ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8298/2011 от 28.02.2012 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

  392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2012

Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2012

г. Тамбов

11 марта 2012 г. Дело №А64-8298/2011

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

  ООО «Большая Липовица» (ОГРН <***>), Тамбовский район

к Администрации Тамбовской области (ОГРН <***>), г. Тамбов

третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Тамбовской облас­ти, г. Тамбов

ОАО Мясоперерабатывающий Комбинат «Максимовский», г. Тамбов Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картогра­фии по Тамбовской области, г. Тамбов

ФБУ «Кадастровая палата» по Тамбовской области, г. Тамбов

о признании недействующим пункта 1 постановления администрации Тамбовской об­ласти от 30.07.2010г. № 918 «О формировании перечня земельных участков и регист­рации права собственности на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» в части сфор­мирования «перечня» земельных участков в границах Тамбовского района, отнесен­ных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - зем­ли сельскохозяйственного назначения согласно приложению, признании недействую­щим п. 1 Приложения к Постановлению администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 в части включение земельного участка в границах Большелино-вицкого сельского Совета с кадастровым номером 68:20:6102010:5, местоположение : Тамбовская область, Тамбовский район, 300м на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, общая площадь земельного участка: 2,314 га, виды угодий: прочие земли (с учетом уточнений от 26.01.2012г.) при участии в заседании:

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель, доверенность б/н от 25.07.2011г.;

от ответчика - ФИО2, главный специалист - эксперт юридического отдела, доверенность № 86 от 26.12.2011г.;

от Комитета по управлению имуществом администрации Тамбовской области - Сус­лина Н.Ю., главный специалист - эксперт юридического отдела, доверенность б/н от 12.08.2011г.;

от Управления Росреестра по Тамбовской области - не явился, извещен надлежащим образом (уведомление от 06.02.2012).

от ОАО Мясоперерабатывающий Комбинат «Максимовский» - ФИО3, пред­ставитель, доверенность б/н от 10.10.2011г.;

от «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ по Тамбовской области - не явился, из­вещен надлежащим образом (протокол судебного заседания от 21.02.12).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Большая Липовица» ( далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации города Тамбова (третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Тамбовской области, ОАО Мясоперерабатывающий Комбинат «Максимовский», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФБУ «Кадастровая палата» по Тамбовской области) о признании недействующим пункта 1 постановления администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» в части сформирования «перечня» земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения согласно приложению и признать недействующим п. 1 Приложения к Постановлению администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 в части расположения земельного участка в границах Большелиповицкого сельского Совета с кадастровым номером 68:20:6102010:5, местоположение : Тамбовская область, Тамбовский район, 300м на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, общая площадь земельного участка: 2,314 га, виды угодий: прочие земли ( с учетом уточнений от 26.01.2012г.- т. 3 л.д.20-26). Требование заявлено в рамках главы 23 Арбитражного процессуального кодекса. Первоначально данное требование было заявлено в рамках главы 24 АПК РФ с ходатайством о восстановлении срока на обжалование данного ненормативного акта.

Общество полагает, что оспариваемое в части постановление содержит как нормативные , так и ненормативные предписания, является подзаконным актом, отсылочным по способу изложения правовых норм ( элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на другой нормативный акт) В связи с чем полагает, что , исходя из позиции Конституционного суда РФ, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 182-О, в котором указано. что при оспаривании смешанного правового акта судам следует рассматривать дело по правилам главы 23 АП РФ. Спорное постановление должно рассматриваться судом по правилам главы 23 АПК РФ. В обоснование своих доводов Общество указывает, что оспариваемое (в части ) постановление не было опубликовано официально для всеобщего сведения, в связи с чем в силу п. 3 ст. 15 Конституции РФ , не может применяться. Кроме этого. указанное постановление не соответствует законам, обладающим большей юридической силой, а именно : п. 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст. 271 ГК РФ. Земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 включен в фонд перераспределения земель незаконно, так как не является земельным участком, подпадающим под перечень . имеющийся в п. 2 ст. 80 К РФ. Данным постановление грубо нарушены права общества, рядом с данным земельным участком ( в непосредственной близости 1 м) находятся объекты недвижимости ООО « Большая липовица»( коровник четырехрядный), которым общество не может пользоваться по прямому назначению вследствие формирования данного участка. Кроме этого. общество отмечает, что все недвижимое имущество ООО «Большая липовица» было приобретено в 2009г., вся остальная земля расположена именно под объектами общества. Тем не менее Администрация Тамбовской области, невзирая на существование частной собственности, выделила причудливой формы земельный участок вокруг объектов недвижимости заявителя, отступив 1 метр от стен построек, что привело к невозможности использования объектов недвижимости, существовавших ранее по прямому назначению.

