ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-6786/14 от 30.03.2015 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

двадцать второе мая две тысячи пятнадцатого года                             Дело №А64-6786/2014

Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2015 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Копырюлина А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.,

рассмотрел дело № А64-6786/2014 по заявлению

ОАО «Корпорация «Росхимзащита», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным в части решения от 15.07.2014г. № 17-15/25
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1 - доверенность от 20.01.2015г. № 105;
от ответчика: 25.03.2015г. - ФИО2, доверенность от 13.01.2015г. № 05-23/000104; ФИО3, доверенность от 15.01.2015г. № 05-23/000332; ФИО4, доверенность от 21.01.2015г. № 05-23/000797; 30.03.2015 - ФИО2, доверенность от 13.01.2015г. № 05-23/000104.

У С Т А Н О В И Л:

           ОАО «Корпорация «Росхимзащита» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения  Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову от 15.07.2014г. № 17-15/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:

             п. 1 резолютивной части решения в части доначисления НДС в сумме 79398 руб., в том числе со сроком уплаты 20.04.2011г. - 1902 руб., 20.05.2011г. - 1902 руб., 20.06.2011г.- 1902 руб., 20.07.2011г. - 218 руб., 20.08.2011г. - 218 руб., 20.09.2011г. - 218 руб., 20.10.2011г. - 24346 руб., 20.11.2011г. - 24346 руб., 20.11.2011г. - 24346 руб. (п.п.1 резолютивной части решения); налога на прибыль организаций в сумме 55671 руб., в том числе со сроком уплаты 28.03.2012г.: федеральный бюджет - 5469 руб., бюджет субъекта РФ- 49222 руб., со сроком уплаты 28.03.2013г.: федеральный бюджет - 98 руб., бюджет субъекта РФ - 882 руб. (п.п. 2, 3 п.1 резолютивной части решения);

             п.2 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа: в размере 79242 руб. за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию налогов (п.п.1 п.2 резолютивной части решения); в размере 11331 руб., в том числе в федеральный бюджет - 1134 руб., бюджет субъекта РФ - 10197 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций (п.п.3 п. 2 резолютивной части решения);

             п.3 резолютивной части решения в части начисления пени по НДФЛ в сумме 1740,50 руб., по НДС в размере 3087 руб.; по налогу на прибыль организаций в размере 87 руб.

            п.п. 2 п. 4 резолютивной части решения  в части требования перечислить НДФЛ в сумме 18942 руб. (с учетом уточнений от 09.02.2015г.).

              Представитель заявителя в судебном заседании 25.03.2015г. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, представил пояснения по делу.

              Представители ответчика предъявленные требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

              Судом в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 30.03.2015г. 30.03.2015г. после перерыва судебное заседание продолжено.

              Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, сослался на то, что факт переплаты зафиксирован в акте проверки от 19.04.2012г.

             Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, сослался на то, что переплата по НДФЛ образовалась за счет средств самой организации.

              В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

              Представитель заявителя сослался на то, что поскольку у общества имеется переплата по НДФЛ в размере, превышающем размер доначислений по НДФЛ, привлечение к ответственности неправомерно.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Как следует из материалов дела, 10.01.2006г. Открытое акционерное общество «Корпорация «Росхимзащита» (сокращенное наименование – ОАО «Корпорация «Росхимзащита», ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

В период с 16.09.2013г. по 25.04.2014г. ИФНС России по г. Тамбову проведена выездная налоговая проверка ОАО «Корпорация «Росхимзащита» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания,  перечисления) налогов: налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога за период с 14.12.2011г. по 31.12.2012г., НДФЛ за период с 14.12.2011г. по 13.09.2013г.

По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки налоговым органом принято решение от 15.07.2014г. № 17-15/25, которым:

             ОАО «Корпорация «Росхимзащита» доначислены:

НДС в сумме 79398 руб., в том числе по срокам уплаты:

            20.04.2011г. - 1902 руб., 20.05.2011г. - 1902 руб., 20.06.2011г.- 1902 руб., 

            20.07.2011г. - 218 руб., 20.08.2011г. - 218 руб., 20.09.2011г. - 218 руб.,

            20.10.2011г. - 24346 руб., 20.11.2011г. - 24346 руб., 20.12.2011г. - 24346 руб.;

            налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в сумме 52465 руб., в том числе по срокам уплаты: 28.03.2012г. – 51583 руб., 28.03.2013 – 882 руб.;

            налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 5829 руб., в том числе по срокам уплаты: 28.02.2012г. – 5731 руб., 28.03.2013г. – 98 руб.;

           транспортный налог в сумме 10531 руб.;

           общество привлечено к ответственности, предусмотренной:

           ст. 123 НК РФ за неполное неперечисление (неполное перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 111754 руб.;

           п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм НДС в результате иного неправильного исчисления налога, выразившегося в неправомерном завышении налоговых вычетов за 2,3 кварталы 2011г., в виде штрафа в размере 14739 руб.;

