ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-12415/2012 от 13.08.2012 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Казань Дело №А65-12415/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2012г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 21 августа 2012.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Валиуллиной З.З., рассмотрев 13.08.2012г. в открытом заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Камгэсэнергострой", г.Набережные Челны к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань об отмене постановления № 43-13-166 от 04.04.2012г., с участием: от заявителя – Ухливанова Т.М. доверенность от 01.01.2012 года; от ответчика – Хабибуллин И.И. доверенность от 10.01.2012 года; Никитин Д.В. доверенность от 10.01.2012 года;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество "Камгэсэнергострой", г.Набережные Челны (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань (далее – ответчик) об отмене постановления № 43-13-166 от 04.04.2012г.

В судебном заседании представители заявителя, заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика требования заявителя не признали.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором Хабибуллиным И.И., 22.03.2012г. при проведении, по распоряжению №1360 от 21.02.2012г. заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Набиева И.Ф., проверки соблюдения промышленной безопасности и других нормативно-технических документов по грузоподъемным кранам на строительстве объекта: «Футбольный стадион на 45 000 зрителей» по ул. Чистопольская г. Казани, выявлены нарушения
 требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных
 производственных объектов, допущенных ОАО «Камгэсэнергострой» выразившиеся в следующем: 1) Гусеничный кран Liebherr LR-1350/1 per. № 97279, зав. № 074 122 принадлежащий ООО «ИнжМехСтрой» проверен в момент проведения работ по монтажу металлоконструкций (ферм) объекта. При этом установлено:договора на эксплуатацию грузоподъемного крана Liebherr LR 1350/1 заключен между ООО «ИнжМехСтрой» и ООО «Гиларгрупп», ООО «Гиларгрупп» и ООО «Камгэсэнергострой», грузоподъемного крана LTM 1800 - между ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Камгэсэнергострой». По факту монтаж металлоконструкций ведется силами ЗАО «Стальконструкция-В», краны находятся в эксплуатации ЗАО «Стальконструкция-В», ООО «Металлурагпрокатмонтаж», при этом обязанности указанные в п.п. 2.2.1- 2.2.18 договора на оказание услуг № 1 от 03.02.2012 ОАО «Камгэсэнергострой» не выполнены (ст. 161 Гражданского кодекса РФ, п. 9.4.2. ПБ 10-382-00); существующим проектом производства работ грузоподъемными кранами (ППРк) предусмотрен гусеничный кран Liebherr LR 1350, а по факту установлен гусеничный кран Liebherr LR-1350/1 (п. 9.5.13. ПБ 10-382-00); кроме того, нарушается порядок монтажа металлоконструкций, предусмотренный проектом производства работ краном (далее - ППРк). В момент проверки проводился монтаж ферм, при незакрепленном главном ригеле. Главный ригель монтируется с применением гусеничного крана Liebherr LR 1750. В результате происходит пересечение рабочих зон кранов (п. 9.5.18. «д» ПБ 10-382-00); в зоне работы гусеничного крана Liebherr LR-1350/1 установлен гусеничный кран Liebherr LR-1800 (п. 9.5.18. «д» ПБ 10-382-00); в зоне производства работ по перемещению грузов допускается нахождение лиц, не имеющего прямого отношения к выполняемой работе. Кроме того, под грузом допускается нахождение людей (п. 9.5.18. «а», «з» ПБ 10-382-00); отсутствует заявка на выделение гусеничного крана Liebherr LR-1350/1 на работы (п. 9.5.13. «е» ПБ 10-382-00); не проведено полное техническое освидетельствование крана после его монтажа перед пуском в работу (п. 9.3.3. ПБ 10-382-00); нарушаются схемы строповки грузов, предусмотренные ППРк, угол между ветвями стропа составляет более 90°, в результате чего нагрузка на стропы возрастает (п.