АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-1050/2012
Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 5 апреля 2012 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» г. Пермь к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании решения и предписания по делу №05-573/2011 от 20.10.2011 г.,
с участием:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.05.2011 г., ФИО2 по доверенности от 01.10.2010 г., ФИО3 по доверенности от 02.12.2010 г.,
от ответчика – ФИО4 по доверенности от 30.12.2011 г.,
от лица, ведущего протокол – помощник судьи Селиванов В.В.,
У С Т А Н О В И Л :
ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» г. Пермь (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ответчик) об оспаривании решения и предписания по делу №05-573/2011 от 20.10.2011 г.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения по их существу, представил дополнения к заявлению.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, прокомментировал отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать, представил дополнения к отзыву.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании со 02.04.2012 г. до 05.04.2012 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 5 октября 2010 года поступило заявление гражданина ФИО5 на неправомерные действия ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», выразившиеся во взимании дополнительной платы за пользование абонентской линии в размере 75 рублей в месяц, за тот период когда услуга доступа в сеть Интернет фактически не оказывалась.
Ответчиком установлено, что 16 сентября 2009 года между ФИО6 и ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» заключен договор на предоставление услуг связи №2485997. В соответствии с предметом Договора оператор связи обязуется на основании заказа оказывать абоненту услуги, а абонент обязуется эти услуги оплачивать.
К указанному Договору, заключенному между ФИО5 и ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» также прилагается «Заказ на услуги связи «доступ в интернет «ДОМ.RU» №2485997, «Описание услуги доступ в интернет «ДОМ.RU», акт сдачи-приемки услуг по предоставлению доступа к услугам связи «Доступ в интернет «ДОМ.RU» от 16.09.2009г. №2485997.
ФИО5 выбран тарифный план «Москва new», в соответствии с которым ежемесячная абонентская плата составляет 450 рублей; тариф предоставления доступа «Стандарт», при этом стоимость доступа составила 1300 рублей.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Договора, абонент обязан вносить плату за оказанные ему услуги в полном объеме и в определенные договором порядке и сроки.
Как указал гражданин ФИО5, он пользовался телематическими услугами связи, оказываемыми ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» до января 2010 г. включительно. С февраля 2010 года, после того, как он перестал вносить плату за оказываемые выше услуги, оператором связи было ограничено предоставление телематических услуг связи (отсутствие доступа в интернет «ДОМ.RU»), однако, ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» потребовало от ФИО5 оплатить задолженность в размере 519 рублей за пользование абонентской линией, которую ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» начислило за период с 28.02.2010 г. по 30.09.2010 г.. пользование абонентской линии в размере 75 рублей в месяц.
По данному факту антимонопольный орган усмотрел в действиях ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» признаки нарушения антимонопольного законодательства и возбудил дело №05-573/2010.
По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органов вынесено решение №05-573/2010 от 20.10.2011 г. которым признало ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного взимания оператором связи платы за пользование абонентской линией, включенной в абонентскую плату за телематические услуги связи (услуги доступа к сети Интернет) за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось (взимание платы за тот период в течении которого абонент фактически не пользовался услугами связи), что является злоупотреблением ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» доминирующим положением на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи, результатом которого явилось ущемление интересов абонентов ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг».
Также заявителю было выдано предписание по делу №А05-573/2010 о прекращении нарушения закона.
Не согласившись с указанными решением и предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд РТ.
Суд выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе экономически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (предоставление услуги), если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. №30, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В рамках рассмотрения дела №05-573/2010 ответчиком с целью установления доминирующего положения ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи, был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220, в географических границах муниципальных образований г. Казань, <...> г. Йошкар-Ола, г. Ижевск, г. Киров, в границах пролегания сетей телефонной связи и выделенных сетей передачи данных.