           п. 1 ст. 122 НК РФ за уплату сумм налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы за 2011г., 2012г., выразившегося в неправомерном расходов, связанных с производством и реализацией, в виде штрафа в сумме 11855 руб. (10669 руб. по КБК 18210101012020000110, 1186 по КБК 18210101011010000110);

           п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога за период 2011-2012г. в результате иного неправильного исчисления налога, выразившегося в неисчислении налога по автопогрузчикам в виде штрафа в размере 3276 руб.;

           обществу начислены пени по состоянию на 15.07.2014г. в сумме 8731 руб., в том числе:

           1755 руб. по транспортному налогу;

            96 руб. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ;

            3087 руб. по НДС;

            3793 руб. по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст.ст. 227, 227 и 228 НК РФ;

           ОАО «Корпорация «Росхимзащита» предложено также перечислить сумму удержанного, но неперечисленного НДФЛ в размере 18942 руб.

            Общество обжаловало указанное решение в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Тамбовской области от 05.09.2014г. № 05-11/104 решение ИФНС России по г. Тамбову оставлено без изменения, жалоба общества – без удовлетворения.

           Посчитав решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову от 15.07.2014г. № 17-15/25 недействительным в оспариваемой части, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

           В обоснование заявленных требований ссылается на то, что основным видом деятельности общества является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию изолирующих средств индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания, производство средств индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания изолирующего типа и их реализация. Обществом осуществляется выпуск продукции производственно-технического назначения (специального назначения), в том числе в интересах гособоронзаказа, а также гражданской продукции: товары народного потребления. Также общество осуществляет различные виды работ по освоению новых видов изделий, осуществляет работы по ремонту изделий, по технологическому и конструкторскому сопровождению. Выпускаемая продукция имеет применение в различных сферах деятельности.

           Для выполнения работ и изготовления продукции используются различные производственные станки (фрезерные с ЧПУ, обрабатывающие центры, сверлильные станки, токарные станки прессы и прочее).

           Согласно учетной политике общества начисленная амортизация производственного оборудования не входит в состав прямых расходов, а отнесена к косвенным расходам.

применяется показной метод учета затрат, предполагающий калькулирование расходов не по конкретному виду продукции, а по конкретному заказу (договору с заказчиком), что подразумевает включение в прямые затраты только тех расходов, которые могут быть отнесены на конкретное изделие прямым методом.

           Общество также ссылается на то, что определить время работы того или иного станка, приходящееся на изготовление конкретного изделия, не представляется возможным.

           Если рассматривать материалы и покупные комплектующие изделия, которые непосредственно входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции, их стоимость списывается в себестоимость заказов основного производства в соответствии с утвержденной калькуляцией, рассчитанной планово-экономическим отделом при открытии заказа, и учитываются с учетом применения норм расхода согласно технической документации.

Заработная плата основных производственных рабочих также учитывается на счете 20 «Основное производство» (соответственно в составе прямых расходов для целей налогообложения прибыли) в соответствии с калькуляцией в размере фактических затрат на основании разработочных таблиц, оформляемых на основных производственных рабочих. Соответственно стоимость материалов и комплектующих, заработная плата основных производственных рабочих учтены обществом в качестве прямых расходов при расчете налога на прибыль.

           Кроме того, п.1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 47 предусмотрено, что организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

           Согласно Порядку определения затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200, предусмотрено, что амортизация производственного оборудования и транспортных средств относится к косвенным расходам. Указанный Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, предназначается для применения всеми государственными заказчиками и организациями - исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Общество, являясь производителем    как    продукции    оборонного,    так   и   гражданского    назначения,    в    целях формирования себестоимости производимой продукции в бухгалтерском учете отражает амортизацию производственного оборудования в составе общепроизводственных затрат.

           Обществом применяются и отраслевые методические рекомендации, утвержденные Миннауки РФ от 15.07.1994 № ОР-22-2-46 «Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции» (далее «Методические рекомендации») согласно которых амортизация отнесена амортизация оборудования включена в статью «Накладные расходы» и отнесена к общепроизводственным расходам, т.е. косвенным расходам.

           Согласно учетной политике общество ежемесячно распределяет общепроизводственные расходы между всеми видами продукции пропорционально объему товарного выпуска по специальной и гражданской продукции. Затем общепроизводственные расходы распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, отнесенной на специальную и гражданскую продукцию. В результате многоступенчатого распределения амортизация учитывается в себестоимости продукции. Следовательно, если для отнесения какого-либо вида затрат на себестоимость требуется некая условно избранная база распределения, расход нельзя признать прямым, т.е. он является косвенным.

          Ввиду указанных технологических особенностей суммы начисленной амортизации не могут быть напрямую отнесены к конкретному виду произведенной продукции (выполненных работ), а значит, не могут быть учтены в составе прямых расходов, в связи с чем, общество обоснованно учло в составе косвенных расходов сумму начисленной амортизации.

