Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«02» апреля 2013 года Дело №А64-630/2013
Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2013г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Ликвидационной комиссии муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова», г. Тамбов
к Инспекции ФНС России по г. Тамбову, г. Тамбов
о признании незаконным решения, обязании осуществить государственную регистрацию ликвидации учреждения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, председатель ликвидационной комиссии – временное удостоверение личности (26.03.2013г.), паспорт (02.04.2013г.);
от ответчика: ФИО2 - доверенность от 27.12.2012г. № 05-24/029694.
Ликвидационная комиссия муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Тамбову:
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 23.11.2012г. № 4465 об отказе в государственной регистрации ликвидации муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» (полученного с сопроводительным письмом Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 23.11.2012г. № 10.214/026874) как противоречащего Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тамбову осуществить государственную регистрацию ликвидации муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» (с учетом уточнений от 05.03.2013г.).
Представитель ответчика в судебном заседании 26.03.2013г. заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных доказательств по делу, отзыв на заявление не представил. Представитель заявителя против удовлетворения ходатайства не возражал. Судом ходатайство удовлетворено.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 26.03.2013г. судом был объявлен перерыв до 02.04.2013г. 02.04.2013г. после перерыва судебное заседание по делу продолжено.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, представил отзыв на заявление от 01.04.2013г. № 05-30/007491.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
19.04.2010г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» (сокращенное наименование МУ «КЦСОН», ОГРН <***>, ИНН <***>) в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство.
28.01.2011г. администрацией города Тамбова вынесено постановление № 561 «О ликвидации муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» (в редакции постановлений администрации города Тамбова от 28.07.2011г. № 5483, 28.09.2012 г. № 7755) о ликвидации учреждения в срок до 01.12.2012г., которым утвержден состав ликвидационной комиссии и порядок работы ликвидационной комиссии, председателем комиссии утверждена ФИО1
11.02.2011г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены запись о принятии решения о ликвидации МУ «КЦСОН» в соответствии со свидетельством (л.д.35) и запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (л.д. 34).
24.02.2011г. в №7 (314) журнала «Вестник государственной регистрации» МУ «КЦСОН» опубликовало сведения о своей ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
26.07.2011г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
01.10.2012г. главой администрации города Тамбова утвержден ликвидационный баланс.
МУ «КЦСОН» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с документами, согласно расписке от 16.11.2012г. №4465.
Решением №4465 от 23.11.2012г. регистрирующий орган отказал в государственной регистрации юридического лица в соответствии с п.п. а) п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон) на основании непредставления определенных ст. 23 Закона необходимых для государственной регистрации документов.
В качестве причин указано, что учреждение имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и пеней, следовательно, порядок ликвидации ЮЛ не соблюден, процедура ликвидации не завершена, ликвидационной комиссией (ликвидатором) не выполнены все мероприятия, связанные с ликвидацией (л.д. 20).
Посчитав принятое налоговым органом решение №4465 от 23.11.2012г. незаконным заявитель обратился в арбитражный суд.
Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в статье 21 Закона о регистрации.
В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, учреждением в регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные частью 1 статьи 21 Закона о регистрации (заявление по форме №Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФ РФ – л.д. 40).
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 4.1. ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, сообщение о ликвидации учреждения опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 24.02.2011г. № 7(314). Требования кредиторов предлагалось предъявить в течение 2 месяцев с момента публикации по адресу: 392036, <...>, тел. <***>, то есть до 25.04.2011г.
Главой администрации города Тамбова утвержден промежуточный ликвидационный баланс Учреждения по состоянию на 01.05.2011г.
Регистрирующим органом 26.07.2011г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
С заявлением по форме № Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией Учреждением в регистрирующий орган представлен ликвидационный баланс по состоянию на 01.10.2012г.
При принятии промежуточного баланса, составленного Учреждением, регистрирующим органом не представлено возражений относительно содержащихся в балансе сведений о размере задолженности по обязательным платежам.
Процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. В силу статьи 64 ГК РФ налоговый орган является кредитором и требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов указанного учреждения в порядке установленной очередности.
Следовательно, налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение Инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора в установленном п. 6 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении к учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, до вынесения оспариваемого решения регистрирующим органом были внесены записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, составлении промежуточного ликвидационного баланса учреждения, до утверждения ликвидационного баланса налоговый орган свои требования к ликвидатору учреждения не заявлял.
В заседании суда заявитель сослался на то, что учреждение фактически не осуществляет деятельность более двух лет и какого-либо имущества не имеет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, поскольку налоговый орган, не реализовавший свое право на предъявление к учреждению требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке, не вправе осуществлять его при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
На основании изложенного требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Учитывая, что данная категория спора носит неимущественный характер, судебные расходы в данном случае подлежат возмещению в полном объеме, независимо от полного или частичного удовлетворения заявления.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.02.2013г. заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 23.11.2012г. № 4465 об отказе в государственной регистрации ликвидации муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова» как противоречащее Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тамбову осуществить государственную регистрацию ликвидации муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Тамбова».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.
При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья Пряхина Л.И.