Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
"11" марта 2010 года Дело №А64-7954/09
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2010 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Л.И. Пряхиной
судей В.А. Игнатенко
Л.И. Парфеновой
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Пряхиной
рассмотрев в судебном заседании заявление
ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области «Тамбовоблгаз», г. Тамбов
к Моршанскому районному Совету народных депутатов, г. Моршанск
третье лицо: Администрация Моршанского района Тамбовской области, г. Моршанск
о признании решения от 25.12.2008г. №115 недействующим в части
при участии
от заявителя – ФИО1, доверенность от 07.12.2009г. №АБ-0405/4274д;
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица – ФИО2, доверенность от 10.11.2009г. №01-14/2876
ОАО «Тамбовоблгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением от 25.11.2009г. №АБ-0406/4067 о признании решения Моршанского районного Совета народных депутатов от 25.12.2008г. №115 «Об установлении процента от кадастровой стоимости земельных участков, учитывающего вид разрешенного использования земли, для определения кадастровой стоимости земельных участков, учитывающего вид разрешенного использования земли, для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности на территории Моршанского района в 2009г.» недействующим в части, устанавливающей 200,0 процентов – под объектами связи, электроснабжения, газоснабжения, кредитными организациями, банками.
Ответчик требования не признал, по мотивам изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо, поддержало возражения ответчика.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области «Тамбовоблгаз» (сокращенное наименование – ОАО «Тамбовоблгаз») зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 04.09.2002г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Постановлениями Администрации Моршанского района Тамбовской области №№118, 119, 120, 121, 122 от 15.02.2007г., №486 от 04.07.2008г., №684 от 13.10.2008г. ОАО «Тамбовоблгаз» были представлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки под газорегуляторные пункты шкафного типа ШРП, в т.ч.:
земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802001:0165 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП;
земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802003:0211 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП;
земельный участок площадью 7 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802001:0162 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП
земельный участок площадью 7 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802004:0163 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП;
земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802005:0132 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП;
земельный участок площадью 83 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0103006:5 местоположение: с. Рыбное, Моршанский район, Тамбовская область, под размещение газораспределительного пункта;
земельный участок площадью 9 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0801005:209 местоположение: с. Гумны, Моршанский район, Тамбовская область, для использования в целях ШРП.
На основании названных постановлений Муниципальное образование – Моршанский район Тамбовской области (Арендодатель) и ОАО «Тамбовоблгаз» (Арендатор) заключили договоры аренды указанных земельных участков №№39-43 от 30.05.2008г., №66 от 19.09.2008г., №80 от 22.10.2008г.
Решением Моршанского районного совета народных депутатов Тамбовской области №115 от 25.12.2008г. «Об установлении процента от кадастровой стоимости земельных участков, учитывающего вид разрешенного использования земли, для определения кадастровой стоимости земельных участков, учитывающего вид разрешенного использования земли, для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности на территории Моршанского района в 2009г.», а именно в абзаце 10 п.1 названного решения установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 200 процентов – под объектами связи, электроснабжения, газоснабжения, кредитными организациями, банками.
Названное решение опубликовано в газете «Согласие» 31.12.2008г. – спецвыпуск.
ОАО «Тамбовоблгаз», посчитав названное решение нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также несоответствующим действующему законодательству, в части абзаца 10 п.1, устанавливающего процент кадастровой стоимости в размере 200 процентов – под объектами связи, электроснабжения, газоснабжения, кредитными организациями, банками обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействующим в названной части. В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается на то, что данное решение для заявителя увеличивает размер арендной платы за земельные участки в два раза по сравнению с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области по состоянию на 1 января 2007г. (средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Тамбовской области) кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007г. №1311, кроме того, по мнению заявителя Моршанский районный совет народных депутатов Тамбовской области не учел при принятии оспариваемого нормативного правового акта экономическое обоснование дифференциации ставок арендной платы и коэффициент к ним на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, с учетом общих принципов земельного, гражданского и налогового законодательства, основной базой для установления, как ставки земельного налога, так и размера арендной платы за землю является экономическая составляющая земельного участка. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Таким образом, по мнения заявителя, размер арендной платы за земельные участки установлен Моршанским районным советом народных депутатов Тамбовской области произвольно, т.е. без соответствующего экономического обоснования, что нарушает права и законные интересы заявителя как субъекта экономической деятельности.
Ответчик требования заявителя не признал, считает, что оспариваемое решение принято ответчиком в пределах предоставленных полномочий, в рамках действующего законодательства, ссылка заявителя на Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. №582 несостоятельна, поскольку оно было принято после принятия оспариваемого решения.
Третье лицо поддерживает возражения ответчика.
В силу статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают им препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также уставам, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со статьи 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается, в том числе, на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле, как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории РФ и, одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, платности использования земли, паритетного сочетания публичного и частного интересов.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
На основании части 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ. Размер арендной платы определяется договором аренды.
Учитывая общие принципы земельного, гражданского, и налогового законодательства, основной базой для установления, как ставки земельного налога, так и размера арендной платы за землю является экономическая составляющая земельного участка.
Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2004г. №209-О указано, что ставки земельного налога (а также и арендной платы) должны устанавливаться не произвольно, а должны быть экономически обоснованы.
Правительством РФ принято Постановление №582 от 16.07.2009г. «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ». Согласно п. 5 указанных Правил, для таких объектов, как нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы аналогичного назначения, их конструктивные элементы, т.е. ГРП, ШРП и прочие, арендная плата должна рассчитываться по ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития РФ. До настоящего времени ставки арендной платы или методические указания по ее расчету не разработаны.
В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующего федерального нормативного правового акта.
