ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8141/19 от 04.08.2020 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

11 августа 2020 года Дело №А64-8141/2019

Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2020г.

В полном объеме решение изготовлено 11.08.2020г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Н.Ю. Макаровой

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи О.И. Долгополовым

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области, Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ООО «Бастион», Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о расторжении договора аренды

третьи лица

Управление Росреестра по Тамбовской области

Администрация Никифоровского района Тамбовской области

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 10.01.2020г. № 02-18/10;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 20.01.2020г.

от третьих лиц:

от Управления Росреестра по Тамбовской области – не явились, извещены

от Администрации Никифоровского района Тамбовской области – ФИО3, доверенность от 26.12.2019г. № 01-20/3014.

УСТАНОВИЛ:

Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ООО «Бастион»:

- о расторжении договора аренды земельного участка № 5 от 28.03.2018г. с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м., земли населенных пунктов, заключенного между Администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Бастион";

- обязать Общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (ИНН <***>, ОГРН <***>) возвратить Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области земельный участок, являющийся предметом Договора аренды земельного участка № 5 от 28.03.2018г.

Определением суда от 12.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.

Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Никифоровского района Тамбовской области.

Управление Росреестра по Тамбовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания по настоящему делу, своего представителя в судебное заседание не направило.

Согласно ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя Управление Росреестра по Тамбовской области по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал.

Представитель Администрации Никифоровского района Тамбовской области в судебном заседании пояснил, что поддерживает позицию истца.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

28 марта 2018 года между Администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района и ООО "Бастион" заключен договор № 5 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящийся по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м., земли населенных пунктов.

Земельный участок предоставлен на основании п.п. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001, п.п. 1 п.2 ст. 7.5 Закона области от 05.12.2007 № 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".

Срок аренды земельного участка установлен с 28.03.2018г. по 27.03.2033г.

Земельный участок предоставлен для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината.

Фактически земельный участок был предоставлен для производственных целей.

Истец считает, что земельный участок в момент сдачи его в аренду и при регистрации договора аренды, не был переведен из категории земель населенных пунктов в земли промышленности и находился в границах населенного пункта, что является недопустимым и грубым нарушением требований Земельного кодекса РФ. Категория земель установлена земли населенных пунктов, что, является нарушением ст.ст. 8, 83, 88 Земельного кодекса РФ.

Истец ссылается на то, что в соответствии с п. 4.1.3 настоящего Договора Арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения Договора в следующих случаях:

- при использовании земельного участка не по целевому назначению;

- при использовании способов, приводящих к его порче;

- при наличии задолженности по арендной плате более чем за 2 месяца;

- при отказе Арендатора от уплаты арендных платежей с учетом изменений, предусмотренных п. 3.5. Договора;

- в иных установленных федеральными законами случаях.

Истец мотивирует свое заявление тем, что:

- спорный земельный участок используется Арендатором для производственных целей без изменения категории земель, что приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению. При заключении договора аренды земельного участка, как видно из текста договора, земельный участок предоставлялся для строительства мусороперерабатывающего комбината;

- земельный участок не мог быть предоставлен для мусороперерабатывающего комбината, поскольку это противоречит Распоряжению Главы Администрации Тамбовской области от 04.10.2017г. и нормам Закона, что влечет невозможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением;

- земельный участок, предоставленный в аренду по договору аренды № 5 от 28.03.2018г., фактически используется не по целевому назначению, что дает основание Арендодателю требовать досрочного расторжения Договора в соответствии с п. 4.1.3 Договора. В силу пункта 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе, земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды;

- ООО "Бастион" на момент заключения договора аренды имело лицензию сроком до 31.12.2018г. Лицензия прекратила свое действие 01.01.2019г., что также делает невозможным для Арендатора использовать указанный земельный участок в соответствии с целевым назначением. Истечение срока действия лицензии препятствует использованию земельного участка по целевому назначению. Прекращение права на осуществление деятельности, связанной с твердыми бытовыми отходами влечет за собой и прекращение права использования земельного участка, предоставленного для производственных целей, связанных с твердыми бытовыми отходами.

