ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-9432/12 от 07.05.2013 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://www.tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тамбов

13 мая 2013 г  . Дело №А64-9432/2012

Резолютивная часть решения объявлена 7.05.2013

Решение изготовлено в полном объеме 13.05.2013

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.А. Игнатенко

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Мирзоян И.Н.,

  рассмотрев в судебном заседании дело №А64-9432/2012 по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Пичаево Золотая Нива»

к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области

о признании незаконными действий

при участии

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 17.04.2013г. №23/17-04-13

от ответчика – ФИО2, главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 12.07.12

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Пичаево Золотая Нива» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий, выраженного в письме от 30.11.12 №01-04/8394.

В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит возложить на Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обязанность по изданию приказа о предоставлении ООО «Пичаево Золотая Нива» субсидий в размере 1 952 800 руб., а также по формированию заявки в Финансовое управление Тамбовской области на перечисление указанной суммы субсидий.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования. В обоснование своего права на получение субсидии ссылается на «Порядок предоставления субсидий на проведение культуртехнических работ», утвержденный Постановлением Администрации Тамбовской области от 14.11.2011г. №1564.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве от 18.02.13. Пояснил суду, что сумма субсидий, указанная заявителем в справке-расчете, превышает 30% размер, установленный Постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.11 №1564. Указанный факт, по мнению Комитета, позволяет сделать вывод о недостоверности сведений в документах, приложенных к заявлению о предоставлении субсидий.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

Постановлением Администрации Тамбовской области от 23.03.2009г. №303 утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012годы (далее – Программа).

В разделе 4 данной программы предусмотрено поддержание почвенного плодородия. Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Как следует из материалов дела, ООО «Пичаево Золотая Нива» в 2012 году осуществляло культуртехнические работы по расчистке от древесно-кустарниковой растительности земельных участков, расположенных в Моршанском районе Тамбовской области, площадью 2077.3 га, в том числе:

- части земельного участка площадью 147 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001004:3 общей площадью 167,8 га;

- части земельного участка площадью 69,5 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001001:4 общей площадью 86,2 га;

- части земельного участка площадью 60,3 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001001:5 общей площадью 76,3 га;

- земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001002:3 общей площадью
 135,2 га;

- земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001005:5 общей площадью
 132,6 га;

- земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001005:4 общей площадью 64,1 га;

- части земельного участка площадью 353 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001003:3 общей площадью 416 га;

- земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001006:3 общей площадью
 217,8 га;

- земельного участка с кадастровым номером 68:09:3001007:5 общей площадью
 68,8 га;

- части земельного участка площадью 130 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3101001:3 общей площадью 139,2 га;

- части земельного участка площадью 120 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3101002:6 общей площадью 129,7 га;

- части земельного участка площадью 125 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3101002:7 общей площадью 132,6 га;

- части земельного участка площадью 126 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3101002:8 общей площадью 132 га;

- части земельного участка площадью 19 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3101002:9 общей площадью 19,2 га;

- части земельного участка площадью 150 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3805005:5 общей площадью 151,5 га;

- части земельного участка площадью 147 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3805006:6 общей площадью 147,2 га;

- части земельного участка площадью 12 га, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 68:09:3805006:7 общей площадью 19,6 га.

Культуртехнические работы включают в себя расчистку пахотных земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой и травяной растительности, кочек, камней и пней, глубокое рыхление, пескование и первичное окультуривание земель, что способствует вовлечению в сельскохозяйственный оборот ранее не используемых или заброшенных земель, а также улучшению конфигурации полей.

В ходе проведения указанных выше работ заявитель понес затраты на общую сумму
 6 509 994 руб.

В целях получения субсидии на компенсацию части затрат при проведении культуртехнических работ заявитель 15.11.2012г. обратился в Комитет с соответствующим заявлением.

По результатам рассмотрения указанного заявления, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области письмом от 30.11.2012г. № 01-04/8394 отказал в предоставлении субсидий, ссылаясь на недостоверность сведений, указанных в представленных Обществом документах, а именно: сумма причитающейся субсидии превышает 30% лимит от фактических затрат, произведенных заявителем.

Полагая, что решение Комитета по управлению имуществом Тамбовской области об отказе в предоставлении субсидии является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Пичаево Золотая Нива» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование своих требований Общество ссылается на представление всех необходимых для получения субсидий документов, пояснил, что в расчете субсидий допущена арифметическая ошибка, обусловленная округлением сумм в тысячах рублей. По мнению заявителя, данный факт не может служить основанием для лишения Заявителя права на получение 30% от фактически понесенных затрат, предусмотренных п. 3 Порядка предоставления субсидий.

Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из принципов государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно статье 13 Федерального закона N 264-ФЗ в целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства № 446 от 14.07.2007, целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия определены сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Пунктом 6 Постановления Правительства № 446 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений Программы.

Во исполнение вышеуказанных положений принято Постановление администрации Тамбовской области от 23.03.2009 № 303 «О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы», согласно которой субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на культуртехнические мероприятия в садоводческих хозяйствах (раскорчевка садов с подготовкой почвы для посадки садов).

Размер и правила предоставления субсидий устанавливаются постановлением администрации области, исходя из средств, определенных в областном бюджете на соответствующие цели.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 14.11.2011г. №1564 был утвержден Порядок предоставления субсидий на проведение культуртехнических работ (далее Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету по управлению имуществом области в сводной бюджетной росписи областного бюджета на финансирование программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012 годы на очередной финансовый год.

