ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-14390/13 от 03.10.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@ tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

===================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-14390/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамитова З.Н.,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания до перерыва –секретарем судебного заседания Биктимировой Ю.А., после перерыва – секретарем судебного заседания Даниловой Ю.В.,

рассмотрев 27 сентября – 03 октября 2013 года в открытом судебном заседании дело по заявлению гр. ФИО1, г.Казань к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью «Камские просторы», гр. ФИО2 о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 24 июня 2013 года по заявлению участника ООО «Камские просторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО1 незаконным, и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по РТ внести изменения в сведения об участниках – физических лицах ООО «Камские просторы» в связи куплей-продажей доли в уставном капитале общества, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы,

с участием:

от заявителя – до и после перерыва - гр. ФИО1, паспорт,

от ответчика – до перерыва – представитель ФИО3 по доверенности от 31.07.2013г., после перерыва - представитель ФИО4 по доверенности от 06.08.2013г. №2.8-2-42/29, удостоверение;

от третьих лиц:

- ООО «Камские просторы» - до и после перерыва - генеральный директор ООО «Камские просторы» ФИО1 на основании решения №1 от 08.04.2013г.;

- ФИО2 – явка лично до перерыва по паспорту;

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 ФИО6, г.Казань (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан, г.Казань (далее по тексту – ответчик) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью «Камские просторы», гр. ФИО2 о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 24 июня 2013 года по заявлению участника ООО «Камские просторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО1 незаконным, и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по РТ внести изменения в сведения об участниках – физических лицах ООО «Камские просторы» в связи куплей-продажей доли в уставном капитале общества, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Судом, в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 15ч.-30 мин. 03.10.2013г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Татарстан: www.tatarstan.arbitr.ru

Судебное заседание после вышеуказанного перерыва было продолжено в 15 часов 30 мин. 03.10.2013г., в соответствии с ч.4 ст.163 АПК РФ.

После перерыва в судебном заседании заявитель требования поддержал в полнм объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

После перерыва в судебном заседании представитель ответчика требования не признала по мотивам, указанным в отзыве.

После перерыва в судебном заседании руководитель третьего лица - ООО «Камские просторы» требования заявителя поддержал в полном объеме.

Как установлено судом из материалов дела, заявитель – гр. ФИО1 являясь участником Общества с ограниченной ответственностью «Камские просторы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и в связи с приобретением 1/3 доли в уставном капитале общества обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан с заявлением о внесении соответствующих изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, при этом подписав заявление как генеральный директор ООО «Камские просторы» ФИО1 и заверив подпись как генерального директора общества у нотариуса.

Однако ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений сведения о юридическом лице от 24 июня 2013г. по следующим основаниям:

1. сделка, на отчуждение участником общества доли в уставном капитале подлежит нотариальному удостоверению;

2. заявление подписано неуполномоченным лицом - ФИО1, поскольку данное лицо не является лицом, отчуждающим долю в уставном капитале общества; .

3. в представленной копии договора купли-продажи доли отсутствуют доказательства направления оферты о продаже доли.

Таким образом, отказ был произведен в отношениии юридического лица.

Заявитель, то есть физическое лицо ФИО1, считая отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан в государственной регистрации изменений сведения о юридическом лице от 24.06.2013г., незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц до и после перерыва в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель – физическое лицо ФИО1 полагает, что отказ в государственной регистрации изменений сведения о юридическом лице не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушает его личные права и интересы и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По мнению заявителя, во-первых, в соответствии с п. 11 ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки. Нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном статьями 23 и 26 настоящего Федерального закона, распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона, а также при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктами 5 -7 настоящей статьи. Во-вторых, согласно п.1.4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений заявителем может быть участник общества, равно как отчуждающий долю, так и приобретающий долю. В- третьих, из текста п.5 ст.21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ следует, что необходимость направления оферты участникам общества возникает в случае, если участник общества намерен продать свою долю третьему лицу, то есть лицу, не являющемуся участником общества.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий лица, совершившего оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ведение Межрайонной ИФНС России №18 по Республике Татарстан отнесены отношения, регулируемые Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 года (далее Закон №129-ФЗ) -возникающие в связи с государственнои регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственнои регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственнои регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров -единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Положениями Закона № 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.п. 1.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общестра с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Пунктом 1 ст.8, п.3 ст.23 Закона №129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

На момент вынесения решения перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленный статьей 23 Закона № 129-ФЗ, содержал следующие исчерпывающие основания:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной
 регистрации или заявления о внесении изменении в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

В соответствии со ст.1 Закона №129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 ст. 17 Закона №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В соответствии с пунктом 12 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее Закон №14-ФЗ) доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

Таким образом, Законом №129-ФЗ и Законом №14-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, касающихся смены состава участников, предусмотрено представление документов, подтверждающих основание перехода доли или части доли.

