392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов
05 мая 2015 года Дело № А64-7302/2014
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2015 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Копырюлина А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Громовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании
дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Индивидуального предпринимателя ФИО2, пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Индивидуального предпринимателя ФИО3, с. Покрово-Пригородное (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Индивидуального предпринимателя ФИО4, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Тамбова, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов
при участии в судебном заседании – 18.03.2015г., до перерыва
от заявителя: от ИП ФИО1 – ФИО5, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА0620795;
от ИП ФИО2 – ФИО5, представитель по доверенности от 05.08.2014 №68АА0499585;
от ИП ФИО3 – ФИО5, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА062071;
от ИП ФИО4- ФИО5, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА0620793;
от ответчика: не явился, извещен
- 25.03.2015г., после перерыва
от заявителя: от ИП ФИО1 – ФИО5, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА0620795;
от ИП ФИО2 – ФИО2 (паспорт); ФИО5, представитель по доверенности от 05.08.2014 №68АА0499585;
от ИП ФИО3 – ФИО5, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА062071;
от ИП ФИО4- ФИО6, представитель по доверенности от 28.11.2014 №68АА0620793;
от ответчика: ФИО7, доверенность от 13.01.2015г. №2-40-9/15
У С Т А Н О В И Л :
Индивидуальные предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (далее – заявители, предприниматели) обратились в арбитражный суд с заявлением к администрации города Тамбова, в котором просят:
признать недействительным постановление администрации города Тамбова №10304 от 27.11.2014г. «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161»;
обязать администрацию города Тамбова принять решение о подготовке проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участка с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенном в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова (требования с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) от 25.03.2015г.).
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица (администрации города Тамбова) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
18.03.2015г. в судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв до 25.03.2015г., после перерыва судебное заседание продолжено.
После перерыва представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений требований.
Представитель заинтересованного лица (администрации города Тамбова) требования заявления, уточненные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.08.2011г. №5760 предпринимателям ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 под реконструкцию торгового павильона – объекта некапитального строительства в районе ул.Советской, 161 г.Тамбова; заключен договор аренды земельного участка от 15.08.2011г. №368 сроком по 10.07.2012г. (из текста постановления, л.д. 52).
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.04.2012г. №2702 предпринимателям ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев дополнительный земельный участок, площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:108 под реконструкцию торгового павильон – объекта некапитального строительства в районе ул.Советской, 161 г.Тамбова; заключен договор аренды земельного участка от 12.04.2012г. №155 сроком по 10.03.2013г. (из текста постановления, л.д. 52 и л.д. 18).
Постановлением администрации г.Тамбова от 10.09.2012г. №7247 расторгнут договор аренды земельного участка от 12.04.2012г. №155, а также уточнено местоположение и вид разрешенного использования земельных участков площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 и площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73: постановлено считать их расположенными по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 под торговым павильоном «Цветы» - объектом некапитального строительства (вид разрешенного использования - (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 в аренду сроком по 01.01.2015г. (л.д. 52-54).
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13.05.2013г., вступившим в законную силу 14.06.2013г. (л.д. 55-56) за ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 признано право собственности (за каждым по ¼ доли в праве общей долевой собственности) на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161.
Заявители – предприниматели ФИО1, ФИО3, ФИО4 зарегистрировали право общей долевой собственности (по ¼ доли каждый) в Управлении Росреестра по Тамбовской области, документы-основания для государственной регистрации права – решение Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013г. (свидетельства о государственной регистрации права собственности л.д. 23-25, выписка из ЕГРП, л.д. 47).
29.08.2013г. ФИО8, ранее также зарегистрировав право общей долевой собственности на свое имя на основании решения Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013г., подарила принадлежащую ей ¼ долю в праве общей долевой собственности на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, ФИО2, о чем в ЕГРП 16.09.2013г. сделана запись регистрации за №68-68-01/021/2013-833 (свидетельство о государственной регистрации права собственности, повторное, л.д. 26; выписка из ЕГРП, л.д. 47).
Заявитель ФИО2, согласно сведений из ЕГРИП, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.02.2014г.
Постановлением администрации г.Тамбова №11121 от 18.12.2014г. (л.д. 114) предпринимателям ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под зданием: кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., а также уточнен вид разрешенного использования данных земельных участков – постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
16.01.2015г. на основании постановления администрации г.Тамбова №11121 от 18.12.2014г. между предпринимателями-заявителями и Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова заключен договор аренды земельного участка в г.Тамбове с множественностью лиц на стороне арендатора №14 (л.д. 89-93) сроком на 11 месяцев с 19.12.2014г. по 19.11.2015г.
