ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-5757/18 от 11.03.2019 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-5757/2018

29 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2019 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Прохоровской

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению        

ФГУП «Почта России», г. Москва (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России», г.Тамбов

к Управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163)

третье лицо: ТОГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД), г. Тамбов (ОГРН 1026801231115, ИНН 6832040648)

о признании недействительным решения от 19.04.2018г.

при участии в заседании:

от заявителя: Прохоров Е.Н. доверенность от 08.08.2018г. № 050-АУФ-2018

от заинтересованного лица: Колодина Н.Н., доверенность от 14.01.2019г. № 2-Д;

от третьего лица: Шубин М.Ю. доверенность от 11.01.2019г. № 5

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» (далее – заявитель, орган почтовой связи) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании решения от 19.04.2018г. по делу № ВП-89/18 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе недействительным.

Определением от 20.07.2018г. указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-5757/2018. В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ТОГКУ «Центр организации дорожного движения», г. Тамбов (ОГРН 1026801231115, ИНН 6832040648) (с учетом определения арбитражного суда от 03.09.2018г. об исправлении опечатки).

В заседании суда 06.03.2019г. в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 11.03.2019г. до 15 час. 00 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено.

Явившийся в заседание суда представитель заявителя заявленные требования поддержали. Представитель заинтересованного лица противтребований заявителя возражал. Стороны дали пояснения по делу.

Третье лицо считает решение УФАС по Тамбовской области законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, Комитетом государственного заказа Тамбовской области  30.03.2018г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение № 0164200003018000661 о проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции. Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 997 980,00 руб.

Посчитав, что действия заказчика при проведении закупки существенным образом
нарушают права УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в Тамбовское УФАС России с соответствующим заявлением (вх. от 05.04.2018 №2076).

На основании указанного обращения Тамбовским УФАС России в отношении ТОГКУ «Центр организации дорожного движения» проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручению) заказной почтовой корреспонденции (реестровый номер закупки                                         № 0164200003018000661).

По результатам проведенной проверки антимонопольный орган пришел к следующим выводам:

1) Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок при    определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Выполняя требования статьи 30 Закона о контрактной системе, ТОГКУ «ЦОДД» в извещении № 0164200003018000661 об осуществлении закупки установило ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - участниками данной закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

В связи с этим, Инспекция Тамбовского УФАС России считает, что ограничения, установленные заказчиком по отношению к участникам рассматриваемой закупки, основаны на положениях законодательства о контрактной системе.

2) Довод заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе, выразившемся в неверном определении кода по ОКПД2 53.10.12.000 «Услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией» Инспекция Тамбовского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

Письмом Минэкономразвития России от 17.02.2016г. № Д 28и-344 установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд заказчик самостоятельно выбирает код по «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОКПД2).

Код ОКПД2 определяется заказчиком исходя из характеристик закупаемых услуг, а именно - оказание услуг почтовой связи.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки                    № 0164200003018000661 установлен код по ОКПД2 - 53.10.12.000 «Услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией».

Пунктом 1.1 проекта контракта установлено следующее:

«Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к проекту Контракта) и Спецификацией (Приложение № 5 к проекту Контракта) (далее - Услуги)».

Техническим заданием (Приложение № 1 к проекту Контракта) установлено, что:

«В оказание почтовых услуг по обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции входит:

- забор данных (файлов), электронных документов в электронном виде для печати, обработки, подготовки к пересылке (в том числе упаковка информационного  материал  в  конверты  Исполнителя   с  заполнением  всех реквизитов на конверте, наклеивание марок исполнителя), пересылка и доставка (вручение) адресату заказной почтовой корреспонденции, информирование заказчика о вручении/невручении заказной корреспонденции;      

- качественная печать, конвертование персонифицированных почтовых отправлений в закрытом виде на оборудовании исполнителя с соблюдением требований о защите персональных данных клиента;

- доставка и вручение по г. Тамбову и г. Мичуринску извещений с уведомлением лично в руки адресату (либо его представителю по доверенности) с обязательной отметкой о вручении конкретному адресату в уведомлении;

- пересылка Заказчику отрывных частей уведомления с информацией о вручении адресату уведомлений с извещениями».

Инспекция Тамбовского УФАС России считает, что установленному перечню     услуг, оказываемым в рамках государственного контракта, соответствует код  ОКПД2 53.10.12.000 «Услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией».

