ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8085/16 от 16.05.2017 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов ул. Пензенская ,67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов                                                                                   Дело № А64-8085/2016

«29» мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2017г.

В полном объеме решение изготовлено 29.05.2017г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Копырюлина А.Н.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания И.В.Токаревой (10.05.2017г.), помощником судьи Тереховой М.Л. (16.05.2017г.)

рассмотрел в судебном заседании

заявление Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва

к Управлению государственного строительного надзора Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Тамбов

о признании недействительным предписания от 20.10.2016

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещён;

от ответчика: ФИО1, доверенность от 28.06.2016.

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» (дате также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Тамбовской области (далее также – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 20.10.2016 (далее также – предписание).

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по настоящему делу, своего представителя в судебное заседание не направил; просит рассмотреть дело без участия из представителя (Т. 1 л.д.84), материально-правовой интерес по обжалованию предписания сохраняет (Т.2, л.д. 28-30; 61-63).

Согласно ст. 156 АПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя заявителя, по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель ответчика в судебном заедании требования ответчика не признал, в обосновании сославшись на доводы отзыва (возражений) на заявление.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области Обществу с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» выдано предписание от 06.04.2016, в соответствии с  п.1 которого разуклонка кровли в рабочем чертеже 1472-ПР-Т-АР1 (изм.10), полученная от ООО «РТ-СоцСтрой» со штампом «в производство работ» не соответствует требованиям п.5.6 СП 17.13330.201; в связи с чем, должна быть приведена в соответствии с указанным Сводом правил.

14.09.2016 ООО «ИнвестСтройПлюс» обратилось в Управление государственного строительного надзора Тамбовской области с заявлением, сообщив, что в соответствии с «Мероприятиями по удалению избыточной влажности», разработанными ООО «ИнвестСтройПлюс» в рамках исполнения предписания от 06.04.2016 был произведен демонтаж кровельного «пирога» в осях 18-22 строящегося здания перинатального центра.

 Представитель строительного контроля заказчика ГК «Ростех» отказался от проведения входного контроля используемого утеплителя, уклонился от подписания акта освидетельствования скрытых работ и записью в общем журнале работ запретил укладку утеплителя без мотивированных причин.

Также в заявлении (сообщении) указывалось, что бездействие представителя строительного контроля ООО «РТ-СоцСтрой», выраженное в отсутствие на строительной площадке проекта организации строительства со штампом «в производство работ», утвержденного проектного решения по кровле, немотивированном запрете работ по укладке утеплителя, соответствующего норме и отсутствие на строительной площадке лиц ответственных за строительство и строительный контроль является нарушением требований технических регламентов в рамках Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», затрагивает характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

ООО «ИнвестСтройПлюс» просило провести проверку соблюдения требований технических регламентов со стороны представителя строительного контроля Заказчика ГК «Ростех» и генподрядной организации ООО «РТ-СоцСтрой», в том числе норм и правил осуществления строительного контроля и входного контроля применительно к имеющимся материалам и выполненным работам по кровле и по результатам проверки вынести соответствующее предписание.

На основании приказов от 06.10.2016г. №750 и №751 Управление государственного строительного надзора Тамбовской области провело выездную проверку в отношении ООО «РТ-СоцСтрой» и Государственной корпорации по содействию в разработке, производству и экспорту промышленной продукции «Ростех».

По результатам проверки составлены акт проверки №1 от 20.10.2016 и акт проверки №2 от 20.10.2016.

Данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.9.4 КоАП РФ со стороны должностных лиц ООО «РТ-СоцСтрой» и ГК «Ростех» проверкой не установлено.

В отношении указанных лиц Управлением в соответствии с ч.3 ст.28.1, п.1 ст.24.5 КоАП РФ вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях (от 21.10.2016).

Проверкой установлено следующее.