          Общество также считает, что со стороны ОАО «Корпорация «Росхимзащита» обязанность по перечисления НДФЛ выполнена в полном объеме в связи с наличием переплаты, факт наличия которой установлен актом выездной налоговой проверки от 19.04.2012 №17-25/22.

           Актами совместной проверки расчетов по налогам, сборам пеням и штрафам №43228 (за период с 01.01.2011 по 31.12.2011), № 48566 (за период с 01.01.2012 по 31.12.2012), №52653  (за период с 01.01.2013  по 31.12.2013) наличие  недоимки по  НДФЛ за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 не выявлено.

           За период с 13.12.2011 по настоящее время ни уведомления о наличии переплаты и ни уведомления о том, что имеющаяся переплата не будет зачтена в счет уплаты текущих налогов, и о необходимости возврата переплаты по налогу на расчетный счет предприятия от налогового органа не поступало. В связи с чем, Общество не имело возможности своевременно произвести возврат излишне уплаченного налога.

           То обстоятельство, что Общество заблаговременно перечисляло в бюджет НДФЛ, не может быть расценено как нарушение обязанностей налогового агента по перечислению НДФЛ и не свидетельствует о наличии у Общества недоимки по этому налогу.

           По эпизоду, связанному с доначислением НДС, общество ссылается на то, что нормы НК РФ и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не предусматривают обязанности налогоплательщика предъявлять НДС к вычету в том налоговом периоде, в котором были получены счета-фактуры. НК РФ не связывает право налогоплательщика на налоговый вычет в определенном периоде с фактом получения счета-фактуры именно в этом периоде и вообще с датой получения счета-фактуры. Таким образом, позднее получение счетов-фактур не лишает налогоплательщика права заявить налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде путем представления на основании ст. 81 НК РФ уточненных деклараций по НДС за периоды, когда счета-фактуры были выставлены.

            Налоговый орган считает оспариваемое решение законным и обоснованным по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

По налогу на прибыль организаций.

            Выездной налоговой проверкой установлено, что в нарушение п.1 ст. 252, ст. 318, 319 НК РФ Обществом за проверяемый период завышены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, в результате неправомерного завышения косвенных расходов, за счет включения в их состав прямых расходов в виде амортизации основных средств, относящихся на остатки незавершенного производства, на общую сумму 278 355 руб., в том числе за 2011 год - 273 455руб., за 2012 год - 4 900 руб. 

            Из анализа представленных к проверке документов установлено, что основные средства Общества приняты к бухгалтерскому учету на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.

            По данным бухгалтерского учета Общества сумма амортизации основных средств, используемых в хозяйственной деятельности, составила за 2011 год - 9 610 697 руб. в корреспонденции со счетами учета затрат:

            25.1. «Общепроизводственные расходы научных подразделений» - 1 499 759 руб.,

            25.2. «Общепроизводственные расходы опытного производства» - 6 706 036 руб.,

            26 «Общехозяйственные расходы» - 1 336 208 руб.,

            29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - 33 232 руб.,

            91.10 «Прочие внереализационные доходы для целей налогообложения» - 35462 руб., что подтверждается главной книгой за 2011 год.

Для   целей   налогообложения  по  налогу   на  прибыль   организаций   к  косвенным расходам за 2011 год отнесена сумма амортизации  9 577 465 руб. (9 610 697 - 33 232), что следует из налоговых регистров по формированию расходов, уменьшающих сумму дохода от реализации за 2011 год.

По данным проверки и представленным карточкам учета затрат на выполнение договоров (заказов) стоимость незавершенного производства (счет 20) по состоянию на 01.01.2012г. составила 22701317 руб. (в том числе: прямые расходы (материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, контрагенты) - 13318212 руб., косвенные расходы (затраты, сформированные на счетах 25.1, 25.2.,26 и прочие) -9383105 руб.).

Проверкой произведен расчет сумм амортизации производственного оборудования за 2011 год, учитываемых на счете 20 «Основное производство» в составе косвенных расходов и отнесенных на остатки незавершенного производства (счета 25.1, 25.2). Расчет произведен по каждому договору (заказу) в соответствии с применяемым Обществом механизмом распределения косвенных расходов - пропорционально основной заработной плате работников, непосредственно занятых производством продукции, работ, услуг заработной плате, используя при этом данные бухгалтерского учета: ежемесячные бухгалтерские справки распределения амортизации основных средств, ведомости бухгалтерского учета распределения расходов, учитываемых на счетах 25.1,25.2,26, на договоры (заказы), карточки учета затрат по договорам (заказам), главную книгу за 2011 год.

В результате произведенного расчета установлено, что на остатках незавершенного производства по состоянию на 01.01.2012г. сумма амортизации производственного оборудования составила - 273 455 руб.

