Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«11» января 2019г. Дело № А64-9125/2018
Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2018.
Полный текст решения изготовлен 11.01.2019.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Китаевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Прокуратуры Тамбовской области, г. Тамбов,
к 1) Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов,
2) АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов,
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов,
о признании недействительным соглашения
при участии в судебном заседании
от истца – ФИО1, доверенность №25 8-5-2017 от 07.11.2017,
от ответчиков – 1) ФИО2, доверенность от 03.12.2018,
2) ФИО3, доверенность №006/087 от 12.04.2018,
от третьего лица – ФИО4, доверенность №8-Д от 18.01.2018.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
установил:
Прокуратура Тамбовской области, г. Тамбов, обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, и АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов, с требованием о признании недействительным соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, заключенное между Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и Акционерным обществом «Тамбовская сетевая компания» 31.08.2018 года.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, г. Тамбов.
В судебном заседании объявлен перерыв с 25.12.2018 до 28.12.2018, с вынесением протокольного определения.
Истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, возражениях на отзыв.
Ответчик Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск, дополнениях к отзыву.
Ответчик АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов, исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на иск, дополнениях к отзыву.
Третье лицо считает иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд выяснил, что в соответствии с положением об Управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, утвержденном постановлением администрации области от 06.09.2013 № 264, Управление осуществляет организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (п.3.1.27); утверждает порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) (п.3.1.28); осуществляет регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора (п.3.1.29).
Приказом начальника Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 21.07.2017 № 73 «О проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области» утверждена конкурсная документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Конкурсная документация размещена 24.07.2017 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 3 от 30.08.2017 победителем конкурсного отбора признано Акционерное общество «Тамбовская сетевая компания».
Управлению ТЭК и ЖКХ Тамбовской области конкурсной комиссией рекомендовано направить в адрес АО «ТСК» проект соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Проект указанного соглашения ранее был размещен в составе конкурсной документации (Приложение № 6 к документации (извещению) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области).
Порядок заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором утвержден постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 № 546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Порядок).
Согласно п. 8 Порядка в течение пяти рабочих дней с даты размещения на официальном сайте торгов протокола о результатах проведения конкурсного отбора уполномоченный орган передает победителю конкурсного отбора нарочно с отметкой о вручении без своей подписи проект соглашения, включающий условия, предусмотренные документацией о конкурсном отборе и предложением победителя конкурсного отбора, либо направляет посредством почтовой связи заказным отправлением с уведомлением о вручении по указанному в заявке на участие в конкурсном отборе почтовому адресу.
Протокол о результатах проведения конкурсного отбора опубликован 06.09.2017.
Проект соглашения передан АО «ТСК» нарочным 07.09.2017.
Как указано в п. 9 Порядка в течение 45 рабочих дней с даты получения проекта соглашения от уполномоченного органа победитель конкурсного отбора представляет в уполномоченный орган подписанный проект соглашения в двух экземплярах и обеспечение исполнения обязательств по соглашению - безотзывную банковскую гарантию.
Поскольку проект соглашения получен Обществом 07.09.2017, срок предоставления в Управление ТЭК И ЖКХ Тамбовской области подписанного проекта соглашения и банковской гарантии начинает исчисляться с 08.09.2017 года.
Прокуратурой Тамбовской области в Арбитражном суде Тамбовской области было инициировано дело о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2017 по делу №А64-7213/2017 были приняты обеспечительные меры в виде запрета на заключение между Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области и АО «ТСК» соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
В соответствии с постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу №А64-7213/2017 обеспечительные меры отменены.
Истец считает, что с 09.10.2017 по 20.07.2018 года срок, установленный п. 9 Порядка, был приостановлен, в связи с чем АО «ТСК» было обязано представить в Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, подписанное соглашение и банковскую гарантию в течение 24 рабочих дней с 21.07.2018 (т.е. не позднее 23.08.2018).
Как отмечает истец, соглашение и банковская гарантия переданы АО «ТСК» в Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области 30.08.2018, т.е. за пределами установленного срока.
Ссылаясь на п. 15 Порядка, предусматривающего, что в случае, если победитель конкурсного отбора не подписал соглашение и не предоставил обеспечение исполнения обязательств по такому соглашению в сроки, установленные в пункте 9 Порядка, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения с указанным лицом, направив ему уведомление о принятии такого решения, с учетом того что подписанное соглашение представлено АО «ТСК» за пределами установленного срока, по мнению истца Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области должно было отказать в заключении соглашения, а не подписывать его 31.08.2018.
