АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-1234/2010-СA3-38
Дата принятия решения 12 мая 2010 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 12 мая 2010 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Пакт» к Федеральной антимонопольной службе РФ об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А04-761/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-759/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-760/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-758/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-762/2009 от 11.01.2010 г.,
с участием:
от заявителя – не явился,
от ответчика – ФИО1 доверенность,
от лица ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,
У С Т А Н О В И Л :
ЗАО «Пакт» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральной антимонопольной службе РФ (далее - ответчик) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №А04-761/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-759/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-760/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-758/2009 от 11.01.2010 г., постановления №А04-762/2009 от 11.01.2010 г., по ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 50 000 руб. (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) по каждому постановлению.
Заявитель в судебное заседание не явился.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, прокомментировал отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
Дело рассмотрено в согласно ст. 156 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 11.01.2010г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №А04-761/2009 о наложении штрафа в отношении закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее – ЗАО «Правовое агентство конкурных технологий») в размере 50 000 рублей по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения послужил то обстоятельство, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) проведены внеплановые проверки извещений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»:
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090604/003071/455);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090604/003071/456);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090604/003071/457).
По результатам внеплановых проверок 8 октября 2009 года вынесены соответствующие решения.
Указанные внеплановые проверки были осуществлены в присутствии представителя ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» ФИО2 (доверенность от 05.08.2009г.).
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ 11.01.2010г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №А04-759/2009 о наложении штрафа в отношении закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее – ЗАО «Правовое агентство конкурных технологий») в размере 50 000 рублей по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения послужила внеплановая проверка проведенная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) извещений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»:
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090415/003071/398).
По результатам внеплановой проверки 8 октября 2009 года вынесено решение №44-4903-09/4.
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ 11.01.2010г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №А04-758/2009 о наложении штрафа в отношении закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее – ЗАО «Правовое агентство конкурных технологий») в размере 50 000 рублей по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения к ответственности послужила проверка проведенная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) проведены внеплановые проверки извещений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»:
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/383);
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/384);
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/385);
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/386);
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/387);
- проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090410/003071/388).
По результатам внеплановых проверок 8 октября 2009 года вынесены соответствующие решения.
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ 11.01.2010г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №А04-762/2009 о наложении штрафа в отношении закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее – ЗАО «Правовое агентство конкурных технологий») в размере 50 000 рублей по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения к ответственности послужила проверка проведенная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) извещений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»:
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг для нужд Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/408);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/409);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/410);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/411);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/412);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/413);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090429/003071/414);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/415);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/416);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/417);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/418);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/419);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товаров для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/420);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/421);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/422);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/423);
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090430/003071/424).
По результатам внеплановых проверок 8 октября 2009 года вынесены соответствующие решения (копии имеются в материалах дела).
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ 11.01.2010г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении №А04-760/2009 о наложении штрафа в отношении закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее – ЗАО «Правовое агентство конкурных технологий») в размере 50 000 рублей по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для привлечения к ответственности послужила внеплановая проверка проведенная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) извещений, размещенных на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области»:
- Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (реестровый номер извещения 090601/003071/446).
По результатам внеплановой проверки 8 октября 2009 года вынесено решение №64-4903-09/4.
В ходе проведения внеплановых проверок в результате последовательного осуществления в программе Intеrnеt Ехplorer на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru по запуску в окне «Найти на этой странице» функции поиска латинских букв «о», «е», «а», «с» было установлено, что в указанных выше извещениях о проведении открытых аукционов в электронной форме в наименовании заказа в русскоязычных словах вместо русских букв «о», «е», «а» использованы соответственно латинские буквы «о», «е», «а», «с». Так, в частности:
(О ткр ытый ау кцио н в эле ктро нно й фор ме на пра во за ключе ния го судар стве нно го ко нтра кта на о ка зание ус луг для нужд филиала ФГУЗ «Це нтр гигие ны и эпид е ми о л о гии в С а м а рск о й о бл а сти»).
(О ткр ытый ау кцио н в эле ктро нно й фор ме на пра во за ключе ния го судар стве нно го ко нтра кта на по ста вку то ва ро в для нужд ФГУЗ «Це нтр гигие ны и эпид е ми о л о гии в С а м а рск о й о бл а сти»).
(О ткр ытый ау кцио н в эле ктро нно й фор ме на пра во за ключе ния го судар стве нно го ко нтра кта на о ка зание ус луг для нужд филиала ФГУЗ «Це нтр гигие ны и эпид е ми о л о гии в С а м а рск о й о бл а сти»).
Также в ходе внеплановых проверок было установлено, что указанные извещения на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru от имени ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» были размещены ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» на основании договоров №3/03 от 02.03.2009г. и №4/03-А6 от 22.04.2009г., заключенных в соответствии с положениями статьи 6 Закона о размещении заказов.