По данным бухгалтерского учета Общества сумма амортизации основных средств, используемых в хозяйственной деятельности, составила за 2012 год - 11 257 689 руб. в корреспонденции со счетами учета затрат:

25.1.    «Общепроизводственные расходы научных подразделений» - 1 605 654 руб.,

25.2.    «Общепроизводственные расходы опытного производства» - 7 953 441 руб.,

26 «Общехозяйственные расходы» - 1 609 872 руб.,

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - 33 232 руб.,

91.10 «Прочие внереализационные доходы для целей налогообложения» - 55 490 рублей, что подтверждается главной книгой за 2012 год.

Для   целей  налогообложения  по  налогу  на  прибыль  организаций  к  косвенным расходам за 2012 год отнесена сумма амортизации 11 224 457 руб. (11 257 689 - 33 232). что следует из налоговых регистров по формированию расходов, уменьшающих сумму дохода от реализации за 2012 год.

По данным проверки и представленным карточкам учета затрат на выполнение договоров (заказов) стоимость незавершенного производства (счет 20) по состоянию па 01.01.2013г. составила 31 589 108 руб. (в том числе: прямые расходы (материалы, заработная плата, отчисления: на социальные нужды, контрагенты) - 21 932 621 руб., косвенные расходы (затраты, сформированные на счетах 25.1, 25.2.,26 и прочие) -9 656 487 руб.

Проверкой произведен расчет сумм амортизации производственного оборудования за 2012 год, учитываемых на счете 20 «Основное производство» в составе косвенных расходов и отнесенных на остатки незавершенного производства. Расчет произведен по каждому договору (заказу) в соответствии с применяемым Обществом механизмом распределения косвенных расходов - пропорционально основной заработной плате работников, непосредственно занятых производством продукции, работ, услуг заработной плате, используя при этом данные бухгалтерского учета: ежемесячные бухгалтерские справки распределения амортизации, ведомости бухгалтерского учета распределения расходов, учитываемых на счетах 25.1,25.2,26, на договоры (заказы), карточки учета затрат по договорам (заказам), главную книгу за 2012 год.

В результате произведенного расчета установлено, что на остатках незавершенного производства сумма амортизации производственного оборудования составила - 278 355 руб.

На основании вышеизложенного проверкой установлено, что в нарушение п.1 ст. 247, п.1 ст. 274 НК РФ Обществом занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций по оспариваемому эпизоду за 2011г. в сумме 273455 руб., за 2012г. в сумме 4900 руб.

В результате чего налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение п.1, 2 ст. 286 НК РФ обществом занижен налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в бюджет:   

за 2011г. в сумме 57314 руб., в том числе по оспариваемому эпизоду в сумме 54691 руб. (273455 руб.*20%), в том числе по сроку уплаты 28.03.2012г. в федеральный бюджет– 5469 руб. (273455 руб.*2%), в областной бюджет – 49222 руб. (273455 руб.*18%);

за 2012г. в сумме 908 руб. (4900 руб.*20%), в том числе по сроку уплаты 28.03.2013г. в федеральный бюджет – 98 руб. (4900 руб.*2%), в областной бюджет – 882 руб. (4900 руб.*18%). 

НДС.

По результатам проведения выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ Обществом неправомерно отнесено к налоговым вычетам суммы НДС за услуги, принятым к учету, и полученным счетам-фактурам от поставщиков (исполнителей) в других налоговых периодах - 79 417 руб., в том числе: за 1 квартал 2011г. в сумме 5 706 руб., за 2 квартал 2011 года в сумме 654 руб., за 3 квартал 2011г. – 73038 руб.

В ходе проверки установлено, что Обществом за 1 квартал 2011г. неправомерно предъявлены к налоговым вычетам суммы НДС - 5706 руб.(1737+2610+1359) по счетам-фактурам:

- от 22.03.2011 г. № 03-0000956 на общую сумму 11 387 руб. (в том числе НДС - 1 737 руб.),   полученному   от   ФГУ   «Менделеевский   центр   стандартизации,   метрологии   и сертификации» за оказанные услуги по поверке прибора. Вышеуказанный счет-фактура занесен в книгу покупок за 1 квартал 2011г. согласно дополнительному листу № 1 за № 5: дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав - 25.05.2011г. Налог предъявлен Обществом к вычету из бюджета и отражен в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011г.

Указанный счет-фактура содержит отметку о дате фактического поступления в виде штампа, содержащего номер и дату входящей корреспонденции: от 04.05.2011г. № 371/1, отличной от даты, указанной на счете-фактуре. При этом и в бухгалтерском учете Общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в мае 2011 года, т.е. во 2 квартале 2011 года, что подтверждается журналом-ордером счета 60.1 но субконто 60.1.3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за принятые выполненные работы и потребляемые услуги» за май 2011 года (за № 32);

- от 11.03.2011г. № 1631 на общую сумму 17 110 руб. (в том числе НДС - 2 610 руб.), полученному  от  ФГУП   «Всероссийский  научно-исследовательский  институт  оптико-физических измерений» за оказанные услуги по поверке прибора. Вышеуказанный счет-фактура занесен в книгу покупок за 1 квартал 2011г. согласно дополнительному листу № 1за № 6: дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав - 25.05.2011г. Налог предъявлен Обществом к вычету из бюджета и отражен в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011г.