По результатам анализов были составлены аналитические отчеты о состоянии конкурентной среды на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
По результатам рассмотрения материалов аналитических отчетов о состоянии конкурентной среды Комиссией было установлено, что ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» занимает доминирующее положение на следующих товарных рынках:
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Казани,
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Нижнекамска,
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Набережные Челны,
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Ийошкар Ола,
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Ижевска,
- на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи на территории г.Кирова, в границах пролегания сетей телефонной связи и выделенных сетей передачи данных.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Закон о связи), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
ЗАО «ЭР–Телеком Холдинг» оказывает услуги доступа в сеть Интернет на основании следующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи №36917 от 12.12.2005 г. на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи, №36637 от 21.11.2005 г. на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передаче голосовой информации, №37048 от 12.12.2005 г. на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Приказами ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» утверждена типовая форма договора на предоставление услуг связи, Описание услуги «Доступ в Интернет «Дом.ru», Заказ на услуги «Доступ в Интернет «Дом.ru», Акт сдачи-приемки услуг по предоставлению доступа к услугам связи «Доступ в Интернет «Дом.ru» для абонентов физических и юридических лиц.
В разделе 1 Договора на предоставление услуг связи раскрыты следующие понятия терминов и определений, используемых в данном Договоре.
«Договор» - договор на предоставление услуг связи с Описанием услуг и Заказами, а также все дополнения и изменения, оформленные надлежащим образом.
«Заказ на услуги» - документ, подписываемый сторонами в рамках Договора, содержащий информацию об услугах, заказываемых абонентом, с целью приобретения услуг.
«Описание услуг» - документ, содержащий описание, условия и порядок предоставления каждой услуги (нескольких услуг), а также процедуру взаимодействия сторон в рамках предоставления услуг, технические показатели услуг связи и другую необходимую информацию. Описание услуг размещается оператором связи на соответствующем сайте и по усмотрению оператора связи может передаваться абоненту в момент подписания Заказа.
Описание услуги «Доступ в Интернет «Дом.ru» содержит также информацию о тарифах на предоставления доступа, о тарифных планах, о тарифах на дополнительные услуги.
В разделе «Тарифы на предоставление услуг связи доступа в интернет «ДОМ.RU», Описания услуг доступ в интернет «ДОМ.RU», утвержденных приказами ЗАО «Эр-Телеком Холдинг», а именно в пункте 11 примечаний к тарифным планам, определено, что абонентская плата по всем основным тарифным планам включает плату за пользование абонентской линией в размере 75 рублей для физических лиц, для юридических лиц 200 рублей в месяц. Абонентская линия находится в собственности оператора связи и передается в пользование абоненту с момента предоставления абоненту доступа к услугам связи подписания соответствующего акта сдачи-приемки услуг по предоставлению доступа к услугам связи. Плата за пользование абонентской линией взимается до момента прекращения действия договора и оказания оператором связи соответствующих услуг связи, независимо от фактического потребления услуг связи. В случае прекращения действия договора и оказания оператором связи соответствующих услуг связи оператор связи вправе демонтировать абонентскую линию с отнесением всех затрат на абонента.
Из представленных заявителем сведений о размерах платы за пользование абонентской линией, действующих в 2010 году, следует, что на территории населенных пунктов, где общество предоставляет телематические услуги связи (услуги доступа в сеть Интернет) ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» установлена плата для физических лиц в размере 75 рублей, для юридических лиц 200 рублей.
Антимонопольным органом было установлено, что плата за пользование абонентской линией взимается ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» с абонента до момента прекращения действия договора и оказания оператором связи соответствующих услуг связи, независимо от фактического потребления услуг связи, т.е. оператор связи взимает часть абонентской платы в размере 75 и 200 рублей за тот период, когда абонент не имел возможности пользоваться услугами связи, в период приостановления оператором оказания услуг.
Как объяснил заявитель, при наличии задолженности, в том числе задолженности по платежам за пользование абонентской линией, общество направляет в адрес абонентов квитанции, электронные сообщения, также информирует абонентов о задолженности автоматическим способом (автоинформатор), размещает данную информацию в личном кабинете абонента, на официальном сайте общества.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о связи, на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации, в частности Правила оказания телематических услуг связи (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №575 от 10.09.2007 г.
Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи (ч.1 ст. 45 Закона о связи).
Согласно части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора (п.16 Правил).
Тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи в соответствии с пунктом 23 Правил являются существенным условием договора.
Статьей 28 Закона о связи, установлено, что тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено данным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В силу п. 22 Правил, в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях.
Пунктом 27 Правил предусмотрено право оператора связи приостанавливать оказание телематических услуг связи абоненту и (или) пользователю в случае нарушения абонентом и (или) пользователем требований, предусмотренных договором, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания телематических услуг связи оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.
Оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи:
- в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом о связи, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг связи, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных Законом о связи ( ч. 3 ст.44 Закона о связи);
- на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами (ч. 3 ст. 64 Закона о связи);
- во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, имеют право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи (ч. 1 ст. 66 Закона о связи).
Согласно пункту 25 Правил оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату.
Таким образом, договор оказания телематических услуг связи не может противоречить императивным требованиям Правил оказания телематических услуг связи.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из копии договора о предоставлении услуг связи, заключенного между заявителем и ФИО5 16.09.2009 г., Заказа на услуги связи «Доступ в интернет «ДОМ.RU» №2485997, Описания услуги «Доступ в интернет «ДОМ.RU», следует, что абонентская плата включает плату за пользование абонентской линией, при этом плата за пользование абонентской линией взимается операторм связи независимо от того пользовался абонент услугами доступа в сеть Интернет или нет, при этом плата взимается до момента прекращения действия договора на оказание услуг связи. Таким образом, ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» взимало абонентскую плату за услуги доступа в сеть Интернет, в том числе в период приостановления оператором оказания данных услуг связи, что противоречит пункту 32 Правил.
Заявитель полагает, что предоставление абонентской линии в пользование абоненту является услугой, технологически неразрывно связанной с телематическими услугами связи. В силу пункта 8 Правил оказания телематических услуг связи оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 25 данных Правил. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи. Так как абонентская линия является собственностью общества, общество самостоятельно принимает меры и несет затраты на ее содержание, обслуживание и модернизацию, что в свою очередь, влияет на качество оказываемых услуг, соответственно, и на повышение потребительской ценности основной телематической услуги связи «Доступ в интернет «ДОМ.RU».
В тоже время данный довод суд считает несостоятельным.
Из текста пункта 11 Примечаний к тарифным планам к Описанию услуги доступ в интернет «ДОМ.RU» прямо следует, что абонентская плата включает плату за пользование абонентской линией. Исходя из условий договора, заключаемого оператором связи и абонентом, предоставление абонентской линии в пользование не является дополнительной услугой по смыслу пункта 8 Правил оказания телематических услуг связи, а является технической предпосылкой для предоставления услуги доступа в сеть Интернет, которая может быть оказана только с использованием линии связи. Сама по себе абонентская линия не выступает предметом сделки, поскольку заключение договора с оператором связи вызвано не потребностью абонента пользоваться каким-либо имуществом общества, в том числе и абонентской линией, а необходимостью получать телематические услуги связи. Предоставление абонентской линии в пользование не имеет направленности на повышение потребительской ценности основной услуги предоставление доступа в сеть Интернет, оно представляет собой необходимое условие и неотъемлемую часть оказания данной услуги.
В пункте 2 Правил оказания телематических услуг определены содержания следующих понятий:
- абонентская линия - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных;
- телематическое электронное сообщение - одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом;
- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
- предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети;
- предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.
Классифицируя ту или иную услугу, связанную с передачей данных, следует исходить из основных видов лицензируемых услуг. В частности, обмен телематическими электронными сообщениями - это телематическая услуга связи, все иные услуги, связанные с передачей данных и голосовой информации - это услуги по передаче данных. Все иные услуги связи по остаточному принципу можно отнести к тем технологически неразрывно связанным услугам, о которых говорится в Правилах на оказание телематических услуг связи и Правилах оказания услуг связи по передаче данных.
