ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-6350/12 от 13.12.2012 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тамбов

20 декабря 2012 г  . Дело №А64-6350/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012г.

  Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2012г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.А. Игнатенко

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Мирзоян И.Н.,

  рассмотрев в судебном заседании дело №А64-6350/2012 по заявлению

ООО «Лебедянский», Липецкая область

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице территориального отдела в
 г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах

о признании недействительным предписания от 06.06.12 №152 ЗПП/12

при участии:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом

от ответчика  не явился, извещен надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Лебедянский» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах о признании недействительным предписания от 06.06.12 №152 ЗПП/12 о прекращении нарушений обязательных требований.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 6 по 13 декабря 2012г. с вынесением протокольного определения. После объявленного перерыва представители сторон в заседание суда не явились, что в соответствии со ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела и в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лебедянский» зарегистрировано в качестве юридического лица и является производителем соковой продукции.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г.Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах направил в адрес ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский» - правопредшественника ООО «Лебедянский» предписание от 06.06.2012г. №152 ЗПП/12 о прекращении нарушений обязательных требований.

Согласно указанному предписанию Обществу в срок до 01.09.2012г. предложено прекратить противоправные действия по выпуску соковой продукции для реализации на территории Российской Федерации, имеющей свидетельства о государственной регистрации на товары, включенные в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, утвержденных Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года №299 без указания на упаковке номера и даты свидетельства о государственной регистрации и даты упаковывания.

Кроме того, Обществу также надлежало обеспечить выпускаемую соковую продукцию, которая предназначена для реализации на территории Российской Федерации информацией о номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма которого утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.10, и о дате упаковывания.

Не согласившись с выданным Предписанием, ООО «Лебедянский» обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением. В обоснование своих требований заявитель указывает, что дата изготовления и упаковывания соковой продукции совпадают по времени, поскольку производится по технологии асептического консервирования. Полагает, что дата упаковывания подлежит доведению до сведения потребителей в случае, когда изготовителем или предприятиями торговли упаковываются или фасуются ранее произведенные продукты.

Относительно маркировки информации о номере и дате выдачи свидетельства о государственной регистрации пояснил, что с 01.07.10 производители и импортеры вместо свидетельства о государственной регистрации Российской Федерации обязаны оформлять Свидетельство о государственной регистрации таможенного союза, являющееся единым сертификатом для России, Белоруссии и Казахстана в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Следовательно, полагает, что вынесением реквизитов свидетельства о государственной регистрации на потребительскую упаковку товаров не требуется, поскольку соковая продукция ООО «Лебедянский» соответствует Единым санитарно-эпидемиологическими и гигиеническим требованиям (ЕСТ), что подтверждается соответствующими свидетельствами таможенного союза о государственной регистрации.

Оценив представленные в дело доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Основанием для направления в адрес ООО «Лебедянский» предписания от 06.06.12 №152 ЗПП/12 послужила плановая выездная проверка, проведенная по распоряжению №22 от 30.12.11 в магазине, принадлежащем юридическому лицу ООО «Юлия», расположенном по адресу: г. Уварово, 4 мкр., дом 31 «б». В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Юлия» допустило к реализации в торговую сеть соковую продукцию, полученную по товарной накладной № UY1764 от 31.01.2012г. с приложением свидетельств и товарной накладной № UY770 от 17.01.2012г. с приложением свидетельств: изготовитель ОАО «Лебедянский» (правопредшественник ООО «Лебедянский»), Липецкая область, г. Лебедянь,
 ул. Матросова д.7, поставщик ООО «Наша Доставка» г.Уварово,
 мкр. Молодежный д.23 а. в ассортименте:

- нектар яблочно-вишневый осветленный для детского питания «Фруктовый сад»
объем 0,95л. изготовитель ОАО «Лебедянский» г Лебедянь ул. Матросова д.7 Дата изготовления 07.12.2011г. Годен до 07.12.2012г. Приложение к накладной № UY1764 от 31.01.2012г.свидетельство о государственной регистрации №77.99.19.5.У. 3466.4.09 с 20.04.2009г.;

- нектар грушево-яблочный с мякотью для детского питания гомогенизированный
«Фруктовый сад» объем 0,95л. изготовитель ОАО «Лебедянский» г Лебедянь,
 ул. Матросова д.7. Дата изготовления 29.11.2011г. Годен до 29.11.2012г. Приложение к накладной №UY1764 от 31.01.2012г. свидетельство о государственной регистрации №77.99.19.5.У.3618.4.09 с 22.04.2009г.;

- тонус 100% Сок из апельсинов, яблок, и персиков с мякотью для детского питания,
восстановленный, гомогенизированный объем 1,45л Дата изготовления 30.11.11.г. Годен до 30.11.2012г. Приложение к накладной № UY1764 от 31.01.2012г. свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.19.005Е.003063.11.10 от 26.11.2010г.