Истец также считает, что спорное соглашение не соответствует соглашению, размещенному в качестве Приложения № 6 к документации (извещению) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, поскольку содержит п. 2.1.25, согласно которому Региональный оператор обязуется не позднее 60 календарных дней после заключения настоящего Соглашения разработать, утвердить и разместить извещение о проведении аукциона и документацию о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. В проекте соглашения п. 2.1.25 в изложенной редакции отсутствовал.
Истец считает, что п. 3.2. подписанного сторонами соглашения изменен сторонами, так как изменена дата начала исполнения обязательств по соглашению, тем самым необоснованно продлив срок его действия на 2018 год и нарушив порядок заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором, установленный постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 г. №546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Истец также отметил, что согласно п. 3.1. заключенного сторонами соглашения указано, что оно вступает в силу с даты его подписания (31.08.2018) и действует в течение 10 лет, т.е. до 31.08.2028.
Вместе с тем, согласно п. 89 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом конкурсная заявка АО «Тамбовская сетевая компания» содержит предложения по стоимости услуг регионального оператора только по 2027 год включительно.
Данные о стоимости услуг регионального оператора на 2028 год в заявке отсутствуют.
На основании изложенного истец считает, что максимальный срок действия соглашения может быть установлен лишь по 31.12.2027, поскольку 2028 год не входит в период деятельности регионального оператора.
По мнению истца, указанные действия Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области свидетельствуют о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ссылаясь на ч. 4 ст. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, предусматривающую, что нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, на ч. 2 ст. 168 ГК РФ, а также на тот факт, что нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, в силу ч. 4 ст. 17 названного закона и п. 2 ст. 168 ГК РФ влечет недействительность заключенного с указанными нарушениями соглашения, истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, заключенное между Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и Акционерным обществом «Тамбовская сетевая компания» 31.08.2018.
Ответчик Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов, исковые требования считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснил, что постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу №А64-7213/2017, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, Прокуратуре Тамбовской области отказано в удовлетворении иска о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, в связи с чем проведённый управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области признан законным и не содержит нарушений норм действующего законодательства.
По мнению ответчика, по смыслу п. 2 ст. 449 ГК РФ без признания в судебном порядке конкурса недействительным не может быть признано недействительным заключенное по результатам торгов Соглашение. Проводимый конкурс и заключаемое по его результатам Соглашение образуют единый юридический состав.
Ответчик также отметил, что отмена заключенного Соглашения повлечет нарушение системы вывоза и утилизации (захоронения) твёрдых коммунальных отходов, что ухудшит экологическую ситуацию на территории области и создаст социальную напряжённость среди потребителей услуг.
Ответчик АО «Тамбовская сетевая компания», г. Тамбов, исковые требования считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснил, что пояснил, что постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу №А64-7213/2017, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, Прокуратуре Тамбовской области отказано в удовлетворении иска о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, в связи с чем проведённый управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области признан законным и не содержит нарушений норм действующего законодательства.
По мнению ответчика, по смыслу п. 2 ст. 449 ГК РФ без признания в судебном порядке конкурса недействительным не может быть признано недействительным заключенное по результатам торгов Соглашение. Проводимый конкурс и заключаемое по его результатам Соглашение образуют единый юридический состав.
Ответчик также отметил, что прокуратурой не обосновано, каким образом и чьи нарушаются интересы в связи с заключением Соглашения и приведет ли удовлетворение иска к восстановлению нарушенных прав и интересов, если таковые вообще нарушены, при этом отметил также, что удовлетворение иска неизбежно повлечет правовую неопределенность в вопросе о том, кто и каким образом будет обеспечивать оказание услуги по обращению с ТКО при условии того, что торги не признаны не действительными, победителем конкурса объявлено АО «ТСК» и оснований проводить новые торги нет. Должны ли будут ответчики в такой ситуации заключать новое соглашение, и каковы к тому правовые основания, поскольку такой вопрос законодательно не урегулирован.
Третье лицо исковые требования считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснило, что не согласно с правовой квалификацией истцом вышеобозначенных действий, отметило, что пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, как и часть 1 указанной статьи, запрещают действия, направленные на нарушение условий конкуренции при проведении торгов, однако, оспариваемые прокуратурой области действия не относятся к проведению торгов, а потому не могут быть квалифицированы подобным образом.
