ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-14499/13 от 04.09.2013 АС Республики Татарстан


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-14499/2013

«04» сентября 2013 года

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе судьи Гилялова И.Т.,   рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Казань, к Индивидуальному предпринимателю Хуснуллину Ильнуру Гаптелбаровичу, г. Казань, (ОГРН 306168503700031, ИНН 165708429125) о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Казань, (далее – заявитель, административный орган) обратилось в суд с заявлением к Индивидуальному предпринимателю Хуснуллину Ильнуру Гаптелбаровичу, г. Казань, (далее – ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 08.07.2013 о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 227, 228 АПК РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что стороны изложенными выше процессуальными правами не воспользовались, затребованные документы не представили, однако данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа 25.06.2013 в ходе проверки предпринимателя выявлено, что предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, нарушены лицензионные требования и условия:, а именно, пункты 4«з», 4«и» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно:

- не исполнены требования законодательства по выполнению обязанности перевозчика оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения, не реже 2-х раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду). Перевозка пассажиров по регулярному междугородному автобусному маршруту общего пользования «Казань-Сюкеево-Тетюши» (согласно путевых листов) осуществляется без решения органов исполнительной власти о возможности продолжать эксплуатацию названного маршрута, принятого по результату оценки дорожных условий на осеннее–зимний период 2012-2013 годов и весенне-летний период 2013 г., что является нарушением статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.4 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств – к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 №мс-43-р (далее - Распоряжение № мс-43-р);

- предприниматель организовал оформление документации с нарушением требования ч.1 ст. 6 Федерального Закона от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; п. 5, п. 6, п. 7 раздела II, п. 13, п. 16 раздела III приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно: в путевых листах № 1351 от 28.05.2013 с 05 ч. 45 мин, до 20 ч. 00 мин.; № 1557 от 30.05.2013 с 05 ч. 10 мин. до 19 ч. 10 мин.; № 1335 от 24.05.2013 с 08 ч. 10 мин. до 21 ч. 10 мин., № 1364 от 31.05.2013 с 10 ч. 50 мин до 22 ч. 20 мин. в сведениях о водителе - отсутствуют время (часы, минуты) и дата (число, месяц, год) проведение послерейсового медицинского осмотра водителя; нарушен порядок заполнения путевых листов - работник при проведении послерейсового медицинского осмотра водителей не указывает в путевых листах дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), свои фамилию, имя, отчество и не заверяет их своим штампом и подписью;

- не соблюдается установленный законодательством режим труда и отдыха водителей, что является нарушением ст. 20 п. 1. Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ; пункта 1.8 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 № мс-43-р; пункта 9 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», которым определено, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, В частности, рабочая смена водителя Ермакова П.В.  согласно представленному путевому листу № 1364 от 31.05.2013 маршрут №529 «Казань - Сюкеево» началась в 10 ч. 50 мин. и закончилась в 22 ч. 20 мин. (продолжительность смены увеличена на 1ч. 30 мин.); рабочая смена водителя Бажова С.А. согласно путевому листу № 1335 от 24.05.2013 маршрут № 529 «Казань - Сюкеево» началась в 07 ч. 50 мин. и закончилась в 21 ч. 10 мин. (продолжительность смены увеличена на 3 ч. 20 мин.); рабочая смена водителя Валиуллина И.И. согласно представленному путевому листу № 1557 от 30.05.2013 маршрут № 529 «Казань - Сюкеево» началась в 05 ч. 05 мин. и закончилась в 19 ч.10 мин. (продолжительность смены увеличена на 04 ч. 05 мин.); рабочая смена водителя Хуснуллина И.Г. согласно представленному путевому листу № 1351 от 28.05.2013 маршрут № 529 «Казань - Сюкеево» началась в 05 ч. 45 мин. и закончилась в 20 ч. 00 мин. (продолжительность смены увеличена на 4 ч. 15 мин.).

- нарушен п. 4 «б» названного положения, а именно: - не организовал учет данных о водителях (не представлены копии водительских удостоверений, копии медицинских справок водителей, трудовые книжки), что является нарушением ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункта 1.2, п. 1.6 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 № мс-43-р.;

- нарушен п. 4 «а» названного положения, а именно: - не организовал своевременное проведение технического обслуживания и ремонта ТС, документы, подтверждающие своевременное проведение ТО и Р, не представлены, (ст. 20, ст. 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95, пункт 2.3, п. 2.4 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении Перечня мероприятии по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 № мс-43-р).