06.08.2014г. предприниматели ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 обратились с заявлением к заместителю главы администрации г.Тамбова – председателю комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа – город Тамбов ФИО9, в котором просили внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов, в части изменения территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова. Заявление мотивировано нахождением земельных участков, на которых расположено здание, в двух территориальных зонах (л.д. 94).
Письмом от 05.11.2014г. б/н (л.д. 14), а затем – постановлением№10304 от 27.11.2014г. «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161» (л.д. 41) администрацией города Тамбова предложение предпринимателей отклонено.
Основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования – под установку торгового павильона «Цветы». Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Заявители указывают, что отклонение администрацией города Тамбова их предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов, противоречит требованиям ст. 30 ГрК РФ, ст. 5 Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов, в связи с чем обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Администрация г.Тамбова в отзыве на заявление (л.д. 100), представитель администрации г.Тамбова в судебном заседании считают требования заявителя необоснованными по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении №10304 от 27.11.2014г.; также указывают, что в соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названной статьей, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, а также другими способами, предусмотренными законом.
На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 32 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона, действовавшей до 14.11.2014г.) Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.
По смыслу ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;
4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Как следует из содержания ст.34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлены виды и состав территориальных зон.
Так, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Тамбовской городской Думы от 29 октября 2008 г. № 755 (с последующими изменениями) утверждено Положение «О составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов»
В соответствии с п.1 данного Положения в состав комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов (далее - комиссия) включаются:
1) представители Тамбовской городской Думы;
2) заместитель главы администрации города Тамбова;
3) специалисты органов администрации города Тамбова в области архитектуры, градостроительства, землеустройства, имущественных отношений;
4) специалисты, осуществляющие техническую инвентаризацию и учёт объектов недвижимости в городе Тамбове;
5) представители населения территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта правил;
6) представители заинтересованных физических и юридических лиц, являющихся правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства.
Делегирование в комиссию представителей Тамбовской городской Думы осуществляется по решению Тамбовской городской Думы (далее - городская Дума).
В состав комиссии могут быть включены представители государственных и муниципальных органов контроля, профессиональных и общественных организаций, специалисты проектных организаций, осуществлявших разработку проектов генерального плана города Тамбова, внесения в него изменений.
Персональный и количественный состав комиссии определяется главой администрации города Тамбова (далее - глава администрации города) и должен составлять не менее десяти человек.
Лица, предусмотренные пунктом 4 части 1 и частью 3 настоящей статьи, включаются в состав комиссии по согласованию с ними.
Лица, предусмотренные пунктами 5, 6 части 1 настоящей статьи, включаются в состав комиссии на основании личного заявления временно, на период подготовки проекта правил землепользования и застройки, проекта о внесении в них изменений и иных градостроительных вопросов, рекомендации по которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации вырабатывает Комиссия и в которых заинтересовано лицо, до дня опубликования соответствующего муниципального правового акта. Максимальное количество лиц, которое подлежит включению в состав комиссии, определяется постановлением главы администрации города. В состав комиссии включаются лица, первыми подавшие заявление.
Председатель комиссии назначается главой администрации города.
Решением главы администрации города персональный состав комиссии может изменяться при соблюдении требований настоящего Положения.
Постановлениями администрации г.Тамбова от 08.10.2009г. №7728, 13.12.2010г. №10674, 31.01.2011г. №595, далее – 09.12.2013г. №10554 (в редакции постановления от 25.12.2013г. №11109) утвержден (изменен) состав комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов».
Решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. № 472 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов.
Согласно ст.3 данных Правил они действуют на всей территории городского округа и применяются наряду с нормативами и стандартами, иными обязательными требованиями, установленными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, Тамбовской области, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей, надёжности сооружений, охраны памятников истории и культуры, окружающей природной среды, а также нормативными правовыми актами городского округа в части, не противоречащей настоящим Правилам.
Настоящие Правила вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании.
Градостроительное зонирование предусматривает деление всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельных участков и предельным параметрам разрешённого строительства в границах этих территориальных зон.
Настоящие Правила регламентируют деятельность по:
1) градостроительной подготовке территорий и земельных участков, выделяемых из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях предоставления физическим и юридическим лицам;
2) предоставлению прав на земельные участки и изменению существующих границ земельных участков;
3) подготовке градостроительных оснований для принятия решений о резервировании и изъятии земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд;
4) подготовке и принятию решений о разработке документации по планировке территории городского округа;
5) утверждению документации по планировке территории;
6) подготовке и выдаче заинтересованным физическим и юридическим лицам градостроительных планов земельных участков;
7) выдаче разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка, объекта капитального строительства;
8) выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
9) проведению публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
10) контролю за использованием и изменением объектов недвижимости;
11) внесению изменений в настоящие Правила, включая изменения состава градостроительных регламентов, в том числе путём его дополнения применительно к различным территориальным зонам;
12) регулированию иных вопросов землепользования и застройки.