- морс из земляники и брусники для детского питания «Северная ягода» объем 0,95л.,
 изготовитель ОАО «Лебедянский» г Лебедянь ул. Матросова д.7 Дата изготовления16.11.2011г. Годен до 16.11.2012г. Приложение к накладной № UY770 от 17.01.2012г. свидетельство о государственной регистрации №.77.99.19.5У.5264.6.09 от 01.06.2009г.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Юлия» допустило к реализации в торговую сеть соковую продукцию ОАО «Лебедянский» без маркировки, а именно на потребительской упаковке отсутствует информация относительно даты упаковывания и государственной регистрации. В связи с чем Управлением Роспотребнадзора сделан вывод о нарушении главы 1.4. пункта 17 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. №299; части 1 статьи 11 Федерального закона от 27.10.2008.г. №178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»; Главы 11 п. 32 подпункта 7, подпункта 9, пункта 11 подпункта 4, пункта 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»; главы 3 пункта 3.5.13, главы 3 пункта 3.5.15, пункта 4.1 подпункта 11, подпункта 13, подпункта 14, главы 3 пункта 3.5.16 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003г. №401-ст ; пункта 16 Постановления Правительства РФ от 21.12.00 №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий».

Одной из причин совершения административного правонарушения явилось не исполнение законодательства изготовителем соков. В отношении юридического лица ООО «Юлия» составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и направлен для рассмотрения в Арбитражный суд Тамбовской области.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении ООО «Юлия» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в рамках дела №А64-2361/2012 Арбитражным судом Тамбовской области установлен факт правонарушения и вина ООО «Юлия» в его совершении.

Вместе с тем совершенное правонарушение признано судом малозначительным, в связи с чем решением суда от 05.05.2012г. по указанному выше делу в удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора о привлечении ООО «Юлия» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, отказано, Обществу объявлено устное замечание.

В целях устранения нарушений прав потребителей, обусловленных выпуском на территории РФ продукции для последующей ее реализации конечному потребителю без указания полной информации о товаре, Управление Роспотребнадзора направило в адрес ООО «Лебедянский» предписание от 06.06.12 №152 ЗПП/12 о прекращении нарушений обязательных требований.

Основные требования к соковой продукции из фруктов и овощей установлены Федеральным законом от 27.10.2008.г. №178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (далее Закон №178-ФЗ).

Согласно ст.2 названного закона, целями настоящего Федерального закона являются защита жизни и здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей соковой продукции из фруктов и (или) овощей

Требования к маркировке соковой продукции, наносимой на потребительскую упаковку, установлены статьей 11 Закона №178-ФЗ.

Согласно ч 1 статьи 11 названного закона маркировка соковой продукции из фруктов и (или) овощей, помещенной в потребительскую упаковку, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области маркировки пищевых продуктов, и требованиям, установленным настоящей статьей.

В этой связи, такая маркировка должна соответствовать требованиям ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)» Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», в п. 1 которой на изготовителя (исполнителя, продавца) возлагается обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В п. 2 указанной статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать кроме прочего сведения о дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 № 178-ФЗ требование абзаца четвертого пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» об удостоверении качества и безопасности не применяется в отношении соковой продукции. Однако изготовитель может продолжать оформлять их в добровольном порядке.

Соковая продукция, выработанная после 29.04.2009, может быть упакована в потребительскую упаковку с маркировкой «старого» образца или в упаковку с маркировкой «нового» образца.

Однако применительно к продукции, упакованной в потребительскую упаковку с маркировкой «старого» образца, до потребителя должна быть доведена любым доступным способом информация о соответствии этой продукции требованиям Федерального закона от 27.10.2008 № 178-ФЗ.

В частности, допускается доведение информации о соответствии такой соковой продукции требованиям Федерального закона от 27.10.2008 № 178-ФЗ в виде листовки, размещенной в "уголке потребителя" в торговом зале магазинов. В этом случае изготовителю соковой продукции при поставке такой продукции в торговую организацию рекомендуется передавать ответственным лицам торговой организации перечень всех видов (наименований) соковой продукции, подлежащих реализации, с указанием реквизитов свидетельств о государственной регистрации или сертификатов соответствия, и других изменений в маркировке потребительской упаковки (при наличии таковых).

Торговые организации должны хранить такого рода сопроводительные документы до окончания реализации продукции и своевременно предоставлять их потребителю.

В связи с вступлением с 01.07.2010г. в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам и началом перемещения товаров в соответствии с правилами таможенного союза, во исполнение решения Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 №299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» с 1 июля 2010 г. Роспотребнадзором прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 21.12.01 №988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий», которым было установлено требование о доведении до потребителей информации о государственной регистрации продукции посредством указания данных о номере и дате выдаче регистрационного свидетельства на этикетке (упаковке, листке-вкладыше) в инструкции по применению, техническом паспорте.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что ООО «Лебедянский» выданы свидетельства о государственной регистрации продуктов детского питания, в том числе от 08.02.12 №RU.77.99.19.005. Е 003157.02.12 в отношении нектара яблочно-вишневого осветленного, от 08.02.12 №RU 77.99.19.005.Е 003138.02.12 в отношении нектара грушево-яблочного с мякотью, от 09.02.12 №RU.77.99.19.005 Е.003200.02.12 в отношении сока из апельсинов, яблок и персиков с мякотью.