- в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе Арендодателя в случае ненадлежащего использования земельного участка, а именно при использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель значительному ухудшению экологической обстановки. ООО "Бастион" также осуществляет действия с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, не в соответствии с его целевым назначением, а также его использование уже привело к существенному снижению плодородия земель и значительному ухудшению экологической обстановки;

- мусоросортировочный комбинат не был включен в государственную программу РФ Тамбовской области, и его размещение не было предусмотрено документами территориального планирования муниципального образования. Не представлено доказательств, подтверждающих намерения арендатора осуществлять строительство мусоросортировочного комбината;

- ООО "Бастион" с заявлением о смене категории земельного участка не обращалось, каких-либо действий по устранению нарушений земельного законодательства не произвело;

- решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 04.02.2019 г. по делу №2-9/2019 ООО «Бастион» и АО «ТСК» запрещено вести деятельность по приему и размещению твердых коммунальных отходов на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу - Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039. Полигон для захоронения твердых бытовых отходов в соответствие с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" № 128 от 03.04.2019г. исключен из государственного реестра объектов размещения отходов. В сентябре 2019 года в Территориальную схему внесли изменения и исключили полигон из Территориальной схемы по обращению с отходами.

Истец 06.08.2019 направил ответчику претензию, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.

Ответчик требования истца не признает по следующим основаниям:

- истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора;

- передаваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов не исключает право арендатора осуществлять на земельном участке строительство промышленного объекта;

- подтверждением намерений ООО «Бастион» использовать земельный участок по целевому назначению служит договор на выполнение проектных работ №16 от 04.06.2018г. заключенный с ООО «Техноэкос», предметом договора является выполнение работ по проектированию мусоросортировочного комплекса в Никифоровском районе Тамбовской области, выполнение работ по указанному договору ООО «Бастион» оплачено.

Администрация Никифоровского района Тамбовской области сообщила суду, что градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящийся по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 не разрабатывался, так как никто с заявлением на предоставление данной муниципальной услуги в администрацию Никифоровского района не обращался. Сведениями относительно генерального плана, схем территориального зонирования, правил землепользования и застройки, а также вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, администрация Никифоровского района не располагает.

Администрация Дмитриевского поссовета в письме от 23.07.2020 №02-18/413 сообщила суду, что администрация Дмитриевского поссовета не составляла и не предоставляла ООО «Бастион» градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61 , находящийся по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м. Генеральный план был принят и утвержден решением Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городское поселение Дмитриевский поссовет» от 25.01.2018г. №289, правила землепользования и застройки городского поселения Дмитриевский поссовет были рассмотрены и утверждены решением Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов №119 от 31.07.2015г., схемы и карты градостроительного зонирования утверждены также, так как являются неотъемлемой частью генплана и Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61 , находящийся по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м., земли населенных пунктов , стоял уже на кадастровом учете на дату заключения и регистрации договора аренды №5 от 28.03.2018.

На запрос суда от Управления Росреестра по Тамбовской области в материалы дела поступило регистрационное дело по регистрации договора аренды №5 земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039, общей площадью 86341 кв.м.

В отзыве на иск Управление Росреестра по Тамбовской области сообщило суду, что в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 03.03.2020 имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 68:11:1101039:61, общей площадью 86341 кв.м., категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование по документу - для строительства мусороперерабатывающего комбината, по классификатору Росреестра - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, адрес: Тамбовская область, дополнениями от 23.09.2016, от 30.12.2016) в соответствии со статьей 24ГрК РФ, Федеральным Законом от 06.10.2003 N131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждены Правила землепользования и застройки Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (ПЗЗ), текстовая часть которых содержит сведения о Производственной зоне П-1. Основные виды разрешенного использования зоны П-1 включают в себя размещение или строительство мусороперерабатывающего комбината, строительство или размещение полигона твердых бытовых отходов (статья 46 ПЗЗ).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61 поставлен на государственный кадастровый учет 16.11.2016 на основании межевого плана земельного участка, подготовленного в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области от 29.08.2016 № 243.

Согласно схеме расположения земельный участок площадью 86341 кв.м. расположен в зоне П, вид разрешенного использования в соответствии со ст. 46 ПЗЗ установлен как размещение или строительство мусороперерабатывающего комбината, строительство или размещение полигона твердых бытовых отходов.

26.04.2018 в межмуниципальный отдел Управления по Никифоровскому и Петровскому районам поступили документы на государственную регистрацию договора аренды земельного участка №5 от I 28.03.2018, заключенного между администрацией Дмитриевского поссовета 1 Никифоровского района Тамбовской области и обществом с ограниченной ответственностью «Бастион».

