ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-13459/17 от 19.10.2017 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                    Дело № А65-13459/2017

Дата принятия решения –   октября 2017 года .

Дата объявления резолютивной части –  19 октября 2017 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Насырова А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сибгатуллиной А.А.,

рассмотрев в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Электро-Энергосервис", г.Альметьевск, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу №А05-329/2017 об административном правонарушении от 24.03.2017г. в отношении ООО «Электро-ЭнергоСервис»,с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО «Сетевая компания», РТ, г.Казань, Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан,

с участием:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 01.08.2017г.;

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2016г.;

от третьих лиц:

- ОАО «Сетевая компания» – не явилось, извещено;

- Государственный комитет по тарифам РТ – ФИО3, представитель по доверенности от 06.07.2017г.; ФИО4, представитель по доверенности от 10.10.2017г.;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Электро-Энергосервис", г.Альметьевск обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу №А05-329/2017 об административном правонарушении от 24.03.2017г. в отношении ООО «Электро-ЭнергоСервис»,с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО «Сетевая компания», РТ, г.Казань, Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик требования заявителя не признал.

Третье лицо (ОАО «Сетевая компания»), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного  разбирательства в судебное заседание не явилось.

Третье лицо (Государственный комитет по тарифам РТ) дали соответствующие пояснения по существу дела.

  Дело рассмотрено в отсутствии указанного лица в порядке ст. 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением от 24.03.2017г. о наложении штрафа по делу №А05-329/2017 заявитель был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей, за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд пришел к следующему выводу.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 9.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации (далее Стандарты раскрытия информации, Стандарты), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 вышеуказанных Правил, субъектами розничного рынка являются, в том числе, сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий, осуществляют государственный контроль по соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Как усматривается из материалов дела, заявитель является субъектом розничного рынка электрической энергии, оказывает услуги по поставке электрической энергии потребителям. Основная деятельность ООО «Электро-ЭнергоСервис» - это эксплуатация электрических сетей ПАО «Татнефть». С января 2012 года ООО «Электро-ЭнергоСервис» (далее Общество) предоставляет услуги по передаче электроэнергии в качестве субъекта розничного рынка электрической энергии

В оспариваемом постановлении о наложении штрафа антимонопольный орган указал, что ООО "Электро-Энергосервис" не разместило информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с подпунктами «а», «б», «г» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004г. N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии":

а)    годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское
заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации осуществлялась аудиторская проверка);

б)   структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ,
услуг)

г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г, N 1178.

Между тем, указанную позицию антимонопольного органа суд признает ошибочной, исходя из следующего.

Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в обходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования; г) предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.

Согласно пункту 10 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

Согласно пункту 20 Стандартов раскрытия информации энергоснабжающие, энергосбытовые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа раскрывают: цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная); форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зон у его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения; информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения; информацию о расчете нерегулируемой составляющей в ставке покупки потерь электроэнергии и коэффициента бета (доли покупки потерь по регулируемой цене); информацию о ежемесячных фактических объемах потребления электрической энергии (мощности) по группам потребителей; информацию об инвестиционной программе; информацию о порядке определения расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам.

В соответствии с пунктом 86 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н: «Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года».

Указанная в подпункте "б" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию: а) организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями (далее - сетевые организации) на официальных сайтах, указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в иных средствах массовой информации - ежегодно, до 01 апреля; б) системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее - субъекты оперативно-диспетчерского управления) на официальных сайтах субъектов оперативно-диспетчерского управления или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 01 июня; в) другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 01 июня.

Указанная в подпункте "г" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.

Субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 9 настоящего документа, по форме согласно приложению к стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

В рассматриваемом случае, на момент проведения проверки 15.02.2017г. Обществом бухгалтерская отчетность за 2016 год не была сформирована, равно как и структура, следовательно, данная информация не могла быть размещена, поскольку сроки представления еще не наступили.

Более того, учитывая, что проверка сайта проводилась 15.02.2017г., на дату проверки факты нарушения требований Стандарта раскрытия информации, структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг)  указанные в Постановлении о наложении штрафа, отсутствовали.

Суд также признает состоятельными доводы заявителя, об отсутствии нарушения подпункта "г" пункта 9 о неразмещении информации на сайте.

В целях маркетингового развития ООО «ТаграС-ЭнергоСервис», а так же в связи с изменением логотипа компании, дочерним обществом которой является ООО «Электро-ЭнергоСервис», в 2016 году согласно договору №С081622 от 05.08.2016 г. проводилась работа по созданию «нового» сайта компании. В это же время одновременно действовал «старый» сайт (www.tatneft-energoservice.ru) и «новый» сайт (www.tagras-es.ru). В период с 5 августа 2016 до 3 марта 2017 года началась отладка нового сайта, внесение информации, тестирование и финальная доработка. Необходимая информация по раскрытию информации по передаче электроэнергии была размещена на обновленном сайте (www.tagras-es.ru) в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства в срок до 03.03.2017г.

Подтверждением наличия информации в полном необходимом объеме на «старом» сайте (www.tatneft-energoservice.ru), служит то, что Государственный комитет по тарифам РТ рассмотрел заявление заявителя и установил тариф на 2017 год в декабре 2016 г. В процессе рассмотрения документов и вынесения положительного решения, одним из условий которого является отнесение владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, согласно Постановлению Правительства РФ №184 от 28.02.2015г., является наличие официального сайта с размещением на нем раскрытия информации согласно Стандарту раскрытия информации.

Между тем, замечаний от специалистов Комитета по тарифам РТ по информации на сайте не поступало.

В ходе судебного заседания представители третьего лица (Государственный комитет по тарифам РТ) поддержали позицию заявителя о своевременном  представлении документов и размещении соответствующей  информации на сайте в установленные сроки. Пояснили, что без размещения данной информации на сайте, заявителю не могло быть открыто дело об установлении тарифа и в последующем утвержден тариф на 2016 год.

Согласно Информационного письма вх.№1-31/736 от 27.03.2015г. регулируемые организации, осуществляющие передачу электрической энергии до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Госкомитет предложение об установлении тарифов, которое состоит из заявления регулируемой организации и обосновывающих документов в соответствии с законодательством в области регулирования тарифов. Заявление подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации.

В заявлении указывается следующая информация:

сведения о регулируемой организации, направившей заявление (далее -заявитель) (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, фамилию, имя, отчество руководителя организации, контактные телефоны и факс, адрес электронной почты);

основания,"по которым обращается заявитель для установления тарифов в орган регулирования;

требование, с которым обращается заявитель (уровень предлагаемых тарифов, с размещением на официальном сайте организации).

Предложения организации об установлении тарифов подлежат раскрытию по установленным действующим законодательством формам на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении тарифов (в соответствии с требованиями Стандартов раскрытия информации).

В перечень документов представленных организациями входит в том числе, согласно п.46 справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя.

Из представленных Государственным комитетом по тарифам РТ документов, судом установлено, что согласно п.1 Приказа №101 от 28.04.2015г. «Об открытии дел об установлении  тарифов на услуги по передаче  электрической энергии на 2016 год и назначении уполномоченных  по делам» открыты дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год согласно приложению к настоящему приказу.

Согласно приложения к приказу заявитель входит в перечень сетевых организаций, у которого открыты дела.

Таким образом, суд признает состоятельным доводы заявителя об отсутствии в действиях общества нарушений.

Выводы антимонопольного органа относительно нарушения заявителем с подпунктов «а», «б», «г» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 21.01.2004г. N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" суд признает необоснованными.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения  предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24.03.2017г. следует признать незаконным  и отменить.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в их совокупности,  суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                                А.Р.Насыров.