Согласно указанным свидетельствам, продукция ООО «Лебедянский» соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

В соответствии с соглашением таможенного союза по санитарным мерам и принятыми в его развитие документами - Едиными формами документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, Единым перечнем товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза; Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), не требуется вынесение реквизитов свидетельства о государственной регистрации на потребительскую упаковку товаров (в том числе потребительскую упаковку соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания).

Относительно отсутствия маркировки на соковой продукции о дате упаковывания товара суд исходит из следующего.

Закон №178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» не предусматривает, как обязательное требование к маркировке соковой продукции и овощей указание даты упаковывания, что и соответствует целям этого закона о защите жизни и здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей соковой продукции из фруктов и (или) овощей.

В соответствии с пунктом 3.5.13 ГОСТа Р 510074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация о пищевых продуктах должна содержать дату изготовления и дату упаковывания.

Судом установлено и не оспаривается представителем Управления Роспотребнадзора, что соковая продукция ООО «Лебедянский» производится по технологии асептического консервирования.

Асептическое консервирование состоит из нескольких последовательных этапов, смена которых производит в строгой последовательности и в строгих временных и температурных диапазонов: приготовление продукта, стерилизация, охлаждение, упаковывание стерильного продукта в асептических условиях (внутри автомата розлива) в стерильную упаковку из комбинированного материала. Следовательно, асептическое консервирование представляет собой стерильный розлив охлажденного стерильного сока в стерильную тару. Технологически самостоятельный процесс упаковывания в отдельности от процесса изготовления, при использовании асептического консервирования отсутствует.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) № 01/10688-12-31 от 20.09.2012 года о маркировке соковой продукции, дата упаковки указывается на этикетке в случаях, когда изготовителем или предприятиями торговли упаковываются или фасуются ранее произведенные продукты. В этих случаях должны быть указаны две даты: как «дата производства», так и «дата упаковывания». Для продукции, в технологический процесс изготовления которой входит стация упаковывания в потребительскую тару, достаточно указания только даты производства».

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, на которые ссылается ответчик в обоснование своих возражений, в соответствии с пунктом 1 указанных Правил регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, а не с изготовителем и не регламентирует правила маркировки для отдельных видов продуктов питания.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, маркировка, содержащаяся на потребительских упаковках соковой продукции для детского питания ООО «Лебедянский» не нарушает права и законные интересы конечного потребителя. В данном случае безопасность соковой продукции подтверждена соответствием Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), а дата ее изготовления и упаковывания совпадают по времени.

Кроме того, суд также приходит к выводу об отсутствии у Роспотребнадзора оснований для вынесения оспариваемого предписания.

В рассматриваемом случае прекращение противоправных действий, в целях исполнения оспариваемого предписания, означает приостановление реализации продукции, изготовленной ООО «Лебедянский» и, соответственно отзыв ее из розничной сети.

Процедура приостановления реализации продукции в случае получения информации о нарушении требований технических регламентов регламентирована главой 7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», а также статьей 27 Закона №178-ФЗ.

Указанные нормативные акты предусматривают приостановление деятельности по производству соковой продукции из фруктов и (или) овощей при наличии двух условий:

- соковая продукция не соответствует требованиям законодательства РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, законодательства РФ о защите прав потребителей и требования Технического регламента на соковую продукцию;

- представляет угрозу здоровью или жизни граждан, их имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных.

По применению указанных положений Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 21.04.09 №01-5286-9-32 дала соответствующие рекомендации.

В пункте 7.1 раздела 7 данных рекомендаций указано, что предписание о приостановке реализации продукции допустимо лишь в том случае, если имеется информация о необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда.

Судом установлено и следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора не установило нарушений качества спорной продукции. Следовательно, соковая продукция ООО «Лебедянский» не представляет угрозу жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных, а, значит, у управления не было законных оснований для применения таких мер как приостановка реализации продукции и соответственно отзыв ее из розничной сети.

Из содержания ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что Предписание Роспотребнадзора от 06.06.12 №152 ЗПП/12 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку нарушения прав потребителей в данном случае отсутствуют.

Понесенные ООО «Лебедянский» судебные расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - СУД РЕШИЛ:

Признать недействительным Предписание Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах от 06.06.2012г. №152 ЗПП/12, о прекращении нарушений обязательных требований.

Взыскать с Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в
 г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лебедянский» судебные расходы по уплате 2000 руб. государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://tambov.arbitr.ru.

Судья В.А. Игнатенко