п. 9.5.18. «д», «и» ПБ 10-382-00); кроме того, отсутствует контроль за исправным состоянием грузозахватных приспособления (стропы). Отсутствует инструкция по осмотру строп, применяемых для монтажа металлоконструкций (п. 9.3.25. ПБ 10-382-00); отсутствует разрешение на применение выданное в установленном порядке органом Ростехнадзора стропов синтетических круглых КСК 80,0 т - 7,0 м; КСК 100,0 т-4,3м; КСК100,0 т - 7,3 м (п. 5, раздел 2 приложения 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах). Кроме того, перечисленные стропы после изготовления ООО ПК «Канта-Плюс», прошли испытания не на предприятии-изготовителе, а в 000 «Мехзавод ГПО» (п. 3.1.24. ПБ 10-382-00); гусеничный кран Liebherr LR-1350/1 командирован для производства работ в г. Казани на сроков более 3-х месяцев, однако, в нарушение установленного порядка на временный учет в Казанском территориальном отделе Приволжского управления Ростехнадзора не поставлен (п. 9.1.9. ПБ 10-382-00); разрешение на эксплуатацию крана Liebherr LR-1350/1 от представителя органов Ростехнадзора не получено (п.п. 9.1.9., 9.2.2. ПБ 10-382-00); не обозначены опасные зоны работы кранов (п. 9.5.13. «и» ПБ 10-382-00, СНиП 12-03-2001 Часть 1-я, РД-11-06-2007); у машиниста гусеничного крана Liebherr LR-1350/1 Руффа B.C. в момент управления краном, отсутствовало квалификационное удостоверение крановщика гусеничного крана (предъявлено удостоверение крановщика автомобильного крана) (п.п. 9.4.20, 9.4.21, 9.4.22 ПБ 10-382-00); машинисту гусеничного крана Liebherr LR-1350/1 Руффу B.C. не проведена периодическая проверка знаний в объеме производственной инструкции (п. 9.4.19. ПБ 10-382-00, РД 03-20-2007); в зоне работы гусеничного крана Liebherr LR-1350/1 установлен гусеничный кран Liebherr LR-1800 (п. 9.5.18. «д» ПБ 10-382-00). 2) Не оборудованы пешеходные дорожки в соответствии с ППРк (п. 9.5.18. «д»э «е» ПБ 10-382-00); не оборудовано место складирования съемных грузозахватных приспособлений, текстильных строп (п. 9.5.18. «д», «е» ПБ 10-382-00); башенный кран КБ-586 per. № 43-13-01856-11-ПС, зав. № 881, 2008 г.в. принадлежащий ООО «Строй Кран» СЦ, в момент проверки проводил работы по подаче строительных материалов на монтажный горизонт. При этом установлено: договор на эксплуатацию грузоподъемного крана КБ-586 per. № 43-13-01856-11-ПС, зав. № 881, 2008 г.в. заключен между ОАО «Камгэсэнергострой» и ООО «Строй Кран» СЦ. По факту строительные работы ведутся силами ООО «Митстроймонтаж» (ст. 161 Гражданского кодекса РФ, п. 9.4.2. ПБ 10-382-00); подача материалов осуществляется на грузоприемную площадку изготовленного из подручного материла, закрепленную на строительных лесах (раздел 12 РД 11-06-2007); в зоне работы башенного крана установлен гусеничный кран СКГ-631, не предусмотренный ППРк (п. 9.5.18. «д», «е» ПБ 10-382-00); на участке производства работ отсутствует назначенное, допущенное, обученное и аттестованное в установленном порядке лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами (п. 9.4.4. ПБ 10-382-00); на участке производства работ отсутствуют назначенные, допущенные, обученные и аттестованные в установленном порядке стропальщики (п.п. 9.4.8., 9.4.11., ПБ 10-382-00); стропы, используемые на кране, находятся в неисправном состоянии, а именно, отсутствуют маркировочные бирки, деформированы коуши, отсутствуют предохранительные замки на крюках (п. 7.3.6-8 РД 10-33-93 с изм. № 1 РД 10-231-98); место производство работ полностью не ограждено, не установлены знаки безопасности, устанавливающие опасные зоны, допускается нахождение лиц не имеющего прямого отношения к выполняемой работе (п.п. 9.5.18 «а», «д» ПБ 10-382-00); в опасной зоне работы кранов устроен вход в здание (п. 9.5.18 ПБ 10-382-00, РД 11-06-2007); кирпич на монтажный горизонт подается на поддонах, без применения корзин для кирпича (п. 9.5.18. «д», «е», «к» ПБ 10-382-00); в зоне работы крана установлены леса для подъемна рабочих на монтажный горизонт не предусмотренное ППРк (п. 9.5.18. «д», «е» ПБ 10-382-00).

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении №43-13-166 от 26.03.2012г., вынесено Постановление № 43-13-166 о назначении административного наказания юридическому лицу по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением об отмене постановления № 43-13-166 от 04.04.2012 г. в отношении Открытого акционерного общества "Камгэсэнергострой".

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь следующим.

Часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к этому Закону.

Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92г. разработаны Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, которые обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей и устанавливающие требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.

