ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8398/09 от 17.03.2010 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

www. http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

  17 марта 2010г. Дело №А64-8398/09

Арбитражный суд Тамбовской области в составе   судьи В. А. Игнатенко

При ведении протокола судебного заседания судьей В.А. Игнатенко

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Пигмент»

к администрации Тамбовского района Тамбовской области

Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области

Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области

Управление Росприроднадзора по Тамбовской области

о  признании незаконными действий

при участии

от заявителя  – ФИО1, начальник юридического отдела по доверенности №22-юр/14 от 1.01.09; ФИО2, начальник отдела по работе с недвижимостью по доверенности №22-юр/29 от 01.01.10

от ответчика  ФИО3, представитель по доверенности от 16.09.09 б/н

от третьих лиц – ФИО4 консультант Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенности от 03.03.10

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области – не явился, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя

от Управления Росприроднадзора по Тамбовской области – не явился, извещен надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Пигмент» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок площадью 156500 кв.м. с кадастровым номером 68:20:6517001:2, местоположение – Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19 и обязать Администрацию Тамбовского района Тамбовской области направить заявителю в установленный срок с момента вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка по ценам, действующим в период подачи заявления.

  Ответчик с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве от 02.02.10 №1/267, пояснил, что спорный земельный участок площадью 156500 кв.м. отнесен к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем ОАО «Пигмент» и было отказано в выкупе земельного участка, ограниченного в обороте. Вывод об отнесении спорного земельного участка площадью 156500 кв.м. к категории земель особо охраняемых природных территорий сделан Администрацией на основании представленного заявителем в отношении спорного участка кадастрового паспорта и выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Документов, подтверждающих отнесение земельного участка площадью 156500 кв. м. с кадастровым номером 68:20:6517001:2, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19, к землям особо охраняемых природных территорий, ответчик суду не представил.

Определениями арбитражного суда от 20.01.10 и от 11.02.10 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно заявленных требований, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, Управление Росприроднадзора по Тамбовской области.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области рассмотрение требований оставило на усмотрение суда.

Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области считает отказ администрации в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка законным.

Управление Росприроднадзора по Тамбовской области пояснило, что спорный участок не относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения, рассмотрение требований оставило на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управления Росприроднадзора по Тамбовской области, по имеющимся в деле материалам.

В заседании суда на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16 по 17 марта 2010г. с вынесением протокольного определения.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Открытое акционерное общество «Пигмент» (далее - ОАО «Пигмент», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 02.10.2002г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

ОАО «Пигмент» является собственником объектов недвижимости базы отдыха «Лесная», расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19.

Право собственности ОАО «Пигмент» на здания базы отдыха «Лесная» возникло на основании Решения Тамбовского областного совета народных депутатов № 153 от 15.06.1993г. и Решения Комитета по управлению государственным имуществом Тамбовской области № 573 от 21.09.1993г. и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.10.2005г. № № 68 АА 497259, 68 АА 497258, 68 АА 497257, 68 АА 497256, 68 АА 497255, АА 497254, 68 АА 497253, 68 АА 497252, 68 АА 497251, 68 АА 497250, 68 АА 497248, 68 АА 497247, 68 АА 497246, 68 АА 497245, 68 АА 497244, 68 АА 497243, 68 АА 497242, 68 АА 497241. Здания базы отдыха «Лесная» расположены на земельном участке площадью 156500 кв.м. по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19, кадастровый номер 68:20:6517001:2. Данный земельный участок принадлежит ОАО «Пигмент» на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей № 485 от 15.12.1993г., свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2005г. № 68 АА 497260.

ОАО «Пигмент» письмом от 03.11.2009г. обратилось в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявкой на предоставление в собственность земельного участка, на котором расположены здания базы отдыха «Лесная».

Администрация Тамбовского района Тамбовской области письмом № 1/2339 от 20.11.2009г. отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку находится в пределах особо охраняемых природных территорий.

Полагая, что указанные действия являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. По мнению заявителя, спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем отказ в предоставлении его в собственность, является незаконным.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, ОАО «Пигмент» принадлежат на праве собственности здания базы отдыха «Лесная», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается ответчиком.

Право собственности ОАО «Пигмент» на здания базы отдыха «Лесная» возникло на основании Решения Тамбовского областного совета народных депутатов № 153 от 15.06.1993г. и Решения Комитета по управлению государственным имуществом Тамбовской области № 573 от 21.09.1993г. Комплекс зданий базы отдыха «Лесная» расположен на земельном участке площадью 156500 кв.м. по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19, кадастровый номер 68:20:6517001:2.

Указанный земельный участок принадлежит ОАО «Пигмент» на праве постоянного бессрочного пользования, что подтверждается государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей № 485 от 15.12.1993г., свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2005г. № 68 АА 497260.