Проведение внеплановой проверки было осуществлено в соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов и в рамках полномочий, предоставленных Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 15.12.2006г. №324, в том числе в рамках полномочий на проведение проверок соблюдения заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями требований Закона о размещении заказов, установление в рамках этих проверок каких-либо обстоятельств, принятие мер по результатам проверок.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель оспорил их в суде.
Суд, исследовав представленные по делу документы считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ опубликование должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд размещается на официальном сайте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 41 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона.
Данные положения законодательства о размещении заказов направлены на создание единого информационного пространства, высокую степень информированности участников рынка, прозрачность и открытость данной сферы экономики, развитие конкуренции среди участников размещения заказа.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» от имени государственного заказчика ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» разместило вышеуказанные извещения о проведении открытых аукционов в электронной форме.
В извещениях о проведении указанных открытых аукционов в наименовании заказа, в том числе в предмете заказа в русскоязычных словах использованы латинские буквы вместо аналогичных русских.
При таких обстоятельствах данные закупки исключаются из поиска на официальном сайте (не позволяют участникам размещения заказа осуществлять поиск, указывая в наименовании заказа ключевые слова, используя только буквы русского алфавита), тем самым ограничивается открытый доступ участникам размещения заказа к необходимой информации о размещенном заказе для формирования ими предложений в соответствии с потребностями заказчика.
Исключение из поиска на официальном сайте размещения заказа посредством введения его наименования (предмета контракта) ограничивает количество участников размещения заказа, имеющих намерение принять участие в торгах и тем самым ограничивает конкуренцию, что не соответствует целям Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о размещении заказов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о размещении заказов и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Во исполнение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.
Согласно пункту 13 данного Положения ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляются на русском языке. Ведение официальных сайтов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и размещение на них информации может дополнительно осуществляться на государственном языке соответствующей республики Российской Федерации. Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
При указанных обстоятельствах действия ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий», выраженные в использовании в извещении о проведении указанного открытого аукциона в наименовании заказа, в том числе в предмете заказа в русскоязычных словах латинских букв вместо аналогичных русских, нарушают пункт 13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 и содержат состав административного правонарушения, установленный частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение специализированной организацией на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 62 Закона о размещении заказов лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт использования ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» в русскоязычных словах латинских букв при размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru от имени заказчика ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» извещений о проведении вышеуказанных открытых аукционов в электронной форме и нарушение ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» пункта 13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147, установлен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и зафиксирован в соответствующих решениях по делам о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов от 08.10.2009г.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В настоящее время решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области не признаны судебными инстанциями незаконными и недействительными, в силу чего факт нарушения ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» пункта 13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 и использование в извещении на официальном сайте в русскоязычных словах латинских букв нельзя признать недоказанным.
13 ноября 2009 года по указанным фактам нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов в отношении ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» начальником отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении и в соответствии с частью 1 статьи 28.8, частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлен в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Утверждение ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» о допустимости использования в извещении на официальном сайте в наименовании заказа (предмета контракта) букв латинского алфавита «е», «а», «о» ввиду идентичности их написания (графического изображения) и отсутствие в связи с этим нарушений законодательства не основано на нормах материального права.
В соответствии с пунктом 13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляются на русском языке. Ведение официальных сайтов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и размещение на них информации может дополнительно осуществляться на государственном языке соответствующей республики Российской Федерации.
Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
Таким образом, требование об осуществлении размещения на официальных сайтах информации на русском языке установлено постановлением Правительства Российской Федерации, а не является мнением Татарстанского УФАС России, как утверждает заявитель.
Указание дополнительно в подготовленных и размещенных на сайте Министерством экономического развития Российской Федерации «Руководстве пользователя» и «Руководстве Уполномоченного пользователя» о необходимости размещения информации на русском языке, недопустимости использования букв латинского шрифта, на что акцентирует внимание ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий», не требуется, поскольку требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальными сайтами установлены Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 установлены требования к лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами, в частности указано, что ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляются на русском языке.
Русский язык относится к восточнославянской группе славянских языков. Согласно определению, данному в Советском энциклопедическом словаре (М.: «Советская энциклопедия», 1990г.) русский язык – это письменность на основе русского алфавита.
Алфавит – совокупность букв (графических знаков) данной системы письма, расположенных в определенном порядке (ФИО3, ФИО4. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик, 1997г.).
