ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-94/07 от 13.08.2007 АС Тамбовской области


Арбитражный суд Тамбовской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

13 августа  2007г.                                            Дело №А64-94/07-11

Арбитражный суд Тамбовской области в составе

 Председательствующего судьи  Л.И.ПАРФЕНОВОЙ,

судей  Игнатенко В.А.,  Кочеткова А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым О.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению 

ООО «ТАМБОФФ», г. Тамбов

к  Администрации г. Моршанска, г. Моршанск

 о признании недействующим Постановления №1370 от 21.12.06. «О размещении игровых автоматов»

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен

от заинтересованного лица – не явился, извещен

Общество с ограниченной ответственностью «ТАМБОФФ» (далее ООО, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Моршанска  о признании недействующим нормативного акта- Постановления  Администрации г. Моршанска №1370 от 21.12.2006г. «О размещении игровых автоматов».

Администрация г. Моршанска (далее Администрация)  с заявленным требованием не согласна по мотивам, изложенным в отзыве №б/н от 23.07.07г.

Рассмотрев материалы дела, суд установил :

Администрация г. Моршанска 21.12.06г. приняла Постановление №1370 «О размещении игровых автоматов». Согласно данному постановлению с 01.01.2007г. запрещено размещение уличных игровых автоматов на остановочных комплексах общественного транспорта, дворовых территориях, улицах, площади, парков, пляжных зонах, ранках микрорынках и других территориях г. Моршанска. Пунктом 2 данного постановления предписывалось отделу по управлению и распоряжению муниципальными земельными участками администрации города расторгнуть договоры аренды земельных участков с собственниками уличных игровых автоматов.

ООО «ТАМБОФФ», имея лицензию на осуществление вида деятельности: организация и содержание тотализаторов и игорных заведений  №002373 со сроком действия с 18.08.2003г. по 18.08.2008г., зарегистрировало в Межрайонной ИФНС №7 по Тамбовской области 10 игровых автоматов с местом установки –  <...>  Октябрьская площадь (свидетельство №64 от 17.11.2006г.).

Общество оспаривает законность принятия постановления №1370 по следующим основаниям:

-нормативный акт принят органом, не обладающим на это полномочиями. Размещение игровых автоматов разрешено федеральным законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002г. №525  запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений только в жилых помещениях, зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность. В полномочия Администрации не входят вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса и размещения игровых автоматов.

-постановление противоречит статьям 309, 310,450,619 Гражданского Кодекса РФ

-постановление Администрации ограничивает права заявителя в сфере ведения игорного бизнеса, устанавливает дополнительные требования к ведению предпринимательской деятельности, лишая общество права самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество по своему усмотрению.

Администрация  просит в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на нормы Закона №244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии со ст.192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с требованиями ст.ст. 76, 90 Конституции РФ  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Статьями 8, 35, 34, ,49, 55, 71, 72, 132 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестность конкуренции, лишение лица его имущества только по решению суда, ограничение прав и свобод  человека и гражданина только федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,  обеспечения обороны страны и безопасности государства, определены предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ, дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.3 Закона Тамбовской области от 23.06.95г. №22-З «О местном самоуправлении в Тамбовской области» правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы, Устав области, настоящий Закон, Уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет полномочия государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.

В соответствии с ст.11 Земельного Кодекса РФ  управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно Положению о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Моршанска, утвержденного решением Моршанского  городского Совета народных депутатов от 21.03.2006г. №319, к полномочиям администрации г. Моршанска относится осуществление земельного контроля.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.39 Устава города Моршанска к полномочиям администрации города относится контроль за использованием территорий и инфраструктуры города.

В статье 3 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ)  установлены основные принципы осуществления лицензирования: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В статье 4 Закона №128-ФЗ определены критерии определения лицензируемых видов деятельности.

Статьей 17 Закона №128-ФЗ указан перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, в том числе деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в т.ч. с использованием игровых столов и иного игрового оборудования в помещениях казино (п.76), деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в т.ч.  с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), п.77.

Пунктом 4 Положения  о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным Постановлением Правительства РФ №525 от 15.07.2002г.,  установлено, что запрещается размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

Оспариваемое постановление администрации вынесено в отношении не игорных заведений и тотализаторов, а в отношении уличных игровых автоматов.

Согласно ст.364 НК РФ игровой автомат – это специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Следовательно, ограничивая размещение уличных игровых автоматов (специального оборудования) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности,  администрация спорным постановлением  не устанавливает дополнительные требования к ведению предпринимательской деятельности, не ущемляет и  не лишает общество права на осуществление лицензионной деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, не ограничивает свободу экономической деятельности.

Понятие «игорное заведение» дано в Федеральном законе №244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».  Согласно пп.11 п.1 ст.4 данного Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

Оспариваемое постановление не противоречит статьям 8, 35, 34, 49, 55, 71, 72, 132 Конституции РФ, ст.6 Федерального Закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.3, 4, 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений №525 от 15.07.2002г.

Статьями 309, 310 ГК РФ установлены общие положения исполнения обязательств и принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.

Статья 450 ГК РФ  предусматривает основания изменения и расторжения договоров.

Статья 619 ГК РФ устанавливает случаи досрочного расторжения договоров по требованию арендодателя.

Расторжение договоров аренды земельных участков,  на которых расположены уличные игровые автоматы, не является предметом рассмотрения данного дела. Иски о расторжении договоров аренды   рассматриваются  в исковом производстве конкретно по каждому договору аренды применительно к его условиям.

Таким образом, постановление №1370 от 21.12.2006г. Администрации г. Моршанска не противоречит ст. 309, 310, 450, 619 Гражданского Кодекса РФ.

Кроме этого, судом учтено, что 29.12.2006г. принят Федеральный закон №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который  вступил в силу с 01.01.2007г. (далее Закон №244-ФЗ).

 Пунктом 2, 4 статьи 5  Закона №244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях (оспариваемое постановление Администрации г. Моршанска вынесено в отношении игровых автоматов, расположенных не в игорных заведениях, а на улицах и площадях города). Игорные заведения могут быть открыты  исключительно в игорных зонах.

Законом №244-ФЗ Тамбовская область не вошла в перечень территорий, на которых создаются игорные зоны.

Законом Тамбовской области № от «О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр» с 01.07.2007г.  запрещена на территории Тамбовской области деятельность по организации и проведению азартных игр».

Таким образом, суд считает, что постановление Администрации г. Моршанска №1370 от 21.12.2006г. не вступает в противоречие с ст.8, 34, 35, 49, 55, 71, 72, 132 Конституции РФ, с п.2 ст.6 Федерального закона №154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с статьями 3, 4, 17  Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с Постановлением Правительства РФ от 15.07.2202г. №525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений».  

Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя.

 Руководствуясь ст.110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «ТАМБОФФ»  о признании недействующим  Постановления Администрации г. Моршанска от 21.12.06г. №1370 «О размещении игровых автоматов» отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в установленном законом порядке.

Председательствующий                                    Л.И. Парфенова

судьи.                                                                      В.А. Игнатенко

                                                                                 А.В. Кочетков