Арбитражный суд Тамбовской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
12 ноября 2007г. Дело №А64-943/07-22
Арбитражный суд Тамбовской области в составе
судьи Л.И.ПАРФЕНОВОЙ
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым О.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тамбовэнерго», г. Тамбов
к Инспекции ФНС России по г. Тамбову, г. Тамбов
о признании частично недействительным решения
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность 68АА633717 от 10.10.07г.
от заинтересованного лица – ФИО2, главный специалист-эксперт, доверенность №05-32/24-5 от 10.01.07г.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Тамбовэнерго» (далее ОАО, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции ФНС России по г. Тамбову от 01.02.07г. №11 «О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и требования от 08.02.07г. №189 (с учетом уточнения от 31.07.07г.).
ИФНС России по г. Тамбову заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве №05-30/013267 от 17.05.07г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил :
Инспекция ФНС России по г. Тамбову провела выездную налоговую проверку ОАО «Тамбовэнерго» по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов и сборов, акт №216 от 27.12.2006г.
Заместитель руководителя ИФНС России по г. Тамбову, рассмотрев материалы проверки, 01.02.2007г. принял решение №11 о привлечении общества к ответственности.
Обществом в данном деле оспаривается решение в части начисления транспортного налога за 2004-2005гг в сумме 40501руб., пени в сумме 8192,57руб., штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 6903руб.
Существо правонарушения согласно акту и решению состоит в следующем:
Обществом при исчислении транспортного налога в 2004-2005гг. применена налоговая ставка 5руб., как для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» по транспорту:
- ЗИЛ 133ГЯКС3575А (регистр. номер 00-04 ТАР)
- МАЗ 5337 СМК101А (регистр. номер <***>)
- автокран КС 55715 (регистр. номер <***>)
- кран автомобильный КС35719-5-02 (регистр. номер А 259 МУ68)
- МАЗ 5337КС3577 (регистр. номер А 706 НС68)
-автогидроподъемник ГАЗ 3307 (регистр. номер <***>)
- кран автомобильный КС-55715 (регистр. номер А618 МУ)
- спец. автокран КС35774 (регистр. номер <***>)
- кран автомобильный КС-35774 (регистр. номер <***>)
Инспекция считает, ссылаясь на Женевское соглашение от 20.03.1968г., что к данным транспортным средствам следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя. По данным транспортным средствам обществу начислен налог в сумме 34516руб., пени в сумме 1785руб., а также привлечено к штрафу в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 7679руб.
Также, согласно решению инспекции, заявитель занизил в 2005г. ставку налога по двум автомобилям марки УАЗ-39629 (по филиалу Жердевские электрические сети). Налогоплательщик применял ставку в размере 25руб. за одну лошадиную силу. По мнению инспекции ставка должна быть 50руб. за одну лошадиную силу, как за категорию «автобусы». По данному основанию обществу начислен налог в сумме 4200руб., пени в сумме 513руб., а также штраф в сумме 840руб.
Заявитель, оспаривая в данной части решение, ссылается на то, что общество руководствовалось ОКОФ 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. №359, методическими рекомендациями по применению главы 28 НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003г. №БГ-3-21/177, а также паспортами транспортных средств и сложившейся судебной практикой.
Оценив представленные доказательства, выслушав доводы заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. При этом суд руководствовался следующим.
Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст. 357, 358 НК РФ, а также ст.2, 3 Закона Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области» от 28.11.2002г. №69-З (с изменениями и дополнениями) ОАО «Тамбовэнерго» является плательщиком транспортного налога.
Согласно п.1 ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, а на «другие самоходные транспортные средства, машины м механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» единая ставка -5руб. с каждой лошадиной силы..
Статьей 6 Закона Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области» от 28.11.02г. №69-З установлено, что ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, а на «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» единая ставка – 5руб. с каждой лошадиной силы (2004г.) и 25руб. в 2005г..
В соответствии с п.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ «Транспортный налог», утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003г. №БГ-3-21/177 установлено, что термины и понятия других отраслей законодательства РФ, не определенные непосредственно Кодексом, применяются для целей налогообложения в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства. При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК-0143-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г.№359; Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. №5938-У111(п.16 Методических рекомендаций).
Как определен главой 28 НК РФ термин «транспортные средства» - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст.358 НК РФ).
Статьей 2 Постановления Правительства РФ от 12.08,1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:
подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ – тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
таможенные органы РФ – транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев;
военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.
Статьей 6 данного Постановления предписано МВД РФ, Министерству обороны РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Государственному таможенному комитету РФ по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и ввести в действие с 1 января 1995г. соответствующие правила регистрации и учета транспортных средств.
Приказом МВД России от 27.01.2003г. №59 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Правила устанавливают единый на всей территории РФ порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км./час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п.1 ст.361 НК РФ.
Материалами дела подтверждается, что все вышеперечисленные автомобили зарегистрированы в ГИБДД с категорией транспортного средства «С» (л.д.49-66 т.3). Следовательно, в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории «грузовые автомобили».