Третье лицо также отметило, что торги, проведённые в 2017 году Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области по отбору регионального оператора, также не подлежали оценке на соответствие требованиям статье 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанная статья является общей правовой нормой, а торги проводились по специальному законодательству: в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.
Третье лицо пояснило, что указанное выше уже было доведено до сведения прокуратуры Тамбовской области, которая обращалась в 2017 году (исх. от 31.08.2017 07-27-2017, вх. от 05.09.2017 № 6464) в Тамбовское УФАС России о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Тамбовское УФАС России в сентябре 2017 года отказало прокуратуре Тамбовской области в возбуждении дела по статье 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в спорном конкурсе, при этом Прокуратура Тамбовской области не обжаловала действия Тамбовского УФАС России по отказу в возбуждении дела.
Третье лицо отметило, что спорная конкурсная документация и проведённые торги были рассмотрены 11 сентября 2017 года Тамбовским УФАС России на соответствие требованиям действующего законодательства об отходах в рамках дела № АТЗ-84/17 о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров по жалобе ООО «КОМЭК» (вх. от 01.09.2017 № 6410) согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции, то есть в специальном как обязательные в силу закона торги. По результатам данного рассмотрения вынесено решение Комиссии Тамбовского УФАС России от 14.09.2017, которое размещено в указанный день на сайте Управления, в указанном решении содержатся подробные выводы и мотивированные обоснования Комиссии Тамбовского УФАС России, жалоба заявителя - участника конкурса ООО «КомЭк» признана Тамбовским УФАС России необоснованной, предписание не выдавалось.
Третье лицо пояснило, что в рамках судебного дела № А64-7213/2017 по исковому заявлению прокуратуры Тамбовской области к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области и акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области суды отказали в заявленных требованиях, нарушения порядка проведения торгов и определения победителями судами также не выявлено, следовательно, подтверждено отсутствие нарушенных условий конкуренции при проведении торгов, о чём необоснованно заявляет прокуратура Тамбовской области в заявлении по настоящему судебному делу.
Третье лицо отметило, что конкурсная документация рассматриваемых торгов и действующее законодательство об отходах не устанавливают правового регулирования и не определяют право организатора торгов отказаться от заключения договора (соглашения) с победителем в случае предоставления им банковской гарантии, не соответствующей условиям конкурса.
Конкурсная документация устанавливает требования к необходимой банковской гарантии, что в конечном итоге выполнено сторонами. Нарушение порядка принятия банковской гарантии не выявлено, какие-либо незаконные преимущества победителю со стороны организатора торгов не предоставлены.
Третье лицо считает, что применение законодательства о контрактной системе к действиям сторон спорного конкурса является неправомерным, поскольку, как было указано выше, рассматриваемые торги проведены в соответствии с действующим законодательством об отходах и не подлежат правовому регулированию по законодательству о контрактной системе. Прежде всего, отсутствует ключевой признак закупок для государственных или муниципальных нужд - торги проведены без привлечения бюджетных средств.
По мнению третьего лица, иные нарушения (несоответствия) в спорном соглашении, на которые указывает в своем исковом заявлении прокуратура Тамбовской области, обусловлены объективно сложившимися обстоятельствами - изменение действующего законодательства об отходах и долгий судебный спор по делу № А64-7213/2017, в рамках которого действовали обеспечительные меры по незаключению указанного соглашения, при этом все они являются соразмерными этим обстоятельствам и не свидетельствуют о предоставлении организатором торгов каких-либо преимуществ.
Третье лицо считает, что в своем заявлении и иных пояснениях прокуратура Тамбовской области также не предоставляет никаких обоснований и доказательств нарушенных условий конкуренции и (или) предоставления Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области в отношении акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» необоснованных преимуществ как законному победителю конкурса.
Истец, возражая на отзывы ответчиков, отметил, что недействительность договора, заключенного по результатам торгов, может быть связана не только с нарушением правил их проведения, но и с иными нарушениями требований закона.
Как отметил истец, в рассматриваемом случае обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительным Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области и АО «ТСК» по результатам конкурсного отбора регионального оператора, обусловлено допущенными нарушениями норм Федерального закона «О защите конкуренции», Порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 г. № 546, именно при заключении оспариваемого Соглашения.
На основании этого истец делает вывод, что судебные акты по делу №А64-7213/2017 об оспаривании конкурсного отбора регионального оператора не могут быть преюдициальными для настоящего спора, а вывод о том, что «проводимый конкурс и заключаемое по его результатам Соглашение образуют единый юридический состав» - логически неверный.
