ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-9786/2021 от 31.01.2022 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

02 февраля 2022 года Дело №А64-9786/2021

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2022 года

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи С.О. Зотовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО «ИТ-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об изъятии объекта культурного наследия и земельного участка у собственника

при участии в судебном заседании

от истца: ФИО1 по доверенности от 21.09.2021;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 21.09.2021;

УСТАНОВИЛ:

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ООО «ИТ-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об изъятии у собственника:

- объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» с кадастровым номером 68:29:0214014:9, площадью 1 191,8 кв. м., расположенного по адресу: <...>

- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0214014:2, площадью 1 897 кв. м., расположенного по адресу: <...>, являющегося территорией объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» и его неотъемлемой частью.

Определением арбитражного суда от 01.12.2021 исковое заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением арбитражного суда от 01.12.2021 по заявлению Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области приняты обеспечительные меры в запрета ООО «ИТ-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) совершать действия, направленные на отчуждение следующих объектов недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 68:29:0214014:2, площадью 1 897,00 кв. м, расположенный по адресу: <...>; объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», площадью 1 191,8 кв. м, кадастровый номер 68:29:0214014:9, расположенный по адресу: <...>

В судебном заседании 31.01.2022 представитель истца поддержал заявленные исковые требования, представитель ответчика считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, не выявив обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в судебном заседании 31.01.2022, рассмотрел дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 №280 здание, расположенное по адресу: <...> площадью 1 191,8 кв. м, принято под охрану государства как объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» (далее – ОКН «Дом жилой»), собственником указанного здания является ООО «ИТ-СЕРВИС».

ОКН «Дом жилой» находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0214014:2 по адресу: <...>, площадью 1 897 кв.м, вид разрешенного использования: под нежилое здание.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23.11.2021 №КУВИ-002/2021-155428876 собственником данного земельного участка также является ООО «ИТ-Сервис».

Ранее собственником ОКН «Дом жилой» и земельного участка являлся городской округ - город Тамбов в лице администрации г. Тамбова. При этом на основании Решения Тамбовской городской Думы от 21.04.2004 № 521 между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Тамбова (далее Комитет) и ООО «ИТ-Сервис» заключался договор аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Тамбова о-30.04.2004 №1170/к, — нежилого здания, он же ОКН «Дом жилой».

Разделом 7 указанного договора установлена обязанность арендатора провести капитальный ремонт арендуемого здания.

Актом технического осмотра памятника истории и культуры с определением предметов охраны от 16.02.2005, составленным управлением культуры Тамбовское области, установлен предмет охраны. 18.02.2005 ООО «ИТ-Сервис» заключено охранное обязательство на ОКН «Дом жилой».

15.07.2005 заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору аренды, согласно которому его п. 3.3 дополнен подпунктами: «3.3.19. Учитывая, что арендуемый объект муниципального нежилого фонда города Тамбова, указанный в п. 1.1. настоящего договора, является памятником истории и культуры, заключить с Инспекцией охраны историко-культурного наследия Тамбовской области охранное обязательство, 3.3.20. Обеспечить надлежащее исполнение условий охранного обязательства.»

По итогам Совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) при управлении культуры и архивного дела Тамбовской области — протокол заседания от 23.05.2006 № 2, в адрес ООО «ИТ-Сервис» дано замечание, что при производстве реставрационных работ, в целях сохранения объекта культурного наследия и выполнения работ по усилению несущих конструкций здания, произвести бережный демонтаж главного фасада с последующим его восстановлением из демонтированных материалов.

Администрацией г. Тамбова на основании обращения ООО «ИТ-Сервис» принято постановление № 216 от 14.09.2005, которым ООО «ИТ-Сервис» разрешено проектирование торгово-офисного здания по адресу: <...>

Указанным постановлением определено, что существующее здание бывшей детской больницы подлежит сносу с обязательным сохранением элементов главного фасада здания, являющихся предметом охраны памятника истории и культуры, в соответствии с актом технического осмотра памятника истории и культуры, выданного Управлением культуры Тамбовской области (п. 2.3.).

В 2006 году специалистами ОАО Проектный институт «Тамбовгражданпроект» проведено техническое обследование здания, которое установило, что здание эксплуатировалось без капитального ремонта более 100 лет, фундаменты деформированы и утратили несущую способность, состояние кирпичной кладки и перекрытий аварийное, наилучший выход для сохранения культурного наследия – возведение главного фасада здания заново.

