44/2023-295480(1)
Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
«16» ноября 2023 года Дело № А64-6767/2023
Резолютивная часть решения объявлена «16» ноября 2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено «16» ноября 2023 г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Чекмарёва А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
помощником судьи Иванковой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело № А64-6767/2023 по заявлению Прокуратуры Тамбовской области, г.Тамбов
к УФНС России по Тамбовской области, г.Тамбов,
третье лицо:
ФИО1, Тамбовская область, Бондарский район; Отделение Социального фонда России по Тамбовской области, г.Тамбов;
о признании недействительным решений УФНС России по Тамбовской области при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, доверенность № 100 8-5-2022 от 04.10.2022;
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность № 28-16/0076Д от
от Отделения Социального фонда России по Тамбовской области – ФИО4,
доверенность № 823 от 11.10.2023.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Тамбовской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к УФНС России по Тамбовской области с требованием о признании недействительным решения УФНС России по Тамбовской области от 27.02.2023 о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.
Определением суда от 31.07.2023 заявление Прокуратуры Тамбовской области принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу № А64-6767/2023.
Определением суда от 03.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечено ОСФР по Тамбовской области.
16 ноября 2023 года
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с рассматриваемым заявлением.
Представитель заинтересованного лица вопрос удовлетворения ходатайства оставил на усмотрение суда.
Как указывает заявитель, оспариваемое решение принято налоговым органом 27.02.2023.
При этом, гражданка ФИО1 о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя узнала от сотрудника отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области только 02.05.2023, а 08.06.2023 с соответствующим заявлением обратилась в Прокуратуру Тамбовской области.
С учетом изложенного, заявитель полагает, что установленный трехмесячный процессуальный срок на обжалование прокурором решения регистрирующего органа следует исчислять с 08.06.2023.
Исследовав и оценив доказательства по делу, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что ходатайство Прокуратуры Тамбовской области подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после принятия судом заявления к производству, и подлежит рассмотрению в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в соответствующем ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих, что также отражено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу разъяснений, изложенных в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления
(заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока.
В связи с изложенным суду необходимо по каждому делу выяснить, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115).
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судом установлено, что запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внесена налоговым органом в реестр на основании заявления ФИО1 по форме № Р21001, направленного в адрес УФНС России по Тамбовской области 20.02.2023 посредством сети «Интернет». Оспариваемое решение принято налоговым органом 27.02.2023.
Как следует из полученного о/у ОУР ОП с.Бондари МОМВД «Рассказовский» объяснения ФИО1 от 15.05.2023, о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя узнала 02.05.2023 от сотрудника отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области.
При имеющихся обстоятельствах суд признает обоснованным довод представителя заявителя о том, что установленный трехмесячный процессуальный срок на обжалование прокурором решения регистрирующего органа следует исчислять с 08.06.2023.
Как следует из материалов дела, в адрес арбитражного суда заявитель обратился 26.07.2023, что подтверждается штампом канцелярии суда на заявлении.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Представителем Прокуратуры Тамбовской области заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в части признания также недействительным решения налогового органа от 03.05.2023 № 3529А о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и записи за ОГРН <***> от 03.05.2023.
Уточнение заявленных требований принято судом.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность принятого налоговым органом решения, не возражая при этом против признания недействительной соответствующей записи в Единой государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Третье лицо ФИО1 требования заявителя поддержала.
Третье лицо ОСФР по Тамбовской области вопрос удовлетворения заявленных требований оставило на усмотрение суда.
В судебном заседании 09.11.2023 объявлялся перерыв до 16 час.01 мин. 1611.2023. После окончания перерыва состав суда не изменился, ФИО1 и представитель Социального фонда России по Тамбовской области не явились.
Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. На основании ст.153 АПК РФ арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по существу.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Бондарского района в ходе проведения проверки по заявлению ФИО1 о незаконной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя установлено следующее.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.02.2023 по 03.05.2023 с ОГРНИП <***> (регистрационная запись от 27.02.2023).
Запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внесена в реестр на основании заявления ФИО1 по форме № Р21001, направленного в адрес УФНС России по Тамбовской области 20.02.2023 посредством сети «Интернет».
К заявлению по форме № Р21001, направленному от имени ФИО1, приложена копия паспорта, данные которого соответствуют действительности, однако на фото запечатлено иное неизвестное лицо, а также подпись в ксерокопии иная; СНИЛС и ИНН.
Из объяснений заявительницы, полученных о/у ОУР ОП с. Бондари МОМВД России «Рассказовский» 15.05.2023, следует, что заявления на портале «Госуслуги» в сети «Интернет» она не оформляла, заявление в УФНС не подавала, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять не планировала.
