

При этом суд отмечает, что промежуточный ликвидационный баланс, содержал аналогичные с отраженными в ликвидационном балансе сведения, при этом налоговый орган не ссылается на недостоверность ликвидационного баланса.

Кроме того, положения главы 4 Кодекса, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривают проведение выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве обязательного условия государственной регистрации такого юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно п. 1, 2 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрен специальный порядок удовлетворения требований налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам при ликвидации юридического лица, налоговый орган как кредитор по обязательным платежам должен соблюдать установленный ст. 61 - 64 Гражданского кодекса порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику. В связи с этим если налоговый орган в срок, указанный в п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса, не заявил ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имеется.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган, установлен п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

Судом установлено, что для регистрации ликвидации общества были представлены все необходимые документы, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали оснований, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации.

Таким образом, поскольку инспекция не доказала, что на момент ликвидации у общества имелась задолженность перед бюджетом и налоговый орган принял необходимые меры по взысканию этой задолженности, в установленном порядке заявив как кредитор общества требование о наличии задолженности, недостатки в промежуточном ликвидационном балансе не влекут признание его недействительным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

В связи с чем понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с ИФНС России по г. Тамбову.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ИФНС России по г. Тамбову № 2476 от 05.07.2013г. об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Тамбову (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...> ) в пользу ООО «Торговый дом «Мадонна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) <...>, государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е.В. Малина