ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-14669/17 от 03.10.2017 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru, http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело №А65-14669/2017

Дата принятия решения – 09 октября 2017 года

Дата объявления резолютивной части – 03 октября 2017 года

Арбитражный суд Республики Татарстан

в составе:

председательствующий – судья Иванов О.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акбердиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Татарской транспортной прокуратуры Республики Татарстан, г. Казань, о привлечении ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», Сабинский район Республики Татарстан, ОГРН 1027713011237, ИНН 7713357944, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием:

заявителя – представитель Карпов К.В., по доверенности от 17.02.2017,

УСТАНОВИЛ:

Татарская транспортная прокуратура Республики Татарстан (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания.

Представитель заявителя в судебном заседании 03 октября 2017г. огласил заявление.

При исследовании доказательств арбитражным судом установлено.

Как следует из материалов административного дела, Министерством образования и науки Республики Татарстан ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» выдана лицензия от 18.11.2015 № 7494 на право оказания образовательных услуг дополнительного профессионального образования. АУЦ ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» имеет сертификат на проведение образовательной деятельности № 133 от 13.12.2016, которым удостоверяется право осуществления образовательного процесса по 28 программам подготовки. На основании пунктов 55, 57 Приказа Минтранса России от 29.09.2015 № 289 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» (далее – ФАП № 289) в АУЦ ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» 28.09.2016 разработано и утверждено Руководство по организации деятельности. Согласно пункту 45 ФАП № 289 в приложении № 4 к Руководству по деятельности АУЦ определен перечень педагогических работников АУЦ, включающий данные, в том числе, об образовании и прохождении периодической подготовки. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности определяются Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», и включают, в том числе, наличие педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

При этом в силу части 1 статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования к квалификации преподавателя закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, и включают в себя наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что преподаватель по всем видам занятий по дисциплинам авиационная медицина и медицинская подготовка бортпроводников Колыхалкина И.А. имеет высшее образование (диплом 2-го московского ордена Ленина государственного медицинского института им. Н.И.Пирогова № 675 от 04.02.1986) по специальности педиатрия с присвоением квалификации врач-педиатр. Дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в АУЦ ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа», а именно, по дисциплине авиационная медицина, Колыхалкина И.А. не имеет.

Преподаватель по указанным дисциплинам Дзеранова А.Н. также имеет высшее образование (диплом Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сечина К № 01465 от 29.06.2011) по специальности «Лечебное дело» с присвоением квалификации врач. Дополнительного профессиональногообразованияпонаправлениюдеятельности в АУЦ ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа», а именно, по дисциплине авиационная медицина, Дзеранова А.Н. также не имеет.

Исходя из требования законодательства об образовании и лицензировании, Колыхалкина И.А. и Дзеранова А.Н. права на занятие педагогической деятельностью по направлению «Авиационная медицина» не имеют.

Согласно пункту 42 ФАП № 289 авиационный учебный центр должен обеспечить, чтобы преподаватели обладали необходимой квалификацией в преподаваемой области.

По результатам проверки прокуратурой составлен акт, постановлением от 30.08.2017 в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Заявитель в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответчик отзыв не представил.

На основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 1-АД17-7.

Из материалов дела следует, что о факте вменяемого обществу правонарушения заявителю стало известно 26.05.2017 (дата возбуждения в отношении генерального директора ООО «Авиакомпания ВИМ-Авиа» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, за несоблюдение лицензионного законодательства и законодательства об образовании при осуществлении деятельности авиационного учебного центра).

Данное обстоятельство подтверждается постановлением Мирового судьи судебного участка №2 по Сабинскому судебному району Республики Татарстан от 14.07.2017 по делу №5-249/2017.

Следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности по данному делу не позднее 26.08.2017.

Суд установил, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек срок давности привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Данное обстоятельство в соответствии с абз.4 п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.

Исследовав доказательства, суд установил наличие основания для отказа в удовлетворении заявления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья О.И. Иванов