Так, к услугам, технологически неразрывно связанным с телматическими услугами связи и направленным на повышение их потребительской ценности можно отнести к примеру, услуги хостинга, представляющие собой предоставление свободного дискового пространства и канала связи для размещения web-сайта на сервере и техническое обслуживание этого web-ресурса. Услуги по предоставлению контента (информационно значимое наполнение Интернета - тексты, графика, мультимедиа), также можно отнести к услугам, технологически неразрывно связанным с телматическими услугами связи и направленным на повышение их потребительской ценности.
Предоставление оператором в пользование абонентской линии не является услугой технологически неразрывно связанной с телематическими услугами связи, предоставление абонентской линии в пользование не имеет направленности на повышение потребительской ценности основной услуги - предоставление доступа в сеть Интернет, оно представляет собой необходимое условие и неотъемлемую часть оказания данной услуги.
Кроме того, в разделе «Тарифы на дополнительные услуги» Описания услуг связи «Доступ в интернет «ДОМ.RU» в перечне дополнительных услуг, которые не являются телематическими услугами связи, такой услуги как предоставление абонентской линии в пользование не предусмотрено. Данная плата включена в раздел «Тарифные планы», где перечислены все действующие тарифные планы телематических услуг связи, с указанием тарифов на услуги доступа в сеть Интернет, технических показателей, характеризующих качество предоставляемых услуг.
Предоставление в пользование абонентской линией не является услугой, технологически неразрывно связанной с телематическими и направленной на повышение их потребительской ценности.
Следовательно, ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» незаконно включило платеж за пользование абонентской линией в состав абонентской платы.
В данном случае ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» предоставляет телематические услуги связи, которые не могут быть оказаны в отсутствие у абонента абонентской линии. Абонентская плата во всех тарифных планах включает плату за пользование абонентской линией, в то время как дополнительные услуги, перечисленные в Описании услуг связи «Доступ в интернет «ДОМ.RU» не предусматривают предоставление в пользование абонентской линии.
Все это говорит о том, что предоставление в пользование абонентской линии является не дополнительной услугой, а является неотъемлемым условием оказания телематических услуг связи и не может быть расценена как дополнительная услуга - услуга, технологически неразрывно связанная с телематическими услугами связи.
Правилами предусмотрена возможность установления оператором связи платы за предоставление доступа к сети передачи данных (пункт 33 Правил), тарифа для оплаты телематических услуг связи (пункт 35 Правил), при этом Правилами не установлена возможность взимания оператором платы за предоставление в пользование абонентской линии.
Исходя из буквального толкования пункта 11 примечаний к тарифным планам Описания услуг доступ в интернет «ДОМ.RU» следует, что плата за пользование абонентской линией включена в абонентскую плату за услуги доступа в сеть Интернет. Из представленных ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» приказов следует, что обществом утверждена абонентская плата за телематические услуги связи. Документы которыми утверждена плата за пользование абонентской линией ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» в адрес Управления не представлены. Поскольку плата за пользование абонентской линией включена в абонентскую плату за телематические услуги связи, следовательно оператор связи не вправе взимать с абонентов абонентскую плату, в том числе плату за пользование абонентской линией в период, когда абонент фактически не пользовался услугами доступа к сети Интернет.
Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Условие в договоре на предоставление услуг связи, предусматривающее необходимость внесения абонентом платы за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось, не соответствует Правилам оказания телематических услуг связи.
Таким образом, законодательством о связи не предусмотрено право оператора связи при предоставлении услуг доступа в сеть Интернет взимать с абонентов плату за пользование абонентской линией, в период приостановления оказания услуг, однако в нарушение пункта 32 Правил оказания телематических услуг связи ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» необоснованно требует от абонентов плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось.
Взимание ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» платы за пользование абонентской линией, включенной в абонентскую плату за услуги доступа к сети Интернет привело к ущемлению интересов абонентов. Пользователь телематическими услугами связи вынужден оплачивать плату за пользование абонентской линии, включенной в абонентскую плату, за тот период когда абонент фактически не пользовался услугами, соответственно не производил оплату ввиду отсутствия по той или иной причине необходимости в Интернет-услугах.
