ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-8553/18 от 19.12.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

     http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                          Дело № А64-8553/2018

20 декабря  2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.12.2018г.

Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2018г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.А.Краснослободцева,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Найдиной

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Иркутская область г. Иркутск ОГРН <***> ИНН <***>

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Тамбовское» Федеральной службы исполнения наказаний, Тамбовская область Кирсановский район, п. Садовый ОГРН <***> ИНН <***>

о взыскании 932139 руб.

при участии в заседании:

от истца –ФИО1 дов. от  09.01.2018г.

от ответчика –  не явился, уведомлен надлежаще

установил:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Иркутская область г. Иркутск ОГРН <***> ИНН <***> обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Тамбовское» Федеральной службы исполнения наказаний, Тамбовская область о взыскании 932139 руб. неустойки.

Представитель истца в заседании суда требования по иску поддержал.

Ответчик отзыв на иск не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен.

 Дело рассматривается на основании п.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения спора.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание,  учитывая положения ч.3.1 ст.70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований, суд находит иск подлежащим удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.

Как следует из материалов дела, между Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее по тексту - ГУФСИН России по Иркутской области, Истец), с одной стороны, и федеральным государственным унитарным предприятием «Тамбовское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту - ФГУП «Тамбовское» ФСИН России, Ответчик), с другой стороны, на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 04.2013 № 44-ФЗ) заключен государственный контракт от 20.04.2017 № 39/ТО/15/4-158 (реестровый номер контракта 1380000020617000128) на поставку индивидуальных рационов питания.

В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик (Ответчик) обязался в рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2017 год, используя труд осужденных в соответствии со статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, передать Грузополучателю, уполномоченном) Государственным заказчиком, следующую пищевую продукцию:

-индивидуальные рационы питания для повседневной деятельности сотрудников (ИРП-П), выработанные по ТУ 10.89.19-001-08944485-2017,

-индивидуальные рационы питания для спецконтингента (РП), выработанные по ТУ 10.89.19-001- 08944485-2017;

-сухой полнорационный сбалансированный корм для служебных собак, выработанный по СТО 08944485-004-2017,

в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные Ведомостью поставки (Приложение № 1) и Отгрузочной разнарядкой (Приложение № 2), а Государственный заказчик (Истец), в свою очередь, обязался обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям Контракта.

Согласно Ведомости поставки и Отгрузочной разнарядки (Приложения № 1 и № 2 соответственно к Контракту, являющимися неотъемлемой его частью), Ответчик обязан был поставить Грузополучателю Государственного заказчика (ФКУ БМТиВС ГУФСИН России по Иркутской области, находящегося по адресу: 664001, <...>): индивидуальные рационы питания для повседневной деятельности сотрудников (ИРП-П) - в количестве 3 200 штук по цене 360 рублей 00 копеек за одну штуку на общую сумму 1 152 000 рублей 00 копеек, в срок с 01.05.2017 по 31.05.2017 года (май 2017 года); индивидуальные рационы питания для спецконтингента - в общем количестве 55 000 штук по цене 158 рублей 00 копеек за одну штуку на общую сумму 8 690 000 рублей 00 копеек, при этом: в срок с 01.05.2017 по 31.05.2017 года (май 2017 года) - 35 000 штук, на общую сумму 5 530 000 рублей 00 копеек, с 01.10.2017 по 31.10.2017 года (октябрь 2017 года) - 20 000 штук, на общую сумму 3 160 000 рублей 00 копеек; корм сухой полнорационный сбалансированный для служебных собак - в количестве 21 505 килограмм по цене 115 рублей 00 копеек за один килограмм на общую сумму 2 473 075 рублей 00 копеек, в срок с 01.05.2017 по 31.05.2017 года (май 2017 года).На основании соглашения о расторжении от 31.07.2017 № 39/ТО/15/4-253 указанный Контракт был расторгнут сторонами.