Постановлением администрации г. Тамбова № 4432 от 11.07.2006 ООО «ИТ-Сервис» разрешено проведение подготовительных работ по обустройству строительной площадки под строительство торгово-офисного здания.

Комитетом градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова 07.08.2006 выдано разрешение на строительство № 196 на проведение подготовительных работ по обустройству строительной площадки.

17.09.2006 главой Администрации г. Тамбова разрешено проведение неотложных работ по частичному демонтажу аварийного здания. ООО «ИТ-Сервис» проведен частичный демонтаж аварийного здания.

Проект приспособления объекта культурного наследия под торгово-офисное здание согласован Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области письмом № 01- 17/679 от 18.08.2011.

ТОГАУ «Тамбовгосэкспертиза» проведена государственная экспертиза проектной документации строительства торгово-офисного здания (т. 2 л.д. 5), ООО «ИТ-Сервис» выдано положительное заключение государственной экспертизы № 68-1-4-0547-12 от 09.11.2012 (т. 2).

В последующем комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова (далее — Комитет) провел проверку, в ходе которой установил отсутствие здания — ОКН «Дом жилой» (акт от 12.12.2013).

Письмом Комитета от 24.12.2013 №2-40-2779/13 ООО «ИТ-Сервис» направлено требование о восстановлении объекта аренды в соответствии с первоначальным видом с сохранением главного фасада здания, общество не выполнило указанных требований, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Тамбовской области с иском о восстановлении муниципального имущества.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2014 по делу №А64-3479/2014 требования Комитета удовлетворены, суд обязал ООО «ИТ-Сервис» восстановить объект муниципального нежилого фонда города Тамбова нежилое здание, расположенное по адресу: <...> площадью не менее 1 191,8 кв. м., в соответствии с проектом, согласованным управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, с обязательным сохранением элементов декора главного (северного) фасада здания, составляющих предмет охраны памятника.

До настоящего времени полное восстановление ОКН «Дом жилой» не произведено.

ООО «ИТ-Сервис» получено в Управлении культуры и архивного дела разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 38-Р-14 от 12.11.2014 (т. 2 л.д. 6), которым предусмотрено проведение работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования. Данное разрешение действительно до 12.11.2015.

Также между Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова и ООО «ИТ-Сервис» был заключен договор аренды земельного участка № 29 от 26.02.2015. Предметом договора являлся земельный участок с кадастровым номером 68:29:0214014:2, вид разрешенного использования: под нежилое здание, расположенный по адресу: <...> Срок договора аренды здания установлен с 19.02.2015 по 19.02.2018.

Особым условием договора аренды (раздел 7 договора) установлена обязанность ООО «ИТ-Сервис» восстановить объект муниципального нежилого фонда города Тамбова – нежилого здания, расположенного по адресу: <...> площадью не менее 1191,8 кв.м. в соответствии с проектом, согласованным управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, с обязательным сохранением элементов декора главного (северного) фасада здания, составляющих предмет охраны памятника.

ООО «ИТ-Сервис» выполнены работы по частичному восстановлению (приспособлению для современного использования) арендованного здания, степень готовности составляет 16%.

Указанное техническое состояние частично восстановленного здания отражено в техническом плане объекта незавершенного строительства, составленного 27.05.2015 кадастровым инженером ФИО3 (т. 2 л.д. 7- 18).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «ИТ-Сервис» 02.04.2015 обратилось к Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Письмом от 10.04.2015 № 01-16-2554 Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова сообщил ООО «ИТ-Сервис», что арендуемое здание по адресу: г. Тамбов, ул. Степана Разина/площадь Соборная, д. 10/5, в настоящее время отсутствует, и предоставить преимущественное право выкупа на несуществующий объект в настоящее время не представляется возможным.

Полагая, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «ИТ-Сервис», последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2015 по делу №А64-4588/2015 отказ Комитета в предоставлении ООО «ИТ-Сервис» преимущественного права приобретения арендуемого имущества по договору от 30.04.2004 №1170/к признан незаконным. Суд обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Степенна Разина/ Соборная пл., №10/5.

