АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-17-60, 292-07-57
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-14569/2011
Резолютивная часть решения объявлена "25" июля 2011 г.
Полный текст решения изготовлен «28» июля 2011 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сайдашевой Р.Д.,
рассмотрев 18, 25 июля 2011 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело позаявлению Нижнекамской городской прокуратуры, г.Нижнекамск, РТ (далее-заявитель) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-1», г.Нижнекамск, РТ (далее-лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
с участием:
от заявителя – до перерыва представители ФИО1 удостоверение ТО №119509 от 30.06.2011 г.; после перерыва ФИО2 удостоверение ТО №097418 от 05.04.2010 г.
от лица привлекаемого к административной ответственности – (извещен) не явились
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Транспорт-1», г.Нижнекамск, РТ (далее-лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании 18.07.2011 г. был объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 25.07.2011 г.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Лицо, привлекаемое к ответственности в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в порядке ст.156 АПК РФ.
Из материалов дела представленных в суд следует, что в период с 17.06.2011 по 20.06.2011 проведена проверка соблюдения ООО «Транспорт-1» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены нарушения закона, выразившиеся в следующем.
Проверкой установлено, что Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ООО «Транспорт-1» выдана лицензия №АСС-16-187860 от 21.05.2009 года на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Однако проверкой установлено, что в ООО «Транспорт-1» допускаются нарушения лицензионных требований и условий, а именно режима труда и отдыха водителей.
На основании анализа табеля использованного рабочего времени водителей за апрель, май 2011 года ООО «Транспорт-1» установлено, что в нарушение указанных требований закона продолжительность рабочего времени водителей за учетный период значительно превышает нормальное число рабочих часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей также превышена. Водители привлекаются к сверхурочной работе сверх установленных норм, выходные дни предоставляются нерегулярно.
Так за апрель 2011 года нормальное число рабочих часов составляет 168 часов.
Водителем ФИО3 в апреле 2011 года отработано 268,02 часов, из них сверхурочно - 92,02 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 10 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 10 дней подряд.
Водителем ФИО4 в апреле 2011 года отработано 290,32 часов, из них сверхурочно - 119,32 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 8 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 8 дней подряд.
Водителем ФИО5 в апреле 2011 года отработано 294,04 часов, из них сверхурочно - 123,04 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 13 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Водителем ФИО6 в апреле 2011 года отработано 289,58 часов, из них сверхурочно - 118,58 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 13 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Аналогичные нарушения режима труда и отдыха в апреле 2011 выявлены в отношении водителей ФИО7, ФИО8, ФИО9 и других работников предприятия.
За май 2011 года нормальное число рабочих часов составляет 160 часов.
Водителем ФИО3 в мае 2011 года отработано 278,35 часов, из них сверхурочно - 108,22 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 11 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 11 дней подряд.
Водителем ФИО10. в мае 2011 года отработано 284,12 часов, из них сверхурочно - 113,54 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 6 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Аналогичные нарушения режима труда и отдыха установлены в отношении водителей ФИО7, ФИО11 и других работников предприятия.
Таким образом, в апреле-мае 2011 года на территории ООО «Транспорт-1», расположенного по адресу: <...> промзона, допущены нарушения требований «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637.
Вина в совершении данного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.06.2011 г.
Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Прокуратурой города в период с 17.06.2011 по 20.06.2011 проведена проверка соблюдения ООО «Транспорт-1» законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены нарушения закона.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, требуется наличие специального разрешения (лицензии).
В силу подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленныйзаконодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Таким образом, исходя из смысла закона соблюдение лицензиатом режима труда и отдыха водителей, является одним из необходимых условий обеспечения безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что Федеральной службой по надзору в сфере транспорта ООО «Транспорт-1» выдана лицензия №АСС-16-187860 от 21.05.2009 года на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более восьми человек за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Однако проверкой установлено, что в ООО «Транспорт-1» допускаются нарушения лицензионных требований и условий, а именно режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положенияоб обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В соответствии с требованиями второго раздела Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность, ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1,3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.99 Трудового кодекса РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов. В соответствии со ст. 111 Трудового кодекса РФ всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
На основании анализа табеля использованного рабочего времени водителей за апрель, май 2011 года ООО «Транспорт-1» установлено, чтов нарушение указанных требований закона продолжительность рабочего времени водителей за учетный период значительно превышает нормальное число рабочих часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей также превышена. Водители привлекаются к сверхурочной работе сверх установленных норм, выходные дни предоставляются нерегулярно.
Так за апрель 2011 года нормальное число рабочих часов составляет 168 часов.
Водителем ФИО3 в апреле 2011 года отработано 268,02 часов, из них сверхурочно - 92,02 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 10 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 10 дней подряд.
Водителем ФИО4 в апреле 2011 года отработано 290,32! часов, из них сверхурочно - 119,32 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 8 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 8 дней подряд.
Водителем ФИО5 в апреле 2011 года отработано 294,04 часов, из них сверхурочно - 123,04 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 13 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Водителем ФИО6 в апреле 2011 года отработано 289,58 часов, из них сверхурочно - 118,58 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 13 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Аналогичные нарушения режима труда и отдыха в апреле 2011 выявлены в отношении водителей ФИО7, ФИО8, ФИО9 и других работников предприятия.
За май 2011 года нормальное число рабочих часов составляет 160 часов.
Водителем ФИО3 в мае 2011 года отработано 278,35 часов, из них сверхурочно - 108,22 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 11 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 11 дней подряд.
Водителем ФИО10. в мае 2011 года отработано 284,12 часов, из них сверхурочно - 113,54 часа. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя свыше 10 часов допускалась в течение 6 дней подряд. Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов. Работник допускался к работе без выходных 13 дней подряд.
Аналогичные нарушения режима труда и отдыха установлены в отношении водителей ФИО7, ФИО11 и других работников предприятия.
Таким образом, в апреле-мае 2011 года на территории ООО «Транспорт-1», расположенного по адресу: <...> промзона, допущены нарушения требований «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637.
В силу ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершений административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность по ч.З ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Проверкой установлено, что нарушение режима труда и отдыха водителей в ООО «Транспорт-1» допущено в течение длительного времени, в отношении многих работников, что свидетельствует о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность.
На основании требований ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт осуществления Обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтвержден материалами дела.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Ответчик в своем отзыве предлагал суду признать деяние малозначительным.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 указанного постановления).
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
09.11.2010 г. Общество привлекалось к административной ответственности по этой же статье КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает правомерным назначение административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Транспорт-1", зарегистрированного по адресу: <...>, внесенное в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным №1021602506639, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты на оплату штрафа:
получатель платежа – Государственное учреждение прокуратура Республики Татарстан
Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России г.Казань,
ИНН - <***>, КПП - 165501001,
Расчетный счет -<***>,
БИК Банка - 049205001, вид платежа – 10611690040040000140
ОКАТО 92244000000, КБК 41511690020020000140 назначение платежа –осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением( лицензией)
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья З.Н. Хамитов