Предметом договора являлся земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п.Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 168:11:1101039, категории — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м.

В пункте 1 договора аренды в качестве основания для заключения договора без проведения торгов указан подпункт 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и подпункт 1 пункта 2 статьи 7.5 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 №316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области».

На запрос суда от ООО «Техноэкос» поступили документы в рамках договора №16 от 04.06.2018 (л.д. 154-160, т. 2).

На запрос суда от Администрации Тамбовской области поступили пояснения (л.д. 164-166, т.2), в которые суду сообщено, что инвестиционный проект по строительству объекта коммунальной бытового назначения «Строительство мусоросортировочной станции в Никифоровском муниципальном районе на полигоне твердых коммунальных отходов ООО «Бастион» был предусмотрен Территориальной схемой Тамбовской области по обращению с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области от 02.03.2017 №1 (размещена на официальном сайте управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области). Так же мероприятие по реконструкции полигона твердых коммунальных отходов ООО «Бастион», а также строительство мусоросортировочной станции включались в перечень мероприятий региональной программы Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 13.06.2017 № 558, и Государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области» на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 24.12.2012 № 1657. В управление по охране окружающей среды и природопользованию области 27.07.2017 (вх. №01-08/2579) от ООО «Бастион» поступало заявление по вопросу предоставления земельного участка для строительства мусоросортировочной станции на полигоне твердых коммунальных отходов в Никифоровском районе области, которое, в том числе, явилось основанием для принятия вышеуказанного распоряжения главы администрации области от 04.10.2017 №142.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из материалов дела, 28 марта 2018 года между Администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района и ООО "Бастион" заключен договор № 5 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящийся по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м., земли населенных пунктов.

Земельный участок предоставлен на основании п.п. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001, п.п. 1 п.2 ст. 7.5 Закона области от 05.12.2007 № 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".

Срок аренды земельного участка установлен с 28.03.2018г. по 27.03.2033г.

Земельный участок предоставлен для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Срок аренды земельного участка установлен с 28.03.2018г. по 27.03.2033г.

В соответствии со статьей 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор, в том числе: пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 названного Кодекса.

Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Понятие существенного нарушения, как и его квалифицирующие признаки, раскрывается законодателем при помощи оценочных категорий. В каждом конкретном случае вопрос о существенности нарушения должен решаться с учетом всех имеющих значение обстоятельств. При этом доказательства существенных нарушений договора должна представить сторона, обратившаяся в суд.

Пунктом 9 статьи 22 ЗК РФ предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором, если не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.

Требование о расторжении договора не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").

В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (пункт 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).

Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора отклоняется судом.

При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что истец 06.08.2019 направил ответчику претензию, неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в суд. В указанной претензии истец предложил ответчику рассмотреть вопрос расторжения договора аренды от 28.03.2018г. № 5, в связи с существенными нарушениями условий договора и подписать соглашение о расторжении договора.

Ответчик условия претензии не исполнил.

Кроме того, истцом повторно направлялось соглашение от 03.02.2020г. о расторжении договора от 28.03.2018г. № 5, которое ответчиком не было подписано.

Таким образом, из поведения ответчика не усматриваются намерение на мирное досудебное урегулирование спора.

По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, пункта 7 части 1 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату государственной пошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.

Поскольку при рассмотрении дела из поведения ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, то оставление иска без рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.

Согласно п. 4 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) (ред. от 26.04.2017) если из обстоятельств дела следует, что заявление ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора направлено на необоснованное затягивание разрешения возникшего спора, суд на основании ч. 5 ст. 159 АПК РФ отказывает в его удовлетворении.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством; наряду с этим аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

В пункте 2 статьи 45 ЗК РФ приведены следующие основания для принудительного прекращения права в отношении земельного участка: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Статьей 619 ГК РФ установлено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В силу пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при применении арбитражными судами пункта 9 статьи 22 ЗК РФ, допускающего досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором, необходимо руководствоваться следующим.

В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 ЗК РФ и статьями 450 и 619 ГК РФ, пункт 9 статьи 22 ЗК РФ устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.

Обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.

Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлен на основании п.п. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001, п.п. 1 п.2 ст. 7.5 Закона области от 05.12.2007 № 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области".