Указанный счет-фактура содержит отметку о дате фактического поступления в виде штампа, содержащего номер и дату входящей корреспонденции: от 31.05.2011г. № 444/1. отличной от даты, указанной на счете-фактуре, при этом и в бухгалтерском учете Общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в мае 2011 года, т.е. во 2 квартале 2011 года, что подтверждается журналом-ордером счета 60.1 по субконто 60.1.3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за принятые выполненные работы и потребляемые услуги» за май 2011 года (за № 39);

- от 09.03.2011г. № 67 на общую сумму 8 909 руб. (в том числе НДС - 1 359 руб.), полученному от ООО «Интеллект брокер» за оказанные услуги. Вышеуказанный счет- фактура занесен в книгу покупок за 1 квартал 2011г. согласно дополнительному листу № 2 за № 1: дата принятия па учет товаров (работ, услуг), имущественных прав - 28.09.2011г. Налог предъявлен Обществом к вычету из бюджета и отражен в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011г.

Указанный счет-фактура содержит отметку о дате фактического поступления в виде штампа, содержащего номер и дату входящей корреспонденции: от 27.09.2011г. № 856/1, отличной от даты, указанной па счете-фактуре. При этом и в бухгалтерском учете Общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в сентябре 2011 года, т.е. в 3 квартале 2011 года, что подтверждается журналом-ордером счета 60.1 по субконто 60.1.3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за принятые выполненные работы и потребляемые услуги» за сентябрь 2011 года (за № 19).

Налоговый орган также посчитал, что за период 2 квартал 2011г. Обществом неправомерно предъявлены к налоговым вычетам суммы НДС - 654 руб. по счету-фактуре от 30.06.2011г. № 0000010000000645/06900010332, на общую сумму 4287,08 руб. (в том числе НДС - 654 руб.), полученному от ОАО «Российские железные дороги»   за   оказанные   услуги   железнодорожного   транспорта.   Вышеуказанный   счет-фактура занесен в книгу покупок за 2 квартал 2011г. согласно дополнительному листу № 1 за № 9: дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав - 30.07.2011г. Налог предъявлен Обществом к вычету из бюджета и отражен в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011г.

Указанный счет-фактура содержит отметку о дате фактического поступления в виде штампа, содержащего номер и дату входящей корреспонденции: от 25.07.2011г. № 622/1, отличной от даты, указанной на счете-фактуре. При этом и в бухгалтерском учете Общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в июле 2011 года, т.е. в 3 квартале 2011 года, что подтверждается журналом-ордером счета 60.1 по субконто 60.1.3 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за принятые выполненные работы и потребляемые услуги» за июль 2011 года (за № 12).

За период 3 квартал 2011г. Обществом неправомерно предъявлена к налоговым вычетам сумма НДС - 73 038руб. по счету-фактуре от 30.09.2011г. № 00000083 на общую сумму 478 803руб. (в том числе НДС - 73 038 руб.), полученному от ООО «Тамбовстальконструкция» за оказанные услуги по техническому перевооружению производственного участка. Вышеуказанный счет-фактура занесен в книгу покупок за 3 квартал 2011г. согласно дополнительному листу № 1 за № 2: дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав - 31.10.2011г. Налог предъявлен Обществом к вычету из бюджета и отражен в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011г.

Указанный счет-фактура содержит отметку о дате фактического поступления в виде штампа, содержащего номер и дату входящей корреспонденции: от 25.10.2011г. № 961/1, отличной от даты, указанной на счете-фактуре. При этом и в бухгалтерском учете Общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в октябре 2011 года, т.е. в 4 квартале 2011 года, что подтверждается журналом-ордером счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками за принятые выполненные работы и потребляемые услуги» за октябрь 2011 года (за № 5).

На основании вышеизложенного налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ Общество неправомерно относило к налоговым вычетам суммы НДС за услуги, принятые к учету, и полученным счетам-фактурам от поставщиков (исполнителей) в других налоговых периодах - 79 398 руб., в том числе: за 1 квартал 2011г. в сумме 5 706 руб., за 2 квартал 2011 года в сумме 654 руб., за 3 квартал 2011г. - 73 038 руб.

В результате чего проверкой доначислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет: за 1 квартал 2011 г. - 5 706 руб., в том числе: по сроку уплаты: 20.04.2011 г. - 1902 руб., 20.05.2011г.- 1902 руб., 20.06.2011г.-1902 руб.; за 2 квартал 2011г. - 654 руб. в том числе: по сроку уплаты: 20,07.2011г. -218 руб., 20.08.2011г.-218 руб., 20.09.2011г.-218 руб.; за 3 квартал 2011г. - 73 038 руб. по сроку уплаты: 20.10.2011г. - 24 346 руб., 20.11.2011г.-24 346 руб., 20.12.2011г. -24 346 рублей.

