ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-1186/20 от 15.06.2020 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-1186/2020

Дата принятия решения –   июня 2020 года .

Дата объявления резолютивной части –  15 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Шайдуллина Ф.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цымбал Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан, г.Альметьевск (ОГРН 1021601631754, ИНН 1644008321) к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск (ОГРН 1051605067172, ИНН 1644035822), к Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района,

- о признании незаконным отказа в постановке на учет подземного газопровода протяженностью 948 метров и надземного газопровода протяженностью 555 метров в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, изложенного в письме от 28.01.2020 №1026/213,

- об обязании поставить на учет подземный газопровод протяженностью 1444,4 метра и надземный газопровод протяженностью 39 метров в качестве бесхозяйных в течение 15 рабочих дней, по истечении года с момента постановки на учет признать право собственности Альметьевского муниципального района на указанные объекты недвижимости в целях выполнения протокола совещания в виде видеоконференцсвязи при Президенте РТ Р.Н. Минниханове от 08.11.2011,

с привлечением к участию в делев качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,

с участием:

от заявителя – Сабаев А.Ю. по доверенности от 03.02.2020,

от ответчика (Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан) – Кочемасова Д.Е. по доверенности от 28.07.2018,

от соответчика (Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района) – извещен, не явился, 

от третьего лица – извещен, не явился,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан (далее – заявитель, ФКУ ИК-8 УФСИН России по РТ, Исправительная колония) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее – ответчик, Исполнительный комитет)                                                                                                                    

- о признании незаконным бездействия в части постановки на учет подземный газопровод  протяженностью 1444,4 метра и надземный газопровод протяженностью 39 метров в качестве бесхозяйных недвижимых вещей,

- об обязании поставить на учет подземный газопровод протяженностью 1444,4 метра и надземный газопровод протяженностью 39 метров в качестве бесхозяйных в течение 15 рабочих дней, по истечении года с момента постановки на учет признать право собственности Альметьевского муниципального района на указанные объекты недвижимости в целях выполнения протокола совещания в виде видеоконференцсвязи при Президенте РТ Р.Н. Минниханове от 08.11.2011.

Определением от 03.03.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Определением суда от 14.05.2020 на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле привлечен соответчик – Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района.

В судебном заседании 14.05.2020 заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ в постановке на учет подземного газопровода протяженностью 948 метров и надземного газопровода протяженностью 555 метров в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, изложенный в письме от 28.01.2020 №1026/213.

Определением суда от 14.05.2020 уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика требования заявителя не признал. Представил отзыв на заявление. 

Соответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Росимущество в РТ представило отзыв на исковое заявление, в котором просит удовлетворить заявленные требования Исправительной колонии в полном объеме, указав, что газопровод в реестре федерального имущества не значится.

Дело рассмотрено в отсутствие соответчика и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 19 октября 2018 года Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан обратилось к Главе Альметьевского муниципального района с письмом исх.17/ТО/65/6-5909 от 19.10.2019 для оказания содействия в постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества Газораспределительного пункта (ГРП); подземного газопровода 1444, 4 метра; надземного газопровода 39 метров, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных вещей» (л.д. 12 – 13, том 1).

            Письмом исх. от 20 ноября 2018 года Палата земельных и имущественных отношений сообщила о том, что в целях признания вышеуказанных объектов бесхозяйными ими направлены запросы о наличии (отсутствии) в реестре федеральной и республиканской собственности указанного имущества, о наличии технической инвентаризации и зарегистрированных прав на имущество до 2000 года, после получения ответов на которые будут проведены мероприятия по постановке бесхозяйных объектов на кадастровый учет и учет как бесхозяйное имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию, с последующей передачей в собственность Республики Татарстан и на обслуживание специализированной организации ООО «Газпром трансгаз Казань» (л.д. 15, том 1).

            Исправительная колония 28.01.2019 обратилась в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района с целью уточнить, была ли найдена какая-либо документация.

            Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района письмом исх. от 01.03.2019 сообщила о том, что газораспределительный пункт, подземный газопровод протяженностью 1 444,4 пог.м., надземный газопровод протяженностью 39 пог.м. включены в сводный перечень бесхозяйных объектов. В указанном письме Палата также указала, что в настоящее время проводятся мероприятия по осмечиванию работ по оформлению технических планов на бесхозяйные объекты, после чего будет направлен запрос для выделения денежных средств на оплату указанных работ. Выделение дополнительных средств осуществляется по согласованию с Президентом Республики Татарстан. После выделения денежных средств будут проводиться мероприятия по оформлению технических планов с последующей постановкой их на кадастровый учет как бесхозяйное имущество (л.д. 11, том 1).

            Исправительная колония обратилась в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ для получения разъяснений о выделении финансирования для оформления необходимой документации для постановки на учет ГРП и сетей газопотребления.

            Исправительная колония 13.11.2019 повторно обратилась к Главе Альметьевского муниципального района с целью выяснения проводятся ли мероприятия по постановке на учет объектов недвижимости для дальнейшего их признания в качестве бесхозяйных.

            Письмом от 13.12.2019 Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района сообщила о выделении необходимого финансирования на проведение мероприятий по оформлению технических планов, о заключении с АО «БТИ РТ» договора на выполнение работ по изготовлению технических планов на вышеуказанные объекты бесхозяйные объекты, а также указала, что в настоящее время оформленные технические планы АО «БТИ РТ» не представлены ввиду отсутствия проектной документации на данные объекты (л.д. 16, том 1).

