ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-11881/09 от 16.07.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 292-07-57

_________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-11881/2009-СА3-56

Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2009 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 20.07.2009 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Бредихиной Н.Ю.,

рассмотрев 16.07.2009 г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Впрок», г.Наб.Челны к Административной комиссии <...> об отмене постановления № 1440 от 22.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности

с участием:

от заявителя – не явился (извещен)

от ответчика – не явился (извещен)

от третьего лица – не явился (извещен)

при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Впрок», г. Наб.Челны ( далее по тексту – заявитель) обратилось с заявлением к Административной комиссии Муниципального образования <...> ( далее по тексту – ответчик) об отмене постановления № 1440 от 22.04.2009 г. о привлечении к административной ответственности.

Стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещены.

До начала судебного разбирательства от ответчика поступили материалы по делу об административном правонарушении и отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, 16.04.2009 г. инспектором МРО БПОООС МВД по РТ в ходе проведенной проверки здания, расположенного по пр. Х.Туфана, 42 комплекс, было выявлено, что заявителем нарушен порядок размещения средств наружной информации , а именно: установлена рекламная вывеска «Впрок» без паспорта на средство наружной информации.

Указанное нарушение явилось основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении № 058384, на основании которого ответчиком 22.04.2009 г. было вынесено постановление № 1440 о привлечении к административной ответственности по ст. 3.5 КоАП РТ в виде штрафа в размере 6 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, указав при этом на то, что указанная выше вывеска была продана по договору купли-продажи Индивидуальному предпринимателю ФИО1, заявитель по указанному адресу прекратил осуществление торговой деятельности, и не может нести ответственность за несогласование вывески третьим лицом.

В ходе судебного разбирательства заявителем были представлены договор купли-продажи № НР-4 от 31.12.2008 г. о реализации объекта наружной рекламы – вывески – светового короба, установленного по адресу: пр. Х.Туфана, д. 42/04 зд.магазина Славный Индивидуальному предпринимателю ФИО1, а также соглашение от 31.12.2008 г. о расторжении договора аренды помещения, расположенного по вышеуказанному адресу № 60 от 11.07.2008 г., заключенного между Индивидуальным предпринимателем ФИО2 и заявителем, и договор аренды указанного выше помещения № 79 от 01.01.2009 г. , заключенный между ИП ФИО1 и ИП ФИО2

В соответствии с положениями ч. 6 - ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Требования к размещению наружной рекламы и средств наружной информации установлены Положением о порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Набережные Челны, утвержденным решением Городского Совета от 18 июня 2008 г. N 32/5 (с изменениями от 25 сентября 2008 г.) ( далее – Положение).

Согласно п.п.4 п. 5 Положения к средствам наружной информации относятся технические приспособления стабильного территориального размещения, с использованием которого распространяется наружная информация, не являющаяся рекламой.

В силу п. 7 Положения к средствам наружной информации относятся: учрежденческие доски, таблички, указатели местонахождения, устанавливаемые на внешних стенах зданий и сооружений или на территории организаций, содержащие сведения об организации - ее фирменное наименование, место нахождения (адрес) и режим работы. Иная текстовая информация, указание которой не является обязательным в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", рассматривается как реклама.

В частности, статья 9 вышеназванного Федерального закона «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Вместе с тем, в силу пп. 1 п.5 указанного Положения к наружной рекламе относится информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, распространяемая с использованием рекламных конструкций - щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения городского транспорта, кабинах таксофонов, уличных туалетах, пешеходных ограждениях, киосках и других объектах городской инфраструктуры.

Пп.2 п.5 указанного Положения предусмотрено, что к рекламным конструкциям относятся технические приспособления стабильного территориального размещения, с использованием которого распространяется наружная реклама, в том числе и вывески.

Согласно пп.15 п. 6 Положения к вывескам относятся технические приспособления в виде конструкций, установленных на внешних стенах зданий и сооружений или на территории организаций, в целях информирования потребителя о товарах и услугах, о типе и профиле организации для ориентирования потребителя в местах осуществления торговли и обслуживания населения, а также для привлечения к ним внимания, содержащие сведения рекламного характера.

Таким образом, Положение дает четкое разграничение понятий «наружная реклама» и «наружная информация», критерием которого является наличие либо отсутствие в приведенной для потребителя информации сведений рекламного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В качестве нарушения в настоящем случае оспариваемым постановлением заявителю вменяется нарушение порядка установки рекламной конструкции, со ссылкой на п. 27 указанного выше Положения « О порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Набережные Челны».

Согласно п. 27 указанного Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии Разрешения. В Разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия Разрешения, орган, выдавший Разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Форма Разрешения утверждается постановлением Руководителя Исполнительного комитета города.

Согласно положениям ст. 3.5 КоАП РТ размещение вывесок, объявлений, листовок и иной наружной информации в неустановленных для этих целей местах, а также содержание мест размещения наружной информации в ненадлежащем состоянии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При этом, диспозиция статьи 3.5 КоАП РТ устанавливает ответственность за нарушение правил содержания и размещения информации, которая в силу своей специфики не относится к рекламной.

Указанная норма соответствует ч. 2 ст. 2 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, в силу которой действие указанного Федерального закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Принимая во внимание, что оспариваемым постановлением заявителю вменяется нарушение правил размещения именно рекламной конструкции – вывески , суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации совершенного правонарушения по ст. 3.5 КоАП РТ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка размещения наружной информации.

Ответственность за нарушение содержания самой рекламной информации устанавливается федеральным законодательством, в то время как требования при размещении рекламы по своему характеру относятся к вопросам местного значения и связаны с нарушением правил благоустройства городов и других населенных пунктов.

Так, пунктом 5.3.1 Правил благоустройства города Набережные Челны, утв. Решением Городского Совета муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан от 15 декабря 2006 г. N 17/17(с изменениями от 25 сентября 2008 г.) установлены требования к размещению наружной рекламы.

В силу вышеуказанного пункта Положения всем юридическим и физическим лицам разрешается осуществлять размещение и эксплуатацию наружной рекламы и информации на территории города Набережные Челны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, установленными нормативами и правилами, Положением о порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории города Набережные Челны, утвержденным решением Городского Совета от 18.06.2008 г. N 32/5, иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Аналогичная норма предусматривается п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу которого, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

  Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Ответственность за содержание средств наружной информации, рекламных конструкций несут юридические и физические лица, на которых оформлена разрешительная документация.

В силу пп.6 п. 5 указанного выше Положения владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Доказательства того, что заявитель является владельцем рекламной конструкции, опровергающие доводы заявителя о продаже рекламной вывески третьему лицу, ответчиком суду не представлены.

Доводы ответчика о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении заявителем на данное обстоятельство не было указано, судом признаются несостоятельными, поскольку при осуществлении административного производства обязанность по исследованию обстоятельств дела, по сбору доказательств и подтверждающих документов возложена на административный орган.

Более того, в качестве наказания заявителю назначен административный штраф в размере 6 000 руб., превышающем минимально установленный санкцией ст. 3.5 КоАП РФ размер, при этом основания для назначения административного наказания в таком размере со ссылкой на наличие отягчающих вину обстоятельств и отсутствие смягчающих вину обстоятельств, в оспариваемом постановлении не указаны, что , в свою очередь, согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», также является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

С учетом изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, постановление ответчика подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленные требования.

Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии муниципального образования города Набережные Челны № 1440 от 22.04.2009 г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Впрок», г. Наб.Челны к административной ответственности, предусмотренной ст.3.5 КоАП РТ.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Бредихина Н.Ю.