3) От довода о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе, выразившемся в формировании начальной максимальной цены    контракта на основе коммерческих предложений, имеющих признаки аффилированности    лиц, представивших данные предложения, заявитель в ходе проверки отказался,  доказательств заявленному обстоятельству не представил.

Исходя из изложенного, Инспекция Тамбовского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях заказчика - ТОГКУ «ЦОДД» отсутствует нарушение действующего законодательства о контрактной системе при размещении электронного аукциона              № 0164200003018000661.

Решением от 19.04.2018г. по делу № ВП-89/18 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе факт нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона             № 0164200003018000661 признан неустановленным.

Посчитав данное решение от 19.04.2018г. по делу № ВП-89/18 незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что ТОГКУ «ЦОДД», ограничив участников аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями допустило нарушение статей 1, 10 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ограничению права на участие в аукционе на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции лица, непосредственно созданного для оказания услуг, являющихся предметом аукциона. Указанные действия ТОГКУ «ЦОДД» приведи к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг почтовой связи и нарушению прав и законных интересов ФГУП «Почта России» на участие в указанном аукционе.

Заявитель также полагает, что исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 4 Закона Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»,  «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014г. № 234, постановления Правительства РФ от 24.10.2005г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», предметом аукциона являются общедоступные услуги почтовой связи, которые относятся к сфере деятельности естественных монополий, в связи с чем не могут проводится с установлением ограничений по субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Кроме того, по мнению органа почтовой связи, ТОГКУ «ЦОДД» объединило в один предмет закупки лицензируемые (почтовые услуги по приему, обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции лица) и не лицензируемые (услуги по печати, конвертованию) видов услуг, что является недопустимым и противоречит позиции самого антимонопольного органа, изложенной в письме ФАС России от 09.02.2015г. № АЦ/5147/15.

УФАС по Тамбовской области возражает относительно заявленных требований. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Оценив представленные в дело материалы, доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок).

Под заказчиками Закон о контрактной системе в сфере закупок понимает государственных или муниципальных заказчиков либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В частности, государственным заказчиком является государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки(пункт 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.

При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Частями 5, 6, 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлена обязанность для государственных заказчиков (которым является ТОГКУ «ЦОДД») осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, а также составлять отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещать такие отчеты в единой информационной системе.

Указанной нормой также установлены условия, при наличии которых соответствующие закупки учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом какого-либо ограничения, в части определения конкретных товаров, работ (услуг), которые могут выступать объектом закупки, статья 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок не содержит.

Во исполнение установленной статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок обязанности, ТОГКУ «ЦОДД» как заказчик, посредством публикации 30.03.2018г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом – Комитетом государственного заказа Тамбовской области извещения № 0164200003018000661, разместило информацию о проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции.

В качестве участников аукциона указаны: только субъекты малого предпринимательства, соответствующие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», и только социально ориентированные некоммерческие организации, соответствующие условиям, установленным статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях».

Указанная закупка внесена в план закупок ТОГКУ «ЦОДД» №201803642000226001 на 2018г. под номером закупки 0039, что подтверждается сведениями с официального сайта http://zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что размещение информации о проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции, участниками которого могут выступать только субъекты малого предпринимательства и только социально ориентированные некоммерческие организации, а также проведение такого аукциона осуществлены заказчиком в полном соответствии с требованиями статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Иное привело бы к нарушению заказчиком положений статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок и, соответственно, применение со стороны антимонопольного органа санкций к заказчику, допустившему такое нарушение.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу частей 2, 4, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе в сфере закупок под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 27 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки

Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).

Как следует из материалов дела, заказчик выбрал способ определения поставщика в виде аукциона в электронной форме; установил ограничение участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок (субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации); информацию об ограничении указал в извещении об осуществлении закупки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что определение поставщика осуществлялось заказчиком среди специальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Поскольку ФГУП «Почта России» не относится к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организаций, оно не имело права на участие в таком конкурсе.

В связи с этим довод заявителя о том, что ограничение участников аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг почтовой связи и нарушению прав и законных интересов ФГУП «Почта России» на участие в указанном аукционе, является несостоятельным и судом не принимается.

По мнению органа почтовой связи, поскольку предметом аукциона являются общедоступные услуги почтовой связи, которые относятся к сфере деятельности естественных монополий, аукцион на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции не мог проводится с установлением ограничений по субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Суд критически относится к указанным доводам заявителя в связи со следующим.