Истец также отметил, что посягающая на публичные интересы является, в том числе, сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Истец пояснил, что защищая государственные и общественные интересы в арбитражном процессе, прокурор наделен правом обращаться в арбитражный суд, согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, с исками о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
По мнению истца, поскольку государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств, право требовать признания Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО недействительным предоставлено прокурору в целях защиты публичных интересов.
Ответчик Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области в дополнениях к отзыву отметил, что срок для подписания Соглашения рассчитан с даты отмены обеспечительных мер, т.е. с 21.07.2018г.
Ответчик отметил, что добавленный пункт Соглашения включен в действующую редакцию Соглашения на основании пункта 63 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» и Постановления Правительства Российской Федерации № 1280 от 20.10.2017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое было принято после подведения итогов конкурсного отбора. Данным постановлением внесены изменения в Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора. Включение данного пункта вызвано необходимостью приведения положений Соглашения в соответствие с действующим законодательством.
Ответчик также пояснил, что изменение срока непосредственно связано с обращением прокуратуры области в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по делу №А64-7213/2017 и введением обеспечительных мер.
Ответчик отметил, что заключив Соглашение по факту 31.08.2018 г. АО «Тамбовская сетевая компания» не было готово приступить к деятельности буквально на следующий день - 01.09.2018 г., поскольку подготовительные мероприятия к фактическому началу исполнения обязательств регионального оператора не были проведены:
- не оформлены отношения с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов;
- не утвержден тариф на услугу регионального оператора;
- не извещены потенциальные потребители о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
- не проведены мероприятия по заключению договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и др.
Ответчик отметил, что изменение Соглашения не запрещено законодательством и не является основанием для признания Соглашения недействительным в целом, так как затрагивает права и обязанности только регионального оператора АО «Тамбовская сетевая компания».
Ответчик, ссылаясь на п. 5 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей на момент проведения конкурсного отбора регионального оператора) (далее - Закон №89-ФЗ) предусматривающий, что статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет, отметил, что поскольку Соглашение подписано 31.08.2018 срок установлен до 31.08.2028, чем соблюдено условие конкурсной документации о десятилетнем сроке действия соглашения и требования Закона №89-ФЗ.
Ответчик считает несостоятельным ссылку истца на нарушение требований п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и как основание признания сделки недействительной ч. 4 ст. 17 указанного закона.
Ответчик также считает, что период с 24.08.2018г. по 30.08.2019г. (7 дней) не обеспеченный банковской гарантией, не является существенным для возможного отказа от принятия банковской гарантии. Кроме того, в настоящее время в управление области поступило письмо АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) в г.Тамбов от 19.12.2018 №182 о направлении банковской гарантии № 17-103/18.1 со сроком действия до 30.08.2019.
Ответчик также пояснил, что ссылка прокуратуры области на законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не состоятельна, поскольку конкурсный отбор проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881.
Ответчик АО «Тамбовская сетевая компания» в дополнениях к отзыву отметил, что ссылка истца на необходимость отказа в заключении Соглашения в связи с нарушением сроков подписания АО «ТСК» соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Тамбовской области, несостоятельна, поскольку согласно п. 9 Постановления администрации Тамбовской области от 09.06.2017 N 546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Порядок №546), в течение 45 рабочих дней с даты получения проекта соглашения от уполномоченного органа победитель конкурсного отбора представляет в уполномоченный орган подписанный проект соглашения в двух экземплярах и обеспечение исполнения обязательств по соглашению - безотзывную банковскую гарантию.
Как пояснил ответчик, в ходе судебного разбирательства (по иску Прокуратуры области к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области и АО «ТСК» о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области) определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2017 по делу №А64-7213/2017 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению заключать соглашение об организации деятельности по обращению с отходами по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области. По вышеуказанному делу Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 в удовлетворении требований Прокуратуры области отказано и принятые 09.10.2017 обеспечительные меры отменены.
Из вышеизложенного следует, что в период с 09.10.2017 г. по 20.07.2018 г. (285 дней - более чем 9 месяцев) по заявлению прокуратуры действовали обеспечительные меры, которые не позволили АО «ТСК» (добросовестному участнику конкурсного отбора, победителю) и Управлению ТЭК и ЖКХ Тамбовской области подписать Соглашение в установленные документацией о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области и Порядком №546 сроки. Более того, ответчик, как добросовестный участник конкурсного отбора и его победитель, с целью заключения Соглашения получил банковскую гарантию. Однако, с подачей прокуратурой указанного иска и введением обеспечительных мер, АО «ТСК» договор о выдаче банковской гарантии был расторгнут, в результате Общество понесло убытки на сумму 1 200 641 рублей.