НДФЛ.

В ходе проведения проверки установлено неправомерное   неперечисление   налога   на доходы физических лиц  за период с 14.12.2011г. по 13.09.2013г. на сумму 18 942 руб.

Налоговый орган установил, что срок выплаты заработной платы, согласно Коллективного договора, утвержденного генеральным директором Общества, установлен 4 числа месяца, следующего за   расчетным.

Оплата труда и другие выплаты физическим лицам производилась в денежной форме путем выплаты заработной платы через пластиковые карты и из кассы Общества.

По ОАО «Корпорация «Росхимзащита» по налогу на доходы физических лип с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ (13%), п.2 ст.224 НК РФ (35%):

- сумма   неперечисленного   (не   полностью   перечисленного)   налога   составляет   по состоянию на 14.12.2011г. - 0 руб.;

- сумма исчисленного и удержанного налога за период с 14.12.2011г. по 13.09.2013г. - 42 423 297 руб.;

- сумма перечисленного налога за период с 14.12.2011г. по 13.09.2013г. - 42 344 355 руб.;

- сальдо исчисленного и удержанного налога по состоянию на 13.09.2013г. кредитовое в сумме 78 942 рублей.

По состоянию на 13.09.2013г. Обществом, в нарушение подп.1 п.3 ст.24, п.6 ст.226 НК РФ допущено неправомерное, неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, подлежащего перечислению в 2011-2013 гг. в сумме 78 942 руб.

В результате чего, по мнению налогового органа, налоговым агентом в нарушение п.4 ст.24, п.6 ст.226 НК РФ допущено налоговое правонарушение: неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению Обществом.

Довод Общества о перерасчете задолженности по НДФЛ в связи с наличием у ОАО «Корпорация «Росхимзащита» переплаты по НДФЛ по состоянию на 13.12.2011г. в сумме 19844 руб., не принят налоговым органом по следующим основаниям.

Согласно пп.1 п.3 ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. В п.9 ст.226 НК РФ установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Если организация правильно исчисляет и удерживает суммы НДФЛ с работников, но при этом уплачивает большую сумму, переплата в такой ситуации образуется за счет собственных средств организации. Таким образом, излишне перечисленная в бюджет РФ сумма в данном случае не является налогом, поскольку из доходов физических лиц она не удерживалась. Соответственно, у организации нет права на зачет переплаты по НДФЛ в соответствии с НК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части, при этом суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 247 НК РФ прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Аналогичные положения содержит и пункт 1 статьи 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами, уменьшающими полученные доходы, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В силу данной нормы под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п.2 ст. 252 НК РФ в зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (пункт 4 ст. 252 НК РФ).

Статьей 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

Статьей 256 НК РФ к амортизируемому имуществу в целях гл. 25 НК РФ относено имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

В соответствии с пп. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций налогоплательщики вправе применять линейный или нелинейный методы начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 названной статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

При этом при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации, а также при применении линейного метода начисления амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества в соответствии с пунктом 3 ст.259 НК РФ применяется порядок начисления амортизации, установленный ст. 259.1 НК РФ, заключающийся в том, что сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Начисление амортизации начинается с даты ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Положениями ст.272 НК РФ установлено, что для организаций, использующих метод начисления, при котором расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318 - 320 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Пунктом 3 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст.ст. 259, 259.1, 259.2 и 322 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, подразделяет осуществленные ими в течение отчетного (налогового) периода расходы на производство и реализацию на прямые и косвенные.

Из содержания указанной нормы следует, что к прямым расходам, связанным с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), могут быть отнесены такие расходы, как:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Из пункта 2 ст. 318 НК РФ следует, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ, нормы которой обязывает налогоплательщика осуществлять распределение прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) в порядке, установленном его учетной политикой для целей налогообложения.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения должен определить механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

При этом из абзаца 10 ст. 318 НК РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Следовательно, установленный в пункте 1 ст. 318 НК РФ перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым расходам, является примерным, а критерием отнесения расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) к прямым или косвенным, является прямое указание на это в учетной политике налогоплательщика.

Согласно пунктов 4, 6 Учетной политики ОАО «Корпорация «Росхимзащита», утвержденной приказом генерального директора № 2 от 10.01.2006 (с учетом изменений и дополнений), расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам на производство продукции относятся:

- материальные затраты, в том числе спецоборудование по НИОКР;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- контрагенты по НИОКР.

Все остальные расходы являются косвенными.

Таким образом, начисленная амортизация производственного оборудования, согласно Учетной политике общества не входит в состав прямых расходов.

Проверкой установлено, что основными видами деятельности Общества за проверяемый период являлись: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, производство средств индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания изолирующего тана, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию изолирующих, средств индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания, производство прочих химических продуктов.

