Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
"22" июня 2011 года Дело №А64-6039/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2011 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Гарашкиным
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Тамбов
к Администрации Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов
третьи лица: 1) Управление по охране окружающей среды и природопользованию по Тамбовской области, г. Тамбов
2) Управление Росреестра по Тамбовской области, г. Тамбов
3) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, г. Тамбов
4) Администрация Тамбовской области, г. Тамбов
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка за плату
при участии
от заявителя – ФИО2, доверенность от 29.10.2010г.;
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен надлежащим образом;
2) не явился, извещен надлежащим образом;
3) не явился, извещен надлежащим образом;
4) не явился, извещен надлежащим образом;
ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением от 03.11.2010г. о незаконными действий Администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившихся в отказе в предоставлении предпринимателю в собственность за плату земельного участказемельного участка общей площадью 16900 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6602026:1, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, квартал №96 и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления заявителю в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по ценам, действовавшим в период подачи заявления.
Ответчик требования не признал, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо (1) поддержало возражения ответчика, по мотивам изложенным в пояснении от 13.11.2010г. №01-33/1745.
Третье лицо (2) представило письменное пояснение от 01.12.2010г. №2619, согласно которого разрешение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица (3, 4) письменных пояснений в материалы дела не представили.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 28.12.2009г. внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателем за №309682936200021.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником объектов недвижимого имущества со следующими кадастровыми номерами: 1) 68:20:6602026:0001:486/Б/09; 2) 68-68-14/014/2009-319; 3) 68:20:6602026:0001:486/В/09; 4) 68:20:6602026:0001:486/Г/09; 5) 68:20:6602026:0001:486/Д/09; 6) 68:20:6602026:0001:486/Е/09; 7) 68-68-14/014/2009-321; 8) 68-68-14/014/2009-325; 9) 68-68-14/014/2009-328; 10) 68-68-14/014/2009-331; 11) 68-68-14/014/2009-337; 12) 68-68-14/014/2009-342; 13) 68-68-14/014/2009-372; 14) 68-68-14/014/2009-377; 15) 68-68-14/014/2009-383; 16) 68-68-14/014/2009-385; 17) 68-68-14/014/2009-388; 18) 68-68-14/014/2009-390; 19) 68-68-14/014/2009-392; 20) 68-68-14/014/2009-396; 21) 68-68-14/014/2009-399; 22) 68-68-14/014/2009-401; 23) 68-68-14/014/2009-407; 24) 68-68-14/014/2009-409; 25) 68:20:6602026:0001:486/4/09; 26) 68:20:6602026:0001:486/I/09, расположенных на земельном участке общей площадью 16900 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6602026:1, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, квартал №96.
Постановлением Администрации Тамбовского района Тамбовской области от 29.08.2005г. №1009 указанный земельный участок представлен индивидуальному предпринимателю в аренду. Между Администрацией Тамбовского района Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем на основании указанного постановления заключен договор аренды названного земельного участка от 29.08.2005г. №303, который в установленном порядке прошел государственную регистрацию.
29.06.2010г. индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 16900 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6602026:1, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, квартал №96 в собственность.
Письмом от 20.08.2010г. №2/3605 Администрация Тамбовского района Тамбовской области сообщила индивидуальному предпринимателю о невозможности предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку на основании пп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ земли, отнесенные к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» ограничены в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Заявитель, не согласившись с действиями Администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившимися в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка за плату, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований ссылается на то, что спорный земельный участок не обладает критериями, позволившими бы отнести его к землям особо охраняемых природных территорий, кроме того, в постановлении Администрации Тамбовского района Тамбовской области от 29.08.2005г. №1009 указано, что спорный земельный участок выделен заявителю для обслуживания и эксплуатации объектов капитального строительства – зданий и сооружений базы отдыха, таким образом, выделение спорного земельного участка под правомерно возведенный объект недвижимости исключает его отнесение к землям особо охраняемых природных территорий.
Ответчик считает оспариваемые действия законными и обоснованными, отказ правомерным, поскольку спорный земельный участок отнесен к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов».
Третье лицо (1) согласно письму от 13.11.2010г. №01-33/1745, сообщило, что на земельных участках, являющихся предметом спора, где расположены объекты недвижимости по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, кв.96. отсутствуют объекты природного происхождения, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, разрешение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо (2) представило письменное пояснение от 01.12.2010г. №2619, согласно которого разрешение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица (3, 4) письменных пояснений в материалы дела не представили.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 ст.27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в п.2 ст.94 ЗК РФ, к изъятым из оборота относятся только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 данного Кодекса), а к ограниченным в обороте - находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 ЗК РФ.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов - это самостоятельная категория земель.
Порядок отнесения земельных участков к землям особо охраняемых территорий определен соответствующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 14.03.95 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Так, в частности, в соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
Аналогичное определение критериев отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий содержится в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Таким образом, к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие следующими признаками:
- они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними);
- должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;
- должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования;
- для них должен быть установлен режим особой охраны, а не особый режим использования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок указанными признаками не обладает. Администрацией Тамбовского района не доказано особое, ценное значение спорного земельного участка, данный участок в установленном порядке не изъят из хозяйственного использования, в отношении него не установлен режим особой охраны.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 17.07.06. № 784 утверждено положение об Управлении по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области (привлечено в качестве третьего лица). Согласно п. 3.8 Положения, Управление выполняет функцию по ведению кадастра природных ресурсов области и особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. Однако, Управление не представило подтверждение включения спорного земельного участка в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, более того, в письме от 13.11.2010г. №01-33/1745 (л.д. 56) Управление ссылается на то, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты природного происхождения, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
В материалы дела представлены кадастровая выписка (КВ.1) по спорному земельному участку от 17.03.2010г. №6820/206/10-4580, содержащая сведения об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.7 и нормами гл. 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Пунктом 5 ст. 98 ЗК РФ запрещено осуществлять на землях рекреационного назначения деятельность, не соответствующую целевому назначению этих земель.
Законодательством Российской Федерации земли рекреационного назначения не изъяты из оборота, ограничения на приватизацию спорного земельного участка в установленном порядке не установлены.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Однако ответчик не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ от10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
При этом согласно ч. 2 ст. 58 Закона, порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с ч. 10 ст. 95 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Однако спорный земельный участок в установленном порядке не изъят из хозяйственного использования, в отношении него не установлен режим особой охраны. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий, ответчик неправомерно отказал заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
На основании изложенного требования заявителя обоснованны подлежат удовлетворению в полном объеме, оспариваемые действия признанию незаконными, а ответчик обязанию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, путем направления заявителю в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по ценам, действовавшим в период подачи заявления.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Учитывая, что данная категория спора носит неимущественный характер, судебные расходы в данном случае подлежат возмещению в полном объеме, независимо от полного или частичного удовлетворения заявления.
Судебные расходы в виде уплаченной заявителемпо квитанции от 29.10.2010г. №0006 на сумму 200 руб., государственной пошлины отнести на ответчика (ст. 101, 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Администрации Тамбовского района Тамбовской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 16900 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6602026:1, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, квартал №96.
Обязать Администрацию Тамбовского района Тамбовской области направить индивидуальному предпринимателю ФИО1 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 16900 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6602026:1, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Горельский лесхоз, Хомутляйское лесничество, квартал №96 по ценам, действовавшим в период подачи заявления.
Взыскать с Администрации Тамбовского района Тамбовской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 200 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.
При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья Пряхина Л.И.