Из письма ОСФР по Тамбовской области от 23.06.2023 № 68-06/4523л следует, что с 01.03.2021 ФИО1 назначена ежемесячная компенсационная выплата как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, на период осуществления ухода.
С 01.05.2023 ежемесячная компенсационная выплата приостановлена на основании подпункта «д» пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
04.06.2007 № 343, в связи с поступившими сведениями индивидуального (персонифицированного) учета об осуществлении Башлуевой В.И. с февраля 2023 года предпринимательской деятельности.
По сведениям Управления Федерального казначейства по Тамбовской области (письмо от 21.06.2023 № 64-13-09-2542) ФИО1 сертификаты ЭП в региональном центре регистрации Управления Федерального казначейства по Тамбовской области не оформлялись.
По результатам проверки материала КУСП № 1036 от 19.06.2023 по заявлению ФИО1 о/у ОУР ОП с.Бондари МО МВД России «Рассказовский» 22.06.2023 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района 27.06.2023 отменено, материал направлен для проведения дополнительной проверки.
Как указывает представитель Прокурора, материалами дела подтверждено, что регистрация ФИО1 не связана с осуществлением последней предпринимательской деятельности, а сам факт регистрации не является достаточным основанием для признания соблюдения установленного порядка. В этой связи документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записи в ЕГРИП.
Отсутствие волеизъявления гражданина на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя является неустранимым, грубым нарушением и свидетельствует о том, что такая регистрация носит неустранимый характер.
Таким образом, регистрация ФИО1 при предоставлении неизвестным лицом недостоверных сведений не только противоречит закону, но нарушает законные интересы граждан, организаций и иных лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, так как исключает равенство участников гражданско-правовых отношений.
Таким образом, по мнению представителя Прокурора, обжалуемое решение налогового органа не отвечает требованиям закона, поскольку при его принятии регистрирующий орган основывался на документах, содержащих недостоверные сведения, в силу чего государственная регистрация ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя является недействительной.
На основании обжалуемого решения и в соответствии с ним налоговый орган осуществил юридические действия, направленные на внесение в ЕГРИП сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Представитель налогового органа, в обоснование своей позиции указывает, что процедура регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя была осуществлена регистрирующим органом в соответствии с требованиями законодательства.
Так, в регистрирующий орган 20.02.2023 вх. № 1443А от ФИО1 (ИНН <***>) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, поступили следующие документы:
Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) по форме № Р21001 (далее - Заявление по форме № Р21001);
документ удостоверяющий личность гражданина РФ серия <...>, выдан 23.08.2012 УМВД России по Тамбовской области в Бондарском районе.
Принадлежащий Башлуевой В.И. квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи создан аккредитованным удостоверяющим центром - АО «КАЛУГА АСТРАЛ». Удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 21.08.2018 № 412. Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи с 17.02.2023 по 17.05.2024.
Учитывая, что имелся положительный результат проверки принадлежности владельцу (ФИО1) квалифицированного сертификата электронной подписи, с помощью которой подписано Заявление по форме № Р21001 и приложенные документы, регистрирующий орган по результатам рассмотрения представленного комплекта документов, установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, 27.02.2023 принял решение о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя и внес в ЕГРИП соответствующую запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
В дальнейшем, после поступления адрес Управления обращения ФИО1, в ходе анализа материалов выяснилось, что пакет документов поступивший 20.02.2023 в электронном виде от ФИО1 предположительно является фальсифицированным.
При этом в копии документа удостоверяющем личность, поступившем в электронном виде и в документе удостоверяющем личность, представленным ФИО1 лично на бумажном носителе, сходятся номер и серия паспорта, дата его выдачи, орган выдавший документ, адрес регистрации места жительства, ФИО гражданина РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств УФНС России по Тамбовской области в УМВД России по Тамбовской области было направлено заявление об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации от 26.05.2023 № 08-08/03264дсп.
По результатам проверки фактов, изложенных в заявлении УМВД России по г. Тамбову возбуждено уголовное дело № 12301680034000 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК РФ, о чем 28.07.2023 вынесено соответствующее постановление.
В последствии, в регистрирующий орган 02.05.2023 вх. № 3529А непосредственно от ФИО1 поступило Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р26001, по итогам рассмотрения которого 03.05.2023 в ЕГРИП внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя за ГРНИП <***>.
При этом, по мнению налогового органа, при установлении отсутствия факта обращения лица в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и представления в регистрирующий орган поддельных документов, признанию недействительным подлежит не решение регистрирующего органа, а запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 27.02.2023 за ОРГНИП <***>.
