ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Казань
Дело №А65-10579/2019
Дата принятия решения в полном объеме 05 июля 2019 года
Дата оглашения резолютивной части решения 02 июля 2019 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Андрияновой Л.В., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой продукции, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Азнакаевскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>), Общества с ограниченной ответственностью «Константа» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
с участием:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 17.10.2018,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.05.2019, ФИО4 по доверенности от 15.05.2019,
от третьих лиц – не явились, извещены
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань, (заявитель, инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив", г.Казань, (ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой спиртосодержащей продукции.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.05.2019, 07.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Азнакаевскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>), Общество с ограниченной ответственностью «Константа» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В судебное заседание явились представители заявителя и ответчика.
Суд в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Заявитель ходатайствовал о приобщении дополнительных доказательств в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд в удовлетворении ходатайства отказал в связи с неотносимостью доказательств к рассматриваемому делу.
Заявитель требования поддержал, дал пояснения.
Ответчик вину не признал, дал пояснения.
Ответчик ходатайствовал о применении ст. 2.9 КоАП РФ., а также ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Как усматривается из заявления и представленных по делу документов, из Отдела МВД РФ по Азнакаевскому району в адрес Заявителя поступил административный материал о том, что 04 марта 2019 г. в 15 часов 40 минут, в Майнинг-Центре ООО «Инвест-Актив», расположенном по адресу: РТ, <...> выявлен факт оборота алкогольной продукции, которая находилась в подсобном помещении и предназначалась для употребления VIP-клиентами Майнинг-Центра в качестве угощения, а именно:
-пива светлого «Балтика классическое» №3, емкостью 0,45 л., крепостью 4,8%, укупорка не нарушена, производства ООО «Балтика-Самара», <...> дата розлива 2-7x01,2019 г., в количестве 24 бутылок;
-водки «Граф Ледофф Лайт», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, укупорка не нарушена, производства АО «Татспиртпром», Россия, <...>, федеральная специальная марка №400 16515994, регистрационный номер партии 1100180, дата розлива 30.11.2018 г., в количестве 1 бутылки;
-водки «Граф Ледофф Лайт», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, производства АО «Татспиртпром», Россия, <...>, федеральная специальная марка №400 16515850, регистрационный номер партии 1100180, дата розлива 30.11.2018 г., в количестве 1 бутылки, укупорка бутылки нарушена, бутылка заполнена примерно на 0,250 мл.; •
-российский коньяк трехлетний «Три звездочки», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, производства АО «Татспиртпром», Россия, <...>, федеральная специальная марка №003 134935220, регистрационный номер партии 1097150, дата розлива 16.11.2018г., в количестве 1 бутылки, укупорка бутылки нарушена, бутылка заполнена примерно на 0,450 мл.;
-виски «YOUR CHOICE WITH TASTE OF SCOTCH WHISKY 3», емкостью 0,7 л., крепостью 40%, производства АО «Татспиртпром», Россия, <...>, федеральная специальная марка* №101 371528708, регистрационный номер партии 1073140, дата розлива 08.08.2018г., в количестве 1 бутылки, укупорка бутылки нарушена, бутылка заполнена примерно на 0,200 мл..
По результатам осмотра должностными лицами 04.03.2019 составлен протокол осмотра места происшествия.
Протоколом осмотра места происшествия от 04.03.2019 вышеуказанная продукция изъята.
Актом приема-передачи от 20.03.2019 указанная продукция передана Заявителю.
По факту обнаружения указанных обстоятельств должностным лицом административного органа в отношении общества 27.03.2019 составлен протокол №000870 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данных административных правонарушений являются лица, на которых возлагаются обязанности по выполнению установленных правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции).
Согласно п. 2 этой статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Закона № 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила № 864).
Пунктом 2 Правил № 864 предусмотрено, что справка заполняется в соответствии с данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории РФ и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы «А» и «Б» справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (п. 3 Правил № 864).
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 4 Правил № 864).
При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 этого Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 указанного Закона.
В силу ст. 25 Закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона, либо с маркировкой поддельными марками.
При этом, согласно п. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ для целей данного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона.