Настоящие Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими, контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа.
В соответствии с Приложением 1к Правиламземлепользования и застройкигородского округа - город Тамбов «Карта градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов» (в редакции Приложения 1 от 07.07.2014г.):
земельный участок, принадлежащий на праве аренды предпринимателям, кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м., расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный);
земельный участок, принадлежащий на праве аренды предпринимателям, кадастровый номер 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., расположен в территориальной зоне ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ (в редакции Закона, действовавшего до 28.02.2015г.) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Согласно ст.7 Закона Тамбовской области от 31 января 2007 г. № 144-З «О градостроительной деятельности в Тамбовской области» (в редакции Закона, действовавшей до 03.12.2014г.) нормативы градостроительного проектирования в Тамбовской области (далее - нормативы) подразделяются на областные (региональные) и местные.
Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории), которые учитываются при подготовке, согласовании и утверждении генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, а также проектов планировки территории.
Не допускается регламентировать нормативами положения о безопасности, определяемые законодательством о техническом регулировании и содержащиеся в технических регламентах.
Нормативы устанавливаются с учетом природно-климатических, геологических, социально-демографических, историко-культурных и других особенностей поселений, городских округов, расположенных на территории Тамбовской области.
Не допускается утверждение местных нормативов, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в областных нормативах.
Решением Тамбовской городской Думы от 30 июля 2008 г. № 695 утверждены Нормативы градостроительного проектирования городского округа - город Тамбов.
Так, согласно пункта 3.2.1 Нормативов градостроительного проектирования городского округа-город Тамбов Раздела 3 «Нормативы градостроительного проектирования жилой зоны» расчетная территория микрорайона включает группы жилой, смешанной жилой застройки и территории общего пользования микрорайона: участки школ, учреждений повседневного обслуживания, коммунальных объектов, гаражей-стоянок, территории зеленых насаждений (сад, сквер, бульвар), улицы, проезды, автостоянки.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Нормативов градостроительного проектирования городского округа-город Тамбов Раздела 3 «Нормативы градостроительного проектирования зон транспортной и инженерной инфраструктур» при проектировании городского округа следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой города и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
Согласно ч. 2 ст.44 Правилземлепользования и застройкигородского округа - город Тамбов жилая зона Ж-2 выделена как зона среднеэтажной жилой застройки (5 - 8 этажей, включая мансардный).
При нахождении этой зоны в исторической части города непременным условием любой градостроительной деятельности является обременение, продиктованное положениями охранных зон памятников архитектуры и градостроительной среды. Любое строительство в этом случае возможно только при предпроектном исследовании, последующем составлении реставрационно-строительных мероприятий и нормалей и согласованием с органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Зона предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), допускается размещение отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов повседневного обслуживания.
1) Основные виды разрешённого использования:
а) жилые многоквартирные дома этажностью от 5 до 8 этажей включительно без приквартирных участков;
б) единичные объекты повседневного обслуживания населения в пределах территории общего пользования, включающих в себя объекты обслуживания как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные;
в) библиотеки, аптеки;
г) магазины (кроме магазинов стройматериалов, москательных и химических товаров) и другие.
Согласно ст.47Правилземлепользования и застройкигородского округа - город Тамбов зона инженерной и транспортной инфраструктур выделена для обеспечения правовых условий формирования земельных участков, обеспечивающих размещение производственных объектов и сооружений транспорта (автомобильного, железнодорожного). Предоставленные ниже градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе зон ИТ-1, ИТ-2 только в случае, когда части территорий общего пользования переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
Зона ИТ-1 - зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры - включает в себя участки территории города Тамбова, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, для размещения иных объектов инженерной инфраструктуры, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления охранных зон объектов инженерной инфраструктуры, а также размещения иных объектов в случаях, предусмотренных настоящими регламентами.
