Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
28 февраля 2012 г . Дело №А64-8847/2011
Решение изготовлено в полном объеме 28.02.2012
Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2012
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.А. Игнатенко
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Костровой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело №А64-8847/2011 по заявлению
Крестьянского (фермерского) хозяйства «Искра», Рассказовский район
к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области
о признании незаконным решения № 04-41/568 от 12.07.2011г.
при участии
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 03.11.2011г.
от ответчика – ФИО2, ведущий специалист эксперт по доверенности
У С Т А Н О В И Л:
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Искра» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления сельского хозяйства Тамбовской области № 04-41/568 от 12.07.2011г. об отказе в выплате субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору от 11.05.2007г.
<***>; возложении обязанности по представлению средств из федерального и областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту.
Заявитель поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование своего права на получение субсидии ссылается на «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве от 18.11.2011г. № 01-09/703.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 по 21 февраля 2012г. с вынесением протокольного определения.
Изучив материалы дела, суд установил следующее:
Как следует из материалов дела, в результате организованных Тамбовским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» открытых торгов по продаже сельскохозяйственной техники, находящейся в залоге у банка, КФХ «Искра» было признано победителем, предложившим наибольшую цену, о чем составлен соответствующий протокол от 11.05.07 (л.д. 28)
По результатам торгов 11.05.07 между ОАО «Россельхозбанк» и КФХ «Искра» заключен договор купли – продажи сельскохозяйственной техники на общую сумму 1 613 394 руб. 85 коп. (без НДС), в том числе: зерноуборочного комбайна «Енисей-1200-1М 68 ТР 2503», 2004 года выпуска, стоимостью 738 181 руб. 55 коп., зерноуборочного комбайна «Енисей -1200-1М 68 ТР 2504», 2004 года выпуска, стоимостью
738 181 руб. 55 коп.; самоходного свеклопогрузчика СПС-4,2 68 ТР 2453», 1990 года, выпуска, стоимостью 137 031 руб. 75 коп.
В целях исполнения указанного договора купли-продажи, между банком и крестьянским (фермерским) хозяйством «Искра» 11.05.07 заключен кредитный договор
<***> на сумму 1 600 000 руб. (л.д. 31).
06.07.2011г. КФХ «Искра» обратилось в Управление сельского хозяйства Тамбовской области с заявлением о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 11.05.2007г. <***>.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Управление сельского хозяйства Тамбовской области письмом от 12.07.2011г. № 04-41/568 отказало в предоставлении субсидий, со ссылкой на то, что приобретенная техника не отвечает требованиям Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме того, КФХ «Искра» не представило счет-фактуру и накладную, необходимые для получения субсидий.
Полагая, что решение Управления сельского хозяйства об отказе в предоставлении субсидии является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, КФХ «Искра» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование своих требований КФХ «Искра» ссылается на представление всех необходимых для получения субсидий документов, а отсутствие счета-фактуры и накладной, в данном случае, обусловлено приобретением сельскохозяйственной техники с торгов в банке, которая на балансе Тамбовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» не учитывалось, что в свою очередь исключает их наличие. Также, по мнению заявителя, действующим законодательством не установлены ограничения на субсидирование приобретения техники, бывшей в употреблении.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд исходит из следующего.
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Искра» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа КФХ «Искра» в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному на приобретение сельскохозяйственной техники, послужил вывод Управления сельского хозяйства Тамбовской области о том, что приобретенная со вторичного рынка техника, не отвечает требованиям Федерального закона от 25.02.1999г. «39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме того, в нарушение постановления администрации Тамбовской области от 19.01.11 №15 к заявлению о предоставлении субсидий не представлены счет-фактура и накладная.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон №264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).
Во исполнение Закона № 264-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007г. № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012г.г.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. № 90 были утверждены «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012г.г. Постановлением Администрации Тамбовской области от 23.02.2009г. № 303 утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 19.01.2011г. № 15 утверждены «Правила предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы».
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются на условиях софинансирования, как из средств федерального бюджета, так из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, субъект Российской Федерации праве устанавливать порядок предоставления субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей в том случае, если они выплачиваются исключительно за счет собственного бюджета. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2011г. №39-Г11-15.
Содержание Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 90, свидетельствует о том, что из федерального бюджета субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по различным видам кредита, перечисленных в пункте 5, размер которых зависит от определенных условий получения кредита и составляет или 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, или 100 процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока.
Отказывая в предоставлении субсидий, ответчик посчитал необходимым представление заявителем документов, подтверждающих факт модернизации приобретенной сельскохозяйственной техники. Данный вывод сделан Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на основании анализа положений Федерального закона от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и приказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 03.03.2008г. № 35 «О субсидировании сельскохозяйственной техники с вторичного рынка».
При этом, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства
№ 90, ни Правила, утвержденные Постановлением Администрации Тамбовской области
№ 15, не предусматривают необходимости предоставления дополнительных, кроме установленных, документов, подтверждающих факт и целевое использование кредитных средств.