Ответчик отметил, что 13.08.18г. прокуратурой по делу №А64-7213/2017 была подана кассационная жалоба, в связи с чем судебные разбирательства по вышеуказанному делу завершились 11.11.2018г. вынесением Постановления кассационной инстанцией, которая оставила постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу №А64-7213/2017 без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного ответчик делает вывод, что в сложившейся ситуации, направление Соглашения со стороны АО «ТСК» с нарушением срока в 4 дня и подписание его Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области не нарушает чьи-либо права и интересы, а сам факт нарушения срока - является не существенным.
Ответчик также пояснил, что в дополненном п. 2.1.25 Соглашении Сторонами предусмотрено обязательное условие для АО «ТСК» - не позднее 60 календарных дней после заключения Соглашения разработать, утвердить и разместить извещение о проведении аукциона и документацию о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора.
Включение данного условия (п. 2.1.25) обусловлено тем, что условие подготовки указанных торгов было введено Постановлением Правительства РФ №1280 от 20.10.2017 г. после подведения итогов конкурсного отбора и требовалось для соблюдения норм действующего законодательства, а также для проведения подготовительной работы связанной с началом деятельности регионального оператора. Включение данного пункта не нарушило чьи-либо права и законные интересы.
Относительно изменения сроков, ответчик пояснил, что конкурсная документация, а именно его неотъемлемая часть - Проект Соглашения (приложение №6), в п. 3.2. предусматривала обязанность регионального оператора приступить к исполнению обязательств в полном объеме не позднее 01.09.2018. При этом, учитывая дату протокола заседания конкурсной комиссии (30.08.2017), в соответствии с которым определен победитель конкурсного отбора, для победителя (АО «ТСК») предоставлялся срок приступить к исполнению обязательств до 01.09.2018, т.е. в течение 12 месяцев.
Подписанное 31.08.18г. Соглашение предоставляет срок для проведения региональным оператором (АО «ТСК») подготовительной работы до 01.01.2019, т.е. в течение 4-х месяцев после подписания Соглашения, что составляет меньше срока, предусмотренного конкурсной документацией.
Ответчик отметил, что наличие судебного разбирательства по оспариванию конкурсного отбора регионального оператора и принятия обеспечительных мер по делу №А64-7213/2017 лишило ответчика произвести подготовительные мероприятия к фактическому началу исполнения обязательств регионального оператора, поскольку Соглашение было заключено 31.08.2018, а начало исполнения обязательств предполагалось с 01.09.2018.
Ответчик пояснил, что поскольку, в первую очередь, не оформлены отношения с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО; не утвержден тариф на услугу регионального оператора; не извещены потенциальные потребители о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО; не проведены мероприятия по заключению таких договоров и пр., а также принимая во внимание, что документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области и Порядок №546 не регулируют вопрос об изменении текста проекта Соглашения, однако, такое изменение не запрещено каким-либо законом и не является основанием для признания Соглашения недействительным, так как затрагивает права только АО «ТСК» (Регионального оператора, победителя конкурсного отбора).
Относительно срока соглашения ответчик пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей в момент проведения конкурсного отбора регионального оператора) в п. 5 ст. 24.6 предусматривал, что статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет.
Следовательно, законодательно определен срок действия Соглашения, который по общим правилам гражданского законодательства, исчисляется с даты его заключения (подписания). Кроме того, данное условие (10 летний срок действия) изначально предусматривалось в конкурсной документации.
Таким образом, подписывая Соглашение 31.08.2018 сроком действия до 31.08.2028, соблюдено условие конкурсной документации о сроке действия и Закона №89-ФЗ.
Ответчик также считает, что прокуратурой не указано в чем именно выразилось создание для АО «ТСК» преимущественных условий участия в торгах при условии, что АО «ТСК» было единственным участникомв конкурсном отборе и конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области судами апелляционной и кассационной инстанций признан законным (Дело № №А64-7213/2017).
Применительно к банковской гарантии ответчик отметил, что АО «ТСК» 19.12.2018г. заключено дополнительное соглашение к Соглашению о выдаче банковской гарантии от 24.08.18г № 17-103/18-гар, согласно п. 3 которого в пункт 2.2. Соглашения от 24.08.2018г. внесены изменения связанные со сроком действия банковской гарантии, срок действия банковской гарантии продлен по 30.08.2019г. включительно.