Министерством экономического развития РФ совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработан и введен в действие «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)».

Под номером 53.10.12.000 данного Общероссийского классификатора продукции  (ОКПД 2) указаны «услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией».

Как следует из имеющейся в материалах дела аукционной документации, кодом предмета закупки, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, указан код 53.10.12.000 (услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией).

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) установлено, что почтовая связь общего пользования это составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 9 Закона о почтовой связи в Российской Федерации действует, помимо прочих, почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи.

В силу положений статьи 18 Закона о почтовой связи для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи.

Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования. В целях укрепления надежности почтовой связи в Российской Федерации оказывается государственная поддержка развитию сети почтовой связи организаций, обеспечивающих оказание услуг почтовой связи.

Одним из принципов деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации является равенство прав граждан и юридических лиц на участие в деятельности в области почтовой связи общего пользования и на использование результатов этой деятельности (статья 5 Закона о почтовой связи).

Пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Перечнем наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.02.20005г. № 87 установлено, что услуги почтовой связи подлежат лицензированию.

Таким образом, оказывать услуги почтовой связи общего пользования, которые явились предметом аукциона, вправе организации почтовой связи разных организационно-правовых форм, в том числе, являющиеся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, и имеющие лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Как следует из аукционной документации, (раздел 21 информационного паспорта аукциона) участник аукциона обязан иметь лицензию на оказание услуг почтовой связи.

В связи с этим довод заявителя о том, что аукцион не мог проводиться с установлением ограничений по субъектам малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческим организациям, является несостоятельным.

То обстоятельство, что предметом аукциона, по мнению заявителя, являлись общедоступные услуги почтовой связи, которые относятся к сфере деятельности естественных монополий, вообще не имеет правового значения для рассматриваемого в рамках настоящего дела спора.

Действительно, частью 1 статьи 4 Закона Федерального закона от 17.08.1995г.      № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к сферам деятельности субъектов естественных монополий относится оказание услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» проводится в порядке, установленном пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016г. № 471-р утвержден «Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Данным Перечнем на государственного (муниципального) заказчика возложена обязанность при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, поименованных в Перечне, проводить электронный аукцион.

В свою очередь, осуществление закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Законом о контрактной системе в сфере закупок является правом, а не обязанностью заказчика. При этом заказчик вправе осуществить закупку, в том числе иными, указанными в Законе о контрактной системе в сфере закупок, конкурентными способами.

В связи с этим, установив ограничение на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) только субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, ТОГКУ «ЦОДД» не допустило нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указание заявителя на неверный выбор государственным заказчиком кода предмета закупки (ОКПД 2 53.10.12.000) суд считает не основанным на нормах действующего законодательства.

Как уже было указано выше, под номером 53.10.12.000 Общероссийского классификатора продукции указаны «услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией»

Общероссийским классификатором продукции также определено, что для целей государственного регулирования деятельности, соответствующей в ОКПД 2 коду 53.1 «Услуги почтовой связи общего пользования», следует руководствоваться Федеральным законом от 17.07.1999г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Федеральным законом от 07.06.2003г. № 126-ФЗ «О связи».

В соответствии со статьей 9 Закона о почтовой связи в Российской Федерации действуют:

- почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

- специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

- федеральная фельдъегерская связь;

- фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

 Определив наименование объекта закупки как оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции, которые являются услугам почтовой связи общего пользования и непосредственно связаны с письменной корреспонденцией, государственный заказчик обоснованно установил код предмета закупки 53.10.12.000 (услуги почтовой связи общего пользования, связанные с письменной корреспонденцией).

В свою очередь, ФГУП «Почта России» не указало, каким именно должен был быть код закупки по наименованию объекта закупки «оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции».

Довод заявителя о том, что объединение в один предмет закупки лицензируемых (почтовые услуги по приему, обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции лица) и не лицензируемые (услуги по печати, конвертованию) видов деятельности является неправомерным, суд также считает несостоятельным.

В Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87, входят следующие виды деятельности:

- прием почтовых отправлений;

- обработка почтовых отправлений;

- перевозка почтовых отправлений;

- доставка (вручения) почтовых отправлений;

- почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).

При этом установлено, что оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Согласно пункту 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014г. № 234 Услуги почтовой связи подразделяются на:

а) универсальные услуги почтовой связи;

б) иные услуги, в том числе:

- услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств,

- услуги по пересылке международных почтовых отправлений,

- услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.

