ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-6786/10 от 18.05.2011 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тамбов

18 мая 2011 г  . Дело №А64-6786/2010

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.А. Игнатенко

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Иванковой И.В.,

  рассмотрев в судебном заседании дело №А64-6786/2010 по заявлению

Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кирсановский аграрный техникум»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области

о признании недействительным (в части) предписания

при участии:

от заявителя – ФИО1, директор, приказ №12-01-05/137 от 14.08.09

от ответчика  ФИО2, начальник отдела валютного контроля по доверенности №40 от 20.12.10

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кирсановский аграрный техникум» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Тамбовской области от 1 октября 2010г. №11 недействительным в части требования о возмещении в доход федерального бюджета 119 465 руб.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 17.02.11 №64-05-38/151.

В заседании суда на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 11 по 18 мая 2011г. с вынесением протокольного определения.

Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области в рамках плановой проверки, в том числе целевого использования средств федерального бюджета, провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного учреждения среднего профессионального образования «Кирсановский аграрный техникум» за период с 01.01.2008г. по 31.12.09, о чем составило акт от 15.09.2010.

В ходе проверки установлен ряд нарушений, в том числе факт неправомерного расходования средств федерального бюджета, выделенных по коду КОСГУ 290 «Прочие расходы» в сумме 119 465 руб. (в том числе 500 руб. оплата расходов на приобретение подарочной продукции - канцтоваров, 6110 руб. оплата расходов на приобретение подарочной продукции- фотоальбомов, органайзеров, калькуляторов; 1230 руб. оплата расходов по приобретение цветов; 16 440 руб. оплата расходов на проведение праздника в честь дня работника сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности – DVD плееров; 10 000 руб. оплата расходов на проведение праздника в честь дня работников автомобильного транспорта – наборов подарочной продукции; 17 000 руб. оплата расходов на проведение праздника День учителя – продуктов питания; 300 руб. оплата расходов по приобретению цветов; 1305 руб. оплата расходов по приобретению цветов, адресных папок; 2500 руб. оплата расходов по приобретению подарочной продукции – тортов; 20 000 руб. оплата расходов по приобретению подарка сотруднику – стиральной машинки; 1080 руб. оплата расходов по приобретению цветов; 15 000 руб. оплата расходов по проведению новогоднего вечера – елочных украшений; 23 000 руб. оплата расходов по приобретению конфет, канцтоваров; 3200 руб. оплата расходов по приобретению подарочной продукции – фотоальбома, электрической дрели, набора метчиков и плашек)

Управление, посчитав, что указанные расходы относятся к незаконному использованию средств федерального бюджета, не являющимися нецелевым использованием, направило в адрес Учреждения предписание № 11 от 11.10.2010г. по устранению выявленных нарушений.

Данным предписанием Учреждению предложено произвести возмещение в федеральный бюджет денежных средств в сумме 119 465 руб., за оплату расходов, не связанных с обеспечением функций бюджетного учреждения, не предусмотренных сметой доходов, расходов.

Не согласившись с предписанием №11 от 11.10.10 в указанной части, заявитель обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд руководствовался следующим.

Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Росфиннадзором установлено незаконное использование учреждением денежных средств, в результате отнесения на счет статьи 290 «Прочие расходы» расходов, не связанных с обеспечением функций бюджетного учреждения, не предусмотренных сметой доходов, расходов в сумме 119 465 руб.

Возражая против сделанных Росфинадзором в ходе проверки выводов, Учреждение ссылается на то, что спорные расходы произведены им за счет экономии по статье 290.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.

Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.

При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Судом установлено и следует из представленной в материалы бюджетной сметы на 2009 год, по коду 290 «Прочие расходы», лимиты бюджетных обязательств по коду 290 «Прочие расходы» утверждены в сумме 3 089,10 тыс. руб.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Согласно Приказу Министерства Финансовом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действующего в проверяемый период) на статью 290 Прочие расходы относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг для оказания государственных (муниципальных) услуг, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.

Данные Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ.

Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления разъяснены положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и детализирована классификация операций сектора государственного управления. . Так, в частности, подстатьей 290.5 конкретизированы расходы бюджетных учреждений по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ, связанные с приобретением (изготовление) подарочной и сувенирной, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, продукции К ним относятся: поздравительные открытки и вкладыши к ним; сувенирная продукция; приветственные адреса почетных грамот, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения и тп.; цветы.

С учетом Указаний о порядке применения бюджетной классификации и Методических рекомендаций, положений ст.70 Бюджетного кодекса РФ, расходы по приобретению (изготовлению) сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, относят на ст. 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Факт приобретения Учреждением подарочной продукции подтверждается соответствующими оправдательными документами: товарными чеками, за исключением расходов, связанных с приобретением стиральной машинки на сумму 20 000 руб.

Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что Учреждением обоснованно на статью 290 «Прочие расходы» отнесены расходы на приобретение подарочной продукции в сумме 28 025 руб., связанные с приобретением следующей подарочной продукции: канцтоваров на сумму 500 руб. (товарный чек №26 от 08.09.09), фотоальбомов, органайзеров, калькуляторов на сумму 6110 руб. (товарные чеки №2369 от 21.10.09, №2370 от 22.10.09), цветов на сумму 1230 руб. (чек от 14.09.10); подарочных наборов ко дню работников автомобильного транспорта на сумму 10 000 руб. (товарные чеки №15 от 21.10.09, от 21.10.09, №680 от 21.10.09, №16 от 21.10.09); ; цветов на сумму 300 руб. (чек от 12.11.09); цветов, адресных папок на сумму 1305 руб. (товарные чеки от 12.11.09, 13.11.09, 15.11.09); подарочной продукции – тортов на сумму 2500 руб. (товарный чек от 26.11.09); цветов на сумму 1080 (товарный чек от 08.12.09); конфет и канцтоваров на сумму 1800 руб. (товарный чек от 09.12.09 №2794, закупочный акт №56 от 19.12.09); подарочной продукции – фотоальбома, электрической дрели, набора метчиков и плашек на сумму 3200 руб. (товарные чеки от 22.12.09)

В остальной части хозяйственные операции по покупке товаров на сумму
 91 440 руб. обоснованно не приняты Росфинадзором в расходы по коду 290 на приобретение подарочной продукции.

Суд полагает, что приобретение DVD плееров на сумму 16 440 руб., стиральной машинки на сумму 20 000 руб., продуктов питания на сумму 17 000 руб., елочных украшений, подарков для детей сотрудников на сумму 38 000 руб. не отвечает целям и направлениям, определенным Бюджетным законодательством, и не может осуществляться за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного выше, требования ФГУ СПО «Кирсановский аграрный техникум» подлежат удовлетворению в части признания недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Тамбовской области от 1 октября 2010г. №11 о возмещении 28 025 руб. в доход федерального бюджета.

В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - СУД РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Тамбовской области от 1 октября 2010г. №11 в части требования о возмещении 28 025 руб. в доход федерального бюджета.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006,
 <...>.

Судья В.А. Игнатенко