Ответчик по существу заявленных требований пояснил, что обжалуемое постановление администрации Тамбовской области является ненормативным правовым актом. с заявлением об оспаривании указанного ненормативного правового акта заявитель обратился с пропуском установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока. Общество знало о нарушении его прав с 29.09.2010г. , однако не обжаловало ненормативный акт в установленный срок . В связи с чем ответчик полагает, что обществу следует отказать в восстановлении пропущенного срока, соответственно в удовлетворении заявленных требований в полном объеме ( т. 2 л.д.9-12)

Определением Арбитражного суда от 17.11.2012г., от 12.12.2011г., от 12.01.2012 г. на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены : Комитет по управлению имуществом администрации Тамбовской области; ОАО « Мясоперерабатывающий комбинат « Максимовский», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Тамбовской области.

ОАО « Мясоперерабатывающий комбинат « Максимовский» указало, что оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом, , поскольку он рассчитан на однократное применение, адресован конкретному лицу- Комитету, в связи с чем спор надлежит рассматривать в рамках главы 24 АПК РФ. Считает, что с соответствующим заявлением Общество обратилось в арбитражный суд с пропуском установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока, поскольку о существовании данного участка заявитель узнал 29.09.10, когда Комитет выставлял данный участок на торги. Кроме этого, оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку объекты недвижимого имущества ООО «Большая липовица», находящиеся рядом со спорным земельным участком не вовлечены в экономический оборот. Часть зданий, принадлежащих заявителю находится в непригодном для использования по назначению состоянии. Более того, на земельном участке, включенном в спорное постановление, не расположены объекты ООО «Большая липовица». Решением арбитражного суда от 18.08.10 признано право собственности заявителя не на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке в кадастровом квартале 68:20:6102010. На тот момент земельный спорный земельный участок находился не разграниченной госсобственности. Доводы заявителя о том, что в связи с образованием спорного земельного участка рядом с его объектами недвижимого имущества, стало невозможно использовать данный объекты считает несостоятельными.

Комитет по управлению имуществом Администрации Тамбовской области не согласился с заявленными Обществом требованиями. Пояснил, что обжалуемое постановление администрации области является ненормативным правовым актом, рассчитанным на однократное применение и адресованным конкретным лицам. Постановлением было поручено Комитету сформировать, земельный участок и зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, что было и сделано.Формирование земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, и составления их перечня, относится к компетенции Администрации Тамбовской области. Из ст.ст. 4, 6 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (принятого Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 г.) следует, что земельные участки, расположенные в пределах административно-территориальных границ Тамбовской области, отнесенные к фонду перераспределения земель Тамбовской области находятся в государственной собственности Тамбовской области; полномочия на утверждение порядка формирования земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, и их перечня, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тамбовской области, отнесены к полномочиям администрации Тамбовской области в вопросах регулирования земельных отношений как самостоятельно, так и через орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений. Пояснил, что спорный земельный участок был отнесен к фонду перераспределения земель в силу положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», поскольку Фонд перераспределения земель Тамбовской области формируется в том числе и за счет земель, включенных в соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ч. 11 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель») в фонды перераспределения земель в границах районов области, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Указанные положения были исключены Законом Тамбовской области от 08.11.2010 N 701-3;2. 08.11.2010 года, а обжалованное постановление администрации Тамбовской области №918 от датировано 30.07.2010г. Считает, что с соответствующим заявлением Общество обратилось в арбитражный суд с пропуском установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока. Основания для восстановления пропущенного срока по его мнению, отсутствуют.

По мнению Управления Россреестра по Тамбовской области оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом. Результат рассмотрения дела Управление оставляет на усмотрение суда. На вопросы суда третье лицо пояснило, что земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010 не были отнесены к фонду перераспределения земель, в том числе ни по состоянию на 1992г.-1994г.г. На сегодняшний момент Управление также не располагает информации об отнесении земель в границах данного квартала к фонду перераспределения земель.

«ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ по Тамбовской области пояснило, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 площадью 23 140 кв.м. , разрешенное использование для строительства крупного рогатого скота, категория земель : земли сельхозназначения, был поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 12.07.10, по заявлению и межевому плану от 09.07.10, подготовленному в связи с выполнением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности ИП ФИО4 Представленные документы по форме , содержанию и комплектности соответствовали требованиям ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.07, в связи с чем земельный участок был поставлен на кадастровый учет.

Исследовав материалы дела, оценив доводы представителей сторон, представленные по делу доказательства, суд установил следующее:

В соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2011г. № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции от 31.12.2005 № 206-З и Закона Тамбовской области от 18.03.1997 № 101-З « О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" ( в редакции от 23.06.2006 № 47-З) Администрацией Тамбовской области 28 июня 2006 г. принято постановление N 716 «Об утверждении Порядка формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области и Перечня земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области".

Пунктом 1 названного постановления утвержден порядок формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области согласно приложению № 1;

Пунктом 2 утвержден перечень земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области согласно приложению № 2.

Указанное постановление опубликовано в газете «Тамбовская жизнь» от 30 июня 2006 г. N 154 - 155). 6 февраля 2008 г. и 9 ноября 2009 г. в данное постановление были внесены соответствующие изменения.

Во исполнение постановления администрации области от 28.06.2006 N716 «Об утверждении Порядка формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области и Перечня земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области» (в редакции постановлений Администрации от 06.02.2008г. № 159 и от 09.11.2009 № 1328) постановлением администрации Тамбовской области от 30 июля 2010 г. N918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности области на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» был сформирован перечень земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,1016 гектар прочих земель согласно приложению.

Согласно приложению к вышеназванному постановлению в Перечень в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в границах СХПК « Большая Липовица» на территории Большелиповицкого сельского совета был включен в том числе земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, с кадастровым номером 68:20:6102010:5 площадью 2,314 га прочие земли.

Пунктом 2 постановления № 918 от 30.07.2010г. № 918 комитету по управлению имуществом области было поручено зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области право собственности Тамбовской области на земельные участки, отнесенные к фонду перераспределения земель Тамбовской области.

Впоследствии в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 30.07.2010 №918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности области на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района», комитет по управлению имуществом области произвел государственную регистрацию права собственности Тамбовской области на земельные участки, в том числе и на земельный участок расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, с кадастровым номером 68:20:6102010:5. Факт регистрации права собственности Тамбовской области на названный земельный участок подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2010 год №68-68-14/034/2010-327.

ООО «Большая Липовица», не согласившись с названным постановлением в части включение в перечень земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель, земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, с кадастровым номером 68:20:6102010:5 площадью 2,314 га прочие земли, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с уточнениями предмета спора заявитель оспаривает названное постановление как нормативный правовой акт.

Оценив правовую природу оспариваемого в части постановления, суд полагает, что оно является ненормативным правовым актом, который надлежит рассматривать в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах;

Названные положения лишь устанавливают критерии подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, признаков, позволяющих отнести оспариваемый акт к нормативному правовому акту, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного правового акта должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы содержащегося в оспариваемом документе правила, законодательного регулирования в данной сфере.

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Оспариваемое в части постановление названным критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, не отвечает.

Как следует из содержания оспариваемого постановления оно не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, что является обязательным признаком нормативного правового акта, поэтому не может рассматриваться в качестве такового. Оно не рассчитано на неоднократное применение, а именно эти признаки являются обязательными для признания постановления в качестве нормативного акта.

Суд полагает, что обжалуемое постановление администрации области № 918 от 30.07.2010 является ненормативным правовым актом.

Ненормативный правовой акт - это официальный письменный документ, содержащий индивидуальное предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу.

Спорным постановлением из общего перечня земельных участков, ранее отнесенных постановлением Администрации Тамбовской области к фонду перераспределения земель в границах Большелиповицкого муниципального образования Тамбовского района, сформирован перечень земельных участков, отнесенных к данному фонду в границах Тамбовского района, земель СХПК «Большая Липовица» , отнесенных к фонду перераспределения земель.

Постановлением был сформирован конкретный перечень земельных участков имеющих кадастровые номера, определенную площадь и конкретные ориентиры. Комитету поручено зарегистрировать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области право собственности Тамбовской области на конкретные земельные участка, что было и сделано.