В установленный Контрактом срок Ответчиком исполнены в полном объеме свои обязательства по поставке лишь корма сухого полнорационного сбалансированного для служебных собак (в количестве 21 505 килограмм на общую сумму 2 473 075 рублей 00 копеек), что подтверждается Товарными накладными № 477 от 04.05.2017 и № 478 от 05.05.2017.

Условия Контракта о поставке индивидуальных рационов питания для сотрудников (в количестве 3 200 штук на сумму 1 152 000 рублей 00 копеек, срок поставки - май 2017) и индивидуальных рационов питания для спецконтингента (в количестве 35 000 штук на сумму 5 530 000 рублей 00 копеек, срок поставки - май 2017) Ответчиком в установленный Контрактом срок не исполнены, в связи с чем истцом ответчику начислены 915 434 рублей пени.

В адрес ответчика направлена претензия от 20.02.2018 № исх- 39/ТО/18/2-3784 с требованием об уплате неустойки (пени).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Государственный контракт от 20.04.2017 № 39/ТО/15/4-158 года заключен между Истцом и Ответчиком в рамках государственной закупки в соответствии с требованиями пункта 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и по своей правовой природе является договором поставки, в связи с чем к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения главы 30 ГК РФ, а именно - положения параграфов 1, 3 и 4 указанной главы ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании пункта 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля- продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно положениям статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530) (пункт 1). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса (пункт 2). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы (пункт 3).

Согласно статье 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В силу положений статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (пункт 1). В случае, когда договором поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке (пункт 2).

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (пункт 1 статьи 510 ГК РФ).

В соответствии со статьей 521 ГК РФ установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров, взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами Контракта) предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем (статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), Постановлением от 25 ноября 2013 г. № 1063 (действовало на момент заключения Контракта и утратило силу с 09.09.2017) утвердило «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 устанавливает порядок определения фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется но формуле, указанной в Правилах.

Кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

На основании частей 4 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также пункта 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, Истец и Ответчик согласовали в заключенном между ними Контракте условие о том, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федераций от цены контракта уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, и определяется по формуле, определяемой в Контракте (пункт 8.6. Контракта).

Таким образом, в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 стороны в пункте 8.6. Контракта согласовали условие о том, что пеня определяется как произведение значения цены контракта (цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком) и значения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день уплаты неустойки.

Поскольку соглашением от 31.07.2017 № 39/ТО/15/4-253 о расторжении Контракта не было предусмотрено сторонами иное, то обязательства по Контракту от 20.04.2017 № 39/ТО/15/4-158 с учетом пунктов 2 и 3 статьи 453 ГК РФ считаются прекращенными с момента заключения сторонами указанного соглашения о расторжении государственного контракта, то есть с 01.08.2017 включительно.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора», разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.

В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств», если иное не вытекает из соглашения сторон, расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

Истцом начислена неустойка в размере   932139 руб. в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Расчет неустойки судом проверен и признан арифметически верным.

Ответчик отзыв на иск не представил, возражений по иску не заявил.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 Кодекса следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 Кодекса предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

Таким образом, положения части 5 статьи 70 Кодекса распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Кодекса (указанная позиция подтверждена также Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 N 8127/13).

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и  обстоятельства  по  спору  сторон согласно заявленных оснований,   предмета  иска   и возражений ответчика   суд   находит   достаточными для разрешения спора по существу.

Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:      

1) Взыскать с  Федерального государственного унитарного предприятия «Тамбовское» Федеральной службы исполнения наказаний, Тамбовская область Кирсановский район, п. Садовый ОГРН <***> ИНН <***> в пользу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, Иркутская область г. Иркутск ОГРН <***> ИНН <***> руб. пени.

2) Взыскать с  Федерального государственного унитарного предприятия «Тамбовское» Федеральной службы исполнения наказаний, Тамбовская область Кирсановский район, п. Садовый ОГРН <***> ИНН <***> в доход федерального бюджета 21643 руб. госпошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения суда в законную силу.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, обжалуется в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, в течение месяца после принятия настоящего решения.

Судья                                                                          А.А.Краснослободцев