Заявителю вменяется нарушение требований установленных Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31 декабря 1999 г. N 98) согласно п 1.1. Которых указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(1) от 21.07.97 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Договором подряда №КЗ-02/2010 от 02.06.2012г. ОАО «Камгэсэнергострой» в качестве субподрядчика приняло объект «Футбольный стадион на 45 000 зрителей» для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно Договору №1 от 03.02.2012г. на оказание услуг гусеничных грузоподъемных кранов Liebherr LR1750 №1, Liebherr LR1350/1 ООО «ГЕЛАР ГРУПП» (исполнитель) предоставило ОАО «Камгэсэнергострой» (заказчик) услуги гусеничных грузоподъемных кранов, которые необходимы для выполнения монтажа металлоконструкций ведения на указанном выше объекте.

В соответствии с п.2.2 договора №1 от 03.02.2012г. на оказание услуг гусеничных грузоподъемных кранов Liebherr LR1750 №1, Liebherr LR1350/1 заказчик обязан обеспечить использование «Кранов» по назначению. Оказывать содействие в поддержании «Кранов» в исправном состоянии путем обеспечения доступа технических и сервисных служб «Исполнителя» к «Кранам» во время нахождения «Кранов» на «Объекте» «Заказчика».

Несмотря на то, что общество не является непосредственным
 собственником опасного производственного объекта - грузоподъемного
 крана, по представленному Договору №1 от 03.02.2012г. ОАО «Камгэсэнергострой» как эксплуатирующая организация несет ответственность в рамках указанных монтажных работ, т.е. всех элементов эксплуатации грузоподъемных кранов Liebherr LR1750№1, LiebherrLR1350/l.

Доводы заявителя о том, что работы по монтажу и эксплуатации грузоподъемных кранов осуществлялись сторонними организациями, отводятся судом.

В соответствии с содержанием представленных договоров 617/11-л от 1.10.2011, заявитель исполнял обязанности организации эксплуатирующей краны и обязан был выполнять все нормы регулирующие данные отношения.

В соответствии сп.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п.1 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г № 263 - РД 04-335-00 порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязателен для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов.

С заявлением ОАО «Камгэсэнергострой» об оспаривании постановления Приволжское управление Ростехнадзора полностью не согласно по следующим основаниям.

В своем заявлении ОАО «Камгэсэнергострой» ссылается на пункты Договора №1 от 03.02.2012г и №617/11-л от 01.10.2011г., обосновывая доводы тем, что работы по монтажу и эксплуатации грузоподъемных кранов осуществлялись сторонними организациями. Однако, п. 1.7 в Договоре №1 от 03.02.2012г, который Приволжское управление Ростехнадзора представило вместе с материалами дела в суд фактически отсутствует.

Вместе с тем, в соответствии с данным договором, ООО «Камгэсэнергострой» несет ряд обязанностей: п.2.2 обеспечить использование кранов по назначению; п.2.2.1 Подготовить, утвердить и передать «исполнителю» ППРк на работу кранов; п.2.2.9 нести ответственность за техническое состояние машин и кранов и др.

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, соответственно несет ответственность.

В соответствии с п. 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г.

N 606, организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.

Вышеназванный договор на оказание услуг гусеничных грузоподъемных кранов Liebherr LR1750№1, Liebherr LR1350/1 и Договор подряда №КЗ-02/2010 от 02.06.2010, на основании которых вынесено постановление об административном правонарушении является законным документом, подтверждающим статус ООО «Камгэсэнергострой» как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Следовательно, общество несет ответственность в рамках работ указанных в договоре - подготовка ППРк (п.2.2.2),техническое состояние машин и кранов (п.2.2.9) и др., то есть работы и услуги, которые оплачиваются путем списания средств с расчетного счета «Заказчика» - ООО «Камгэсэнергострой». Соответственно проверка надзорного органа в отношении данного объекта правомерна.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в области промышленной безопасности, материалы дела не содержат.

При этом вина административным органом установлена и подтверждается материалами дела. В оспариваемом постановлении о назначении административного наказания также отражено неисполнение обществом обязанности по соблюдению вышеуказанных требований при наличии у него такой возможности.

Поскольку общество эксплуатирует опасный производственный объект с нарушением требований промышленной безопасности, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя исследованы и отведены судом как не основанные на нормах права и не влияющие на правовую оценку оспариваемого акта.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом при рассмотрении дела не установлено.

Административный штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленный срок давности привлечения общества к административной ответственности не пропущен.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Е.Кириллов.