В соответствии с пунктом 9 названных Правил почтовые отправления принимаются в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи

На почтовых отправлениях отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата, а также может указываться номер телефона отправителя и (или) адресата (пунктом 21 Правил оказания услуг почтовой связи).

Из смысла лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи и Правил оказания услуг почтовой связи следует, что печать и конвертование входит в обязанности отправителя и услугой почтовой связи, как таковой, не является.

Согласно имеющемуся в материалах дела техническому заданию на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции в оказание услуг входит также «качественная печать, конвертование персонифицированных почтовых отправлений в закрытом виде на оборудовании исполнителя с соблюдением требований о защите персональных данных».

Поскольку заказчик почтовых услуг при определении предмета аукциона делегировал осуществление печати и конвертования будущему исполнителю и на его оборудовании, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае печать и конвертование являются услугами, технологически неразрывно связанными с услугами почтовой связи, в связи с чем объединение в один предмет закупки лицензируемых и не лицензируемых видов деятельности в конкретном случае не привели к нарушению Закона о контрактной системе в сфере закупок.

То обстоятельство, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.10.2005г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»лицензируемые услуги по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений осуществляется ФГУП «Почта России» на основании регулируемого тарифа, который не предусматривает затраты на оказание иных услуг, включение в одну закупку с услугами почтовой связи (почтовые услуги по приему, обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции лица) услуг по печати и конвертованию, не привело к нарушению прав и законных интересов ФГУП «Почта России», поскольку последнее не являлось и не могло являться участником аукциона.

Помимо прочего, при рассмотрении заявления ФГУП «Почта России» об оспаривании решения УФАС по Тамбовской области от 19.04.2018г. по делу № ВП-89/18 судом не установлено наличие необходимых условия для признания оспариваемого решения недействительным, а именно отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов ФГУП «Почта России».

Как следует из материалов дела ТОГКУ «ЦОДД» в порядке статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок разместило информацию о проведении электронного аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции. Согласно аукционной документации указанный аукцион имел ограничения по участникам: только субъекты малого предпринимательства, соответствующие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», и только социально ориентированные некоммерческие организации, соответствующие условиям, установленным статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях».

Таким образом, документация аукциона на оказание почтовых услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции имела ограничения относительно участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленные статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 В связи с этим заявитель не имел права принимать участие в указанном аукционе наряду с иными организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Поскольку ФГУП «Почта России» не только не участвовало в аукционе на определение поставщика услуг по приему, обработке, печати, конвертованию, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции, но в силу аукционной документации не могло участвовать в аукционе, так как не является соответствующим субъектом, права и законные интересы заявителя в таком случае нарушены быть не могут.

Судом проверено соблюдение антимонопольным органом порядка проведения внеплановых проверок в сфере закупок.

В связи с тем, что какое-либо специальное нормативное регулирование порядка проведения внеплановых проверок в сфере закупок отсутствует, при проведении проверок антимонопольный орган обязан руководствуется нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляет, в том числе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Таким органом в силу пункта 1 «Положения о Федеральном антимонопольном органе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331, является Федеральная антимонопольная служба.

На основании части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - субъекты контроля).

Частью 4 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, а также при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контроль в сфере закупок, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:

а) плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;

б) внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.

На основании части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок в соответствии с их полномочиями вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а также по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении таких проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу в сфере закупок.

Субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (часть 28 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Из материалов дела следует, что в соответствии с поступившей жалобой ФГУП «Почта России» на действия государственного заказчика (ТОГКУ «ЦОДД») и в порядке, установленном пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, УФАС по Тамбовской области провело внеплановую проверку соблюдения государственным заказчиком требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Проверка проводилась путем оценки доводов сторон (ФГУП «Почта России» и ТОГКУ «ЦОДД»), а также аукционной документации.

По результатам проведенной внеплановой проверки было вынесено оспариваемое решение от 19.04.2018 по делу №ВП-89/18.

По результатам оценки проведенной антимонопольным органом внеплановой проверки соблюдения государственным заказчиком требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, судом не установлено каких-либо нарушений порядка проведения проверки.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле материалы, суд приходит к выводу, что требование ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» о признании решения от 19.04.2018 по делу №ВП-89/18 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе недействительным удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201  Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ФГУП «Почта России» в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» требований о признании решения от 19.04.2018 по делу №ВП-89/18 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Судья                                                                                                   М.А. Плахотников