ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-5569/08 от 10.11.2008 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2008 года

г. Тамбов.

11 ноября 2008 годаДело №А64 - 5569/08-15

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.И. Михеевой

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.И.Михеевой рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, г.Тамбов

к Управлению ГПН ГУ МЧС России по Тамбовской области, г.Тамбов

об отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя -  Турецких А.В., нач. юридического отдела, доверенность № 3 от 09.01.08.

от ответчика - Деревякин А.Ю.,  старший лейтенант внутренней службы, доверенность № 5954 от 19.12.07.

установил:

Управление федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации по г.Тамбову об отмене постановления Управления ГПН ГУ МЧС России по Тамбовской области от 16.09.08года N 67 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель административного органа заявленные требования не признал, представил отзыв на заявление.

В судебном заседании исследовались  подлинные материалы по делу об административном правонарушении.

Исследовав представленные доказательства, суд установил следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

15 сентября 2008г. территориальным отделением государственного пожарного надзора по г. Котовску проведена проверка Котовского городского отдела судебных приставов УФССП России по Тамбовской области на соблюдение «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). В ходе проверки государственным инспектором г. Котовска попожарному надзору Деревякиным А.Ю. установлены следующие нарушения:

- не произведены замеры сопротивления изоляции электропроводки (п. 57 ППБ 01-03), на окнах установлены глухие металлические решетки (п. 40 ППБ 01-03), отсутствует приказ о назначении лица ответственного за пожарную безопасность (п. 8 ППБ 01-03), лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, не обучено мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технический минимум (п. 7ППБ 01-03), не   установлены   крышки   на   корпусе   электрораспределительных коробок, на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности(п. 57 ППБ 01-03).

Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении № 67 от 15.09.08.

В отношении Управления ФССП России по Тамбовской области было вынесено предписание от 16.09.2008г. № 13 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

16.09.2008 г. Главным государственным инспектором г. Котовска по пожарному надзору Авдеевым А.В. вынесено постановление о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, предусмотренных ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, которым Управление ФССП России по Тамбовской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, УФССП обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В порядке п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утв. приказом МЧС РФ от 18.06.03 N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, УФССП России по Тамбовской области   является Федеральным Управлением, здание УФССП г. Котовска принадлежит  на праве собственности Администрации г. Котовска.

Согласно Должностного Регламента начальника отдела – старшего судебного пристава, утвержденного руководителем УФССП России по Тамбовской области – главным судебным приставом Тамбовской области от 01.09.2006г. он исполняет следующие обязанности: организует и контролирует работу отдела и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов отдела (п. 2.1.1); изучает   и   обобщает   практику  работы   судебных приставов отдела, принимает меры к устранению выявленных
недостатков (п. 2.1.2); координирует   и   контролирует   работу   судебных
приставов отдела, организует их профессиональную и специальную подготовку (п.2.1.3), контролирует выполнение распоряжений председателя суда, судьи либо председательствующего в судебном заседании по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов (п. 2.1.4); организует сбор и обработку статистических данных о деятельности отдела и в установленные сроки представляет их в Управление    Федеральной    службы    судебных    приставов    по Тамбовской области (п. 2.1.5); принимает меры по обеспечению сохранности оружия и   специальных   средств,   служебных   документов,   имущества, закрепленного за отделом (п. 2.1.6); представляет руководителю Управления предложения о    поощрении    судебных    приставов    и    наложении    на    них дисциплинарных взысканий (п. 2.1.7); организует   взаимодействие   с   органами   местного самоуправления,  судами,  органами  внутренних дел,  органами Федеральной     налоговой     службы,     другими     органами     и  должностными лицами (п. 2.1.8), рассматривает по поручению руководителя Управления жалобы на действия (бездействие) судебного пристава отдела (п. 2.1.9); по поручению руководителя Управления представляет Интересы отдела в судах и других органах государственной власти, органах местного самоуправления  (п. 2.1.10); является распорядителем депозитного счета отдела, контролирует движение финансовых средств и несёт персональную  ответственность за соблюдением финансовой дисциплины (п. 2.1.11); незамедлительно сообщает руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области - главному судебному приставу Тамбовской области о фактах возбуждения в отношении судебных приставов уголовных дел либо о привлечении их к административной ответственности (п. 2.1.12), утверждает акт приема - передачи служебных документов от судебного пристава-исполнителя при его увольнении, переводе, уходе в отпуск (п. 2.1.13); дает письменное разрешение судебным приставам-исполнителям на совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время (п. 2.1.14); разрешает вопрос об отводе судебного пристава- исполнителя (п. 2.1.15); утверждает   выносимые   судебным   приставом- исполнителем      процессуальные      документы       в      случаях, предусмотренных       законодательством, реализует  другие процессуальные полномочия, предоставленные законодательством (п.2.1.16); выполняет указания руководителя Управления и его заместителей по вопросам служебной деятельности ( п.2.1.17), (л.д. 38-39).