15.07.2016 между Комитетом и ООО «ИТ-Сервис» заключен договор купли-продажи арендованного муниципального имущества № 1418 — ОКН «Дом жилой» (основанием заключения явилось).

Согласно п. 1.1. указанного договора продавец на основании решения Тамбовской городской Думы от 29.06.2016 № 314 «Об условиях приватизации нежилого здания литер А, А2, А4, А5, а1, а4, а5, а6 и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <...>./Соборная пл., дом 10/5», продал, а покупатель купил муниципальное имущество - нежилое здание литер А, А2, А4, А5, а1, а4, а5, а6, площадь: общая 1191,8 кв.м., этажность: 3 и земельный участок под ним площадью 1897 кв. м с кадастровым номером 68:29:0214014:2, расположенные по адресу: <...>./Соборная пл., дом 10/5.

В соответствии с п. 4.6.1. договора купли-продажи покупатель обязан принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности ОКН «Дом жилой».

Главным консультантом отдела сохранения государственной охраны и учета объектов культурного наследия управления по государственной охране объектов культурного наследия области ФИО4 в соответствии с требованиями статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", составлен акт от 30.05.2018 технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству территории - объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 91-94), в соответствии с которым срок разработки проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования установлен с 2018 года по 2019 год, срок проведения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию установлен с 2020 года по 2023 год.

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 31.05.2018 №138 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Дом жилой».

25.02.2019 между Комитетом и ООО «ИТ-Сервис» заключено дополнительное соглашение к договору купли-продажи об охранном обязательстве собственника или иного законного владельца.

На основании приказа Управления от 13.04.2021 № 51 в отношении ОКН «Дом жилой» проведена внеплановая выездная проверка, о чем представлен акт осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки Управлением помимо вышеизложенных фактов установлено следующее: «На территории объекта культурного наследия в неустановленный период начаты строительные работы здания из современных конструкций. Устроены конструкции фундаментов и цокольной части здания из современных материалов, а также часть железобетонного каркаса. Произведено перекрытие цокольной части плитами из железобетона. Кладка цокольной части строящегося здания выполнена из современного глиняного кирпича. На момент осмотра строительные работы не ведутся. Территория заросла бурьяном».

При проведении осмотра ОКН «Дом жилой» и прилегающей к нему территории, комиссией не обнаружен предмет охраны Объекта, а также установлено отсутствие элементов, составляющих предмет охраны - историческая облицовка главного фасада здания, выполненная из глиняного кирпича и элементы исторического архитектурного декора, выполненные из глиняного кирпича, которые подлежат сохранению.

Из полученных объяснений установлено, что генеральному директору ООО «ИТ-Сервис» в настоящее время не известно, где находится предмет охраны, либо элементы, составляющие предмет охраны.

Таким образом, как заявляет истец, ООО «ИТ-Сервис» произвело демонтаж ОКН «Дом жилой», при этом допустило утрату и фактическое уничтожение предмета охраны.

УМВД России по Тамбовской области ведется расследование уголовного дела, возбужденного в отношении генерального директора ООО «ИТ-Сервис» по признакам состава преступления предусмотренного ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Постановлением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30.06.2021, ООО «ИТ-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

01.09.2020 судьей Ленинского районного суда г. Тамбова но делу №5-278/2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого ООО «ИТ-СЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.

24.11.2021 судьей Октябрьского районного суда г. Тамбова по делу 5-1858/2021 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ООО «ИТ-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Ссылаясь на уничтожение объекта культурного наследия, а также принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости, находящегося на нем (ст. 1 Земельного кодекса РФ), Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об изъятии у ООО «ИТ-Сервис» объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» с кадастровым номером 68:29:0214014:9 и земельного участка с кадастровым номером 68:29:0214014:2.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.

Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

На основании Положения об управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 20.11.2015 № 390, управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области осуществляет полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Тамбовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации провозглашена цель обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, и закреплено право каждого на доступ к культурным ценностям во взаимосвязи с обязанностью заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (преамбула; статья 44 части 2 и 3).

Законодатель, указав в преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, гарантировал их сохранность в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 7) и с этой целью закрепил особенности возникновения, осуществления и прекращения вещных прав на объект культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 48 Закона N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 48 Закона N 73-ФЗ)

В силу положений ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.03.2017 N 5-П по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в постановлениях от 20 мая 1997 года N 8-П и от 16 июля 2008 года N 9-П, конституционные гарантии охраны права частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, и конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере; при этом в силу таких фундаментальных принципов, как верховенство права и юридическое равенство, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности.

В случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П и от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О и от 03.07.2007 N 714-О-П).

Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.

В силу ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом (ч. 2 ст. 235 ГК РФ).

В отношении объектов, представляющих особую культурную ценность, предусмотрено отдельное основание принудительного прекращения права собственности.

Так, в соответствии со ст. 240 ГК РФ в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено специальное основание прекращения права собственности на объект культурного наследия - в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения; региональный орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

По смыслу названной нормы основанием для прекращения права собственности на объект культурного наследия является не только его разрушение, но фактические действия его собственника, в результате которых объект утрачивает свое культурное значение.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

В ч. 1 ст. 243 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истец обосновал свое требование указанными нормами права и, полагает, что представленными доказательствами он подтвердил ненадлежащее исполнение ООО «ИТ-Сервис» обязательств по сохранению, восстановлению объекта культурного наследия, и, как следствие, необходимость изъятия у ответчика ОКН «Дом жилой», расположенного по адресу: <...> и земельного участка, на котором расположен последний.

Однако, как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2015 по делу №А64-4588/2015, спорный объект уже был приобретен ответчиком в остро аварийном состоянии - здание эксплуатировалось без капитального ремонта более 100 лет, фундаменты деформированы и утратили несущую способность, состояние кирпичной кладки и перекрытий аварийное.

В связи с указанным обстоятельством, на основании обращения ООО «ИТ-Сервис» администрацией города Тамбова принято постановление № 216 от 14.09.2005 (т. 1 л.д. 55), которым ООО «ИТ-Сервис» разрешено проектирование торгово-офисного здания по адресу: <...> и снос объекта с обязательным сохранением элементов главного фасада здания, являющихся предметом охраны памятника истории и культуры, в соответствии с актом технического осмотра памятника истории и культуры, выданного Управлением культуры Тамбовской области (пункт 2.3.).

В пункте 2.4. постановления администрации города Тамбова № 216 от 14.09.2005 ООО «ИТ-Сервис» предписано согласовать в установленном порядке проектную документацию, представить на согласование в управление архитектуры и градостроительства мэрии города Тамбова, в Управление Главгосэкспертизы России по Тамбовской области и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области для получения экологической экспертизы, Управление культуры Тамбовской области, после чего получить разрешение на строительство объекта в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Главным консультантом отдела сохранения государственной охраны и учета объектов культурного наследия управления по государственной охране объектов культурного наследия области ФИО4 в соответствии с требованиями статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", составлен акт от 30.05.2018 технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству территории - объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 91-94).

Исходя из содержания указанного акта от 30.05.2018 следует, что срок разработки проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования установлен с 2018 года по 2019 год, срок проведения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию установлен с 2020 года по 2023 год.

Проектная документация в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, разработана ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект», имеющим на момент разработки проектной документации лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от 11.06.2003 № 617, выданную Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны объектов культурного наследия.

ТОГАУ «Тамбовгосэкспертиза» проведена государственная экспертиза проектной документации строительства торгово-офисного здания (т. 2 л.д. 5), ООО «ИТ-Сервис» выдано положительное заключение государственной экспертизы № 68-1-4-0547-12 от 09.11.2012 (т. 2).

Письмо Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 18.08.2011 № 01-17/679 (т. 2 л.д. 5) содержит прямую ссылку на то, что разработанная ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» проектная документация приспособления объекта культурного наследия под торгово-офисное здание по ул. Степана Разина, 10 в г. Тамбове согласована вышеуказанным управлением.

Кроме того, 12.11.2014 Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области выдано разрешение № 38-Р-14 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия сроком на один год со ссылкой на проект, разработанный ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» (т. 2 л.д. 6).

Факт выдачи данного разрешения также свидетельствует о согласовании проектной документации уполномоченным государственным органом, поскольку и выдача разрешения, и согласование проектной документации осуществлялись Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области.

Однако, 30.03.2020 ООО «ИТ-Сервис» выдано предписание № 3, которым обществу предписано обеспечить выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой» (<...>), в том числе: в срок до 30 мая 2020 года представить на согласование в управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области проектную документацию, разработанную в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования. В силу ст. ст. 28; 30; 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ проектная документация, представленная для согласования, должна иметь заключение государственной историко-культурной экспертизы.