В связи с чем, суд считает оспариваемое постановление ненормативным правовым актом, спор о законности которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде Тамбовской области по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Указанный спор, учитывая местонахождение ответчика, а также его характер, подведомственен арбитражному суду Тамбовской области.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, постановлением администрации Тамбовской области от 30 июля 2010 г. N918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности области на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» был сформирован перечень земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,1016 гектар прочих земель согласно приложению.

Согласно приложению к вышеназванному постановлению в Перечень в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в границах СХПК « Большая Липовица» на территории Большелиповицкого сельского совета был включен в том числе земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, с кадастровым номером 68:20:6102010:5 площадью 2,314 га прочие земли.

Оспариваемое в данном части постановление принято во исполнение ранее принятого постановления Администрации Тамбовской области 28 июня 2006 г. принято N 716 «Об утверждении Порядка формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области и Перечня земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области».

Пунктом 1 названного постановления утвержден порядок формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области согласно приложению № 1;

Пунктом 2 утвержден перечень земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области согласно приложению № 2.

Согласно ст. 10 Закона Тамбовской области №101-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 18.03.1997 №677) к полномочиям администрации области в вопросах регулирования земельных отношений относится:

13) утверждение перечня земельных участков, ограниченных в
 обороте;

13.1) утверждение порядка формирования и перечня земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области;

13.2) распоряжение земельными участками, отнесенными к фонду перераспределения земель Тамбовской области;

14) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным
 законодательством.

Вышеназванный закон утратил силу с 05.12.2007 в связи с вступлением Закона №316-3, т.е. после издания постановления администрации области от 28.06.2006 №716.

Согласно ст.4, 6 Закона Тамбовской области от 05.12.2007 №316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» к полномочиям администрации Тамбовской области в сфере регулирования земельных отношений относятся:

формирование земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, и составления их перечня.

Таким образом, судом установлено, что формирование перечня земельных участков. отнесенных к фонду перераспределения земель , относится к компетенции Администрации Тамбовской области и спорное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется, кроме прочего, за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.

Согласно статьи 11 Закона Тамбовской области № 101-З от 18.03.1997г. фонд перераспределения земель Тамбовской области создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях эффективного использования сельскохозяйственных угодий и развития сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

В соответствии с Порядком формирования фонда перераспределения земель Тамбовской области ( утв. Постановлением №716 от 28.06.06, в редакции действовавшей на момент издания спорного постановления) Фонд перераспределения земель Тамбовской области формируется за счет:

1) земель, включенных в соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в фонды перераспределения земель в границах районов области, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР"

(ч.11 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель»)

Пункт 1 был впоследствии исключен 08.11.2010 года в соответствии Законом Тамбовской области от 08.11.2010 N 701-3; обжалованное постановление администрации Тамбовской области №918 принято 30.07.2010г.

2) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд : при добровольном отказе от земельного участка, при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными и областным законодательством; в случае отсутствия наследников по закону или по завещанию,, либо если ни один из наследников принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания в пользу кого он отказывается от наследства.

Таким образом, именно в результате наступления вышеуказанных условий земли сельскохозяйственного назначения поступают в фонд перераспределения земель.

Земельные участки в пределах ее административно-территориальных границ, отнесенные к фонду перераспределения земель Тамбовской области, находятся в государственной собственности Тамбовской области.

Судом установлено, что согласно приложению № 2 Постановления Администрации Тамбовской области № 716 от 28.06.06в общий перечень земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, в границах Большелиповицкого сельсовета Тамбовского района были включены : пашни-169 га, залежи- 0 , 423га – сенокосы, 60 а- пастбища, 55 га – несельхозугодья ( т.1 л.д.85, строка 259 Перечня).

Таким образом, именно из данной площади земель , должен быть впоследствии сформирован земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5.

Судом установлено, и подтверждено планом земель СХПК «Липовица» 2008, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 находится в границах кадастрового квартала 68:20:6102010 в границах бывшего СХПК «Большая липовица».

Как пояснил представитель ответчика земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 площадью 23 140 га по видам сельхозугодий относится к прочим угодьям земель с/х назначения в составе земель фонда перераспределения. Данное обстоятельство также подтверждается справкой, выданной кадастровым инженером ИП ФИО4 от 23.07.2010г., приобщенной к материалам дела ( т. 4 л.д.79). Т.е. спорный участок отнесен к несельхозугодьям.

Данные земли были включены в состав фонда перераспределения из земель , принадлежавших ранее СХПК «Большая липовица».