ОКОФ ОК-01394 к актам законодательства о налогах и сборах не относится и не регламентирует порядок установления налоговой ставки в отношении конкретной категории транспортного средства. ОКОФ обеспечивает информационную поддержку следующих задач: проведение работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов; реализации комплекса учетных функций по основным фондам в рамках работ по государственной статистике; осуществление международных сопоставлений по структуре и состоянию основных фондов; расчета экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие; расчета рекомендуемых нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.
ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, что делает возможным его использование для целей, предусмотренных главой 28 НК РФ лишь в части, не противоречащей Венской Конвенции.
Конвенция о дорожном движении, ратифицированная указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.04.1974г. №5938-У111, принята в целях совершенствования международных перевозок.
Пунктом 28 Приказа МВД РФ №399, ГТК РФ №388, Госстандарта РФ №195 от 30.06.1997г. «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 07.12.1996г. №1445» (п.28 действующего в настоящее время Приказа МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств») установлено, что категория транспортного средства указывается в соответствии с классификацией транспортных средств, установленных Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974г.
Согласно приложению №3 к Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997г. №399/388/195 (действующий в 2004г.) и Приказу МВД РФ 496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005г. «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств», к категории ТС «М2» по классификации КВТ ЕЭК ООН (комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии) относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5тонн. Данной категории соответствует категория ТС «Д» по классификации Конвенции о дорожном движении.
В паспорте ТС марки УАЗ- 39629, рег. номер <***>, 2000г. выпуска, с мощностью двигателя 84л.с. указан тип транспортного средства - «санитарный автомобиль» и присвоена категория транспортного средства- «В» (л.д.69-70 т.3).
В паспорте ТС марки УАЗ- 39629, рег. номер <***>, 2001г. выпуска с мощностью 84л.с. указан тип транспортного средства - «санитарный автомобиль» и присвоена категория транспортного средства - «В» (л.д. 67-68 т.3).
Согласно п.9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.11.2003г.№667, хозяйствующий субъект самостоятельно определяет код объекта классификации, относящегося к своей деятельности, путем присвоения этому объекту соответствующего кода и наименования позиции указанного классификатора.
Судом был сделан запрос в ОАО «Ульяновский автомобильный завод» о предоставлении сертификатов соответствия на автомобили марки УАЗ-39629.
ОАО «Ульяновский автомобильный завод» направил в адрес суда Одобрение типа транспортного средства от 17.12.1999г. и 07. 08.2001г.
Согласно Одобрению типа транспортного средства, выданному органом по сертификации и зарегистрированном в Государственном реестре 17.12.1999г., тип транспортного средства УАЗ 39629 сертифицировано по категории транспортного средства – М2,
Согласно Одобрению типа транспортного средства, выданному органом по сертификации и зарегистрированном в Государственном реестре 07.08.2001г., тип транспортного средства УАЗ 39629 сертифицировано по категории транспортного средства – М2.
Следовательно, по этим автомобилям должна применяться ставка, как «автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200л.с. включительно.
Таким образом, инспекция правомерно начислила обществу транспортный налог по двум спорным автомобилям УАЗ-39629 в сумме 4200руб.
В соответствии с ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора в процентном отношении от неуплаченной суммы налога и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Неуплата обществом транспортного налога в общей сумме 40501руб. повлекла за собой начисление пени в общей сумме 8192,57руб. Расчет пени судом проверен. Каких-либо разногласий по сумме пени общество не заявляло.
Таким образом, требование о признании незаконным решения инспекции в части начисления пени по транспортному налогу в сумме 8192,57руб. удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст.110 НК РФ).
В соответствии с ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, являются, в частности: выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога и по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
В разделе 7 приказа МНС РФ от 18.03.2003г. №БГ-3-21/125 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению» оборудование подъемно-транспортное подвижное (краны общего назначения на пневматическом, автомобильном и гусеничном ходу) с кодом 14 2915020 отнесено к прочим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу с кодом 57000.
При установлении категории и типа транспортного средства налогоплательщик руководствовался сведениями, содержащимися в имеющихся у него регистрационных документах и паспорте транспортного средства.
Учитывая, что общество при определении ставок по спорному транспорту было введено в заблуждение содержанием Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 09.04.2003г. №БГ-3-21/177, и приказа МНС РФ от 29.12.2003г. №БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению», привлечение общества к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ к штрафу в сумме 6903руб. является незаконным. В этой части заявленное обществом требование подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине возложить на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -
СУД РЕШИЛ:
Признать недействительным решений инспекции ФНС России по г. Тамбову №11 от 01.02.07г. в части:
- привлечения к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ по транспортному налогу к штрафу в сумме 6903руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ИФНС России по г. Тамбову в пользу ОАО «Тамбовэнерго» расходы по госпошлине по настоящему делу в сумме 248,32 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 19 арбитражный апелляционный суд, расположенный по адресу: 394018 <...>.
Судья Л.И. Парфенова