Федеральный закон от 25.02.1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», на положения которого ссылается заявитель, не регулирует правоотношения, связанные с предоставлением субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях.
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (пункт 8 Правил № 90).
Пунктом 9 Правил № 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат, а именно:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат;
б) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
в) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
г) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
д) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
КФХ «Искра» предоставило в Управление сельского хозяйства в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 9 Правил № 90, что не оспаривается Ответчиком в судебном заседании.
В соответствии с «Правилами предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы», утвержденных Постановлением Администрации Тамбовской области от 19.01.2011г. № 15, заемщики для получения субсидий на возмещение части затрат из областного бюджета должны представить следующие документы (пункт 3.2.2.2. Перечня документов, подтверждающих целевое использование кредита):
при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - сельскохозяйственная техника) заверенные заемщиком копии:
платежных поручений на уплату начисленных процентов;
платежных поручений на уплату основного долга;
договоров на приобретение сельскохозяйственной техники;
платежных поручений, подтверждающих оплату сельскохозяйственной техники;
товарно-транспортных накладных, счетов-фактур на приобретение сельскохозяйственной техники;
актов приемки-передачи сельскохозяйственной техники (формы № ОС-1, № ОС-16, № ОС-15);
паспортов транспортных средств с пометкой о постановке на учет в установленном порядке;
Непредставление КФХ «Искра» счетов-фактур, накладных и актов приемки-передачи сельскохозяйственной техники, приобретенной с торгов, по мнению суда, не является основанием для отказа в представлении субсидий.
Из условий кредитного договора №070200/0325 от 11.05.2007г. следует, что кредит в размере 1 600 000 руб. получен КФХ «Искра» под 14% годовых. При этом п. 2.1. указанного договора прямо предусмотрены цели выдачи кредита – покупка сельскохозяйственной техники. Фактическое использование кредита по целевому назначению подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса.
Из представленных в материалы дела документов, в частности, протокола результатов проведения открытых торгов от 11.05.07, договора купли-продажи от 11.05.07 следует, что ОАО «Россельхозбанк» выступало организатором торгов в соответствии с Законом Российской Федерации № 2872-1 от 29.05.1992г. «О залоге». Реализуемая с торгов сельскохозяйственная техника, не учитывалась на балансе банка, соответственно документы о приобретении права собственности, учете и списании указанного имущества, в том числе товаротранспортные накладные, счета-фактуры не оформлялись. Данный факт подтверждается письмом от 01.07.11 №002-22-05/2442, адресованным КФХ «Искра» (л.д. 42).
Следовательно, в данном случае, у Банка, как организатора торгов по продаже заложенных транспортных средств, не возникло обязательства предоставить КФХ «Искра» счет-фактуру, поскольку он не является документом, относящимся к товару и подлежащим передаче покупателю по смыслу пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (пункт 8 Правил)
Таким образом, получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители независимо от специализации, взявшие кредиты на определенные цели, указанные в пунктах 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 90, предоставившие необходимый пакет документов и выполняющий условия кредитного договора.
Иных условий федеральное законодательство для получения субсидий не предусматривает, равно, как и не содержит ограничений на субсидирование приобретения техники, бывшей в эксплуатации.
Ссылка Управления на письмо от 28.03.2011г. № 13-01-1/344 департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, согласно которому департамент считает целесообразным оказание мер государственной поддержки в виде субсидий на приобретение новой или модернизированной сельскохозяйственной техники и оборудования отклоняется судом, поскольку указанный документ имеет информационно-разъяснительный характер и не носит общеобязательный характер.
В этой связи суд приходит к выводу о необоснованном отказе Управления сельского хозяйства в предоставлении КФХ «Искра» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, в связи с выполнением последним всех условий, необходимых для получения испрашиваемых субсидий.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными в судебном порядке решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления должны быть представлены доказательства того, что его решение и действия (бездействия), во-первых, не соответствует требованиям законодательства, а, во-вторых, нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа КФХ «Искра» в возмещении расходов по уплате процентов по кредиту, полученному на основании кредитного договора от 11.05.07 №070200/0325. Оспариваемое решение Управления сельского хозяйства Тамбовской области противоречит нормам Порядка и расходования субвенций, нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. лишает его права на получение субсидии в установленном размере, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.
В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
В связи с чем понесенные заявителем судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
Признать незаконным решение от 12.07.2011 № 04-41/568 Управления сельского хозяйства Тамбовской области об отказе Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Искра» в выплате субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитному договору <***> от 11 мая 2007г.
Обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области предоставить средства из федерального и областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту, полученному КФХ «Искра» в Тамбовском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» по кредитному договору <***> от 11 мая 2007г.
Взыскать с Управления сельского хозяйства по Тамбовской области в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства «Искра» (ОГРН <***>) сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>.
Судья В.А. Игнатенко