АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ул. Ново-Песочная, д.40, г. Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А65-11543/2017
Дата принятия решения – 18 августа 2017 года.
Дата объявления резолютивной части – 11 августа 2017 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Юшкова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Олимп-Трейд", г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр", г. Альметьевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее ответчик) о взыскании 12 000 руб. неустойки;
с участием:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ФИО1, представитель, доверенность от 20.02.2016г.;
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании 12 000 руб. неустойки.
Первоначально дело было принято к производству в порядке упрощенного производства.
В дальнейшем суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Истец представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в отсутствие своего представителя.
В порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке ч.4 ст.137 АПК РФ суд в по ходатайству истца и согласия ответчика завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в суде первой инстанции.
Ответчик просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего:
5 марта 2014 года истец (поставщик) и покупатель (ответчик) заключили рамочный договор №Б-ОлТ059/03.
В соответствии с условиями указанного договора поставщик обязался поставить, а покупатель принять и оплатить биржевой товар (товар).
Наименование, качество, количество, способ транспортировки, базис поставки и цена товара определяется сторонами при их заключении в ходе торгов в соответствии с Правилами торгов (п. 3.1 договора).
Передача ответчику нефтепродуктов посредством железнодорожного транспорта (в вагоно-цистернах) подтверждается приложенными к исковому заявлению товарными накладными №№ 140327007 от 27 марта 2014 г., 140327004 от 27 марта 2014 г.
В соответствии с пунктами 5.5.13 договора: «Срок нахождения вагонов-цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки».
При этом покупатель несет ответственность за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные (п. 5.5.12 договора).
В случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
На 5 суток и менее - в размере 2000,00 рублей за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; Свыше 5 суток - в размере 5000,00 рублей, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны (п. 8.6. договора).
Аналогичный размер неустойки предусмотрен Правилами проведения организованных торгов в Секции «Нефтепродукты» ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-Сырьевая Биржа» (в редакции, действовавшей в момент поставки нефтепродуктов ответчику).
В обоснование своих требований истец указал, что в нарушение вышеуказанного условия договора порожние вагоны-цистерны сданы покупателем железной дороге для возврата с превышением установленного срока.
В свою очередь, истцом для исполнения предусмотренных договором обязательств для ответчика, был заключен договор с ПАО «НК «Роснефть» №100014/00040Д от 09 января 2014 г.
В связи с выявленным сверхнормативным простоем в адрес ООО «Олимп-Трейд» поступили имущественные требования (претензия) от ПАО «НК «Роснефть» об уплате истцом штрафа за сверхнормативный простой тех же вагоно-цистерн на ж. д. станции выгрузки (свыше двух суток), в которых нефтепродукты были переданы ответчику.
В свою очередь, ООО «Олимп-Трейд» направило претензию в адрес ООО «Татнефть-АЗС-Центр» №04-04/208 от 01 декабря 2014 г. на сумму 12 000 рублей.
Таким образом, полученную претензию №73-1288/пр от 17 сентября 2014 г. ООО «Олимп-Трейд» предъявило в адрес ООО «Татнефть-АЗС-Центр» в том же размере, что и претензия, предъявленная истцу ПАО «НК «Роснефть».
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование своих возражений ответчика заявил о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности (ст.196 ГК РФ).
Пунктом 5.5.13.7 указанного договора установлено, что истец, при предъявлении претензий, связанных с нарушением срока оборота цистерн, обязан руководствоваться данными из автоматизированной базы данных ОАО «РЖД». Следовательно, истец узнал о нарушении свих прав - 04.04.2014 г. (дата отправления порожних вагонов), поскольку оформление перевозочных документов производилось через Автоматизированную базу ОАО «РЖД».
Простой порожних вагонов произошел по причине не выполнения обязательств владельца вагонов по оформлению накладных на возврат порожних вагонов.
Поставка нефтепродуктов осуществлялась истцом железнодорожным транспортом:
Поставщик осуществляет поставку товара в цистернах парка ОАО «РЖД», либо в арендованных цистернах. Право выбора принадлежности цистерн, в которых будет поставлен товар, принадлежит поставщику (п. 5.5.6 договора).
Согласно пунктам 5.5.7, 5.5.8. и 5.5.13 договора покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и вернуть порожние цистерны в установленный договором срок, предусмотренный договором в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика.
Срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток, согласно п. 5.5.13.1 договора.
Согласно п. 5.5.13.3 договора, срок нахождения (использования) цистерн у
покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных
железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данных Главного вычислительного центра (ГВЦ) - филиала ОАО «РЖД», либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате.
Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления, либо на иную станцию, указанную поставщиком. Неполные сутки считаются полными, согласно условиям п. 5.5.13.4 договора.
В случае превышения покупателем (грузополучателем) срока использования (нахождения) цистерн, в соответствии с подпунктом 5.5.13.1 договора, поставщик руководствуется данными из автоматизированной базы данных ОАО «РЖД», производит расчет неустойки и направляет покупателю претензию, которая должна быть удовлетворена покупателем в полном объеме. К претензии поставщик прикладывает также расчет суммы неустойки (пункт 5.5.13.7 договора).
Груз, прибывший в адрес грузополучателя, поступил по накладным, оформленным в АС (Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО «РЖД») ЭТРАН.
Вагон № 57352445 по электронной накладной ЭЙ 736856 и вагон № 73275281 по электронной накладной ЭЙ736567 прибыли на станцию Чебоксары 30.03.2014 года. Согласно Ведомости подачи и уборки вагонов № 041111 были поданы на выставочный путь (под разгрузку) 01.04.2014 в 03:30. Уведомление о завершении грузовой операции и возврат был осуществлен 01.04.2014 в 10:30.
Согласно Акту общей формы ГУ-23ВЦ № 1/2107 от 01.04.2014 после выгрузки вагона были поставлены на простой по причине «в ожидании оформления перевозочных документов. Дата и время начала простоя 01.04.2014 в 10:30». Согласно Акту общей формы ГУ-23вц № 1/2179 от 04.04.2014 - «окончание простоя в ожидании оформления перевозочных документов. Дата и время окончания простоя 04.04.2014 в 02:25» .
Устав железнодорожного транспорта определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг, (статья 1 УЖТ РФ).
Согласно статье 3 УЖТ РФ Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Порядок отправки порожних цистерн, принадлежащих собственникам вагонов, регламентирован ОАО «РЖД» в документе от 09.10.2008 № 44 «Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭПЦ».
Указанный Порядок определяет технологию взаимодействия ОАО «РЖД» как перевозчика с собственниками вагонов и компаниями-операторами при оформлении перевозок принадлежащих им или используемых ими порожних вагонов повагонными, групповыми и маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении с использованием электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью. Работникам компании-собственника вагона (вагонов) и компаниям- операторам открыт доступ к перечню со сведениями о прибывших вагонах с признаком по каждому вагону в системе ЭТРАН, возможностью оформления электронного документа подписанного ЭЦП.
Согласно пункту 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №28, отправителем собственных порожних вагонов может являться: владелец вагона (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на железнодорожную станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
В соответствии с пунктом 22 Правил оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право также любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных |или иных средств связи.
Необходимо отметить, что в оригиналах железнодорожных накладных ЭЙ 736856 и ЭЙ 736567 указано, что «Возврат порожнего вагона по заготовке собственника подвижного состава».
Собственником вагона № 57352445 является ЗАО «Сбербанк Лизинг» собственником вагона № 73275281 является ООО «Альфа Лизинг».
В статье 44 УЖТ РФ указано, что после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
Условия договора не возлагают на ООО «Татнефть-АЗС Центр» обязанность по оформлению перевозочных документов на возврат порожних вагонов.
У ООО «Татнефть-АЗС Центр» отсутствовали полномочия или указания владельца спорных вагонов на их предъявление к перевозке, в связи с чем, ООО «Татнефть-АЗС Центр» объективно не мог выступать отправителем этих вагонов, у грузополучателя отсутствовала возможность самостоятельно оформить указанные порожние вагоны для их отправки в обратном направлении. Какие-либо отметки в транспортных железнодорожных накладных (на перевозку нефтепродуктов) относительно последующей отправки порожних вагонов и станции, на которую их следовало направить, отсутствуют. Грузополучатель для своевременного возврата вагонов должен совершить только действия технологического характера: своевременно выгрузить вагоны и доставить их в порожнем виде на выставочные железнодорожные пути для сдачи перевозчику.
Согласно транспортному законодательству обязанность по оформлению перевозочных накладных на порожние вагоны возложена на собственника и (или) владельца вагонов.
Порожние вагоны были приняты перевозчиком для их последующей перевозке лишь после оформления владельцами вагонов в системе ЭТРАН перевозочных документов.
В соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации № 258 от 03.10.21011 г. «О внесении изменений в акты Министерства путей сообщения РФ» в «Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 28» были внесены изменения, в частности, добавлен пункт 25.5, который определяет моменты прекращения обязательств отправителя: «25.5. При приеме собственного порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагона.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, не являющийся владельцем собственного порожнего вагона, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности или иных полномочий отправителя собственного порожнего вагона, которые представляются перевозчику по его требованию.
При приеме собственного порожнего вагона в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема".
Следовательно, с момента получения приемосдатчиком ОАО «РЖД» уведомления от грузополучателя о завершении грузовых операций обязанности по возврату порожнего вагона считаются исполненными. Время и дата уведомления о завершении грузовых операция являются моментом прекращения обязательства по возврату порожнего вагона.
Необходимо отметить, также, что в силу пункта 5.5.13.7 договора истец, при предъявлении претензий, связанных с нарушением срока оборота цистерн, обязан руководствоваться данными из автоматизированной базы данных ОАО «РЖД».
Предъявленная в адрес Истца претензия ПАО «НК «Роснефть» № 73-1288/пр от 17.09.2014 г. не является доказательством наличия вины ООО «Татнефть-АЗС Центр» в сверхнормативном простое вагонов. К исковому заявлению не приложены данные из автоматизированной базы данных ОАО «РЖД».
На предъявленную истцом претензию № 04-04/2018 от 01.12.2014 ООО«Татнефть-АЗС Центр» ответило письмом № 1746/7 от 25.12.2014 приложив документы подтверждающие отсутствие вины ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Причиной сверхнормативного простоя порожнего вагона (цистерны) является «Ожидание оформления перевозочных документов».
Исходя из вышеизложенного, ООО «Татнефть-АЗС Центр» полагает, что, поскольку, простой вагонов № 57352445 № 73275281 был вызван отсутствием оформленных накладных на порожние вагоны в АС ЭТРАН, обязанность по оформлению которого транспортным законодательством Российской Федерации возложена на владельца/собственника вагона, то ООО «Татнефть-АЗС Центр» не несет ответственности за простой вагонов ввиду не возможности отправки порожних вагонов (цистерн).
Судом установлен и материалам дела подтвержден факт того, что ответчик не является собственником вагонов (цистерн).
Так, по сведениям информационного вычислительного центра ОАО «РЖД», представленным третьим лицом в форме справок 2612, собственниками вагонов являются АО «Сбербанк Лизинг», АО «Экза», ООО «ЛК ГПБ», ООО «Альфа-Лизинг», вагоны переданы в аренду АО «РН-Транс» на срок до 31.12.2018.
Условия договора также не возлагают на Ответчика обязанность по оформлению перевозочных документов.
Соответственно, у ответчика отсутствовали полномочия или указания владельца спорных вагонов на их предъявление к перевозке, в связи с чем ответчик объективно не мог выступать отправителем вагонов.
Какие-либо отметки в транспортных железнодорожных накладных относительно последующей отправки порожних вагонов и станции, на которую их следовало направить, также отсутствуют.
В соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации №258 от 03.10.2011 г. «О внесении изменений в акты Министерства путей сообщения РФ» в «Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №28», были внесены изменения, в частности, добавлен пункт 25.5, который определяет моменты прекращения обязательств отправителя, следующего содержания: «25.5. При приеме собственного порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал», «Вагон принял» в момент уборки вагона.
При приеме собственных порожних вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал», «Вагон принял».
В этом случае приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях, определенных согласно договорам, в момент уборки вагона. Владелец железнодорожных путей не общего пользования или пользователь, не являющийся владельцем собственного порожнего вагона, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности или иных полномочий отправителя собственного порожнего вагона, которые представляются перевозчику по его требованию.
При приеме собственного порожнего вагона в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций, - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал», «Вагон принял» в момент фактического приема».
Таким образом, с момента получения приемосдатчиком ОАО «РЖД» уведомления от грузополучателя (третьего лица) о завершении грузовых операций обязанности по возврату порожнего вагона считаются исполненными. Время и дата уведомления о завершении грузовых операций являются моментом прекращения обязательства по возврату порожнего вагона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данной ситуации обязанности ответчика (грузополучателя) по п.5.5.13.5 договора ограничивались передачей вагонов перевозчику (направлением ему уведомления о завершении грузовой операции и необходимости уборки вагонов), в связи с чем под временем нахождения вагонов у грузополучателя согласно п.5.5.13.2 договора следует понимать время, исчисляемое с момента поступления вагонов на железнодорожную станцию назначения до момента возврата этих вагонов перевозчику.
Судом установлено, что в данном случае ответчик принял товар (осуществил слив товара) и произвел передачу вагонов на выставочный путь в срок, установленный п.5.5.13.1 договора.
Исследовав представленные ответчиком в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов №041111; 041128; акт общей формы №1/2107 от 1.04.2014г.; №1/2179 от 4.04.2014г., ответ на претензию от 1746/7 от 25.12.2014г. и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что прибывшие вагоны (цистерны) были разгружены ответчиком и переданы для осуществления отправки в предусмотренный п.5.5.13.1 договора срок, а их последующий простой был связан исключительно с ожиданием оформления владельцами (собственниками) вагонов перевозочных документов для дальнейшего следования этих вагонов.
При этом у ответчика отсутствовала техническая возможность самостоятельно оформить указанные порожние вагоны для их отправки в обратном направлении.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности истцом в силу статьи 65 АПК РФ обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование заявленных исковых требований.
Аналогичные выводы содержатся и в судебной практике, в том числе: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2016 по делу № А40-171553/15, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2016 г.; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2016 по делу N А60-34200/2015; Постановление от 15.06.2016 Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-10007/2015; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 и Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2017 по делу № А65-20283/2016
Кроме того, правоотношения между сторонами возникли в апреле 2014г. , а настоящий иск предъявлен 12.05.2017г. (за пределами срока исковой давности).
В порядке ст.196 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске.
В данном случае ответчиком заявлено об истечении срока исковой давности и применении последней судом.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия предусмотренных ст.8 ГК РФ оснований для удовлетворения иска.
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья
А.Ю. Юшков