ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-10325/11 от 16.08.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 292-07-57

======================================================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-10325/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 19 августа 2011 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьёва Р.М., рассмотрев 16 августа 2011 г. заявление ООО «КДСК», г. Казань к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов РТ об оспаривании постановления о назначении административного наказания №442 от 05.05.2011 г.,

с участием:

от заявителя – ФИО1 доверенность,

от ответчика – не явился,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой Е.В.,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «КДСК», г. Казань (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением к Центральному территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов РТ об оспаривании постановления о назначении административного наказания №442 от 05.05.2011 г.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ответчик на основании протокола об административном правонарушении №020220 от 27.04.2011 г., постановлением №442 от 05.05.2011 года привлек заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. за сброс отходов (отходы полиэтилена, мусор бытовых помещений) на почву площадью 10 кв.м. объемом 1 куб. в 5-и метровой зоне от строящегося жилого дома в квартале ПК-2 по периметру ограждения вблизи п. Осиново Зеленодольского района РТ, выявленное 26.04.2001 г., чем допустил нарушение ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, заслушав заявителя суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется таким обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В соответствии со статьей 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №-7 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Загрязнение почв, согласно части 2 статьи 16 данного Федерального закона, относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 4 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Почва и уничтожение плодородного слоя почвы характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель, (приложение №1 к Приказу Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 25.05.1994 г. №160 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России»).

Целями охраны земель в силу ч. 2 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, соблюдение которых собственниками земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков связано с обязанностью проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Закона «Об охране окружающей среды", Земельного Кодекса РФ, общих требований технических условий, порча земель сопряжена с нарушениями установленных правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления на объекте.

Из оспариваемого постановления №442 от 05.05.3011 г. следует, что заявитель привлечен к административной ответственности за сброс отходов (отходы полиэтилена, мусор бытовых помещений) на почву площадью 10 кв.м. объемом 1 куб.

В тоже время в постановлении не отражено, что указанный сброс отходов повлек за собой уничтожение плодородного слоя почвы, утрату плодородного слоя или ухудшение его физических свойств как того требуют вышеперечисленные нормы.

Заявитель с целью соблюдения экологичекого законодательства заключил договор на оказание услуг по сортировке и захоронению ТБО №12/11 от 01.01.2011г. (дополнительное соглашение от 14.03.2011г. к договору №12/11 от 01.01.2011г.) по всем объектам строительства ООО «КДСК». На строительном объекте установлен контейнер, осуществляется своевременный сбор отходов и вывоз мусора согласно вышеуказанного договора.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 27.1 Кодекса в целях пресечения административного правонарушения, в том числе и составления протокола об административном правонарушении или невозможности его составлении на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, а также изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.8, 27.10 КоАП РФ).

В качестве доказательства, свидетельствующего о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения административный орган указывают на протокол об административном правонарушении от 27 апреля 2011 г. №020220 и приложенные к нему фотографии (фототаблицы).

Однако протокол об административном правонарушении от 27 апреля 2011 г. №020220 и приложенные к нему фотографии не могут являться надлежащими доказательствами совершения заявителем административного правонарушения на основании нижеследующего.

В ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ указано, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Вменяемое заявителю правонарушение обнаружено должностным лицом административного органа в результате осмотра территории, закрепленной за заявителем.

Частью 2 ст. 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ).

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ).

Согласно ч. 5 ст. 27.8 КоАП РФ в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

В силу ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Как следует из материалов дела, проверка проводилась 26 апреля 2011 г. При этом протокол осмотра территории в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ не составлялся. При проведении обследования не приглашались понятые.

Протокол об административном правонарушении от 27 апреля 2011 г. №020220 не может собой подменить необходимость составления протокола осмотра территории.

Приложенные фотографии не могут являться надлежащим доказательством совершения заявителем правонарушения, поскольку по ним невозможно определить, где и когда они сделаны.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение заявителем вменяемого ему административного правонарушения, а административный орган не доказал наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ №442 от 05.05.2011 г. о назначении административного наказания ООО «КДСК», <...>, по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Р.М.Воробьёв