По факту выявления данного нарушения должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 000979 от 25.06.2013, действия ответчика квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Руководствуясь ст. 203 АПК РФ, ст. 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.

Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно ч. 1 ст. 20, ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2008 г. № 12414) утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» (далее – Порядок).

Пунктами 5, 6, 7 раздела II указанного Порядка установлено следующее: сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона; сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Согласно п. 13, п. 16 раздела III указанного Порядка, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя; даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Пунктами 1.2, 1.6, 1.8 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств – к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 № мс-43-р утверждены мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - работники субъекта транспортной деятельности), к безопасной работе, а именно: обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; прохождение периодического медицинского освидетельствования водителей; соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.

Пунктами 2.3, 2.4 указанного Распоряжения утверждены мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, а именно поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства; проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.

Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г. № 6094) утверждено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Согласно п. 9 данного Положения при суммарном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком нарушены вышеуказанные требования законодательства.

Суд в указанной связи находит правильными выводы заявителя о нарушении в данной части ответчиком лицензионных требований.

Заявителем в качестве нарушения лицензионных требований указано также нарушение ответчиком статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.4 Распоряжения Минтранса РФ «Об утверждении Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств – к безопасной эксплуатации» от 13.05.2013 №мс-43-р, а именно: не исполнены требования законодательства по выполнению обязанности перевозчика оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения, не реже 2-х раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду). Перевозка пассажиров по регулярному междугородному автобусному маршруту общего пользования «Казань-Сюкеево-Тетюши» (согласно путевых листов) осуществляется без решения органов исполнительной власти о возможности продолжать эксплуатацию названного маршрута, принятого по результату оценки дорожных условий на осеннее–зимний период 2012-2013 годов и весенне-летний период 2013 г.

Вместе с тем, указанными нормами обязанность перевозчика оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения, не реже 2-х раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) не предусмотрена.

Требование обследовать автобусные маршруты в процессе эксплуатации не реже 2-х раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) предусмотрено пунктами 4.15 – 4.19 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302). Такое обследование производится комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения, результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов, копия которого передается владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.

В указанной связи суд полагает данный вывод заявителя ошибочным, ответчиком нарушений лицензионных требований в данной части допущено не было.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поскольку факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами административного дела, суд приходит к выводу, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В то же время согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).

Поскольку такие нарушения, как оформление 24.05.2013, 28.05.2013, 30.05.2013, 31.05.2013 документации с нарушением установленных требований, несоблюдение в указанные дни установленного законодательством режима труда и отдыха водителей, не могут быть отнесены к категории длящихся, со дня их совершения на момент рассмотрения дела об административном правонарушении трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу п. 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности лишь за указанные выше нарушения пунктов 4 «а» и 4 «б» Положения о лицензировании, по которым срок привлечения к административной ответственности не истек.

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений судом не установлено, обстоятельств, смягчающих ответственность, судом не установлено. В качестве отягчающего ответственность обстоятельства суд расценивает повторность совершения однородного правонарушения (решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-21075/2012 от 11.09.2012, по делу № А65-6193/2013 от 27.05.2013).

Принимая во внимание изложенное, суд считает правомерным назначить ответчику административное наказание в виде штрафа в размере 3500 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206, 229 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя Хуснуллина Ильнура Гаптелбаровича, г.Казань, (ОГРН 306168503700031, ИНН 165708429125) 27.07.1968 года рождения, место рождения: дер. Нижние Савруши Сабинского района Татарстан, зарегистрированного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Лаврентьева, д. 20, кв. 148, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 06.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан за основным государственным регистрационным № 306168503700031, ИНН 165708429125, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 3 500 (три тысячи пятьсот) рублей.

Реквизиты на оплату штрафа:

Получатель платежа: УФК по РТ (Управление ГАДН по РТ ФСНСТ), ИНН 1660050384, КПП 166001001, счет получателя 40101810800000010001 в ГРКЦ НБ Республики Татарстан Банка России г. Казань, БИК 049205001, ОКАТО 92401000000, КБК 10611690040046000140.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья И.Т. Гилялов