В соответствии с п.11 ст.21 Закона №14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 14-ФЗ переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

В соответствии с п.14 ст. 21 Закона №14-ФЗ после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменении в единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли.

На основании п.11 ст.21 Закона №14-ФЗ следует, что нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях:

1. перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном статьями 23 и 26 Закона №14-ФЗ,

2. распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 Закона №14-ФЗ,

3. при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктами 5-7 статьи 21 Закона №14-ФЗ.

Пунктами п. п. 5, 6 ст. 21 Закона N 14-ФЗ предусмотрено, что участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи. Оферта о продаже доли или части доли в уставном капитале общества считается полученной всеми участниками общества в момент ее получения обществом. При этом она может быть акцептована лицом, являющимся участником общества на момент акцепта, а также обществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом РФ от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Оферта считается неполученной, если в срок не позднее дня ее получения обществом участнику общества поступило извещение о ее отзыве. Отзыв оферты о продаже доли или части доли после ее получения обществом допускается только с согласия всех участников общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Участники общества вправе воспользоваться преимущественным правом покупки доли или части доли в уставном капитале общества в течение тридцати дней с даты получения оферты обществом.

Таким образом, из содержания п. 5 ст. 21 Закона N 14 ФЗ следует, что документами, подтверждающими приобретение участниками доли в результате использования преимущественного права покупки, являются направленная через общество оферта о продаже доли третьему лицу, которая адресована всем участникам, ее акцепт.

Как следует из материалов дела, 17.06.2013г. в налоговоый орган от ООО «Камские Просторы» для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, поступили следующие документы:

- заявление по форме №Р 14001 (вх. № 21652А), подписанное генеральным директором ООО «Камские Просторы» ФИО1, подлинность подписи которого, нотариально засвидетельствована;

- расписка в получении денежных средств от 25 января 2013г.;

- Решение №1 участника ООО «Камские просторы» от 08 апреля 2013г.;

- копия договора купли - продажи доли в уставном капитале ООО «Камские просторы» от 25 января 2013г.

Налоговым органом при рассмотрении вышеуказанных документов, было выявлено следующее:

- заявление подписано неуполномоченным лицом – генеральным директором ООО «Камские просторы» ФИО1, поскольку согласно представленным документам данное физическое лицо не является лицом, отчуждающим долю в уставном капитале ООО «Камские просторы»;

- в представленной копии договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Камские просторы» от 25 января 2013г. не соблюдена установленная законодательством Российской Федерации нотариальная форма сделки, что влечет за собой ее недействительность, при этом отсутствуют доказательства использования преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктами 5-7 ст. 21 Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме того, положениями Закона №129-ФЗ не предусмотрено предоставление копий документов;

- нарушен порядок передачи в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с отчуждением участником общества принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО «Камские просторы». В нарушение п. 15 ст.21 Закона № 14-ФЗ заявление представлено не нотариусом;

- представленное Решение №1 участника ООО «Камские просторы» от 08 апреля 2013г. неправомерно подписано ФИО1 , в качестве генерального директора общества, тогда как согласно ст. 33 решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом 14-ФЗ относится к компетенции общего собрания участников общества. Представленное Решение участника подписано ФИО1 в качестве генерального директора, тогда как решение принимается участником общества.

Из представленных документов, а именно:

1. копия договора купли-продажи от «25» января 2013г.;

2. решения №1 участника ООО «Камские просторы» от «08» апреля 2013г., ни коим образом не следует о продаже доли участником ФИО2 участнику ФИО1, доли в уставном капитале, путем использования права преимущественнои покупки
 участником ФИО1

Более того, о том, что юридическим лицом ООО «Камские Просторы», документы на смену состава участников были представлены в соответствии с использованием преимущественного права покупки, вытекает только из самого текста искового заявления.

Относительно довода заявителя, о том, что нотариальное удостоверение этой сделки не требуется в случаях перехода доли к обществу в порядке, предусмотренном статьями 23 и 26 Закона №14-ФЗ, распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам в соответствии со статьей 24 Закона №14-ФЗ, а также при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктами 5 -7 ст.21 Закона №14-ФЗ, судом признается несостоятельной, посокольку суд считает, что заявителем не верно трактуется норма закона по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью участник общества, намеренный продатъ свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известитъ в писъменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условии продажи. Оферта о продаже доли или части доли в уставном капитале общества считается полученной всеми участниками общества в момент ее получения обществом. При этом она может бытъ акцептована лицом, являющимся участником общества на момент акцепта, а также обществом в случаях, предусмотренных настоящим Федералъным законом.