Представитель Администрации пояснил, то создание фонда перераспределения земель было впервые предусмотрено Указом Президента РФ от 27.12.1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , которым предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий.

Федеральным Законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено ( п. 11 ст.3) ,что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находящиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В соответствии со ст. 19 ЗКРФ , не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находится в собственности субъектов Российской Федерации.

В связи с чем в силу п. 1 Порядка , который действовал на момент издания спорного постановления, этот земельный участок был включен в состав фонда перераспределения земель.

Таким образом, согласно пояснениям ответчика земельный участок был сформирован из состава прочих земель площадью 55 га находящихся в границах Большелиповицкого сельсовета, ранее включенных до вступления в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель.

Между тем, представитель Управления Росреетра в судебном заседании 12.01.2012г. представил на обозрение суда план земель по состоянию на 1994г. и пояснил, что согласно данным плана 11994г. земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010, ранее использовавшиеся колхозом «Путь коммунизма», затем ТОО «Большая липовица», а затем земли СХПК « Большая липовица», не включены в фонд перераспределения земель. Земли, отнесенные к фонду перераспределения земель отмечены синим цветом. Земли в границах данного квартала отмечены иным цветом и не вошли в фонд перераспределения. Управление не располагает данными , что в период с 1991г. до 1994г. в состав фонда перераспределения земель были включены земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010. . На сегодняшний день согласно сведениям, представленным ОАО « Тамбогипрозем» Управление также не располагает сведениями о том, что земли в составе данного кварталы были включены в фонд перераспределения земель.

Оценив план земель СХПК « Большая липовица», представленный управлением в судебное заседание на обозрение, сравнив его с планом земель СХПК «Большая липовица», изготовленного ОАО « Тамбогипрозем» в 2008г., суд установил, что все земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010 не относятся в землям фонда перераспределения земель, включенных в территорию Большелиповицкого сельсовета.

Суд отмечает. что действительно в соответствии с п.5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в фонды перераспределения земель включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий».

Однако доказательств того, что в соответствии с положениями Указа Президента № 323 от27.12.1991г. какой-либо земельный участок в границах данного кадастрового квартала входил в состав фонда перераспределения земель ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Как указывает ответчик, что спорный земель участок был отнесен к землям фонда перераспределения земель как земли несельскохозяйственного назначения прочие земли, поскольку не имел собственника.

Структура земель сельскохозяйственного назначения отражена в п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные угодья:

пашни, сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое для выращивания различных сельскохозяйственных культур, имеют относительно ровный рельеф;

пастбища - земельные угодья с травянистой растительностью, используемые для пастьбы животных, преобладает исключительно холмистый рельеф;

сенокосы - сельскохозяйственное угодье, используемое для заготовки сена.

Несельскохозяйственные угодья: полевые и проселочные дороги, постройки, имеющие сельскохозяйственное значение, кустарники, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли временного консервирования и т.д.

Управлением Росрестра по Тамбовской области в подтверждение своих доводов о том, что спорный земельный участок не отнесен к фонде перераспределения земель ссылается на постановление администрации Тамбовского района № 191 от 01.04.1992г. ( т. 3 л.д.39)

Постановлением Администрации Тамбовского района № 259 от 01.06.1992 в собственность граждан хозяйств района бесплатно были переданы земельные участки для с/х использования. Колхозу «Путь к коммунизму» были переданы земли в собственность общей площадью 4976га, в том числе 3967 га пашни, 143 га сенокосы, 538 га – пастбища, 328 га прочих земель в пользование.

В фонд перераспределения земель Тамбовского района поступило от колхоза «Путь к коммунизму» 344 га с/х угодий (пашни, сенокосов и пастбищ)- т. 3 л.д 30.

28 июля 1992г. зарегистрировано ТОО «Большая липовица» решением малого Совета Тамбовского районного Совета народных депутатов № 164..

В соответствии с постановлением администрации Тамбовского района № 2850 от 17.11.1994г. в ранее принятые постановления № 191 от 01.04.1992г., №823 от 17.09.1992г., от 27.10.1993г. внесены частичные изменения , которыми утверждены проекты перераспределения земель в сельскохозяйственных предприятиях района с основными показателями согласно приложению.

