ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-1369/06 от 10.04.2006 АС Республики Татарстан

          АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                 420014, Республика Татарстан, г.Казань, Кремль, корп.1, под.2

                                                             тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

=======================================================================

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                 Дело № А65-1369/2006-СА1-19

«10» апреля 2006 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи  Шайдуллина Ф.С.,

при участии:

от заявителя –  не явился, извещен;

от ответчика –  ФИО1 по доверенности №827 от 27.01.2006г.;

от третьих лиц:

МРИ ФНС №5 по РТ – ФИО2 по доверенности №555 от 04.08.2005г.;

УФК МФ РФ по РТ – ФИО3 по доверенности от 23.01.2006г.;

лица, ведущего протокол судебного заседания - судья Шайдуллин Ф.С.

рассмотрев 03 апреля 2006 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сетевая компания», г. Казань, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России  по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения № 1948 от 10.11.2005г.,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Сетевая компания» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к   Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России  по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, (далее - ответчик) о признании недействительным решения № 1948 от 10.11.2005г.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) к участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Управление Федерального казначейства РФ по РТ и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №5 по РТ.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 АПК РФ.

Ответчик требование заявителя не признал. Представил отзыв; Приказ  Минфина РФ №106н; Письмо МНС РФ от 18.03.2002г.; Разъяснения УФНС по РТ от 31.03.2005г.; Письмо УФНС по РТ от 25.04.2005г.

Третье лицо – Межрайонная ИФНС №5 по РТ представило отзыв; уведомления о зачете и карточку лицевого счета по налогу на имущество.

Как следует из материалов дела, ответчиком 10.11.2005г. вынесено решение  №1948 о взыскании с заявителя за счет денежных средств 51778 руб. 81 коп. пени. Указанное решение вынесено ответчиком в связи с неисполнением заявителем требования №3030 от 17.10.2005г. об уплате 43679 руб. 01 коп. пени за несвоевременную уплату НДС за август 2005 года и 8099 руб. 80 коп. пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций со сроком исполнения до 27.10.2005г.

18.11.2005г. на основании инкассовых поручений № 4343 и №4344 от 10.11.2005г., выставленных ответчиком, с расчетного счета заявителя были списаны денежные средства в сумме 43679 руб. 01 коп. и 8099 руб. 80 коп.

Не согласившись с решением налогового органа от 10.11.2005г. №1948, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьих лиц, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Основанием для начисления ответчиком пени в сумме 43679 руб. 01 коп. за несвоевременную уплату НДС за август 2005 года явилось неправильное указание заявителем в платежном поручении №4679 от 20.09.2005г. наименования налогового органа, осуществляющего учет налоговых платежей налогоплательщика, было указано МРИ ФНС РФ № 5 по РТ, тогда как следовало указать  Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РТ. Сумма НДС по платежному поручению №4679 от 20.09.2005г. в размере 50398936,10 руб., как указано в письме ответчика от 23.11.2005г. (л.д. 17), «поступила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан только 23.09.2005г.».

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 174 НК РФ установлен срок уплаты НДС - не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 13 НК РФ, налог на добавленную стоимость является федеральным и подлежит уплате в федеральный бюджет.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Судом установлено, что заявитель перечислил налог на добавленную стоимость за август 2005 года в сумме 50 398 936 руб. 10 коп. на единый расчетный счет, с правильным указанием назначения платежа, кода бюджетной классификации для уплаты НДС – 18210301000010000110, получателя платежа – Управление федерального казначейства МФ РФ, но неверным указанием налогового органа. Сумма налога своевременно поступила в федеральный бюджет, что было подтверждено в судебном заседании представителем Управления федерального казначейства РФ по РТ.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

В случае перечисления необходимой суммы налога в установленные законодательством сроки по платежному документу с ошибочно указанным налоговым органом, при этом правильным указанием получателя платежа – Управление Федерального казначейства РФ, сумма налога считается уплаченной в установленный срок, а следовательно, обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается также исполненной.

Довод ответчика о том, что сумма налога поступила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, суд считает несостоятельным, поскольку НДС поступает в федеральный бюджет, а не в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РТ, как указано в письме от 23.11.2005г. (л.д. 17). Налог на добавленную стоимость за август месяц 2005 года перечислен заявителем в федеральный бюджет в установленный законодательством о налогах и сборах срок – 20.09.2005г., о чем свидетельствует платежное поручение № 4679 от 20.09.2005г. (л.д. 12).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерном начислении ответчиком пени в размере 43679 руб. 01 коп.

Начисление пени  в размере 8099 руб. 80 коп. за несвоевременную уплату налога на имущество организаций суд также считает неправомерным в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявителем 29.07.2005г. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2005 года с суммой авансового платежа в размере 623061 руб. с указанием кода ОКАТО Ново-Савиновского района г. Казани.

Учитывая, что на момент представления налоговой декларации у заявителя имелась переплата по налогу на имущество в сумме 20464751 руб. по лицевой карточке по Вахитовскому району г. Казани, что подтверждается актом сверки расчетов №1524 от 15.07.2005г. (л.д. 19), авансовый платеж по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2005 года заявителем не уплачен.

Между тем, налоговым органом заявителю начислены пени в сумме 8099 руб. 80 коп. и вынесено оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ установлены бюджеты трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов, местные бюджеты.

Согласно Приложению № 2 к Закону Республики Татарстан от 04 декабря 2004 года №60-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2005 год», налог на имущество организаций распределяется между бюджетом РТ и местными бюджетами в пропорции  50% на 50%.

С 01.01.2004 налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ, в статье 372 которого установлено, что налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из анализа указанных норм права следует, что налог на имущество организаций уплачивается в бюджет одного уровня - субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм" налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

То обстоятельство, что налоговый орган при учете сумм начисленного и уплаченного налога на имущество организаций разграничивает суммы налога, поступившие в местный бюджет на уровне разных городских районов, не может влиять на право налогоплательщика, установленное статьей 78 НК РФ, на зачет переплаты по налогу, если эта сумма направляется в тот же бюджет.

Как установлено судом, с наличием недоимки по авансовым платежам за 1 полугодие 2005 года у заявителя имелась переплата по налогу на имущество прошлых лет, достаточная для уплаты текущих авансовых платежей. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для начисления заявителю пени в размере 8099 руб. 80 коп.

В связи с тем, что начисление налоговым органом пени в сумме 51778 руб. 81 коп. неправомерно, суд  пришел к выводу, что оспариваемое  решение  не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.

Поскольку требования заявителя удовлетворяются, уплаченная им при подаче заявления в суд  государственная пошлина  подлежит возврату в силу ст. 104 АПК РФ.     

Руководствуясь ст.ст. 104, 110,  167-169, 176, 198 - 201,  Арбитражного процессуально­го кодекса РФ, Арбитражный   суд   Республики   Татарстан

Р Е Ш И Л:

Заявление  Открытого акционерного общества «Сетевая компания» удовлетворить.

Решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан №1948 от 10.11.2005г. о взыскании 51778 руб. 81 коп. пени признать недействительным.

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Сетевая компания» путем возврата или зачета излишне взысканных 43679 руб. 01 коп. пени по налогу на добавленную стоимость за август 2005 г. и 8099 руб. 80 коп. пени по налогу на имущество организаций.

Открытому акционерному обществу «Сетевая компания» после вступления решения в законную силу выдать справку на возврат 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением №232 от 20.01.2006г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию.

Судья                                                                                              Ф.С. Шайдуллин