В соответствии с Законом Тамбовской области «Об областном бюджете на 2012год и на плановый период 2013-2014годов» от 09.12.2011г. №95-З бюджетной росписью на 2012г. Комитету по управлению имуществом Тамбовской области были утверждены лимиты бюджетных обязательств областного бюджета, в т.ч. и по Программе, на представление субсидий на проведение культуртехнических работ в сумме 8,0 млн.руб.

Законом Тамбовской области от 12.12.2012г. №221-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «Об областном бюджете на 2012год и на плановый период 2013-2014годов» объемы финансирования по Программе в 2012г. были исключены.

Пунктом 3 Порядка установлено, что субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям области всех форм собственности, осуществляющим культуртехнические работы в отношении пахотных земель сельскохозяйственного назначения, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйства, на компенсацию части затрат при проведении культуртехнических работ в размере 30% фактических затрат, но не более 3200руб. за гектар в отношении работ по расчистке земель от древесно-кустарниковой растительности и 1600руб. за гектар в отношении залежных земель.

В соответствии с п.4 Порядка получатели субсидий представляют в Комитет пакет документов, являющийся основанием для выплаты субсидий:

-заявление;

-документы от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, подтверждающие факт зарастания пахотных земель древесно-кустарниковой растительностью, и (или) документы, подтверждающие, что данные земли являются залежными;

-план земельного участка или его части с нанесенными границами земель, на которых необходимо провести культуртехнические работы, согласованный с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области;

-акты приемки выполненных работ и их копии;

-справки о стоимости выполненных работ и затрат, заверенные получателями субсидий;

-справки-расчеты на предоставление субсидий для выплаты субсидий;

-копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

-реквизиты для перечисления денежных средств.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются (п.5 Порядка):

- нахождение сельскохозяйственного товаропроизводителя в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства;

- предоставление неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка: предоставление недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

Получатели субсидий представляют указанные в п.4 Порядка документы до 01.12.2012г.

Комитет в течение пяти рабочих дней рассматривает представленные получателями субсидий документы и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении субсидий в форме приказа либо об отказе в их предоставлении. В случае отказа в предоставлении субсидий Комитет направляет получателям субсидий уведомление с указанием причин отказа (п.7 Порядка).

Перечисление субсидий производится в течение трех месяцев с даты принятия решения о предоставления субсидий. Комитет формирует заявки на перечисление субсидий и предоставляет их в финансовое управление области. Финансовое управление области формирует и представляет расходные расписания для доведения бюджетных данных Комитету в Управление Федерального казначейства по Тамбовской области (п.8,9 Порядка).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «Пичаево Золотая Нива» представило указанные выше документы в полном объеме и в установленный срок. Факт осуществления Обществом культуртехнических работ на сумму 6 509 994 руб. Комитетом не оспаривается.

Основанием для отказа ООО «Пичаево Золотая Нива» в предоставлении субсидий на проведение культуртехнических работ, послужил вывод Комитета по управлению имуществом Тамбовской области о том, что представленные организацией документы, в частности, справка-расчет, содержат недостоверные сведения.

Так, в представленной справке-расчете указаны фактические затраты на выполнение культуртехнических работ в сумме 6 509,9 тыс. руб., а сумма причитающихся субсидий составила – 1953,1 тыс. руб., что превышает 30% размер, установленный Постановлением администрации Тамбовской области от 14.11.11 №1564.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что при указании размера субсидий Обществом допущена арифметическая ошибка, обусловленная округлением сумм испрашиваемых субсидий в тысячах рублей (вместо 1 952,8 тыс. руб. указано 1 953,1 тыс. руб.). В результате допущенной ошибки сумма субсидий превышена на 0,3 тыс. руб.

Между тем указанный факт не может быть принят в качестве недостоверных сведений и, соответственно, служить основанием для отказа в предоставлении субсидий, поскольку перечень оснований для отказа, указанных в пункте 5 Порядка, является исчерпывающим.

Иные доказательства, свидетельствующие о недостоверности представленных Обществом сведений, Комитетом в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).

В этой связи суд приходит к выводу о необоснованном отказе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в предоставлении ООО «Пичаево Золотая Нива» субсидий по проведенным культуртехническим работам за январь-сентябрь 2012г., в связи с выполнением последним всех условий, необходимых для получения испрашиваемых субсидий.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными в судебном порядке решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления должны быть представлены доказательства того, что его решение и действия (бездействия), во-первых, не соответствует требованиям законодательства, а, во-вторых, нарушают права и законные интересы заявителя.

В рассматриваемом случае отказ в предоставлении субсидий принят в отсутствие оснований, указанных в пункте 5 Порядка предоставления субсидий на проведение культуртехнических работ, нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. лишает его права на получение субсидии в размере 1 952,8 тыс. руб., в связи с чем требования заявителя с учетом их уточнений подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб. следует отнести на ответчика.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне перечисленная в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 101, 102, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в предоставлении ООО «Пичаево Золотая Нива» субсидий, выраженный в письме от 30.11.2012г. №01-04/8394.

Обязать Комитет по управлению имуществом Тамбовской области издать приказ о предоставлении ООО «Пичаево Золотая Нива» субсидий в размере 1 952 800 рублей.

Обязать Комитет по управлению имуществом Тамбовской области сформировать заявку на перечисление ООО «Пичаево Золотая Нива» субсидий в размере 1 952 800 рублей и представить ее в Финансовое управление Тамбовской области.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Пичаево Золотая Нива» (ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере
 2000 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

ООО «Пичаево Золотая Нива» возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №1016 от 27.03.13 государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Заявителю выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://tambov.arbitr.ru.

Судья В.А. Игнатенко