В предписании Управление также сослалось на п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно которому собственник объекта культурного наследия обязан обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе разработку проектной документации.

Посчитав предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области № 3 от 30.03.2020 незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ИТ-Сервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного предписания недействительным.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2021 по делу № А64-4114/2020 заявление ООО «ИТ-Сервис» удовлетворено, предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области № 3 от 30.03.2020 признано недействительным.

В связи с подачей Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области апелляционной жалобы, решение по делу № А64-4114/2020 не вступило в законную силу.

Таким образом, вопрос о необходимости разработки новой проектной документации или возможности руководствоваться проектной документацией, разработанной ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования, рассматривается в настоящее время в судебном порядке в рамках дела №А64-4114/2020.

Между тем, вменяемое Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области ООО «ИТ-Сервис» неисполнение требований акта от 30.05.2018 в части разработки проектной документации в срок 2018 – 2019 гг. не может являться обстоятельством для применения исключительного основания прекращения права собственности в виде изъятия объекта, поскольку такая проектная документация фактически подготовлена и согласована.

Кроме того, требование Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (предписание от 30.03.2020 № 3) о разработке новой проектной документации и предполагаемая заинтересованность в восстановлении объекта культурного наследия влечет затягивание сроков реставрационных работ в отношении охраняемого объекта.

Выдавая предписание от 30.03.2020 № 3 о разработке новой проектной документации и занимая активную позицию в рамках судебного спора по его обжалованию (дело № А64-4114/2020) Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области фактически проявляет заинтересованность в исполнении ООО «ИТ-Сервис» работ по сохранению объекта культурного наследия, указанных в Акте технического состояния объекта культурного наследия от 30.05.2018.

В то же время, заявляя одновременно исковые требования по настоящему делу об изъятии у ООО «ИТ-Сервис» спорного объекта культурного наследия Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области претендует на прекращение собственности ответчика на спорный объект, и как следствие, прекращение им выполнения работ, указанных в Акте технического состояния объекта культурного наследия от 30.05.2018.

Такое противоречивое поведение истца ставит в состояние правовой и экономической неопределенности ответчика относительно порядка проведения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию в сроки с 2020 года по 2023 год, определенные актом от 30.05.2018.

При этом ответчик не уклоняется от выполнения указанного комплекса работ, что следует из пояснений ООО «ИТ-Сервис» от 20.04.2021, предоставленных в рамках внеплановой выездной проверки (приказ от 13.04.2021 №51), отзыва на иск от 20.12.2021.

ООО «ИТ-Сервис» выполнены работы по частичному восстановлению (приспособлению для современного использования) ОКН «Дом жилой», степень готовности составила 16%.

Указанное техническое состояние частично восстановленного здания отражено в техническом плане объекта незавершенного строительства, составленного 27.05.2015 кадастровым инженером ФИО3 (т. 2 л.д. 7- 18).

Согласно составленному Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области акту осмотра объекта от 19.04.2021 (т. 1 л.д. 98-99) на территории объекта культурного наследия начаты строительные работы здания из современных конструкций. Устроены конструкции фундаментов и цокольной части здания из современных материалов, а также часть железобетонного каркаса. Произведено перекрытие цокольной части плитами из железобетона. Кладка цокольной части строящегося здания выполнена из современного глиняного кирпича.

Таким образом, несмотря на наличие спора в рамках дела №А64-4114/2020, ООО «ИТ-Сервис» исполнено постановление администрации города Тамбова № 216 от 14.09.2005, а также требования акта от 30.05.2018 по разработке проектной документации, первоначально разработанная проектная документация согласовывалась уполномоченным органом, предусмотренная градостроительным законодательством процедура строительства ООО «ИТ-Сервис» соблюдена (разрешительная документация получена, хоть и в настоящее время ее срок истек в 2015 году).

Согласно п. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

В соответствии с проектной документацией ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» (п. 1.5) продолжительность строительства составляет 20 месяцев.

Учитывая хронологию сложившихся между сторонами правоотношений, в том числе длительные судебные споры, препятствующие и затягивающие сроки проведения работ, в порядке ч. 21.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в разрешение от 12.11.2014 №38-Р-14 могут быть внесены изменения в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство.