1) Основные виды разрешённого использования:
а) объекты, связанные с содержанием, строительством, ремонтом сооружений и устройств автомобильного транспорта при условии соблюдения соответствия требований законодательства о безопасности движения;
б) размещение велосипедных дорожек, тротуаров, зелёных насаждений;
в) размещение земляного полотна с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими характерными техническими элементами дорог;
г) размещение инженерных сетей преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог - как правило, вне проезжей части;
д) прокладка под тротуарами (или разделительными полосами) тепловых сетей в траншеях, а других сетей - только в каналах или тоннелях;
е) размещение под разделительными полосами водопровода, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации;
ж) прокладка под полосой между красной линией и линией застройки кабельных сетей (силовых, связи, сигнализации);
з) размещение объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, устройств и других объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно выписке из Протокола заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов №54 от 16.10.2014г. по вопросу №20 повестки рассмотрены предложения предпринимателей по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участка с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенном в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова.
Решение Комиссии (голосование «за» - единогласно): рекомендовать главе администрации города Тамбова ФИО10 отклонить данное предложение. Причина: земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования – под установку торгового павильона «Цветы». Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Письмом от 05.11.2014г. б/н (л.д. 14), а затем – постановлением№10304 от 27.11.2014г. «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161» (л.д. 41) администрацией города Тамбова предложение предпринимателей отклонено. Основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования – под установку торгового павильона «Цветы». Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ (в редакции Закона, действовавшего до 28.02.2015г.) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В силу требований ч.6 ст.5 Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенной на карте градостроительного зонирования.
Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования, за исключением случаев, когда не завершены действия, определённые вторым абзацем части 6 настоящей статьи.
Согласно протокола заседания Градостроительного Совета при администрации г.Тамбова от 01.10.2008г. №93 (л.д. 115-118) рассмотрен эскизный проект реконструкции павильона «Азалия» по ул. Советской, 161 г.Тамбова (заказчик – ФИО1). Как следует из данного проекта (раздел: архитектурно-планировочное решение) реконструкция торгового павильона включает в себя некоторое увеличение торговой площади за счет возведения стен в границах существующих навесов, реконструкцию фасадов. Максимально использован существующий каркас здания, оставлена наружная стена, выходящая к жилому дому. Фасады имеют сходную архитектуру с запроектированным павильоном «Цветы» (ул.Советская, 163 г.Тамбова): элементы классической архитектуры (рустовка нижней плоскости стен, декоративный карниз и т.д.). Технико-экономические показатели: площадь застройки – 117,13кв.м.; общая площадь – 94,73кв.м., нормируемая площадь – 92,29кв.м. (л.д. 117-118).
Эскизный проект реконструкции павильона «Азалия» одобрен на заседании Градостроительного Совета при администрации г.Тамбова для его реализации (л.д. 118).
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.08.2011г. №5760 предпринимателям предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок, площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73, под реконструкцию торгового павильона – объекта некапитального строительства.
Пунктом 4 статьи 11.2. Земельного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 31.03.2015г.) предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.04.2012г. №2702 предпринимателям предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев дополнительный земельный участок, площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:108, под реконструкцию торгового павильона – объекта некапитального строительства.
Таким образом, площадь двух земельных участков, предоставленных предпринимателям под реконструкцию торгового павильона, составляет 95 кв.м., что соотносится с проектной площадью павильона – 94,73кв.м.
Реконструкция павильона предпринимателями завершена.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 13.05.2013г. реконструированный, согласно проекта, торговый павильон «Азалия» признан объектом капитального строительства, и за ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 признано право собственности на здание (за каждым по ¼ доли в праве общей долевой собственности), площадью 85,9 кв.м., этажность: 1, расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161.
Заявители – предприниматели ФИО1, ФИО3, ФИО4 зарегистрировали право общей долевой собственности (по ¼ доли каждый) в Управлении Росреестра по Тамбовской области, документы-основания для государственной регистрации права – решение Октябрьского районного суда г.Тамбова суда от 13.05.2013г. (свидетельства о государственной регистрации права собственности л.д. 23-25).
Заявитель – предприниматель ФИО2 является собственником ¼ доли в праве общей долевой собственности на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, на основании договора дарения от 29.08.2013г. (даритель – ФИО8), о чем в ЕГРП 16.09.2013г. сделана запись регистрации за №68-68-01/021/2013-833.
Постановлением администрации г.Тамбова от 10.09.2012г. №7247 расторгнут договор аренды земельного участка от 12.04.2012г. №155, а также уточнено местоположение и вид разрешенного использования земельных участков площадью 80 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73 и площадью 15 кв.м., кадастровый номер 68:29:0213006:73: постановлено считать их расположенными по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 под торговым павильоном «Цветы» - объектом некапитального строительства (вид разрешенного использования - (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям в аренду сроком по 01.01.2015г.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции закона, действовавшей до 28.02.2015г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Постановлением администрации г.Тамбова №11121 от 18.12.2014г. предпринимателям предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки под зданием: кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., а также уточнен вид разрешенного использования данных земельных участков – постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания). Указанные земельные участки предоставлены предпринимателям в аренду сроком на 11 месяцев с 19.12.2014г. по 19.11.2015г.