Оценив представленные в дело материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта
закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона № 129-ФЗ).
Приказом Минфина России от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@ утвержден административный регламент предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств определено, что определено, что таким органом являются налоговые органы.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и
для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Порядок представления документов при государственной регистрации определен положениями статьи 9 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с пп.1, 1.1, 1.2 которой в регистрирующий орган документы могут быть направлены, в том числе, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, при этом, свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ утверждены Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе, форма № Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».
В силу положений статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ.
Указанная Форма № Р60009 утверждена приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-714/794@
Особенности регистрации индивидуальных предпринимателей определены Главой VII.1 Закона № 129-ФЗ.
Установленный статьей 22.1 Закона № 129-ФЗ порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусматривает, что при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в том числе, следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган 20.02.2023 вх. № 1443А от ФИО1 (ИНН <***>) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, поступили следующие документы:
Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) по форме № Р21001 (далее - Заявление по форме № Р21001);
документ удостоверяющий личность гражданина РФ серия <...> выдан 23.08.2012 УМВД России по Тамбовской области в Бондарском районе.
Принадлежащий ФИО1 квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи создан аккредитованным удостоверяющим центром - АО «КАЛУГА АСТРАЛ». Удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 21.08.2018 № 412. Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи с 17.02.2023 по 17.05.2024.
Основания для отказа в государственной регистрации допускается в исчерпывающих случаях, перечень которых установлен статьей 23 Закона № 129-ФЗ, в том числе, в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Регистрирующим органом учитывая, наличие положительного результата проверки принадлежности владельцу (ФИО1) квалифицированного сертификата электронной подписи, с помощью которой подписано Заявление по форме № Р21001 и приложенные документы, по результатам рассмотрения представленного комплекта документов, установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, в установленный срок 27.02.2023 принято решение о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
При имеющихся обстоятельствах, судом констатируется соблюдение регистрирующим органом формальной процедуры осуществления регистрации физического лица, в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем, судом учитывается следующее.
Как следует из материалов дела, 15.05.2023 ФИО1 обратилась в адрес начальника Отделения полиции с.Бондари МОМВД России «Рассказовский» с заявлением о привлечении к ответственности неустановленного лица, которое подало в электронном виде документы для регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из полученного о/у ОУР ОП с.Бондари МОМВД «Рассказовский» объяснения ФИО1 от 15.05.2023, о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя узнала 02.05.2023 от сотрудника отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области.
В ходе проведенной прокуратурой Бондарского района Тамбовской области проверки было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 27.02.2023 по 03.05.2023 с ОГРНИП <***> (регистрационная запись от 27.02.2023).
Запись о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внесена в реестр на основании заявления ФИО1 по форме № Р21001, направленного в адрес УФНС России по Тамбовской области 20.02.2023 посредством сети «Интернет».
К заявлению по форме № Р21001, направленному от имени ФИО1, приложена копия паспорта, данные которого соответствуют действительности, однако на фото запечатлено иное неизвестное лицо, а также подпись в ксерокопии иная; СНИЛС и ИНН.
Из объяснений заявительницы, полученных о/у ОУР ОП с. Бондари МОМВД России «Рассказовский» 15.05.2023, следует, что заявления на портале «Госуслуги» в сети «Интернет» она не оформляла, заявление в УФНС не подавала, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять не планировала.
По результатам проверки материала КУСП № 1036 от 19.06.2023 по заявлению ФИО1 о/у ОУР ОП с.Бондари МО МВД России «Рассказовский» 22.06.2023 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов), отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - за отсутствием состава преступления, которое прокурором Бондарского района 27.06.2023 отменено, материал направлен для проведения дополнительной проверки.
При этом, как следует из материалов дела, налоговый орган 26.05.2023 обратился в адрес УМВД России по Тамбовской области с заявлением, в котором указал на обнаружение обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 327 УК РФ. Как следует из указанного заявления, в Управление 02.05.2023 от ФИО1 поступило на бумажном носителе обращение, в котором она сообщила, что ей от социального пенсионного фонда г.Рассказово стало известно о наличии у нее статуса индивидуального предпринимателя с 27.02.2023.
Однако, в налоговый орган Заявление по форме № Р21001 она не подавала; документы для регистрации ИП не подписывала (в том числе электронной цифровой подписью), не получала сертификат ключа электронной подписи, не поручала никому это сделать от своего имени; свой паспорт третьим лицам не передавала и не теряла. Кроме
того, Башлуева В.И. впервые узнала о существовании адреса электронной почты BASHLUYEVA@MAIL.RU.
