ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-1440/13 от 26.04.2013 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-1440/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 8 мая 2013 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галиуллина Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вафиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Проектная мастерская "ВЕЛП", г.Казань к ответчику - Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан об оспаривании постановлений № 767-01 от 15.11.2012г., № 763-01 от 15.11.2012 г., № 765-01 от 15.11.2012., № 769-01 от 15.11.2012г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ в части наложения административного взыскания в виде штрафов в размере 100 000 руб. на устные замечания,

с участием:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.01.2013г., паспорт;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.01.2013г., служебное удостоверение;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Проектная мастерская "ВЕЛП", г.Казань (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее- ответчик) об оспаривании постановлений № 767-01 от 15.11.2012г., № 763-01 от 15.11.2012 г., № 765-01 от 15.11.2012., № 769-01 от 15.11.2012г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ в части наложения административного взыскания в виде штрафов в размере 100 000 руб. на устные замечания.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.04.2013г. в порядке ст. 130 АПК РФ в одно производство объединены дела № А65-1440/2013, А65-1437/2013, А65-1433/2013, А65-1424/2013 для совместного рассмотрения с присвоением номера №А65-1440/2013.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 22.04.2013г. объявлен перерыв до 26.04.2013г. в 09 час. 30 мин.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик заявленные требования не признал.

В соответствии с положениями статьи 137 АПК РФ признав дело подготовленным, а также учитывая отсутствие возражений сторон, суд перешел к рассмотрению дела по существу.

Как следует из материалов дела, Постановлением от 15.11.2012г. №767-01 заявитель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере в размере 100 000 рублей за нарушения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.12, ч.5 ст.15, ч.7, ч. 14 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п.1.1, 1.4, 3.13, 3.23, 3.29, 3.32, 3.34, 4.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения», п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.16 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» выразившиеся в том, что в проекте, разработанном ООО «Проектная мастерская "ВЕЛП» не предусмотрены в полном объеме мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения с учетом действующих нормативных требований, а именно: не запроектированы и не выполнены с учетом досягаемости и безопасности пути движения для инвалидов со входа в здание до жилых квартир всех этажей, отсутствует возможность подъема инвалидов на жилые этажи, в жилом доме отсутствует кладовая уборочного инвентаря, оборудованная раковиной с подводкой сетей водоснабжения – канализования, по проекту на объекте: «строительства 5-ти этажного 2-секционного 40-квартирного жилого дома №1.2 жилого комплекса «Лесной городок», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, 11 км Оренбургский тракт, что является нарушением требования ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 23.10.2012г. №12-17/6-10-1068, зафиксировавший допущенные нарушения, вынесено предписание № 12-17/6-10-1068/1 от 23.10.2012г., составлен протокол №942 от 29.10.2012г. по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых было вынесено оспариваемое постановление от 15.11.2012г. №767-01.

Постановлением от 15.11.2012г. №763-01 заявитель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере в размере 100 000 рублей за нарушения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.12, ч.5 ст.15, ч.7, ч. 14 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п.1.1, 1.4, 3.13, 3.23, 3.29, 3.32, 3.34, 4.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения», п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.16 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» выразившиеся в том, что в проекте, разработанном ООО «Проектная мастерская "ВЕЛП» не предусмотрены в полном объеме мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения с учетом действующих нормативных требований, а именно: не запроектированы и не выполнены с учетом досягаемости и безопасности пути движения для инвалидов со входа в здание до жилых квартир всех этажей, отсутствует возможность подъема инвалидов на жилые этажи, в жилом доме отсутствует кладовая уборочного инвентаря, оборудованная раковиной с подводкой сетей водоснабжения – канализования, по проекту на объекте: «строительства 5-ти этажного 2-секционного 40-квартирного жилого дома №1.1 жилого комплекса «Лесной городок», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, 11 км Оренбургский тракт, что является нарушением требования ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 23.10.2012г. №12-17/6-10-1067, зафиксировавший допущенные нарушения, вынесено предписание № 12-17/6-10-1067/1 от 23.10.2012г., составлен протокол №940 от 29.10.2012г. по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых было вынесено оспариваемое постановление от 15.11.2012г. №763-01.

Постановлением от 15.11.2012г. №765-01 заявитель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере в размере 100 000 рублей за нарушения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.12, ч.5 ст.15, ч.7, ч. 14 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п.1.1, 1.4, 3.13, 3.23, 3.29, 3.32, 3.34, 4.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения», п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.16 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» выразившиеся в том, что в проекте, разработанном ООО «Проектная мастерская "ВЕЛП» не предусмотрены в полном объеме мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения с учетом действующих нормативных требований, а именно: не запроектированы и не выполнены с учетом досягаемости и безопасности пути движения для инвалидов со входа в здание до жилых квартир всех этажей, отсутствует возможность подъема инвалидов на жилые этажи, в жилом доме отсутствует кладовая уборочного инвентаря, оборудованная раковиной с подводкой сетей водоснабжения – канализования, по проекту на объекте: «строительства 5-ти этажного 20-квартирного жилого дома №2.2 жилого комплекса «Лесной городок», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, 11 км Оренбургский тракт, что является нарушением требования ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 23.10.2012г. №12-17/6-10-1070, зафиксировавший допущенные нарушения, вынесено предписание № 12-17/6-10-1070/1 от 23.10.2012г., составлен протокол №946 от 29.10.2012г. по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых было вынесено оспариваемое постановление от 15.11.2012г. №765-01.