Истец в возражениях на дополнения к отзывам ответчиков отметил, что в рамках дела № А64-7213/2017 по исковому заявлению Прокуратуры Тамбовской области к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области по заявлению прокуратуры области Арбитражным судом Тамбовской области 09.10.2017 приняты обеспечительные меры: Управлению ТЭК и ЖКХ Тамбовской области и АО «ТСК» до вступления решения суда в законную силу запрещено заключать соглашение об организации деятельности по обращению с отходами. Принятие обеспечительных мер в указанном случае предусматривало временное ограничение сторон на заключение Соглашения в период их действия.
Изложенное означает, по мнению истца, что период, в течение которого действовало соответствующее определение суда о принятии обеспечительных мер, не влияет на порядок исчисления установленного постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 № 546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» 45-тидневного срока для подписания Соглашения. В рассматриваемом случае этот срок приостанавливался до вступления в законную силу судебного акта по делу № А64-7213/2017 и считался продолженным с 21.07.2018 (после принятия постановления судом апелляционной инстанции). Исчисление же указанного срока после отмены обеспечительных мер (с 21.07.2018) сначала определено сторонами самостоятельно без наличия к тому правовых оснований, поскольку законодательством такой порядок исчисления сроков не предусмотрен.
Истец считает, что доказательств отсутствия возможности исполнить указанное действие до наложения судом запрета сторонами не представлено.
Истец также отметил, что конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области по своей правовой природе торги, процедура проведения которых регулируется общими положениями гражданского законодательства, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также специальными нормами (Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881).
В части 10 статьи 41.12 названного закона по итогам проведенных торгов предусмотрено заключение муниципального контракта на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из содержания взаимосвязанных положений указанных выше норм следует, что при заключении и исполнении контракта не допускается изменение любых условий, указанных в извещении и конкурсной документации.
Изменение условий муниципального контракта возможно исключительно по основаниям, предусмотренным законом.
Истец считает, что с учетом изложенного обоснование ответчиками включения в оспариваемое Соглашение пункта 2.1.25 принятием Правительством Российской Федерации постановления № 1280 от 20.10.2017 не правомерно, равно как и не основано на законе утверждение о том, что Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не является муниципальным контрактом.
Как отмечает истец, конкурсная заявка АО «Тамбовская сетевая компания» содержала предложения по стоимости услуг регионального оператора только по 2027 год включительно, данные о стоимости услуг регионального оператора на 2028 год в заявке отсутствуют, в связи с чем максимальный срок действия соглашения может быть установлен лишь по 31.12.2027, поскольку 2028 год не входит в период деятельности регионального оператора.
Истец также отметил, что наличие самих оснований для отказа в принятии банковской гарантии и предполагает императивный запрет.
Истец считает, что право требовать признания недействительным Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу его противоречия нормам действующего законодательства предоставлено прокурору в целях защиты публичных интересов.
Оценив представленные документы, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
При этом суд руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Условия обращения Прокурора в арбитражный суд сформулированы в статье 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", применяемой в системной взаимосвязи со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и применении последствий недействительности таких сделок. Прокурор, обратившийся в суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
В силу данных норм права правомочие Прокурора требовать признания недействительными сделок, совершенных, в том числе, органами местного самоуправления, не полностью, а в части, не исключается, однако, предполагается, что и в этом случае обращение с иском преследует цель защиты интересов публично-правового образования или общественных интересов и сопровождается соответствующим обоснованием того, какие публичные или общественные интересы являются нарушенными оспариваемой частью сделки.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Данный иск прокурора направлен на защиту публичных и частных интересов, недопущение заключения таких договоров в будущем и служит целям реализации таких задач судопроизводства в арбитражных судах, как укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также формирование уважительного отношения к закону (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд считает довод ответчиков об отсутствии у истца права на обращение с данным иском необоснованным, подлежащим отклонению.
П. 1, 2 ст. 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч. 1 ст. 167 ГК РФ).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (абзац 2 пункта 74 Постановления Пленума ВС РФ N 25).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды (пункт 75 Постановления Пленума ВС РФ N 25).