Участники общества вправе восполъзоватъся преимущественным правом покупки доли или части доли в уставном капитале общества в течение тридцати дней с даты получения оферты обществом. Уставом может быть предусмотрен более продолжителъный срок исполъзования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Согласно пункту 11 статъи 21 названного закона нотариалъное удостоверение сделки по отчуждению доли не требуется при использовании преимущественного права покупки путем направления оферты о продаже доли или части доли и ее акцепта в соответствии с пунктом 5 статъи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В силу пункта 1 статъи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта».

В данном случае, доли участников ООО «Камские Просторы» отчуждаются путем купли-продажи доли одного участника другому участнику, при этом отсутствуют доказательства использования преимущественного права покупки, через направление оферты о продаже доли или части доли третьему лицу и ее акцепта.

Так как, из представленных в регистрирующий орган документов не усматривались обстоятельства, которые на законном основании освобождали бы ООО «Камские просторы» от нотариального удостоверения сделки по продаже доли в уставном капитале между участником ФИО2 и ФИО1, налоговый орган правомерно исходил из того, что не соблюдена нотариальная форма сделки, нарушен порядок представления документов в регистрирующий орган.

Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.07.2012г. по делу №А43-10161/2011, Постановлением Федарального Арбитражного суда Северо-Кавказсвого округа от 14.10.2010г. по делу №А53-29767/2009,

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует, что документами, подтверждающими приобретение участниками доли в результате использования преимущественного права покупки, являются направленная через общество оферты о продаже доли третьему лицу, которая адресована всем участникам, ее акцепт, которые в регистрирующий орган представлены не были.

Следовательно, в случае отсутствия вышеназванных документов, в соответствии с п.11 ст.21 Закона №14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариалъному удостоверению.

Таким образом, указанный довод заявителя, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод заявителя о том, что при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений заявителем может быть участник общества, равно как отчуждающий долю, так и приобретающий долю, судом отклоняется пос ледующим основаниям.

Согласно листу «Т» (сведения о заявителе) представленного заявления по форме Р14001 на ФИО1, отмечен п.п. 1.1. (руководитель постоянно действующего исполнительного органа), нотариусом засвидетельствована подлинность подписи ФИО1 в качестве генерального директора ООО «Камские просторы», что противоречит требованиям п.1.4 ст.9 Закона №129-ФЗ.

В соответствии с п.1.4 ст.9 Закона №129-Фз при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредителъ (участник) ликвидированного юридического лица -участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

На основнаии статъи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и подпункта 1.4 пункта 1 статъи 9 Закона о государственной регистрации следует, что надлежащим заявителем при регистрации изменении в сведения об ООО «Камские Просторы», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с переходом доли в уставном капитале общества, является непосредственно продавец этой доли».

Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2013г. по делу А49-7601/2012.

Отвергая как ошибочный довод заявителя о том, что заявителем так же может быть лицо «приобретающее долю» в уставном капитале, суд исходит из позициии ВАС РФ изложенной в Определении от 16.02.2011г. №ВАС-1291/11 по делу А53-29767/2009, из которого следует, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" надлежащими заявителями при регистрации изменений в сведения об ООО "Автобан", содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в связи с переходом долей в уставном капитале общества являются продавцы этих долей, а не приобретатель доли или общество.

Так же данная позиция изложена в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 4 февраля 2013 г. по делу N А28-2277/2012.

При указанных обстоятельствах надлежащим заявителем при регистрации изменений в сведения об ООО «Камские Просторы», содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с переходом прав на доли в уставном капитале к ФИО1 является ФИО2 Материалы же дела свидетельствуют о том, что заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице подано в МРИ ИФНС России №18 по РТ генеральным директором ООО «Камские Просторы» ФИО1 (то есть покупателем доли), который в силу приведенных выше норм надлежащим заявителем о государственной регистрации изменений не являлся.

В этой связи суд считает, что отказ налогового органа генеральному директору ООО «Камские Просторы» ФИО1 в государственной регистрации изменений в сведения об ООО «Камские Просторы» от 24.06.2013г. является законным (соответствует положениям ст. 23 Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ), а потому предусмотренных статьями 198 - 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований гр. ФИО1, заявленных в рамках настоящего дела, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья З.Н. Хамитов