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 7.5 Закона Тамбовской области Закон Тамбовской области от 05.12.2007 N 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.11.2007 N 862) предоставление юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов осуществляется при условии соответствия объекта коммунально-бытового назначения одному из критериев:

1) объект коммунально-бытового назначения включен в государственную программу Российской Федерации и (или) государственную программу Тамбовской области, и (или) муниципальную программу, и (или) его размещение предусмотрено документами территориального планирования Тамбовской области и (или) муниципальных образований в Тамбовской области;

2) объект коммунально-бытового назначения относится к сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения или к сфере обращения с отходами и предусматривает внедрение современных технологий, в том числе в части обеспечения энергоэффективности, и реализовывается в рамках государственно-частного партнерства.

Мусоросортировочный комбинат не был включен в государственную программу РФ Тамбовской области, и его размещение не было предусмотрено документами территориального планирования муниципального образования.

Согласно условиям договора, фактически земельный участок планировалось предоставить для производственных целей.

Судом установлено, что под строительство объекта предоставлены земли населенных пунктов, что является нарушением ст.ст. 8, 83, 88 ЗК РФ.

ООО "Бастион" не представлено, доказательств обращения с заявлением об изменении категории земельного участка.

Таким образом, суд считает, что спорный земельный участок используется Арендатором для производственных целей без изменения категории земель, что приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению. В то время как земельный участок предоставлялся для строительства мусороперерабатывающего комбината.

Ответчиком не представлено бесспорных доказательств, что строить мусоросортировочный комбинат арендатор планирует, документы на строительство, проектная документация на объект отсутствует.

Также в предписании Прокурора Никифоровского района от 24.04.2019г. № 02-01-28-2019 (л.д.15-17, т. 2,), ответе от 04.12.2019г. № 14-17044/19 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 26-28) усматривается указание на несоответствие цели аренды, указанной в договоре и предусмотренной распоряжением главы Администрации Тамбовской области от 04.10.2017г. № 142.

Договор аренды заключен для строительства мусороперерабатывающего комбината, тогда как распоряжением главы администрации Тамбовской области от 04.10.2017г. № 142 было принято решение о предоставлении муниципальным образованием земельного участка 68:11:1101039:61 для строительства объекта коммунально-бытового назначения - мусоросортировочной станции на полигоне твердых коммунальных отходов в Никифоровском районе.

Участок предоставлен для мусоропереработки, тогда как должен быть предоставлен для сортировки мусора.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Таким образом, действия по сортировки ТКО являются одним из этапов мусоропереработки.

Как следует из материалов дела, решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 04.02.2019 г. по делу №2-9/2019 ООО «Бастион» и АО «ТСК» запрещено вести деятельность по приему и размещению твердых коммунальных отходов на полигон твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу - Тамбовская область, Никифоровский район, северо-восток кадастрового квартала 68:11:1101039. Полигон для захоронения твердых бытовых отходов в соответствие с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов" № 128 от 03.04.2019г. исключен из государственного реестра объектов размещения отходов. В сентябре 2019 года в Территориальную схему внесли изменения и исключили полигон из Территориальной схемы по обращению с отходами.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Представленные по делу и исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства, согласно заявленных оснований, предмета иска, суд находит достаточными для разрешения спора по существу.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования заявлены истцом, правомерно, обоснованно и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ госпошлина подлежит отнесению на ответчика. Поскольку в исковом заявлении объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, госпошлина уплачивается за каждое самостоятельное требования (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014г. № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

СУД РЕШИЛ:

Расторгнуть договор аренды земельного участка № 5 от 28.03.2018г. с кадастровым номером 68:11:1101039:61, находящегося по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, юго-восток кадастрового квартала 68:11:1101039 для использования в целях - для строительства мусороперерабатывающего комбината, общей площадью 86341 кв.м., земли населенных пунктов, заключенный между Администрацией Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Бастион".

Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (ИНН <***>, ОГРН <***>) возвратить Администрации Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области земельный участок с кадастровым номером 68:11:1101039:61, являющийся предметом Договора аренды земельного участка № 5 от 28.03.2018г.

Взыскать с ООО «Бастион», Тамбовская область, Никифоровский район, р.<...> (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 28.12.2000) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 12000руб.

Истцу по заявлению, налоговому органувыдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Макарова Н.Ю.