За ТОО «Большая липовица» ( впоследствии 09.07.1998г. перерегистрированного в СХПК «Большая липовица» постановлением № 1493 ) закреплены : 631га земельные паи, за трудовым коллективом в собственности 4530 га с/х угодий, в т.ч. пашни 3865, сенокосов – 135, пастбищ – 530. В составе земель отнесенных к фонду перераспределения прочие земли не поименованы ,а имеются 739 га – с/х угодий, в , т.ч. 9 га – пашни, 314 –сенокосов, 56 га пастбищ , несельхоз угодья в данном постановлении не поименованы ( т. 2 л.д.4-5).

Таким образом, это подтверждает доводы третьего лица, о том, что земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010 не включались в фонд перераспределения земель.

Кроме этого, согласно постановлению администрации Тамбовского района № 2637 от 08.07.2010г. земельный участок, который был в дальнейшем поставлен на кадастровый учет с номером 68:20:6102010:5, формируется из кадастрового квартала 68:20:6102010, находящегося в государственной собственности. Однако распоряжается данным земельным участком не администрация Тамбовской области в лице комитета по управлению имуществом Тамбовской области, а Администрация Тамбовского района. Между тем, если земли в границах данного квартала включались в состав фонда перераспределения земель, они должны были относится к собственности Тамбовской области ( субъекта РФ). Это должно было быть оформлено.

Кроме этого, представителю ФКП Росреестра в лице филиала по тамбовской области в судебном заседании 21.02.2012г. на обозрение представлялся план границ земель СХПК « Большая липовица» с вопросом отнесены ли земли в границах кадастрового квартала 68:20:6102010 к фонду перераспределения земель. На вопрос суда представитель третьего лица пояснил, что согласно плану не отнесены.

В связи с чем данные доказательства также свидетельствуют о том, что земли в границах данного квартала не отнесены к фонду перераспределения земель Тамбовской области в соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области № 716 от 28.06.2010г.

Таким образом, оценив все представленные доказательства в совокупности наряду с пояснениями заявителя и третьих лиц. суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок был ранее поименован в составе 55 га прочих земель, отнесенных в границах Большелиповицкого сельсовета Тамбовского района ( т.1 л.д.85, строка 259 Перечня).

В связи с чем у администрации Тамбовской области отсутствовали правовые основания для включения земельного участка в границах Большелиповицкого сельского Совета с кадастровым номером 68:20:6102010:5, местоположение : Тамбовская область, Тамбовский район, 300м на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, общая площадь земельного участка: 2,314 га, виды угодий: прочие земли в перечень земельных участков в границах Тамбовского района, отнесен­ных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель - зем­ли сельскохозяйственного назначения согласно приложению, и в п. 1 Приложения к Постановлению администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918

Суд полагает, что спорное постановление нарушает права и законные интересы ООО « Большая липовица» по следующим основаниям:

на земельном участке площадью 133354 кв.м., указанном на плане (т.2 л.д.52 ; т. 1 л. д. 45) находятся:

5 объектов недвижимого имущества, на которые заявителем представлены свидетельства о праве собственности (т.1 л.д.52-57), в т.ч.:

Здание свинарника № 13 (литер А), инвентарный номер: 465/А/06, расположенное 82 м на восток от д.№55 по ул. Советская с.Большая Липовица, общая площадь 480,80 кв.м., площадь 480,80 кв.м.;

Здание коровника № 4 (литер А), инвентарный номер: 462/А/06, расположенное 117 м на юго-запад от д. №55 по ул. Советская с.Большая Липовица, общая площадь 994,00 кв. м., площадь 994,00 кв. м.;

Здание телятника № 6 (литер А), инвентарный номер: 466/А/06, расположенное 130 м на юго-запад от д. №55 по ул. Советская с.Большая Липовица, общая площадь 562,20 кв.м., площадь 562,20 кв.м.;

Здание «коровник 4-х рядный» (Лит.А, А1), инвентарный номер: 501/А06, расположенное по адресу: 49 м на запад от д.№55 по ул.Советская с.Большая Липовица, общая площадь 1754,10 кв.м., площадь 1754,10 кв.м.;

Здание свинарника №12, инвентарный номер: 501/В/06, расположенное по адресу: 49 м на запад от д.№55 по ул.Советская с.Большая Липовица, общая площадь 2025,10 кв.м., площадь 2025,10 кв.м.

Таким образом, у заявителя в силу действующего законодательства возникло право требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый под 5 объектами недвижимого имущества и необходимый для их использования.