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на нарушение ответчиками ч. 4 ст. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, предусматривающую, что нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, на ч. 2 ст. 168 ГК РФ, а также на тот факт, что нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, в силу ч. 4 ст. 17 названного закона и п. 2 ст. 168 ГК РФ влечет недействительность заключенного с указанными нарушениями соглашения.
Истец ссылается на нарушение ответчиками:
- п. 9 Порядка заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором утвержден постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 № 546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», согласно которому в течение 45 рабочих дней с даты получения проекта соглашения от уполномоченного органа победитель конкурсного отбора представляет в уполномоченный орган подписанный проект соглашения в двух экземплярах и обеспечение исполнения обязательств по соглашению - безотзывную банковскую гарантию, поскольку соглашение и банковская гарантия переданы АО «ТСК» в Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области 30.08.2018, т.е. за пределами установленного срока;
- спорное соглашение не соответствует соглашению, размещенному в качестве Приложения № 6 к документации (извещению) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, поскольку содержит п. 2.1.25, согласно которому Региональный оператор обязуется не позднее 60 календарных дней после заключения настоящего Соглашения разработать, утвердить и разместить извещение о проведении аукциона и документацию о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов;
- ответчиками п. 3.2. подписанного сторонами соглашения изменен, так как изменена дата начала исполнения обязательств по соглашению, тем самым необоснованно продлив срок его действия на 2028 год и нарушив порядок заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором, установленный постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 г. №546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами». Максимальный срок действия соглашения может быть установлен лишь по 31.12.2027, поскольку 2028 год не входит в период деятельности регионального оператора.
Согласно п. 9 Порядка заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором утвержден постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 № 546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Порядок), в течение 45 рабочих дней с даты получения проекта соглашения от уполномоченного органа победитель конкурсного отбора представляет в уполномоченный орган подписанный проект соглашения в двух экземплярах и обеспечение исполнения обязательств по соглашению - безотзывную банковскую гарантию.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня получения подписанных региональным оператором двух экземпляров соглашения и оригинала безотзывной банковской гарантии рассматривает представленные документы, подписывает оба экземпляра соглашения и передает один экземпляр соглашения представителю регионального оператора лично с отметкой о вручении на втором экземпляре соглашения либо направляет посредством почтовой связи заказным отправлением с уведомлением о вручении, либо принимает решение об отказе в подписании соглашения (п. 10 Порядка).
П. 11 Порядка предусматривает, что основаниями для отказа от подписания соглашения уполномоченным органом являются:
несоответствие безотзывной банковской гарантии требованиям, установленным действующим законодательством и документацией о конкурсном отборе, устанавливающей размер, порядок и срок ее представления;
подписание соглашения ненадлежащим лицом.
Таким образом, нарушение срока направления стороной подписанного соглашения не является безусловным основанием для отказа уполномоченного органа от подписания соглашения.
Истец также ссылается, что на момент подписания соглашения банковская гарантия не соответствовала условиям документации о конкурсном отборе.
Согласно п. 7.1.3 Документации (извещение) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области в качестве обеспечения исполнения соглашения принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В силу п. 7.1.6 Документации банковская гарантия должна содержать: сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом организатору конкурсного отбора, обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, обязанность гарантии уплатить организатору конкурсного отбора неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки, условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими организатору конкурсного отбора; срок действия банковской гарантии с учетом требований документации об отборе.
П. 7.1.1 Документации устанавливалось, что банковская гарантия представляется на каждый год срока действия соглашения со дня его вступления в силу.
Представленная первоначальная Банковская гарантия №17-103/18 от 24.08.2018 согласно п. 13 вступала в силу с даты выдачи Гарантии (с 24.08.2018) по 23.08.2019, что составляет год и не могло явиться основанием для отклонения банковской гарантии как не соответствующей документации, поскольку банковская гарантия предоставляется на каждый год и не исключает возможность включение спорных 7 дней в последующем.
Кроме того, по смыслу п. 13 Порядка предусматривается возможность Региональному оператору устранить выявленные замечания уполномоченного органа.
На момент судебного разбирательства в материалы дела представлена Банковская гарантия №17-103/18.1 от 19.12.2018 с указанием срока действия по 30.08.2019 включительно.
Согласно п. 3 Дополнительного соглашения от 19.12.2018 к Соглашению №17-103/18 – гар в выдаче банковской гарантии от 24.08.2018 стороны пришли к соглашению изложить п. 2.2 Соглашения в следующей редакции: « 2.2 Гарантия №17-103/18.1 вступает в силу с момента прекращения действия Банковской гарантии №17-103/18 от 24.08.2018, выданной АКБ «ФОРА-БАНК» и действует по 30.08.2019 года включительно».