Исходя из того, что актом от 30.05.2018 срок проведения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию установлен с 2020 года по 2023 год, который не истек, а ООО «ИТ-Сервис» произведено частичное восстановление здания (16%), суд считает, что возможность выполнения указанных мероприятий до 2023 года не утрачена. Предусмотренный проектной документацией ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» (п. 1.5) срок строительства 20 месяцев позволяет завершить восстановительные работы до окончания 2023 года, как это и предусмотрено в Акте от 30.05.2018.

Принимая во внимание, что срок окончания выполнения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию – 2023 год не наступил, настоящее исковое требование заявлено истцом преждевременно.

Таким образом, к моменту обращения истца с иском (ноябрь 2021 года), установленные для ответчика сроки выполнения обязательств по проведению мероприятий по восстановлению спорного объекта - не истекли, а факт согласования проектной документации, начало выполнения комплекса работ - свидетельствует, что такие мероприятия ответчиком осуществляются.

Доводы истца об отсутствии у ответчика финансовой возможности для проведения восстановительных мероприятий к 2023 году, окончательной утраты предмета охраны ОКН «Дом жилой», являются предположительными и преждевременными. Даже если принять во внимание, что данные доводы истца являются действительными - это не исключает возможность изменений в бюджете ответчика, в том числе вероятность привлечения инвестиций, а также такие доводы недостаточны для подтверждения невозможности проведения к 2023 году всего комплекса необходимых работ с восстановлением предмета охраны.

Факт применения к ООО «ИТ-Сервис» административных мер ответственности в связи с владением объектом культурного наследия, не является достаточным основанием для его изъятия, поскольку не любое нарушение установленных законом требований, влечет необходимость применения исключительной меры, а лишь такое, которое реально угрожает его сохранности.

В рассматриваемом случае демонтаж здания, на что ссылается истец, произведен ответчиком не самовольно, а в соответствии с постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области №216 от 14.09.2005, согласно которому существующее здание бывшей детской больницы подлежит сносу в целях приспособления для современного использования под торгово-офисное здание.

Как указано выше срок для восстановления объекта культурного наследия не истек, возможность выполнения комплекса мероприятий по реконструкции до 2023 года не утрачена.

Вопреки доводам истца, доказательств, безусловно свидетельствующих о невыполнении собственником объекта культурного наследия требований к его сохранению, в материалы дела не представлено.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным в ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что установленный уполномоченным органом срок выполнения комплекса работ по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию (2023 год) не истек, учитывая осуществление ООО «ИТ-Сервис» части мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия, суд пришел к выводу, что применение такой санкции как изъятие объекта культурного наследия и земельного участка под ним является чрезмерным и не соответствующим доказанным обстоятельствам дела.

Вместе с тем, суд полагает, что после истечение установленных сроков и неисполнения ответчиком обязанностей по сохранению объекта культурного наследия истец не лишен права на предъявление аналогичного иска, основанного на иных обстоятельствах. При этом, при рассмотрении такого требования подлежат оценке причины нарушения собственником срока выполнения работ, в том числе связанные с судебными спорами.

Выводы суда относительно преждевременности заявления требований об изъятии объекта культурного наследия у собственника до истечения сроков выполнения восстановительных работ, соответствует правовой позиции, изложенной в Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.11.2020 N Ф01-13988/2020 по делу N А43-53807/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2016 N Ф05-2051/2016 по делу N А40-107941/15, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А65-28637/2009.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (п. 3.1. ст. 70 АПК РФ).

В порядке ст.161 АПК РФ заявлений о фальсификации доказательств в материалы дела не поступало. Ходатайств в порядке ст.82 АПК РФ также сторонами не заявлено.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Согласно ч.2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу ч. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 01.12.2021 по заявлению Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области приняты обеспечительные меры в запрета ООО «ИТ-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) совершать действия, направленные на отчуждение следующих объектов недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 68:29:0214014:2, площадью 1 897,00 кв. м, расположенный по адресу: <...>; объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», площадью 1 191,8 кв. м, кадастровый номер 68:29:0214014:9, расположенный по адресу: <...> сохраняют свое действие до вступления в законную силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167, 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 по делу №А64-9786/2021.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006, <...>).

Судья С.О.Зотова