Обществом представлено обоснование применяемого им порядка распределения расходов на прямые и косвенные, которое составлено исходя из производственной специфики предприятия с учетом экономико-технических характеристик производства (л.д. 91-93 т. 8).

Заявитель по доводу о невозможности отнесения суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг к прямым расходам пояснил, что оборудование, на котором производится продукция, является универсальным и задействовано в изготовлении продукции оборонного так гражданского назначения, а также выполнении опытно-конструкторских работ.

Производство ОАО «Корпорация «Росхимзащита» является наукоемким, трудоемким и технологически сложным, каждое изделие может проходить много стадий технологического процесса - от разработки и проектирования до изготовления комплектующих и сборки, соответственно, продукция в ходе изготовления проходит через различные производственные подразделения Общества, производимая продукция разнообразна (номенклатура выпускаемой продукции составляет более 25 позиций, что подтверждается приказами об открытии заказов от 10.01.2012 №1, от 31.01.2011 №31), средняя длительность производственного цикла составляет от 1 до 12 месяцев, применяется позаказный метод учета затрат, предполагающий калькулирование расходов не просто по конкретному виду продукции, но и по конкретному заказу (договору с заказчиком) (п. 10 Учетной политики), что подразумевает включение в прямые затраты только тех расходов, которые могут быть отнесены на конкретное изделие прямым методом.

При этом все применяемое производственное оборудование (токарные станки, фрезерные станки, сверлильные станки, прессы и т.д., всего более 300 шт.) не является уникальным и применяется одновременно при изготовлении широкой номенклатуры изделий (при выполнении различных заказов). Определить время работы того или иного станка, приходящееся на изготовление конкретного изделия, не представляется возможным. Один и тот же станок в течение месяца может быть использован, например, для изготовления 15 наименований изделий. Кроме того, номенклатура и количество выпускаемой продукции ежемесячно изменяется.

Указанные обстоятельства приводят к невозможности отнесения амортизационных отчислений на конкретный вид продукции.

Налогоплательщик является производителем продукции по государственному оборонному заказу и обязан формировать цену в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, а именно:

Общество    включено    в    перечень    стратегических    предприятий    и    организаций (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р), в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и является производителем продукции военного назначения (48 % выпускаемой продукции осуществляется под контролем военного представительства Министерства обороны РФ).

П. 1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, установлено, что организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

Согласно Порядку определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200, амортизация основных средств, включая производственное оборудование, относится на накладные (косвенные) статьи: на статью «Общепроизводственные затраты», в части производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов и на статью «Общехозяйственные затраты», в части зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения.

Факт выполнения ОАО «Корпорация «Росхимзащита» государственного оборонного заказа подтверждается заключенными контрактами (договорами), в которых прямо указана обязанность выполнения требований Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №47, в том числе: государственный контрактами 01731000812000706-0087535-02 дата заключения 30.10.2012 (п. 3.2.5. гос. контракта), 01731000812000709-0087535-02 дата заключения 30.10.2012 (п. 3.2.5. гос. контракта), 01731000812000131-0087535-01 дата заключения 30.03.2012 (п. 3.1.4. гос. контракта), 01731000813000997-0087535-02 дата заключения 11.11.2013 (п. 3.2.5. гос. контракта), контракт №1511/2011 от 28.02.2011 (абз. 11 п. 3.3. контракта), №1512/2011 от 28.02.2011 (абз. 11 п. 3.3. контракта), договор от 22.06.2011 №272/11 (п. 1.А.4.5. протокола разногласий), государственный контракт №Н/3/7/129ф-11ДГОЗ от 15.10.2011 (абз. 11 п. 3.3. контракта), контракт №279-И/11 от 14.06.2011 (абз. 11 п. 3.3. контракта), договор №15ГН-11 от 07.02.2011 (п. 3.2.6 договора), договор №271-К/11 от 30.03.2011 (п. 2.4.5 протокола разногласий).

Выпускаемая Обществом продукция относится к научно-технической для которой порядок   формирования   затрат   установлен   соответствующими   Методическими рекомендациями.

Порядок определения состава затрат установлен Методическими рекомендациями Миннауки РФ от 15.07.1994 № ОР-22-2-46 «Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции» (далее «Методические рекомендации»), который Общество закрепило в п. 13 Учетной политики для целей бухгалтерского учета и п.4 Учетной политики для целей налогового учета.

Согласно п. 9 Методических рекомендаций в зависимости от способов включения в стоимость научно-технической продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с выполнением конкретных договоров (заказов): затраты на материалы, спецоборудование; на оплату труда научных работников, специалистов и других работников; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, в т.ч. находящимися на самостоятельном балансе опытными (экспериментальными) предприятиями, и другие затраты, связанные с выполнением конкретных договоров (заказов).

К косвенным относятся затраты, связанные с выполнением нескольких договоров (заказов), управлением и организацией научно-технических работ (расходами на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также расходы в экспериментальных и опытных производствах, не состоящих на самостоятельном балансе, которые прямо отнести на конкретный договор (заказ) не представляется возможным.