Таким образом заявитель необоснованно взимает с абонентов плату за пользование абонентской линией, включенной в абонентскую плату за телематические услуги связи (услуги доступа в сеть Интернет) за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось, т.е. взимает вышеуказанную плату независимо от фактического предоставления (оказания) абонентам телематических услуг связи.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что аналитические отчеты в рамках дела №05-573/2010 не являются достаточными доказательствами наличия доминирующего положения общества на товарном рынке.
Пунктом 1.1 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (Приказ №220) предусмотрено, что данный порядок разработан на основании Закона о защите конкуренции и используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в том числе при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Проведение антимонопольным органом анализа состояния конкурентной среды на определенном товарном рынке, по результатам которого составляется аналитический отчет, является достаточным для определения наличия или отсутствия доминирования хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке.
Заявитель указывает, что в аналитических отчетах не отражена информация о том, какие специалисты, эксперты привлекались для оценки характеристик особенностей потребления услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, отсутствуют также какие-либо ссылки на заключения экспертов.
В тоже время пункт 1.5 Приказа №220 содержит перечень источников, которые антимонопольный орган может использовать в качестве исходной информации об исследуемом товарном рынке. Приказ №220 не содержит требование об обязательном использовании антимонопольным органом всех источников, указанных в данном приказе.
Так, в соответствии с п.1.5 Приказа №220 при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках антимонопольные органы могут использовать в том числе: сведения, полученные от юридических лиц, от государственных органов, в том числе сведения, представляемые продавцами данного товара; данные собственных исследований антимонопольного органа; данные иных источников.
Таким образом, при проведении анализа на рынке реализации услуг широкополостного доступа к сети Интернет с использованием технологий по телефонной сети хDSL, по локальной сети (Ethernet), по выделенной линии связи ответчиком в качестве исходной информации были использованы данные, представленные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, хозяйствующими субъектами, имеющими лицензии на оказание телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных (доступ к сети Интернет), предоставляющие услуги связи в 2010 году, а также информация, размещенная в сети Интернет.
Заявитель указал, что антимонопольный орган в аналитических отчетах не принял во внимание его возражения.
Однако, согласно п. 3.7.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17 января 2007 г. №5 хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим. Данные доказательства приобщаются к материалам дела и рассматриваются ответственным исполнителем.
Пунктами 3.8.1. и 3.8.2. вышеуказанного Регламента предусмотрено, что на заседании Комиссия заслушивает доводы заинтересованных сторон, рассматривает представленные хозяйствующим субъектом в Комиссию доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим. Комиссия может направить материалы проведенного Анализа состояния конкуренции на доработку в ответственное структурное подразделение.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют основания отражать в аналитическом отчете все возражения представленные хозяйствующим субъектом, у Комиссии есть право направить материалы анализа рынка на доработку, но отсутствует обязанность указывать в аналитическом отчете все возражения, представленные хозяйствующим субъектом.
Несостоятельным суд считает довод заявителя о том, что общество осуществляет деятельность в соответствии с законодательством РФ, которое не содержит запрета на взимание платы за пользование абонентской линией, а также то, что предоставление в пользование абонентской линии не является телематическими услугами связи, а является дополнительной услугой, услугой технологически неразрывно связанной с телематическими услугами, поэтому на эту услугу не распространяется запрет взимания платы за телематические услуги связи в период их приостановления.
В пункте 2 Правил оказания телематических услуг определено содержание понятия абонентская линия, как линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных. Из данного определения можно сделать вывод, что абонентская линия формируется оператором в целях оказания услуг доступа к сети Интернет, т.е. формирование абонентской линией является необходимым условием для получения абонентом телематических услуг связи. Без соответствующего кабеля (линии связи, абонентской линии), так и без персонального компьютера невозможно воспользоваться Интернет-услугами.
Потребитель изъявляя желание воспользоваться услугой доступа к сети Интернет заключает с оператором связи договор на предоставление данной услуги, а не на предоставление услуги по использованию абонентской линии. Сама по себе абонентская линия не выступает предметом сделки, поскольку заключение договора с оператором связи вызвано не потребностью абонента пользоваться каким-либо имуществом общества, в том числе и абонентской линией, а необходимостью получать телематические услуги связи.
Отсюда следует, что предоставление в пользование абонентской линии является не дополнительной услугой, а является неотъемлемым условием оказания телематических услуг связи и не может быть расценена как дополнительная услуга, в том числе как услуга, технологически неразрывно связанная с телематическими услугами связи.
Тариф на услугу связи устанавливается исходя из экономических показателей расходов, которые несет оператор при предоставлении услуги связи и получения средней нормы прибыли. Таким образом, затраты которые несет оператор в том числе на содержание линий связи, входят в перечень затрат, участвующих в формировании тарифа. То есть абонентская плата (тариф) за телематические услуги связи состоит из следующих затрат: ФОТ, аренда, амортизация, коммунальные платежи, затраты на содержание и ремонт сетей, оборудования связи и прочие затраты.
Следовательно, статья затрат - содержание, обслуживание, модернизация абонентской линии связи включена в общие затраты, участвующие в формировании тарифа на Интернет-услугу.
Согласно пункту 26 Правил оказания телематических услуг оператор связи обязан оказать абоненту телематические услуги связи в соответствии с требованиями законодательства, лицензией и договором, в том числе устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию услугами связи.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом в случае, в том числе некачественного оказания телематических услуг связи.
Таким образом, в период действия договора, заявитель обязан надлежащим образом содержать свои сети, оборудование связи и иные технические средства, с целью соблюдения требований законодательства о связи, предоставляя надлежащего качества услуги связи. Соответственно, оператор с целью соблюдения положений законодательства РФ и предоставления качественных услуг связи должен содержать, обслуживать в том числе и абонентскую линию связи, без которой вообще невозможно оказание телематических услуг связи.
Абонент заключает с оператором договор о предоставлении услуг связи надлежащего качества, и в договоре прописаны условия в том числе условие о заявленной скорости передачи данных. Следовательно, оператор обязан обеспечивать непрерывную работоспособность абонентской линии, для соблюдения условий договора, вне зависимости о того, оплачена ли абонентом плата за пользование абонентской линией или нет, наличие или отсутствие факта оплаты, не должно влиять на качество предоставляемых услуг связи, поскольку в противном случае (в случае оказания некачественных услуг) оператором связи будут нарушены требования законодательства о связи, а также несоблюдены условия договора.
Необоснованным является довод заявителя о том, что у него отсутствуют иные законные способы компенсации ежемесячных расходов общества на обслуживание предоставленной в пользование абонентской линией, в связи с чем и был введен тариф за пользование абонентской линией.
Пункт 32 Правил оказания телематических услуг связи запрещает операторам связи требовать от абонентов плату за оказание услуг связи за тот период, в течение которого оказание услуг приостанавливалось.
Таким образом, у абонента в соответствии с законом отсутствует обязанность по внесению платы за Интернет-услугу за тот период когда фактически абонент не пользовался услугой, также у него отсутствует обязанность по оплате платы за пользование абонентской линией в период приостановления оказания Интернет-услуг, поскольку данная норма предусмотрена Правилами оказания телематических услуг связи, а также в связи с тем, что данная плата включена в абонентскую плату, т.е. является частью абонентской платы.
Оператору связи необходимо все своих расходы единоразово включить в тариф на Интернет-услугу, в том числе и те затраты, которые он несет на содержание линий связи, в том числе в период когда абоненты не пользуются Интернет-услугой.
Согласно статье 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Таким образом, операторы связи, предоставляющие телематические услуги связи должны руководствоваться Правилами оказания телематических услуг связи, другие правила, регламентирующие взаимоотношения пользователей иными услугами связи (телефонная связь, кабельное телевидение и т.д.) и операторов, не должны распространяться на деятельность операторов, оказывающих Интернет-услуги.
В указанных правилах закреплено, что в договоре с абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии. Данные правила не содержат указание на наличие права у оператора взимать плату за пользование абонентской линией в период приостановления оказания услуг связи.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание вынесены антимонопольным органом на основании полного и всестороннего изучения материалов проверки, соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Воробьев