Постановлением от 15.11.2012г. №769-01 заявитель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере в размере 100 000 рублей за нарушения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, ч.1 ст.12, ч.5 ст.15, ч.7, ч. 14 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п.1.1, 1.4, 3.13, 3.23, 3.29, 3.32, 3.34, 4.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения», п.3.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.4.16 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» выразившиеся в том, что в проекте, разработанном ООО «Проектная мастерская "ВЕЛП» не предусмотрены в полном объеме мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения с учетом действующих нормативных требований, а именно: не запроектированы и не выполнены с учетом досягаемости и безопасности пути движения для инвалидов со входа в здание до жилых квартир всех этажей, отсутствует возможность подъема инвалидов на жилые этажи, в жилом доме отсутствует кладовая уборочного инвентаря, оборудованная раковиной с подводкой сетей водоснабжения – канализования, по проекту на объекте: «строительства 5-ти этажного 20-квартирного жилого дома стр. №2.1 жилого комплекса «Лесной городок», расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, 11 км Оренбургский тракт, что является нарушением требования ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 23.10.2012г. №12-17/6-10-1069, зафиксировавший допущенные нарушения, вынесено предписание № 12-17/6-10-1069/1 от 23.10.2012г., составлен протокол №944 от 29.10.2012г. по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых было вынесено оспариваемое постановление от 15.11.2012г. №769-01.

Не согласившись с указанными постановлениями, в части назначенного наказания, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.

В п. 2 ст. 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Как установлено в ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания или сооружения, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть установлены таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации здание или сооружение было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

В порядке ч. 7 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В порядке ч. 14 ст. 30 ФЗ РФ 30.12.2009г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

В порядке п. 1.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения» свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

Согласно пункту 3.6. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещении» в жилых зданиях любой этажности на первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую для хранения уборочного инвентаря, оборудованную раковиной. Допускается устройство кладовых площадью не менее 3 кв. м/чел. для жильцов дома: хозяйственных, для хранения овощей, а также для твердого топлива. При этом выход из этажа, где размещаются кладовые, должен быть изолирован от жилой части. Прокладка канализационных сетей в хозяйственных кладовых запрещается.

В соответствии с п. 4.16 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" на эксплуатируемой кровле многоквартирных зданий, кровлях встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, а также при входной зоне, на внеквартирных террасах и верандах, в соединительных элементах между жилыми зданиями, в том числе - открытых нежилых этажах (первом и промежуточных), допускается размещать площадки различного назначения для жильцов этих зданий, в том числе: спортивные площадки для отдыха взрослых, площадки для сушки белья и чистки одежды или солярий. При этом расстояния от окон жилых помещений, выходящих на кровлю, до указанных площадок следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330 к наземным площадкам аналогичного назначения.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) в порядке ч.1 ст.9.4 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд признает доказанным факт совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя о наличии проектной документации, получившей положительное заключение Управления Государственной вневедомственной экспертизы РТ № 16-1-0736-11 от 18.11.2011г., №16-1-5-0441-11 от 12.08.2011г., №16-1-0735-11 от 18.11.2011г., №16-1-0735-11 от 18.11.2011г., судом рассмотрены, но подлежат отклонению, поскольку из представленных заключений не представляется возможным сделать вывод о соблюдении в проектной документации требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, являющихся объектом правонарушения, вменяемого заявителю (выводы по результатам проведенных экспертиз в данной части в Главе 6 экспертного заключения отсутствуют).

Поскольку заявитель ранее не привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (в оспариваемом постановлении и протоколом об административном правонарушении сведения об этом отсутствуют), а также в связи с тем, что заявителем нарушение устранено, о чем имеется указание в оспариваемом постановлении, суд считает возможным изменить выбранную меру наказания в виде штрафа на предупреждение.

В соответствии со ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Соответственно, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Изменить постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 767-01 от 15.11.2012г. в части назначения наказания, заменив штраф в размере 100 000 руб. на предупреждение.

Изменить постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 763-01 от 15.11.2012 г. в части назначения наказания, заменив штраф в размере 100 000 руб. на предупреждение.

Изменить постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан №765-01 от 15.11.2012 г. в части назначения наказания, заменив штраф в размере 100 000 руб. на предупреждение.

Изменить постановление Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 769-01 от 15.11.2012г. в части назначения наказания, заменив штраф в размере 100 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Э.Р. Галиуллин