Спорный земельный участок , включенный ответчиком в фонд перераспределения находится в непосредственной близости от здания «коровника 4-х рядного» (Лит.А, А1), инвентарный номер: 501/А06, расположенное по адресу: 49 м на запад от д.№55 по ул.Советская с.Большая Липовица, общая площадь 1754,10 кв.м., площадь 1754,10 кв.м. указанное обстоятельство напрямую явствует из плана границ земельного участка ( т. 1 л.д.45)

Как указывает заявитель ввиду нахождения в непосредственной близости от объекта недвижимости ООО « Большая липовица»( коровник четырехрядный), спорного земельного участка, общество не может пользоваться коровником по прямому назначению. Кроме этого, общество отмечает, что все недвижимое имущество ООО «Большая липовица» было приобретено в 2009г., все пять объектов были размещены расположена именно под объектами общества. Об этом знала Администрация Тамбовского района, которая формировала данный земельный участок. Факт оформления в надлежащем порядке права собственности на приобретенные объекты недвижимости заявителем на основании решения Арбитражного суда от 18.08.2010г., не влечет лишения права титульного владельца объектов недвижимости , приобретенных на основании договора купли-продажи от 22.05.09 , на использование приобретенных объектов по прямому назначению.

Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 общей площадью 23 140 кв.м. находится в непосредственной близости от объекта недвижимого имущества, принадлежащего ООО « Большая липовица» от коровника 4-х рядного ( лит. А, А1.), ( по данным заявителя 1 метр отступ, по данным ОАО « Максимовский» – до 5 м отступ). Иного в материалы дела суду не представлено. Указанное обстоятельство подтверждается планом границ земельного участка – т. 1 л.д.45

Заявителем представлено в материалы дела техническое заключение о необходимости закрепления земельного участка за коровником 4-х рядным ( лит. А, А1), расположенным в с. Большая Липовица Тамбовского района Тамбовской области, 49м на запад от <...> по состоянию на февраль 2012г.

Согласно данному заключению кроме земельного участка непосредственно под зданием коровника, требуется дополнительный земельный участок для выгула и кормления животных и для размещения подсобных производственных и складских зданий и сооружений, а также проездов обслуживающего транспорта и прогонов скота на пастбище. По данному техническому заключению ветеринарный разрыв между фермами разных крестьянских хозяйств должен быть не менее 100м.

Суд при этом учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 общей площадью 23 140 кв.м был сформирован именно для строительства животноводческого комплекса на 1200 голов. В связи с чем изначально при формировании данного земельного участка должны были учитываться права всех лиц. в том числе и владельцев объектов недвижимости, находящихся в непосредственной близости с формируемым земельным участком, в силу положений ст. 305 ГК РФ. Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя не являющемуся собственником, но владеющим имуществом по иному основанию , предусмотренному законом или договором. В связи с чем в силу требований ст. 304 ГК РФ ООО « Большая липовица» может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

В процессе рассмотрения дела Администрация и Комитет заявили о пропуске заявителем без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривания постановления администрации области от 30.07.2010 №918 .

Ответчик и третье лицо полагают, что ООО «Большая Липовица» было известно о государственной регистрации права собственности Тамбовской области на спорный земельный участок в 2010г. по следующим основаниям:

Во-первых, в своем заявлении ООО «Большая Липовица» ссылается на объявление в газете «Тамбовская жизнь» от 29.09.2010 о выставление комитетом по управлению имуществом области на торги земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, где заявитель сам и участвовал и наложил обеспечительные меры;

Во-вторых, ООО «Большая Липовица» обращалось в арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о признании права собственности на спорный земельный участок (дело №А64-5428/2010), в заявлении об обжаловании действия администрации области заявитель на дело №А64-5428/2010 так же ссылается. По делу №А64-5428/2010 20.10.2010 года в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований был привлечен комитет по управлению имуществом области. В судебном заседании комитет пояснил, что земельный участок, расположенный по адресу: : Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица является собственностью Тамбовской области на основании свидетельства о государственной регистрации от 09.08.2010. В качестве доказательств комитет по управлению имуществом области предоставил копию свидетельства от 09.08.2010 года суду. ООО «Большая Липовица» присутствовало 20.10.2010 года на судебном заседании и знало о государственной регистрации права собственности Тамбовской области. В связи с данными обстоятельства ООО «Большая Липовица» в судебном заседании 24.11.2010 заявило ходатайство об отказе от исковых требований;

В-третьих, ООО «Большая Липовица» письменно от 22.06.2011 №73-06 обратилось в Комитет с просьбой заключить договор купли-продажи на земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица.

