ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-14693/2021 от 12.08.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                    Дело № А65-14693/2021

12 августа 2021 года.

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан Шайдуллин Ф.С., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства заявление Федерального казенного предприятия  «Казанский государственный казенный пороховой завод», г. Казань к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным постановления № 076/21 от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьей 9.15 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное предприятие «Казанский государственный казенный пороховой завод» (далее – заявитель; предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее – ответчик; административный орган; Госкомитет) о признании незаконным постановления № 076/21 от 03 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьей 9.15 КоАП РФ, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере сто тысяч рублей (далее – оспариваемое постановление).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.

Ответчик представил отзыв на заявление и материалы административного дела. Требование заявителя не признал, в удовлетворении заявления просит отказать.

Как следует из материалов дела, административным органом 03.06.2021 вынесено постановление № 076/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение установленных стандартами раскрытия информации порядка и срока опубликования информации в электронных средствах массовой информации.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене в полном объеме в связи с малозначительностью вмененного правонарушения.

Исследовав представленные сторонами документы, в том числе материалы административного дела в их совокупности, оценив доводы заявителя, судом установлены  следующие обстоятельства.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, не связанный с доводами, содержащимися в заявлении, обязан проверить оспариваемое постановление в полном объеме.

Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в  электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что заявитель осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере электроэнергетики, а именно оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), а также правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее - Стандарты).

В силу пункта 1 Стандартов настоящий документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, в том числе собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

 В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 Стандартов субъекты рынка электрической энергии раскрывают предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 17 Стандартов указанная в подпункте «г» пункта 12 Стандартов информация подлежит раскрытию на официальном сайте регулируемой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов).

Предприятие 09.04.2021 разместило на официальном сайте (https://kazanpowder.ru/disclosure) предложение об установлении тарифов на 2022 год. В связи с необходимостью учета индексации предприятие 19.04.2021 разместило скорректированное предложение и в этот же день направило в Госкомитет предложение об установлении тарифов на 2022 год, что повлекло нарушение срока раскрытия информации. 

Признавая факт нарушения срока раскрытия информации и совершение административного правонарушения, заявитель просит  

Согласно пункту 18 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подпункте "г" пункта 12 настоящего документа, по форме согласно приложению N 1.

Из оспариваемого постановления следует, что предложение о размере тарифов на 2022 год, размещенное заявителем как 09 апреля, так и 19 апреля 2021 года не содержит информацию указанную в приложении № 1 Стандартов и, следовательно, не соответствует форме, установленной Стандартами. Предприятием размещена только информация об уровне тарифов по регулируемым видам деятельности за два полугодия 2022 года без основных показателей деятельности организации, подлежащих раскрытию в соответствии с формой  согласно приложению N 1 к Стандартам.

Таким образом, из оспариваемого постановления и отзыва на заявление видно, что ФКП допустило нарушение пунктов 17, 18 Стандартов раскрытия информации, то есть заявителю вменено совершение  административного правонарушения, состоящее из двух эпизодов, каждый из которых может самостоятельно составлять состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Не оспаривая наличие состава вмененного административного правонарушения, в заявлении по настоящему делу заявитель просит суд освободить его от административной ответственности, признав совершенное правонарушение малозначительным, обосновав исключительность совершенного правонарушения лишь по одному (первому) эпизоду, связанному с несвоевременным размещением на сайте  предложения о размере цен (тарифов) на 2022 год. При этом, обоснование исключительности допущения правонарушения по второму эпизоду, связанному с размещением на сайте информации не по установленной Стандартами форме, заявление не содержит.

В статье 2.1 КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данная норма корреспондируется с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 г. № 7-П, согласно которому лицо должно знать не только о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правонарушений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.

Суд считает, что в данном случае во вмененных оспариваемым постановлением  действиях (бездействии) заявителя, выраженных в раскрытии информации с нарушением установленных Стандартами порядка и срока размещения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация нарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Между тем, доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств совершения второго эпизода вмененного административного правонарушения заявителем не представлено, судом самостоятельно не установлено.

Ошибка предприятия при первоначальном размещении информации, допущенная  им в связи с упущением необходимости учета индексации, и, как следствие, дальнейшая необходимость её корректировки, никоим образом не может влиять на форму размещаемой информации и не исключает обязанность заявителя при раскрытии информации соблюдать требуемую форму и объем.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд признает, что допущенные заявителем действия не вызваны исключительными обстоятельствами и находились в зоне его контроля, что влечет признание оспариваемого постановления законным.

Нарушение процессуального характера при привлечении заявителя к административной ответственности, повлекших не полное и не объективное рассмотрение ответчиком дела, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности и после надлежащего уведомления об этом законного представителя заявителя.

Наказание  назначено   заявителю ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ, в соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ, что свидетельствует о полном соблюдении Госкомитетом не только принципа неотвратимости наказания, но и определения им адекватной меры наказания в целях достижения принципа справедливости.

Согласно части 1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления удовлетворению не подлежит.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211, 228 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

        Судья                                                                                         Ф.С. Шайдуллин