Администрацией Тамбовской области 24.12.2007г. принято постановление №1423 (в редакции постановления №375 от 25.03.2008г.) «Об утверждения порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Данным постановлением установлено, что размер арендной платы рассчитывается ежегодно по формуле:
Ап = Кст х Пр, где
Ап – арендная плата земельного участка
Пр – процент устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
Кст – кадастровая стоимость земельного участка
Кст =Уп х П, где
Уп – среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли или стоимость одного квадратного метра земли
П – площадь земельного участка
Таким образом, данным постановлением был установлен общий порядок и механизм определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: ставка арендной платы определяется как процентная доля удельного показателя кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка в рублях.
Каких-либо пределов (максимального и минимального размера) размера процента данным постановлением не установлено.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой оценки земель на территории Тамбовской области утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007г. №1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» (с изменениями) и никем не оспорены.
Основным критерием для установления процента от кадастровой стоимости земельных участков, при определении размера арендной платы за использование земельных участков в оспариваемом решении от 25.12.2008г. №115 был вид разрешенного использования земли.
Моршанским районным Советом народных депутатов при установлении процентов от кадастровой собственности в оспариваемом решении был проведен сравнительный анализ доходности земельных участков, переданных в аренду заявителю.
Согласно договорам аренды
от 30.05.2008г. №39 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802001:0165 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП составила 58,80 руб.;
от 30.05.2008г. №40 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802003:0211 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП составила 58,80 руб.;
от 30.05.2008г. №41 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 7 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802001:0162 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП составила 51,45 руб.;
от 30.05.2008г. №42 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 7 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802004:0163 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП составила 51,45 руб.;
от 30.05.2008г. №43 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0802005:0132 местоположение: с. Питерское, Моршанский район, Тамбовская область, под газорегуляторным пунктом шкафного типа ШРП составила 58,80 руб.;
от 19.09.2008г. №66 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 83 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0103006:5 местоположение: с. Рыбное, Моршанский район, Тамбовская область, под размещение газораспределительного пункта составила 138,60 руб.;
от 22.10.2008г. №80 сумма арендной платы в год за арендованный земельный участок площадью 9 кв.м. с кадастровым номером 68:09:0801005:209 местоположение: с. Гумны, Моршанский район, Тамбовская область, для использования в целях ШРП составила 20,61 руб.
С учетом установленного оспариваемым решением от 25.12.2008г. №115 процентом кадастровой стоимости земельных участков в размере 200 арендная плата по договорам
от 30.05.2008г. №39 составила 419,36 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 209,68 руб.);
от 30.05.2008г. №40 составила 419,36 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 209,68 руб.);
от 30.05.2008г. №41 составила 366,94 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 183,47 руб.);
от 30.05.2008г. №42 составила 366,94 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 183,47 руб.);
от 30.05.2008г. №43 составила 419,36 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 209,68 руб.);
от 19.09.2008г. №66 составила 6723 руб. (кадастровая стоимость земельного участка составила 3361,50 руб.);
от 22.10.2008г. №80 составила 241,92 руб. (кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 68:09:0801005:205 (предыдущий кадастровый номер 68:09:0801005:209) составила 120,96 руб.).
В материалы дела представлено экономическое обоснование повышение арендной платы, при этом ответчик ссылается на то, что земли Алгасовского, Ивенского, Крюковского, Устьинского сельсоветов Моршанского района Тамбовской области, согласно постановлению Администрации Моршанского района Тамбовской области от 16.04.1996г. №164 «О согласовании ценовых зон и повышающих коэффициентов к базовой нормативной цене земли по Моршанскому району», разработанных Тамбовским проектно-изыскательским предприятием ЦЧОНИИгипрозем, относятся к первой ценовой зоне, где при исчислении арендной платы применяется коэффициент 5, оспариваемым решением к данной категории целевого назначения земельного участка был принят коэффициент 2 (200 %), арендуемые земельные участки находятся на территории имеющей развитую инфраструктуру, арендуемые земельные участки при занимаемой ими небольшой площади имеют установленную охранную зону, вызывающую обременения и ограничения в использовании расположенных рядом земельных участков.
Кроме того, в данном случае установлен порядок определения размера арендной платы, поскольку сам размер арендной платы определяется в пропорциональном отношении от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, которая дифференцирована применительно к каждому отдельно взятому земельному участку.
Следовательно, порядок определения арендной платы экономически обоснован, поскольку изначально исходит из такого экономического показателя, как кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано выше названный порядок соответствует порядку определения размера арендной платы, установленного Администрацией Тамбовской области. При этом учтены местные факторы, влияющие на установление ставки арендной платы: доходность земельного участка, развитие коммунальной, социальной инфраструктуры, затраты сельсоветов на содержание дорог в надлежащем состоянии, благоустройство территории и прочие затраты, кроме того, учтена возможность выкупа земельных участков, как следует из таблицы 4 экономического обоснования, сумма выкупа в 2009г. составила 1137,37 руб.
Таким образом, оценив все представленные доказательства в совокупности в соответствии с ст. 66, 67, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что решение Моршанского районного Совета народных депутатов от 25.12.2008г. №115 в оспариваемой части, а именно - в части абзаца 10 п.1, устанавливающего процент кадастровой стоимости в размере 200 процентов – под объектами связи, электроснабжения, газоснабжения, кредитными организациями, банками принято в пределах представленных полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, оспариваемый нормативный акт должен нарушать права и интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, увеличение размера арендной платы увеличивает тариф по транспортировке газа, в конечном счете, увеличенная сумма арендной платы будет оплачиваться потребителями газа. При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушения прав и интересов заявителя в его экономической или предпринимательской деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса РФ , -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение арбитражного суда Тамбовской области может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Тамбовской области.
Председательствующий судья Пряхина Л.И.
Судьи Игнатенко В.А.
Парфенова Л.И.