На основании нормы ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ОАО «Пигмент» письмом за исх. № 320-н от 03.11.2009г. обратилось в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявкой на приватизацию данного земельного участка с приложением всех необходимых документов.

Администрация Тамбовского района Тамбовской области в ответ на заявление ОАО «Пигмент» отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (письмо № 1/2339 от 20.11.2009г.).

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Кроме того, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к изъятым из оборота относятся только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 данного Кодекса), а к ограниченным в обороте - находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых территорий и объектов - это самостоятельная категория земель.

Порядок отнесения земельных участков к землям особо охраняемых территорий определен соответствующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 14.03.95 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Так, в частности, в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые  имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

Аналогичное определение критериев отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий содержится в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Таким образом, к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие следующими признаками:

- они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними);

- должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

- должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования;

- для них должен быть установлен режим особой охраны, а не особый режим использования.

Судом установлено, что спорный земельный участок указанными признаками не обладает. Администрацией Тамбовского района не доказано особое, ценное значение спорного земельного участка, данный участок в установленном порядке не изъят их хозяйственного использования, в отношении него не установлен режим особой охраны.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 17.07.06. № 784 утверждено положение об Управлении по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области. Согласно п. 3.8 Положения, Управление выполняет функцию по ведению кадастра природных ресурсов области и особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения. Однако Управление не представило подтверждение включения спорного земельного участка в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт спорного земельного участка от 02.09.2009г. № 6820/221/09-15930, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.12.2009г. № 14/048/2009-171 на спорный участок. В данных документах содержатся сведения об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов. Также в материалах дела имеется государственный акт № ТА-020-0000485 о праве бессрочного пользования спорным земельным участком, подписанный Главой администрации Тамбовского района, согласно которому акционерному обществу «Пигмент» было выделено 15,65 гектаров земли для базы отдыха. Согласно данному акту, земельный участок был предоставлен с особым режимом использования, в качестве земли рекреационного назначения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 и нормами главы 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, а также земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации запрещено осуществлять на землях рекреационного назначения деятельность, не соответствующую целевому назначению этих земель.

Законодательством Российской Федерации земли рекреационного назначения не изъяты из оборота, ограничения на приватизацию спорного земельного участка в установленном порядке не установлены.

Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Однако ответчик не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем судом установлено, что спорный земельный участок отнесен к землям рекреационного назначения.

Довод Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о нахождении спорного земельного участка по адресу Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19 памятника природы – Озера «Чистоозерное» (Святое)», не может быть принят, в связи со следующим.

Управление указывает, что памятник природы Озеро «Чистоозерное» находится в пределах спорного земельного участка – квартала 19. Однако площадь квартала 19 составляет 144 га, тогда как площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 68:20:6517001:2 составляет 15,65 га. Кроме того, довод третьего лица противоречит данным кадастрового плана спорного земельного участка, плана границ спорного земельного участка, согласованного и подписанного в установленном порядке смежником ТОГУ «Тамбовское лесничество».

Заявителем представлена схема границ земельного участка под базой отдыха «Лесная», согласно которой минимальное расстояние от спорного земельного участка до Озера «Чистоозерное» составляет 220,17 м.

Решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 06.12.1979г. № 524 «О взятии под охрану памятников природы», на которое ссылается Управление в обоснование возражений, установлен режим охраны памятников природы с частичным ограничением хозяйственного пользования на территории охранной зоны до 200 м вокруг.

Управление со ссылкой на статью 58 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает на отнесение памятника природы Озеро «Чистоозерное» к природным объектам, имеющим особое природоохранное значение.

Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ от10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

При этом согласно ч. 2 ст. 58 Закона, порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 10 ст. 95 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Однако спорный земельный участок в установленном порядке не изъят из хозяйственного использования, в отношении него не установлен режим особой охраны. Доказательств обратного Управлением не представлено.

На основании изложенного выше и принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно отказал заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

В связи с чем понесенные ОАО «Пигмент» судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с Администрации Тамбовского района Тамбовской области.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать недействительным отказ Администрации Тамбовского района Тамбовской области в предоставлении ОАО «Пигмент» в собственность земельного участка площадью 156500 кв.метров с кадастровым номером 68:20:6517001:2, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовский лесхоз, Пригородное лесничество, квартал 19.

Обязать Администрацию Тамбовского района Тамбовской области направить ОАО «Пигмент» в установленный срок с момента вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка по ценам, действующим в период подачи заявления.

  Взыскать с Администрации Тамбовского района Тамбовской области в пользу Открытого акционерного общества «Пигмент» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>.

Судья В.А. Игнатенко