В осях 18-21/Д-Ж ООО «ИнвестСтройПлюс» выполнены работы по демонтажу кровельного «пирога» с последующем устройством нового по рабочей документации «Перинатальный центр по адресу: <...>, мощностью 150 коек», подготовленной АО «Гипроздрав» в 2014 году (шифр 1472-ПР-Т-АР, лист АР-11, изм.18) . Ранее демонтированный утеплитель складирован на кровле на поддоны, накрыт полиэтиленовой пленкой и не был повторно использован при устройстве кровли здания.

В осях 1-5/Д-Н, 10-17/Д-Л, 18-21/Ж-Н, 10-13/Л-Н ООО «ИнвестСтройПлюс» не выполнены работы по замене кровельного «пирога», который не соответствует рабочей документации (шифр 1472-ПР-Т-АР, лист АР-11, изм.18) и п.5.6 СП 17.13330.2011 «СНиП Н-26-76. Кровли» (в части устройства основания под кровельный ковер);

Мероприятия (технические решения) по удалению избыточной влажности с доведением влажности теплоизоляционного слоя до допустимого значения в осях 1-5/Д-Н, 10-17/Д-Л, 18-22/Д-Н, 10-13/Л-Н, утвержденные руководителем проекта ООО «ИнвестСтройПлюс» ФИО2 в части повторного использования демонтированного утеплителя на основании лабораторного испытания проб с определением физико-механических показателей (плотности, влажности, линейных размеров, внешнего вида) (пункт 7). Проведение операционного контроля влажности органолептическим методом перед укладкой теплоизоляции ТЕХНОРУФ Н30, толщиной 150мм и ТЕХНОРУФ В60, толщиной 50мм (пункты 10, 12) не соответствует требованиям ГОСТ 26281-84 «Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Правила приемки».

Согласно договору № 4205-СМР-ТАМ от 12.12.2014 на строительство перинатального центра и дополнительному соглашению № 1 от 10.04.2015 к договору, ч. 3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ ООО «ИнвестСтройПлюс» является Подрядчиком, лицом, выполняющим работы по строительству перинатального центра и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение требований технических регламентов (норм и правил), проектной документации, допущенных при выполнении работ на указанном объекте. Надзор за соблюдением такими лицами требований законодательства Российской Федерации относится к полномочиям органов государственного строительного надзора.

20.10.2017г. Управлением государственного строительного надзора Тамбовской области Обществу с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» выдано предписание, которым предписано:

 1. В осях 18-21/Д-Ж ООО «ИнвестСтройПлюс» выполнить работы по демонтажу кровельного «пирога» (в составе: пароизоляционный слой, разуклонка ТЕХНОРУФ Н КЛИН толщиной 0-200мм, теплоизоляция ТЕХНОРУФ Н30 толщиной 150 теплоизоляция ТЕХНОРУФ В60 толщиной 50мм, 1-ый слой сборной стяжки из ЦСП толщиной 16мм. дополнительная разуклонка из цементно-песчаного раствора толщиной 10-160мм., 2-ой слой сборной стяжки из ЦСП толщиной 16мм; праймер битумый ТЕХНОНИКОЛЬ №l; нижний слой кровельного ковра «Техноэласт ЭПП») с последующем выполнением работ по устройству кровельного «пирога» согласно рабочей документации «Перинатальный центр по адресу: Тамбовская область, <...>, мощностью 150 коек», подготовленной АО «Гивроздрав» в 2014 году (шифр 1472-ПР-Т-АР, лист A.P-11, изм.18) (в составе: пароизоляционный слой: теплоизоляция  ТЕХНОРУФ В60, толщиной 150мм; теплоизоляция ТЕХНОРУФ В60 толщиной 50м разделительный слой из пергамина; разуклонка из керамзитового гравия толщиной:50-300мм; армированная цементо-песчаная стяжка толщиной 50мм; праймер битумный ТЕХНОНИКОЛЬ №1нижний слой кровельного ковра «Техноэласт ЭПЛ») и требований раздела 5 СП 17.13330.2011 «СНиП II-26-76. Кровли».