Таким образом, требование о размещении на официальном сайте информации на русском языке относится не только к визуальному восприятию слов и букв, к чему пытается свести свои доводы заявитель, но и к их введению на официальный сайт. При этом, при введении на официальный сайт Российской Федерации информации, буквам русского языка соответствуют одни машинные коды, буквам латинского языка – другие, например, при введении буквы «а» латинским шрифтом клавиатуры программа официального сайта распознает один код, а при введении буквы «а» с использованием русского шрифта клавиатуры – другой.
На основании изложенного, утверждение ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» о допустимости использования букв латинского алфавита при однозначном требовании, установленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2007г. №147 о ведении официальных сайтов и осуществлении размещения на них информации (то есть введения информации – слов, букв) на русском языке, не состоятельно.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», организации, привлеченной на основе контракта для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, был направлен запрос с просьбой сообщить какая кодировка используется для отображения информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru.
Согласно ответа ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», в информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» для отображения в общем доступе информации о размещении заказов используется кодировка «Windows-1251».
Согласно таблице кодов коды со 192 по 255 соответствуют заглавным и строчным буквам русского алфавита, коды с 65 по 122 (за исключением 91-96) соответствуют заглавным и строчным буквам латинского алфавита.
Далее Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан» с просьбой дать заключение о том, какие кодировки соответствуют буквам и символам, использованным в наименовании размещения заказа при его введении на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru с указанием соответствия кодировки буквам того или иного алфавита, в том числе по реестровому номеру извещения 090604/003071/455.
Согласно заключения ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан» в извещении под реестровым номером извещения 090604/003071/455 в наименовании заказа «Открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг для нужд филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» в слове «Открытый» буквы о,р, в слове «аукцион» буквы а,у,о, в слове «электронной» буквы е,р,о, в слове «форме» буквы о,р,е, в слове «на» буква а, в слове «право» буквы р,а,о, в слове «заключения» буквы а,е, в слове «государственного» буквы о,а,р,е, в слове «контракта» буквы о,р,а, в слове «на» буква а, в слове «оказание» буквы о,а, в слове «услуг» буква с, в слове «Центр» буква е, в слове «гигиены» буква е, в слове «эпидемиологии» буквы е,о, в слове «Самарской» буквы а,о, в слове «области» буквы о,а введены с использованием букв английского языка.
Ответчиком в адрес ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» был направлен запрос о предоставлении пояснения по следующему вопросу: возможна ли ситуация при которой некоторые буквы из наименования заказа (предмета контракта), вводимые заказчиком (специализированной организацией) в извещение на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.ru, автоматически в силу технических причин либо воздействия вредоносной программы (вируса) со стороны программного обеспечения официального сайта zakupki.gov.ru будут заменены с букв русского алфавита на аналогичные по написанию буквы иного алфавита, например, латинского (исх.№ЛШ-04/9841 от 13.10.2009г.).
Согласно ответа ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (исх.№2254 от 15.10.2009г.) программное обеспечение официального сайта не может являться причиной отображения в извещении латинских символов вместо аналогичных русских в русскоязычных словах, что также свидетельствует о том, что латинские буквы введены в русскоязычные слова по вине организации, которая размещает на официальном сайте информацию.
Кроме того, каждый заказчик для размещения информации о размещении заказов на официальном сайте имеет свой логин и пароль, т.е. специфический, уникальный и строго индивидуальный набор символов для входа в систему (личный кабинет) Интернет-ресурса «Официальный сайт Российской Федерации для размещении информации о размещении заказов», что также подтверждает о допущении нарушений только со стороны организации, размещающей информацию на официальном сайте и невозможности вмешательства иного субъекта.
Обязанность размещения на официальном сайте информации о проводимом аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства возложена в данном случае на заявителя.
Часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает формы вины. Так, в частности административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Различают две формы неосторожной вины: легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность – непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.
ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» на момент размещения извещений на официальном сайте было известно о необходимости введения информации на русском языке.
Вину юридического лица в совершении административного правонарушения следует понимать как неиспользование юридическим лицом допускаемых и требуемых законодательством условий для выполнения возложенных на него обязанностей, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Действуя разумно и добросовестно, заявитель, являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, был обязан принять меры к тому, чтобы размещаемое им извещение о торгах оформлялось с использованием букв, принятых в письменной речи в Российской Федерации. Являясь лицом, осуществляющим предпринимательскую, профессиональную деятельность, деятельность, связанную, в том числе, с размещением текста сообщения о торгах на официальном сайте в сети Интернет, заявитель мог и должен был знать, что смешение им в извещении букв различного алфавита вызовет сужение круга лиц, которые могут получить доступ к извещению в связи с техническими трудностями, возникающими в результате необоснованных действий заявителя.
При изучении представленных материалов дела, каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.
Виновность лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Следовательно, лицо не подлежит ответственности, если будет доказано, что соблюдение закона было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В тоже время, в данном случае, материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев