ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-11626/15 от 20.07.2015 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-11626/2015

Дата принятия решения –   июля 2015 года .

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Нафиева И.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой", г.Казань, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г.Казань, об отмене Постановления №024/15 от 29.04.2015г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью "Жилстрой", г.Казань (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г.Казань (далее – ответчик, Госкомитет, административный орган), об отмене Постановления №024/15 от 29.04.2015г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Определением от 22.05.2015 о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 АПК РФ.

В установленный срок от ответчика поступил отзыв с приложением материалов дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, Госкомитет направил в адрес общества письмо о представлении в срок до 04.03.2015 следующих документов: отчет по фактической калькуляции затрат за 2014 год с указанием перечня выполненных работ, сведения о месте раскрытия информации, согласно Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и отчет о фактическом исполнении программы за 2014 год.

В установленный срок запрошенные документы общество не представило.

По данному факту 17.04.2015 административным органом составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением  по делу об административном правонарушении №024/15 от 29.04.2015   заявитель привлечен к административной ответственности  по  ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в виде  штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее - Стандарты) субъекты рынков электрической энергии обязаны в установленные сроки раскрывать предусмотренную информацию. Согласно п.5 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 №764, и абзаца 2 п.3.1 Стандартов субъекты регулирования в письменной форме уведомляют органы контроля, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования тарифов, об источниках опубликования информации в течение 10 дней со дня ее опубликования в средствах массовой информации, включая размещение в сети Интернет. В соответствии с абзацами 1 и 4 п. 12 и п. 11 (6) Стандартов указанная в них информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно до 1 марта и 1 апреля соответственно.

Следовательно, срок уведомления Госкомитета об источниках опубликования вышеуказанной информации до 10 марта и 10 апреля 2015 года соответственно. В указанные сроки сведения об источниках опубликования информации, подлежащей раскрытию, заявителем в Госкомитет не представлены, что заявителем не оспаривается.

Довод заявителя о том, что информация была размещена на сайте в сети Интернет, не может быть принят судом, так как в рамках указанного дела рассматривался вопрос об отсутствии уведомления заявителем органов контроля об источниках опубликования в средствах массовой информации.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, обязана выполнять требования, установленные к форме этих программ и отчетности о ходе их реализации. В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности и в части требований к объектам указанных организаций, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливаются этими органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340 (далее - Правила). Подпунктом 2 пункта 14 Правил закреплена обязанность предоставления регулируемыми организациями в регулирующий орган ежегодных отчетов о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом, в срок не позднее 1 февраля.

Приказом Госкомитета от 28.03.2014 №98 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности территориальных сетевых организаций» для территориальных сетевых организаций (в том числе, согласно пункту 29 приложения 1 к указанному приказу, для ООО «Жилстрой») установлены целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - целевые показатели), на 2014 - 2016 гг. и утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2014 - 2016 годы, и сроки их проведения. Приказом Госкомитета от 28.01.2015 №24 «Об утверждении форм отчетов о фактическом исполнении установленных требований к программе в области энергосбережения и энергетической эффективности территориальных сетевых организаций» утверждены формы отчетности.

Как указывает ответчик, и не оспаривается заявителем, в день рассмотрения административного дела ООО «Жилстрой» представило часть отчета о фактическом исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 1 листе (исх.№18 от 15.04.2015).

Исследование судом данного отчета показывает, что ни по содержанию, ни по форме и объему этот отчет не соответствует требованиям, предъявляемым к программам в области энергосбережения и к формам отчетов, утвержденным, соответственно вышеуказанными приказами Госкомитета от 28.03.2014 №98 и от 28.01.2015 №24.

Таким   образом, суд соглашается с доводами ответчика и считает, что   на   день   рассмотрения   дела   об   административном правонарушении  заявитель информацию  и документы по запросу с учетом требований законодательства в Госкомитет не представил.

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1220, территориальные сетевые организации предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества.

Таким образом, срок предоставления ООО «Жилстрой» отчетных данных за 2014 год - до 1 апреля 2015 года.

Указанные сведения в указанный срок в Госкомитет ООО «Жилстрой» также не представило.

Доводы заявителя о том, что за одно и то же правонарушение привлечение должностного и юридического лица недопустимо не соответствуют действительности ввиду следующего.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Доказательств невозможности представления Обществом соответствующей информации Госкомитету в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

В соответствии  с ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности. В материалы дела представлены доказательства соблюдения административным органом норм КоАП РФ и прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Судом не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, штраф соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Судом отклоняются доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированно.

Заявитель не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.

При этом правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения регулируемой организацией своей обязанности.

Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.

Таким образом, в данном случае суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд также принимает во внимание тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.

С учетом изложенного, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья                                                                                             И.Ф. Нафиев