В нарушение указанных выше требований, а также требований постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» алкогольная продукция хранилась ответчиком без надлежаще оформленных сопроводительных документов.
Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений ст. ст. 10.2, 16, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
В силу п. 3 ст. 26 Закона № 171-ФЗ юридические лица, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Одной из мер государственного принуждения за нарушение Закона № 171-ФЗ является административная ответственность.
В нарушение указанных требований законодательства ответчик в помещении, в котором осуществлял деятельность, осуществлял хранение вышеуказанной алкогольной продукции в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.
Данный факт подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра, объяснением работника ответчика ФИО5, протоколом об административном правонарушении.
У общества имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако, выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что им не были приняты все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства, что свидетельствует о наличии вины ответчика в совершении вменяемых ему административных правонарушений.
Из отзыва заявителя и объяснений следует, что спорная алкогольная продукция не находилась в обороте. Сотрудники полиции и сотрудники Заявителя не проводили контрольную закупку алкогольной продукции. ФИО6 не является сотрудником ООО «Инвест-Актив», не могла давать кому-либо указания о продаже алкогольной продукции.
В материалах дела имеется объяснение ФИО6, согласно которому последняя поясняет, что изъятая алкогольная продукция принадлежит ей, утром 04.03.2019 указанная продукция была оставлена на хранение для проведения мероприятия.
Общество могло и должно знать, что факт нахождения алкогольной продукции без сопроводительных документов как в местах ее реализации, так и в иных принадлежащих ему помещениях, сам по себе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на спорной алкогольной продукции имелись обозначения, указывающие то, что товары не предназначены для продажи.
В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности изъятой алкогольной продукции ФИО6
Кроме того, в ходе осмотра проводилась фотосьемка, на стене комнаты для «VIP клиентов» размещено объявление следующего содержания «Только для VIP –персон бесплатный алкоголь». Из объяснений работника ответчика ФИО5 следует, алкогольная продукция предоставлялась VIP клиентам ООО « Инвест-Актив». Представитель ответчика в предварительном судебном заседании пояснил, что не может пояснить , как изъятая алкогольная продукция оказалась в помещении ответчика, также не смог объяснить факту наличия объявления о предоставлении спиртных напитков VIP клиентам.
Представленное ответчиком в суд ответчиком соглашение от 11.03.2019 о расторжении договора аренды нежилого помещения от 01.02.2019 не имеет правового значения, поскольку событие административного правонарушения произошло 04.03.2019.
Поскольку факт правонарушения, совершенного ответчиком, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, что свидетельствует о виновности ответчика, доказаны материалами административного дела, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия в виде возможности (в отсутствие сопроводительных документов на алкогольную продукцию) возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в отсутствие доказательств исключительности нарушения, судом не усматривается как оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным согласно статье 2.9 КоАП РФ, так и оснований для замены в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 и частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Вместе с тем, согласно части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ).
Руководствуясь вышеизложенным, с учетом конституционных принципов социальной справедливости, предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также соразмерности наказания в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, суд считает возможным снизить размер штрафа с учетом требований части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. В силу пп.1 п. 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ алкогольная продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу ст.3.7 КоАП РФ, ст.25 Закона № 171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018г. (далее по тексту - Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018г.)
Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
При таких обстоятельствах изъятая у предпринимателя алкогольная продукция, находившаяся в незаконном обороте, подлежит направлению на уничтожение.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу осмотра места происшествия от 04.03.2019, находящуюся на хранении в Альметьевском территориальном органе Госалкогольинспекции Республики Татарстан по адресу: РТ, <...>, направить на уничтожение в соответствующую организацию в установленном порядке.
Реквизиты на оплату штрафа:
УФК по РТ (Госалкогольинспекция Республики Татарстан), ИНН/КПП <***>/165901001, счет получателя платежа 40101810800000010001 в Отделении – НБ Республики Татарстан, БИК 049205001, ОКТМО 92701000, КБК 75011608010010000140.
Доказательства оплаты штрафа в течение 60 дней представить в суд.
При отсутствии у суда уведомления о его добровольном исполнении, решение арбитражного суда будет направлено для принудительного исполнения.
Взыскатель: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, место нахождения: <...>.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Андриянова