ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-5332/17 от 30.11.2017 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тамбов

07 декабря 2017г.                                                                        Дело №А64-5332/2017

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2017 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.Л. Павлова при ведении

протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Уколовой Л.В.

рассмотрел дело №А64-5332/2017 по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (ОГРН 1066827009457, ИНН 6827016382), Никифоровский район Тамбовской области

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области, г. Мичуринск

об отмене постановления от 13.07.2017г. №5667 о назначении административного наказания.
при участии

от заявителя: Конов Д.В., доверенность от 24.10.2017г. №24/10;

от заинтересованного лица: Горелова Е.А., доверенность от 02.03.2017г. №03-10/03498.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (далее – ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2017г. №5667 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области (далее – МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области) о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде предупреждения.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо требования не признало по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 23.11.2017 объявлялся перерыв до 30.11.2017 с вынесением протокольного определения.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (сокращенное наименование – ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов») за номером 1066827009457.

Из материалов дела усматривается,  МРИ ФНС России №9 по тамбовской области проведена проверка ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» в рамках соблюдения валютного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В  ходе проверки установлено, что между резидентом ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (Покупатель) и нерезидентом фирмой MILLSERVICSPA, Итальянская Республика (Продавец) заключены контракты №RU15-01 от 24.09.2015г., сроком действия до 16.10.2018г. и № RU15-02 от 30.10.2015г. сроком действия до 30.10.2018г. на поставку комплекта производственных линий для мукомольного производства и проектно-техническую документацию.

ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» в уполномоченном банке – филиале ПАО «Сбербанк России» Тамбовской отделение №8594 оформлены паспорта сделок (далее - ПС) по контракту №RU15-01 от 24.09.2015г. №15100003/1481/1449/91 от 27.10.2015г., по контракту RU15-02 от 30.10.2015г. №15120003/1481/1449/9/1 от 25.12.2015. При оформлении паспортов сделок в п.1.5 «ИНН/КПП» указан КПП 682701001.

31.01.2017г. ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» присвоен новый код причины постановки на учет (КПП) 681101001 в связи с изменением юридического адреса организации.

16.02.2017г. в налоговый орган поступило заявление от ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» о выдаче повторного свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе. Свидетельство получено обществом 20.02.2017г.

Таким образом, по мнению налогового органа, у ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» возникла обязанность по предоставлению в уполномоченный банк заявлений и документов для переоформления паспортов сделок от 27.10.2015 №15100003/1481/1449/91, от 25.12.2015 №15120003/1481/1449/9/1 в части внесения изменений в сведения о КПП в срок до 07.04.2017г.

Непредставление в установленный срок в уполномоченный банк документов и информации необходимой для переоформления паспортов сделок является нарушением требований Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25103), Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

По факту выявленного нарушения МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области в отношении ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» составлен протокол об административном правонарушении по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ от 28.06.2017 №5667.

13.07.2017 МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области в отношении Общества вынесено постановление от №5667 о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо требования не признало, ссылаясь на то, что материалами административного дела подтверждено событие административного  правонарушения, совершенное резидентом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2017 г. №5667 составлен должностным лицом и отвечает требованиям статей 28.2, 28.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с названным Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Согласно части 2 статьи 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

В пункте 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ закреплено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентами валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения образует нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Субъектом административного правонарушения может являться юридическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации. Субъективная сторона характеризуется виной.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что между резидентом ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» (Покупатель) и нерезидентом фирмой MILLSERVICSPA, Итальянская Республика (Продавец) заключены контракты №RU15-01 от 24.09.2015г., сроком действия до 16.10.2018г. и № RU15-02 от 30.10.2015г. сроком действия до 30.10.2018г. на поставку комплекта производственных линий для мукомольного производства и проектно-техническую документацию.

ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» в уполномоченном банке – филиале ПАО «Сбербанк России» Тамбовской отделение №8594 оформлены паспорта сделок (далее - ПС) по контракту №RU15-01 от 24.09.2015г. №15100003/1481/1449/91 от 27.10.2015г., по контракту RU15-02 от 30.10.2015г. №15120003/1481/1449/9/1 от 25.12.2015. При оформлении паспортов сделок в п.1.5 «ИНН/КПП» указан КПП 682701001.

31.01.2017г. ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» присвоен новый код причины постановки на учет (КПП) 681101001 в связи с изменением юридического адреса организации.

16.02.2017г. в налоговый орган поступило заявление от ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» о выдаче повторного свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе. Свидетельство получено обществом 20.02.2017г.

Согласно раздела «Сведения об учете в налоговом органе» Ваписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2017г. №ЮЭ9965-17-13906341 в отношении Общества, дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения об изменении КПП Общества, является 05.06.2017г.

Кроме того, для переоформаления ПС Общество в уполномоченный банк было обязано предоставить Лист записи ЕГРЮЛ об изменении КПП Общества, который Инспекцией после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ Обществу выдан (направлен) не был, а по факту был получен Обществом только 30.06.2017г.

30.06.2017г. ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» в уполномоченный банк – филиал ПАО «Сбербанк России» Тамбовской отделение №8594 через Программу «Клиент банк Сбербанк России» были поданы заявления о переоформлении ПС №15120003/1481/1449/9/1 от 25.12.2015г. и №15100003/1481/1449/91 от 27.10.2015, документы и информация для переоформления ПС.

Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки) определен Главой 8 Инструкции N 138-И.

Абзацем 3 п.8.4 названнойой Инструкции установлено, что при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

В абзаце 1 п. 8.5 Инструкции №138-И устанавливается обязательство, которое распространяется исключительно на уполномоченные банки, а именно банк обязан проверить заявление о переоформлении ПС, полноту представленных документов, наличие и соответствие оснований для переоформления ПС и принять решение о переоформлении ПС, либо об отказе в переоформлении ПС. Для этого банку установлен предельный срок - 3 рабочих дня после даты представления резидентом заявления о переоформлении ПС, который должен быть соблюден именно банком.

В абзаце 2 п. 8.5 Инструкции №138-И прописано, что если резидентом соблюден срок подачи заявления, установленный п. 8.4 Инструкции №138-И, а также, если банком соблюден срок на проверку поданного резидентом заявления, закрепленный в абзаце 1 п. 8.5 Инструкции №138-И, ПС считается переоформленным.

Таким образом, учитывая, что изменения КПП в ЕГРЮЛ внесены Обществом 05.06.2017г., заявления о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимые для переоформления ПС, представлены ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» до истечения 30-дневного срока - 05.07.2017.

Следовательно, ООО «Сабуровский комбинат хлебопродуктов» не нарушен 30-дневный срок предоставления документов и информации, необходимых для переоформления ПС №15120003/1481/1449/9/1 от 25.12.2015г. и №15100003/1481/1449/91 от 27.10.2015.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наличие в действиях заявителя события вменяемого ему правонарушения административным органом не доказано.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявлении об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Установив данные обстоятельства, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ суд признаёт оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении незаконным и отменяет его полностью.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Удовлетворить полностью требование заявителя.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Тамбовской области от 13.07.2017 №5667 о назначении наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж, ул. Платонова, 8) через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья                                                                                  В.Л.Павлов