АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@ tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
=====================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-13209/2011
«07» июля 2011 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хабибуллина Р.Ф.,
рассмотрев 07.07.2011г. по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Нижнекамской городской прокуратуры, г. Нижнекамск к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Нижнекамск о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 19.19 КоАП РФ,
с участием:
от заявителя – ФИО2, служебное удостоверение ТО №085712,
от ответчика – не явился (извещен),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Залялиевой Р.Р.,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнекамская городская прокуратура, г. Нижнекамск (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Нижнекамск (далее по тексту – ответчик) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 19.19 КоАП РФ.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательства уважительности неявки не представил, в связи с чем арбитражный суд на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании 07.07.2011г. представитель прокуратуры на судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Как следует из материалов дела, прокуратурой в период с 26.05.2011г. по 02.06.2011г. была проведена проверка деятельности ответчика в торговом объекте, расположенном по адресу: РТ, <...>, по вопросам соблюдения обязательных требований нормативных стандартов, правил обязательной сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки было установлено, что ответчиком реализовалась продукция в виде национального изделия «Чак-Чак» с нарушением п.п.3.1, 3.4, 4.10 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. ОТ», а именно в маркировке изделия дана недостоверная информация для потребителя о сертификации продукции, а именно: на продукцию выдана декларация о соответствии, фактически дана информация об обязательной сертификации; вместо изготовителя ИП «ФИО1.» указано предприятие ОАО «КШСП «Аш-СУ».
Результаты проверки нашли отражение в справке от 02.06.2011г., на основании которого 02.06.2011г. заявителем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.19 КоАП РФ, на основании которого он обратился в Арбитражный суд РТ с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст.19.19 КоАП РФ нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Часть 5 статьи 4 Закона «О защите прав потребителей» Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I предусматривает обязанность продавца (исполнителя) передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге).
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также по разработке, принятии, применении, исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и оценке соответствия установлены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пунктом 1 статьи 46 которого установлено, что со дня вступления данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действия, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в пункте 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением правительства РФ от 19.01.98 г. № 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно статье 11 и 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Пунктом 3.1 ГОСТа 51074-2003 установлено, что изготовитель (продавец) обязан представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно пункту 3.4 ГОСТа 51074-2003 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
На основании пункта 4.10 ГОСТа 51074-2003 установлены общие требования к кондитерским изделиям к маркировке, в том числе:
- наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производство)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- информация о подтверждении соответствия.
Из объяснений ответчика следует, что факт совершения правонарушения ответчик признает, указывая на то, что данное правонарушение произошло в виду бесконтрольности реализации выпускаемой продукции.
Материалами дела подтверждено, что при реализации ответчиком продукции «Чак-Чак» в маркировке изделия дана недостоверная информация для потребителя о сертификации продукции, а именно: на продукцию выдана декларация о соответствии, фактически дана информация об обязательной сертификации; вместо изготовителя ИП «ФИО1.» указано предприятие ОАО «КШСП «Аш-СУ».
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2011г. заявитель действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав лица, привлекаемого к ответственности.
Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, присутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.19.19 КоАП РФ.
Принимая во внимание факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, и иные обстоятельства дела, суд считает правомерным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 1 000 руб.
Частью 2 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена обязательная конфискация предметов административного правонарушения.
Следовательно, в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в части конфискации административный орган в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ и в порядке, предусмотренном статьей 27.10 КоАП, РФ должен был изъять реализуемую продукцию, как предмет административного правонарушения. В противном случае решение суда в части конфискации продукции окажется неисполнимым.
Однако, принимая во внимание, что заявителем протокол изъятия не составлялся, продукция не изымалась, решение суда в части конфискации не исполнимо.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, место рождения – ТАССР Заинский район с. Светлое Озеро, проживающего по адресу: РТ, <...>, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 304165133700082, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.19.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
УФК РФ по РТ ( ГУ прокуратура Республики Татарстан)
ИНН/КПП <***>/165501001
Получатель платежа: ГРКЦ НБ РТ Банка России
Счет получателя 40101810800000010001
БИК 049205001
ОКАТО 92244000000
КБК 41511690020020000140
Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок (исключая нерабочие дни) в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.Ф. Хабибуллин