Как видно из должностного регламента обязанность по обеспечению пожарной безопасности на  старшего судебного пристава не возлагается.

Факт совершения Управлением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтвержден протоколом об административном правонарушении от 15.09.08 N 67 и заявителем не отрицается.

Все нарушения заявитель обязуется устранить,  на момент рассмотрения дела в суде уже приняты меры по устранению нарушений пожарного законодательства, вопрос по поводу неустраненных недостатков согласуется   с собственником помещения.

 В соответствии с п. 1, 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как следует из материалов дела,  в качестве законного представителя юридического лица -Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области в протоколе значится начальник Котовского городского отдела судебных приставов Григорьева Елена Анатольевна, а в качестве документа, подтверждающего ее полномочия, приказ № 704-к от 30.08.2008г. Как пояснил представитель управления, указанный в протоколе приказ Управления в 2008 году вообще не издавался, а доверенность на представление интересов УФССП России по Тамбовской области Григорьевой Е.А. не выдавалась. В материалы дела  представлен Приказ № 704–К от  30.08.2005г. о назначении Гргорьевой Е.А. на должность старшего судебного пристава Котовского городского отдела судебных приставов.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу ч. 3, 4 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления от 26.07.2007 N 46), при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

В ходе проведения проверки 15.09.2008 г. государственным инспектором Деревякиным А.Ю. были взяты объяснения с начальника Котовского городского отдела судебных приставов Григорьевой Е.А.

В соответствии с Типовым положением о районных (городских, специализированных) отделах Управления Федеральной службы судебных приставов   по   Тамбовской   области,   утвержденным   приказом   Управления ФССП по Тамбовской области от 26.09.2006г. №262 Котовский городской отдел судебных приставов не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением Управления и у начальника отдела нет полномочий выступать от имени юридического лица - Управления ФССП России по Тамбовской области.

Согласно п. 6  Приказа №704-к  Управления ФССП России по Тамбовской области  от 30.08.05. Григорьева Е.А. переведена на должность старшего судебного пристава Котовского городского  отдела с 01.09.05.

Котовский городской отдел ФССП по Тамбовской области является  отделом УФССП по Тамбовской области (л.д. 28, 31,33), то есть  юридическим лицом не является.

В связи  с чем, суд приходит к выводу, что права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ  юридическому лицу  разъяснены не были.

Таким образом, юридическое лицо либо его полномочный законный представитель в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ не принимали участие в составлении протокола об административном правонарушении. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (УФССП России по Тамбовской области) либо его законному представителю не было сообщено о месте и времени рассмотрения протокола об административном нарушении, а, следовательно, Управление было лишено возможности присутствовать при его рассмотрении в целях защиты своих прав.

Указанное выше нарушение требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ носит существенный характер, поскольку общество было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 и статьей 28.2 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами. Административным органом допущены нарушения, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Следовательно, Управлением ГПН ГУ МЧС России по Тамбовской области нарушен порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении N 67 от 16.09.08. является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170,  211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления ГПН ГУ МЧС России по Тамбовской области  от 16.09.08. N 67 о привлечении Управления ФССП России по Тамбовской области  к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей на основании  части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж, ул.Платонова, 8) через арбитражный суд Тамбовской области.

СудьяЕ. И. Михеева