ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-10385/09 от 14.07.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 292-07-57

_________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-10385/2009-СА3-56

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2009 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 20.07.2009 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Бредихиной Н.Ю.,

рассмотрев 14.07.2009 г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Бавлы к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ, г. Казань об отмене постановления № 111-09 от 17.04.2009 г. о признании виновной в совершении административного правонарушения , предусмотренного ст. 10.14 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

с участием:

от заявителя – не явился (извещен)

от ответчика – ФИО2, доверенность от 10.12.2008 г. № 51, удостоверение 16 № 0123

при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Бавлы
 ( далее по тексту – заявитель) обратилась с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ, г. Казань ( далее по тексту – ответчик) об отмене постановления № 111-09 от 17.04.2009 г. о признании виновной в совершении административного правонарушения , предусмотренного ст. 10.14 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила суду, что доказательства , подтверждающие факт ввоза именно заявителем партии семян на территорию РФ из Республики Белоруссии, отсутствуют.

Как установлено судом из материалов дела, 9 апреля 2009 г. ответчиком была проведена проверка деятельности заявителя в торговой точке «Цветы» в магазине «Фея», расположенном по адресу: <...>, на предмет соблюдения законодательства РФ в области семеноводства сельскохозяйственных растений, при реализации семян овощных и цветочных культур.

В ходе проверки ответчиком было установлено, что заявителем при поступлении семян из-за пределов РФ не отобраны средние пробы для сравнительных анализов семян овощных и цветочных культур, которые проводят в соответствии с правилами, утвержденными в установленном порядке.

Указанное нарушение нашло отражение в акте проверки № 039 от 09.04.2009 г., на основании которого 10.04.2009 г. был составлен протокол об административном правонарушении № 0127010.

Рассмотрев материалы административного дела и вышеуказанный протокол от 10.04.2009 г., ответчик вынес постановление № 111-09 от 17.04.2009 г.о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статье 10.14 КоАП РФ, за нарушение действующего законодательства, выразившегося в реализации семян овощных и цветочных культур, завезенных из Республики Беларусь, не проверенных на посевные качества.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, указав при этом на нарушения процессуальных норм при привлечении к административной ответственности, а также на правомерность реализации семян, что, по мнению заявителя, подтверждено представленными заявителем документами.

В соответствии с положениями ч. 6 - ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исследовав материалы дела , суд пришел к следующему выводу.

Правила производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений закреплены Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).

Согласно статье 28 названного закона партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.

Оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян. После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян таких сортов могут находиться в обороте в течение последующих двух лет (статья 30 Федерального закона N 149-ФЗ).

Таким образом, в обороте могут находиться партии семян сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян.

Согласно положениям ст. 33 Закона Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.

Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.

Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации партий семян устанавливаются законодательством Российской Федерации.

За нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений, административным законодательством установлена ответственность по ст. 10.12 КоАП РФ.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 10.12 КоАП РФ является любое действие или бездействие, состоящее в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян.

Диспозиция статьи 10.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений, а именно: ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 10.14 КоАП РФ, являются действия по ввозу на территорию Российской Федерации не соответствующих стандартам партий семян без соответствующих документов, а также с нарушением иных требований, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, статья 10.14 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 10.12 КоАП РФ, и подлежит применению именно за нарушение порядка ввоза семян на территорию РФ.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 10.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 3 000 руб.

Вместе с тем, из материалов настоящего дела усматривается, что заявителем были нарушены не правила ввоза на территорию РФ, а правила реализации семян, завезенных из Республики Беларусь, не проверенных на посевные качества, не прошедших семенной контроль.

Согласно имеющимся в деле документам, семена, находившиеся в реализации у заявителя, были приобретены по накладным ( л.д.34-36) у гражданина Республики Беларусь ФИО3, которым они были произведены согласно справке № 803 от 12.12.2008 г. ( л.д.15).

В соответствии с актом государственного карантинного фитосанитарного контроля от 26.01.2009 г. № 020102260109001 семена цветочных и овощных культур 15 кг, были направлены из Республики Беларусь в Республику Башкортостан, и получены там также гражданином ФИО3, в связи с чем последнему была разрешена их реализация на территории Республики Башкортостан, РФ( л.д.12).

Указанные семена также прошли отбор проб с целью установления фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в г. Уфа, Республика Башкортостан, РФ (л.д.14).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В ходе судебного разбирательства судом было предложено ответчику представить доказательства того, что семена, находившиеся в реализации у заявителя, были ввезены именно заявителем из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила суду, что такие доказательства у ответчика отсутствуют, ответчик не располагает сведениями, где была приобретена продукция ( семена), и перемещалась ли указанная продукция именно заявителем через границу Российской Федерации.

Поскольку необходимые для квалификации действий заявителя по ст. 10.14 КоАП РФ доказательства в материалах дела отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Аналогичная норма предусматривается п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу которого, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

  Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, оспариваемое постановление – подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленные требования.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ, г. Казань № 111-09 от 17.04.2009 г. о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Бавлы к административной ответственности, предусмотренной ст. 1014 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Бредихина Н.Ю.