            МТУ Росимущества письмом исх. №16-РХ-02/9344 от 26.12.2019 сообщило Исправительной колонии, что сведений о сети газопотребления, в частности, о подземном газопроводе длиной 1444,4 метра и надземном газопроводе длиной 39 метров реестре федерального имущества отсутствуют, при этом, отметил, что имущество Российской Федерации, сведения о котором в настоящее отсутствуют в реестре федерального имущества, не утрачивает принадлежности к объектам федеральной собственности (л.д. 17, том 1).

            Управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний письмом исх-20-4349 от 24.01.2020, рассмотрев вопрос об отказе от права собственности Российской Федерации на объект газопровод, сообщило УФСИН России по РТ, что указанный объект не учтен в реестре федерального имущества и на него отсутствуют правоустанавливающие документы и предложило организовать соответствующую работу о признании газопровода бесхозяйным объектом в судебном порядке, а также подготовить и согласовать акты разграничения ответственности сторон в АО «Газпроммежрегионгаз Казань» и ЭПУ «Альметьвескгаз» (л.д. 12, том 2).

            Из письма Исполнительного комитета от 11.04.2019 №265-2019/и следует, что сведения о проектной документации на подземный и надземный газопроводы в архивный отдел не поступали (л.д. 13, том 2).

            Письмом №1026/213 от 28.01.2020 Палата земельных и имущественных отношений сообщила о невозможности оформления газопроводов как бесхозяйных с дальнейшим принятием в муниципальную собственность со ссылкой на то, что газораспределительный пункт является неотъемлемой технологической частью газопроводов Исправительной колонии, который находится на балансе Исправительной колонии и является федеральной собственностью (л.д.36, т.2).

        Полагая незаконным отказ ответчика в постановке на учет подземного газопровода и надземного газопровода в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

            Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на регистрирующий орган возложены полномочия по государственному кадастровому учету.

Пункт 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Из части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Во исполнение указанной нормы права полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

            Отказ Палаты земельных и имущественных отношений, изложенный в письме от 28.01.2020, фактически мотивирован тем, что газораспределительный пункт является неотъемлемой технологической частью газопроводов Исправительной колонии, который находится на балансе Исправительной колонии и является федеральной собственностью.

Довод ответчика о том, что газораспределительный пункт находится на балансе у заявителя на основании договора о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно – исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление №64-023 и является федеральной собственностью, документально подтвержден.

В Перечень объектов недвижимости (Приложение №1 к договору о передаче федерального имущества от 21.04.2010), переданных заявителю на праве оперативного управления, включено газораспределительный пункт, однако, подземный газопровод и надземный газопровод в указанном перечне не значатся, то есть указанные объекты (газопроводы) Исправительной колонии на праве оперативного управления не передавались.

Довод ответчика о невозможности оформления газопроводов как бесхозяйных объектов с дальнейшим принятием в муниципальную собственность со ссылкой на то, что газораспределительный пункт является неотъемлемой технологической частью подземного и надземного газопроводов, суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Под имущественным комплексом понимается совокупность объектов недвижимого имущества и используемого в технологическом процессе внутреннего и внешнего производственного оборудования, расположенных в границах определенного земельного участка.

Из Единого государственного реестра недвижимости от 29.04.2019 и от 25.12.2019 следует, что газораспределительное здание зарегистрировано за Исправительной колонией на праве оперативного управления как отдельный самостоятельный объект, а не как единый имущественный комплекс, в который входят спорные подземный и надземный газопроводы (л.д. 100 – 101, том 1).

При этом, из выписки из ЕГРН следует, что газораспределительное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 16:45:050104:0041, а спорные подземный и надземный газопроводы согласно техническим планам сооружения, подготовленным для получения проектной документации и сбора информации о том, что объекты учета являются бесхозяйными, находятся на земельном участке с кадастровым номером 16:45:040129:85, входящего в состав единого землепользования 16:45:000000:227, и на земельном участке с кадастровым номером 16:45:050104:198, входящего в состав единого землепользования 16:45:000000:272, соответственно, то естьрасположены на отдельных земельных участках с различными кадастровыми номерами.

Более того, из пояснений заявителя, данных в судебном заседании, следует, что спорные газопроводы обеспечивают газом не только объекты заявителя, но и иные объекты, находящиеся в муниципальной собственности (например, общежитие, находящееся на смежном земельном участке), что не опровергнуто ответчиками.

Таким образом, ответчиками не представлены доказательства того, что газораспределительное здание и спорные подземный и надземный газопроводы являются единым недвижимым комплексом и находятся в оперативном управлении заявителя.

Более того, согласно протоколу совещания в режиме видеоконференции, утвержденному Президентом Республики Татарстан от 08 ноября 2011 года, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан совместно с ООО "Газпром Трансгаз Казань" и главами муниципальных образований указано на необходимость проведения работ по постановке на учет бесхозяйных объектов газоснабжения в целях последующего признания права муниципальной собственности на них и передаче объектов газового хозяйства в собственность Республики Татарстан.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив факт отсутствия регистрации подземного и надземного газопроводов, а также учитывая обязанность ответчика принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных наружных инженерных сетей, учёту таких объектов и их обращению в муниципальную собственность, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие противоречит нормативным правовым актам.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-169, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ

Заявление удовлетворить.

Признать отказ Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района в постановке на учет подземного газопровода высокого давления протяженностью 555 кв.м. и надземного газопровода среднего давления протяженностью 948 м. в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, изложенный в письме от 28.01.2020, незаконным.

Обязать Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан".

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

            Судья                                                                                          Ф. С. Шайдуллин