В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций, амортизация оборудования включена в статью «Накладные расходы» и отнесена к общепроизводственным расходам.

Письмом Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» указанные Методические рекомендации, рекомендованы к применению, с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета.

Таким образом, приказом об учетной политике ОАО «Корпорация «Росхимзащита», утвержденной приказом генерального директора № 2 от 10.01.2006 (с учетом изменений и дополнений), определен перечень расходов, относящихся к прямым; амортизация по основным средствам в указанный перечень не включена, поскольку общество учитывает специфику деятельности предприятия, установленный позаказный учет затрат на производство.

На основании изложенного, используемый обществом в 2011-2012 гг. порядок расчета косвенных расходов соответствует требованиям гл. 25 НК РФ с учетом производственного процесса предприятия, вывод налогового органа о занижении налога на прибыль организаций в сумме 55671 руб. является необоснованным, доначисление налога в указанной сумме, привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за уплату сумм налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы за 2011г., 2012г., начисление пени по указанному эпизоду – неправомерным.

НДС.

Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно абз.2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, к периоду, в котором следует заявить вычет по НДС, налоговое законодательство предъявляет следующие требования - после принятия покупки на учет и при наличии счета-фактуры.

Проверкой установлено и не оспаривается заявителем, что принятие на учет оказанных услуг по спорным счетам-фактурам произведено налогоплательщиком после их получения в последующих налоговых периодах:

во 2 квартале 2011г.  по счетам-фактурам от 11.03.2011г. № 1631, от 22.03.2011г. № 03-0000956, от 09.03.2011г. № 67;

в 3 квартале 2011г. по счету-фактуре от 30.06.2011г. № 0000010000000645/06900010332;

в 4 квартале 2011г. по счету-фактуре от 30.09.2011г. № 00000083.

В бухгалтерском учете общества стоимость оказанных услуг, включая НДС, отражена (оприходована) в периоде фактического получения счета-фактуры.

На основании изложенного, суд считает обоснованным довод налогового органа о том, что вычет по НДС общество было вправе заявить после получения спорных счетов-фактур и принятия на учет оказанных услуг, то есть во 2 квартале 2011г. по счетам-фактурам от 11.03.2011г. № 1631, от 22.03.2011г. № 03-0000956, от 09.03.2011г. № 67, в 3 квартале 2011г. по счету-фактуре от 30.06.2011г. № 0000010000000645/06900010332 и в 4 квартале 2011г. по счету-фактуре от 30.09.2011г. № 00000083, в связи с чем НДС, пени по НДС начислены обществу правомерно.

НДФЛ.

В соответствии с положениями ст.226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии с иными статьями Налогового кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Согласно требованиям ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Следовательно, исходя из специфики исчисления и уплаты налоговыми агентами налога на доходы физических лиц, в бюджет в качестве налога может быть перечислен, только удержанный налог.

По состоянию на 1 апреля года следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый агент, исполнив публичную обязанность по представлению сведений в налоговый орган должен обладать сведениями о совокупной сумме исчисленного, удержанного и перечисленного подоходного налога по всем выплаченным доходам физическим лицам.

Излишне перечисленные суммы не могут рассматриваться в качестве налога на доходы физических лиц, поскольку в пункте 9 ст.226 НК РФ содержится прямой запрет - уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

На основании изложенного, налоговый орган правомерно предложил обществу перечислить суммы удержанного, но не перечисленного НДФЛ, а также начислил пени, привлек к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.  

С учетом вышеизложенного, решение налогового органа от 15.07.2014г. № 17-15/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 25623101 руб.; доначисления п. 1 резолютивной части решения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 55671 руб., в том числе со сроком уплаты 28.03.2012г.: федеральный бюджет - 5469 руб., бюджет субъекта РФ- 49222 руб., со сроком уплаты 28.03.2013г.: федеральный бюджет - 98 руб., бюджет субъекта РФ - 882 руб.; п.2 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 11331 руб., в том числе в федеральный бюджет - 1134 руб., бюджет субъекта РФ - 10197 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций, п. 3 резолютивной части решения в части начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 87 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб., понесенные ОАО «Корпорация «Росхимзащита», подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову от 15.07.2014г. № 17-15/25 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: п. 1 резолютивной части решения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 55671 руб., в том числе со сроком уплаты 28.03.2012г.: федеральный бюджет - 5469 руб., бюджет субъекта РФ- 49222 руб., со сроком уплаты 28.03.2013г.: федеральный бюджет - 98 руб., бюджет субъекта РФ - 882 руб.; п.2 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафав размере 11331 руб., в том числе в федеральный бюджет - 1134 руб., бюджет субъекта РФ - 10197 руб. за неполную уплату налога на прибыль организаций; п. 3 резолютивной части решения в части начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 87 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Корпорация «Росхимзащита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2000 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья                                                                                                       А.Н. Копырюлин