Довод истца о несоответствии спорного соглашения размещенному в качестве Приложения № 6 к документации (извещению) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, поскольку содержит п. 2.1.25, судом отклоняется.
Согласно п. 2.1.25 Соглашения Региональный оператор обязан не позднее 60 календарных дней после заключения настоящего Соглашения разработать, утвердить и разместить извещение о проведении аукциона и документацию о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
П. 63 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов» (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного Соглашения) установлено, что региональный оператор в случаях, в которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении с субъектом Российской Федерации, направляет письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (далее - условия проведения торгов) на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
П. 3 Постановления Правительства РФ от 20.10.2017 №1280 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора", в частности п. 7, 10, 12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных указанным постановлением изложены в новой редакции:
«Организатором аукциона является региональный оператор.
Региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:
а) подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;
б) подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.
Документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит следующую информацию:
а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;
б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;
в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);
г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их сборе и транспортировании;
д) сроки и порядок оплаты услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;
е) порядок контроля качества услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;
ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора».
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" разъяснено, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
Поскольку на момент заключения Соглашения законодательство было изменено, включение п. 2.1.25 в текст соглашения соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, судом принято во внимание, что включение данного пункта возлагает дополнительные обязанности на регионального оператора, что не может создавать региональному оператору каких-либо преимуществ условий деятельности и затрагивать права иных лиц.
Истец также считает, что ответчиками произвольно изменен п. 3.2 соглашения, так как изменена дата начала исполнения обязательств по соглашению, тем самым необоснованно продлив срок его действия на 2028 год и нарушив порядок заключения соглашения между уполномоченным органом и региональным оператором, установленный постановлением Администрации Тамбовской области от 09.06.2017 г. №546 «Об утверждении содержания, порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами». Максимальный срок действия соглашения может быть установлен лишь по 31.12.2027, поскольку 2028 год не входит в период деятельности регионального оператора.
Прокуратура Тамбовской области в интересах субъекта Российской Федерации – Тамбовской области в лице администрации Тамбовской области обратилась в рамках дела А64-7213/2017 в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Тамбовской области, к акционерному обществу «Тамбовская Сетевая Компания» о признании недействительным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2018 исковые требования были удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, с учетом определения об исправлении опечатки от 20.07.2018, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2017 по делу №А64-7213/2017 были приняты обеспечительные меры в виде запрета на заключение между Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области и АО «ТСК» соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.
В соответствии с постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу №А64-7213/2017 обеспечительные меры были отменены.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 названной статьи по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В статье 451 ГК РФ указано, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
П. 3.11 Документации (извещение) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме не позднее 01.09.2018 при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. С момента присвоения статуса регионального оператора и до даты начала обращения с ТКО Региональный оператор осуществляет подготовительную работу по организации абонентского обслуживания потребителей, заключению договоров, организации сбора и транспортирования ТКО.
Поскольку утверждение тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО является необходимым условием исполнения обязательств по соглашению позднее 01.09.2018, данные тарифы к указанной дате не были утверждены, а также подготовительные мероприятия, предусмотренные п. 3.11 Документации, не были проведены ввиду наличия судебного разбирательства в рамках дела А64-7213/2017, и принятых обеспечительных мер, сторонами обоснованно, с учетом срока действия обеспечительных мер и условий п. 3.11 Документации, указано начало исполнения обязательств не позднее 01.01.2019.
На основании п. 5 ст. 24.6 ФЗ РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей в момент проведения конкурсного отбора регионального оператора и заключения спорного сообщения) статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет.
П. 3.12 Документации (извещение) о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, срок, на который присваивался статус регионального оператора, также устанавливался 10 лет.
Таким образом, принимая во внимание, что сторона не может быть лишена того, на что вправе рассчитывать при заключении Соглашения, принимая во внимание буквальное толкование п. 3.11 Документации, предусматривающей возможность изменения срока начала исполнения обязательств в отсутствие утвержденного тарифа, а также установленный законодательством срок присвоения статуса регионального оператора, изменение п. 3.2 Соглашения не может являться основанием для признания спорного соглашения недействительным.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что иск заявлен не обоснованно, материалами дела не доказан, не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску подлежат отнесению на истца. Истецдействующим законодательством освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Истцу в удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...> через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья А.В. Захаров