Общество считает, что пропустило данный срок по уважительным причинам. В обоснование своих доводов заявитель указал, что при рассмотрении дела №А64-5428/2010 комитет пояснял, что земельный участок, расположенный по адресу: : Тамбовская область, Тамбовский район, 300 м. на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица является собственностью Тамбовской области на основании свидетельства о государственной регистрации от 09.08.2010, ссылка на озвучивание номера и даты постановления, в силу которого у Администрации возникло право собственности на данный земельный участок судебный акт не содержит. Кроме этого, суд учитывает, что начиная с 2010г. , после регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, заявитель предпринимал меры по оформлению земель под объектами недвижимости. что подтверждается планами границ земельных участков, представленных в судебное заседание 28.02.2012г., согласованных в том числе главой Администрации Тамбовского района. Фактически общество стремилось сформировать большой земельный участок под всеми объектами недвижимости, в чем заявителю было в дальнейшем отказано. В последующем в 2011г. , узнав о формировании спорного земельного участка, ООО «Большая Липовица» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об обжаловании действий Комитета по управлению имуществом Администрации Тамбовской области и администрации Тамбовской области, в котором просит признать незаконными действия администрации Тамбовской области по формированию участка между объектами недвижимости ООО «Большая Липовица». На предварительном судебном заседании 21.09.2011 г. представитель администрации Тамбовской области предоставил суду и представителю ООО «Большая Липовица» копию постановления администрации Тамбовской области от 30.07.2010 г. № 918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности области на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовского области, расположенные в границах Тамбовского района». ООО «Большая Липовица» полагает, что администрация Тамбовской области совместно с администрацией Тамбовского района умышленно вывели земельный участок с кадастровым номером 68:20:6102010:5 из состава земель, принадлежащих администрации района, не поставив об этом в известность предприятие, пользующееся данным земельным участком — ООО «Большая Липовица», с целью передать данный участок иному лицу, которому он был обещан. Поэтому информация о существовании данного постановления намеренно скрывалось от представителей ООО «Большая Липовица», чтобы лишить заинтересованное лицо возможности обжаловать постановление в установленном законом порядке. В связи с чем ООО «Большая Липовица» просит суд признать уважительной причину пропуска срока подачи заявления об оспаривании постановления от 30.07.2010 г. № 918 и признании его недействующим, и восстановить срок для подачи настоящего заявления.

Суд, оценив доводы заявителя о причинах пропуска срока, учитывая обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения дела, считает возможным восстановить заявителю срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обжалования вышеназванного в части постановления Администрации Тамбовской области.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в следующей части.

Признать недействительным пункт 1 постановления Администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» в части включения при формировании перечня земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,1016га прочих земель в состав данного перечня земельного участка площадью 2,314 га.

Признать недействительным п. 1 Приложения к Постановлению администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 , в части включения в Перечень земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, земельного участка в границах Большелиповицкого сельского Совета с кадастровым номером 68:20:6102010:5, местоположение : Тамбовская область, Тамбовский район, 300м на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, общая площадь земельного участка: 2,314 га, виды угодий: прочие земли

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной – нарушителем этого права или законного интереса.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

В связи с чем расходы по госпошлине в соответствии с требованиями ст.110 АПК РФ следует отнести на Администрацию Тамбовской области.

Руководствуясь ст. ст. 110 , 167,- 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

СУД РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить в части.

Признать недействительным пункт 1 постановления Администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 «О формировании перечня земельных участков и регистрации права собственности на земельные участки фонда перераспределения земель Тамбовской области, расположенные в границах Тамбовского района» в части включения при формировании перечня земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,1016га прочих земель в состав данного перечня земельного участка площадью 2,314 га.

Признать недействительным п. 1 Приложения к Постановлению администрации Тамбовской области от 30.07.2010г. № 918 , в части включения в Перечень земельных участков в границах Тамбовского района, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, земельного участка в границах Большелиповицкого сельского Совета с кадастровым номером 68:20:6102010:5, местоположение : Тамбовская область, Тамбовский район, 300м на юго-запад от здания конторы по ул. Советской в с. Большая Липовица, общая площадь земельного участка: 2,314 га, виды угодий: прочие земли

Взыскать с Администрации Тамбовской области в пользу ООО « Большая Липовица» государственную пошлину в сумме 2000 руб.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е.В. Малина