Управлением в ходе анализа материалов выяснилось, что пакет документов поступивший 20.02.2023 в электронном виде от ФИО1 предположительно является фальсифицированным, так как визуально документ удостоверяющий личность гражданина РФ, поступивший в электронном виде для проведения регистрационных действий и документ удостоверяющий личность гражданина РФ, предоставленный лично ФИО1 имеет расхождение, а именно:
на странице 2 паспорта отличается личная подпись лица получающего паспорт гражданина РФ;
на странице 2 паспорта представленного 20.02.2023 при регистрации ИП и паспорта представленного при личном обращении 02.05.2023 ФИО1 отличается подпись должностного лица выдавшего документ удостоверяющий личность, а также в обоих представленных документах разные фото;
на странице 5 паспорта отличаются дата регистрации места жительства гражданина РФ и подпись должностного лица заверившего регистрацию, в удостоверяющем документе, поступившем в электронном виде дата регистрации места жительства указана 27.03.2013, а в представленном лично документе на бумажном носителе дата регистрации места жительства указана 14.06.2012.
Кроме того, при имеющихся вышеуказанных различиях, в копии документа удостоверяющем личность, поступившем в электронном виде и в копии документа удостоверяющем личность представленным ФИО1 лично на бумажном носителе сходятся номер и серия паспорта, дата его выдачи, орган выдавший документ, адрес регистрации места жительства, ФИО гражданина РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что регистрация ФИО1 была осуществлена при предоставлении неизвестным лицом недостоверных сведений, при этом ФИО1 не имела намерения вести предпринимательскую деятельность соответствующие документы в регистрирующий орган не подавала.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.96 № 4-П, от 03.02.98 № 5-П, от 28.05.99 № 9-П, от 11.05.05 № 5-П, от 20.02.06 № 1- П, от 05.02.07 № 2-П, от 19.07.11 № 17-П, от 22.04.13 № 8-П и от 27.06.13 № 15-П).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, от 15.07.2014 № 4407/14 и от 15.01.2013 № 11925/12, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть
государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В этой связи, обязательным условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующего главой указанного федерального закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРИП, являющихся федеральным информационным ресурсом, что следует из положений статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона № 129-ФЗ.
Представление на государственную регистрацию подложных документов, не порождающих каких-либо юридических последствий, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ФИО1 регистрирующим органом 27.02.2023 на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 20.02.2023 вх. № 1443А вынесено решение о государственной регистрации № 1443А, 27.02.2023 внесены сведения о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Между тем, материалами дела опровергается факт подписания и подачи ФИО1 в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, более того, представленные доказательства свидетельствуют, что поданное от имени ФИО1 заявление в налоговый (регистрирующий) орган об осуществлении ее государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подписано не ею, а другим лицом.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2012 № 2287-О, положение пункта 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, определяющее пределы соответствующих полномочий регистрирующего органа, не препятствуют защите прав и законных интересов заинтересованных лиц в случае предоставления недостоверных сведений при государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как указывал суд ранее, в силу положений статьи 11 Закона № 129-ФЗ основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Суд считает необходимым отметить, что в качестве основания для признания недействительными решения налогового органа и записей, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей являются не незаконные действия регистрирующего органа, а недостоверность представленных для регистрации документов.
Между тем, в силу разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», само по себе отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
При имеющихся обстоятельствах, учитывая что государственная регистрация ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена с нарушением требований статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ в отсутствие ее заявления об этом, суд приходит к выводу о признании недействительными решения Управления ФНС России по Тамбовской области от 27.02.2023 № 1443А о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя и записи о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
Кроме того, при имеющихся обстоятельствах дела и выводах суда также подлежат признанию недействительными решение Управления ФНС России по Тамбовской области от 03.05.2023 № 3529А о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и записи от 03.05.2023 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать Управление ФНС России по Тамбовской области внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности записи о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя от 27.02.2023 за основным государственным регистрационным номером <***> и записи от 03.05.2023 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными решение Управления ФНС России по Тамбовской области от 27.02.2023 № 1443А о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя и запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***> от 27.02.2023 о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.
Признать недействительными решение Управления ФНС России по Тамбовской области от 03.05.2023 № 3529А о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***> от 03.05.2023 о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязать Управление ФНС России по Тамбовской области внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности
записи о регистрации Башлуевой В.И. в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 323680000006828 от 27.02.2023.
Обязать Управление ФНС России по Тамбовской области внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***> от 03.05.2023.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.
В соответствии со ст.177 АПК РФ копии судебных актов на бумажном носителе направляются по ходатайству лиц, участвующих в деле заказным письмом с уведомлением о вручении или могут быть вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Судья А.В.Чекмарёв