2. Мероприятия (технические решения) по удалению избыточной влажности с доведением влажности теплоизоляционного слоя до допустимого значения пирога кровли в осях 1-5/Д-Н, 10-17/Д-Л, 18-22/Д-Н. 10-13/Л-Н по объекту «Перинатальный центр по адресу: <...>», утвержденные руководителем проекта ООО «ИнвестСтройПлюс» ФИО2, подготовленные в рамках выполнения предписания от 06.04.2016, в части повторного использования демонтированного утеплителя на основании лабораторного испытания проб с определением физико-механических показателей (плотности, влажности, линейных размеров. внешнего вида) (пункт 7). а также проведение операционного контроля влажности органолептическим методом перед укладкой теплоизоляции ТЕХНОРУФ Н30, толщиной 150мм иТЕХНОРУФ В60, толщиной 50мм (пункты 10, 12)привести в соответствие с требованиями ГОСТ 26281-84 «Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Правила приемки».

Дополнительно в Мероприятиях предусмотреть технические решения по защите утеплителя из минераловатных плит, исключающие их увлажнение атмосферными осадками согласно требований п.8.2 ГОСТ 9573-2012 «Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия».

О выполнении настоящего предписания в срок до 20.01.2017 Общество было обязано уведомить Управление государственного строительного надзора Тамбовской области.

ООО «ИнвестСтройПлюс» не согласилось с указанным предписанием, что явилось основанием для обращения заявителя  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель в обосновании своих требований указывает, что не был уведомлен о проведении в отношении него проверки органом государственного контроля: нарушен процессуальный порядок и срок уведомления о проведении проверки в отношении заявителя; заинтересованным лицом не был составлен акт проверки в отношении Заявителя.

Управление государственного строительного надзора Тамбовской области считает, что нарушений порядка проведения проверки и выдачи предписания допущено не было; Управление действовало согласно п.14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствие с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с Положением об Управлении государственного строительного надзора Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 20.01.2014 № 3, Управление является органом исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ (требования ст.54 Градостроительного кодекса РФ, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54).

В силу ч. 2 ст.54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; выполнение требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также – Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ.

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (требования ч.8 ст.54 Градостроительного кодекса РФ), которым утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее также – Положение).

Согласно Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (п.9).

Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (п. 11, 14 Положения).

Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора (п. 15 Положения).

В силу п. 24 Положения должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют полномочия, в частности, по составлению по результатам проведенных проверок актов, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, приказ о проведении проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» Управлением не принимался, акт не составлялся.

Проверки проведены в отношении иных юридических лиц – ООО «РТ-СоцСтрой» и Государственной корпорации по содействию в разработке, производству и экспорту промышленной продукции «Ростех».

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 294-ФЗпри осуществлении государственного контроля о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля, органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Частью 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя к соответствующим грубым нарушением отнесено неизвещение лица о предстоящем проведении проверки (ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Акты, составленные в отношении иных юридических лиц (ООО «РТ-СоцСтрой» и Государственной корпорации по содействию в разработке, производству и экспорту промышленной продукции «Ростех») не являются доказательствами соблюдения государственным органом порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом № 294-ФЗ в отношении ООО «ИнвестСтройПлюс», не отменяют процедуру назначения проверки в отношении ООО «ИнвестСтройПлюс», уведомления о ее назначении, проведении, составление в последующем акта в отношении лица, которому выдается предписание, направление акта.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляет акт по установленной форме.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля или органа муниципального контроля., ознакомления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ).

Процессуальные нарушения, допущенные при вынесении оспариваемого ненормативно-правового акта Управления в силу их характера являются самостоятельными основаниями для выводов о его недействительности.

На основании изложенного, с учетом изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание принято с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Частями 1, 3, 4 ст.110 АПК РФ определено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

 Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Следовательно, судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 3000руб. подлежат отнесению на ответчика.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,         

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание Управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 20.10.2016г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва.

Взыскать с Управления государственного строительного надзора Тамбовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтройПлюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья                                                                                                   А.Н. Копырюлин