Единственным основанием для отклонения предложений предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, как прямо следует из текста обжалуемого постановления (пункт 1 абзац 1, л.д. 41-42), послужило то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, с видом разрешенного использования – под установку торгового павильона «Цветы». Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленными предпринимателями, объектом права является знание, назначение: нежилое здание. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ нежилое здание является самовольной постройкой и построено на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения на то необходимых разрешений.
Указанный вывод администрации города не основан на законе. Так, исковые требования предпринимателей к администрации города о признании права общей долевой собственности на реконструированный торговый павильон рассмотрены Октябрьским районным судом г.Тамбова в рамках гражданского дела №3-1876/13, и решением суда от 13.05.2013г. удовлетворены: за ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4 признано право собственности (за каждым по ¼ доли в праве общей долевой собственности) на здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161.
Указанное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова заинтересованной стороной (ответчиком – администрацией г.Тамбова) в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 14.06.2013г. (отметка о вступлении в законную силу судебного акта, л.д. 56, нижняя часть листа).
Право общей долевой собственности каждого из заявителей на объект недвижимости – здание торгового павильона, площадью 85,90 кв.м., расположенное по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161, зарегистрировано в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимости.
Таким образом, ссылка администрации в обжалуемом постановлении на норму ст. 222 Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке не обоснованна.
Иных оснований для отклонения предложений предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, постановление №10304 от 27.11.2014г. не содержит.
В судебном заседании на основании представленных материалов установлено, что принадлежащий по праву собственности заявителям объект недвижимого имущества – здание, площадью 85,9 кв.м., находящееся по адресу: г.Тамбов, в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, ставший таковым после проведенной реконструкции и признания права в судебном порядке, фактически расположен на двух земельных участках, кадастровый номер 68:29:0213006:73, площадью 80 кв.м. и 68:29:0213006:108, площадью 15 кв.м., принадлежащих заявителям на праве аренды сроком на 11 месяцев (с 19.12.2014г. по 19.11.2015г.). на основании постановления администрации г.Тамбова №11121 от 18.12.2014г.
Указанным постановлением администрации города уточнен и вид разрешенного использования данных земельных участков – постановлено считать их под зданием, назначение: нежилое здание (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ (в редакции Закона, действовавшего до 28.02.2015г.) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В силу положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
По смыслу нормы ч.6 ст.5 Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов границы территориальных зон должны отвечать требованию однозначной идентификации принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только одной из территориальных зон, выделенной на карте градостроительного зонирования. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования, за исключением случаев, когда не завершены действия, определённые вторым абзацем части 6 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отклонение администрацией г.Тамбова (в постановлении №10304 от 27.11.2014г.) предложений предпринимателей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению территориальной зоны ИТ-1 на Ж-2 относительно земельного участка, расположенного в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова, является необоснованным.
Довод администрации г.Тамбова, изложенный в отзыве на заявление (л.д. 100) и представителем администрации г.Тамбова в судебном заседании, о том, что в соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, подлежит отклонению, поскольку предметом спора является не отказ органа местного самоуправления в выкупе земельного участка под объектом недвижимости, а отказ (отклонение предложений) заявителей о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов по изменению границы территориальной зоны.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу о том, что постановление администрации города Тамбова №10304 от 27.11.2014г. «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161» противоречит положениям действующего земельного и градостроительного законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное заинтересованным лицом (администрацией г.Тамбова) не доказано, установленные по делу обстоятельства не опровергнуты.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения в данном случае, наряду с указанием на признание недействительным постановления органа местного самоуправления, должно содержаться указание на обязанность органа местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно – обязать принять решение о подготовке проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участку с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенному в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова.
Частями 1, 3, 4 ст.110 АПК РФ определено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.
В соответствии с достигнутым между истцом и ответчиками соглашением (заявителем не заявлено о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины с ответчиков), заявитель оставляет указанные расходы за собой.
Руководствуясь статьями 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным постановление администрации города Тамбова №10304 от 27.11.2014г. «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов применительно к земельному участку по ул.Советской, 161».
Обязать администрацию города Тамбова принять решение о подготовке проекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов в части изменения границы территориальной зоны ИТ-1 (зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры) и назначения ее частей на территориальную зону Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки (5-8 этажей, включая мансардный) применительно к земельному участку с кадастровым номером 68:29:0213006:73, расположенному в районе ул. Советской, 161 г.Тамбова.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.
При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья А.Н. Копырюлин